внеурочные игры
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 2 классов
МОУ «Акатьевская ООШ» на 2012 – 2013 учебный год
Объединение «Игры нашей местности»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности» для 2 класса на 2012 -2013 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования МОУ Акатьевской основной общеобразовательной школы.
Цель:
- содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- расширение знаний об истории, традициях и обычаях нашего села, вовлечение ребят в игру;
-формирование представлений о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни.
Задачи направлены на:
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
- воспитание чувства ответственности за своё здоровье.
Общая характеристика программы объединения «Игры нашей местности»
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре , насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). «Человеком можно стать , только играя», утверждал Ф Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живёт. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «Что есть «я» в этом мире?» Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагают сотрудничество, саморазвитие внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: роль игры в обществе исторически менялась , но она всегда была фактором развития культуры. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребёнка, поскольку:
- создают условия для их активности;
-предоставляют возможность выбора;
- создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;
- предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини – соревнования, упражнения для своих товарищей;
- нацеливают на способ достижения результата;
- учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;
- развивают учебно – познавательные мотивы.
Описание места программы в структуре ООП
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 34 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Дети должны:
знать историю своего края и народные игры своей местности;
уметь контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам;
понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
понимать необходимость правил соблюдения правил игры;
знать правила поведения в знакомом и незнакомом месте;
защищать честь и достоинство своих друзей;
укреплять здоровье учащихся, приобщать их к изучению народных игр;
содействовать обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитывать дисциплинированность;
понимать ответственность за своё здоровье.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»
К концу второго года обучения дети должны иметь представление:
1.Об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр;
2.Отрадициях русских народных праздников;
3.О культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
- Историю возникновения подвижных игр игр;
- Правила проведения игр, эстафет и праздников;
- Основные факторы, влияющие на здоровье человека;
- Правила поведения во время игры.
- О системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- О причинах травматизма и правилах его предупреждения;
должны уметь:
1.Выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
2. Проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
3. Владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
4. Применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
5. Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
6.Организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
7. Уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Дети научатся:
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
- проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Дети будут уметь:
- применять и выполнять правила игры;
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Содержание программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»
Содержание программы внеурочной деятельности объединения «Родное слово» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 2 класса. Место проведения занятий – спортивный зал, игровая площадка , стадион, футбольное поле.
Программа представлена пятью блоками: народные игры, игры на внимание, игры со скакалкой, подвижные игры, спортивные игры.
Основные разделы программы
№ |
Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
1 | Спортивно – оздоровительное объединение: «Игры нашей местности» | 34 |
|
|
1.1 | Народные игры | 8 | 8 | |
1.2 | Игры на внимание | 6 | 6 | |
1.3 | Игры со скакалкой | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Подвижные игры | 14 | 8 | 6 |
1.5 | Спортивные игры | 4 | 3 | 1 |
Формы внеурочной воспитательной работы спортивно-оздоровительного направления:
- Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике, карате и военно - спортивной подготовке.
- Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
- Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности | Дата Проведения |
|
| Народные игры |
|
1 | Какие бывают игры. Русская народная игра «Филин и пташка». | Выполнение игровых правил. Отработка игровых приёмов. Игра. |
|
2 | Правила игры. Обязательны ли они для всех? Русская народная игра «Горелки». | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. |
|
3 | Русская народная игра «Казаки – разбойники» | Правила игры. Проведение игры. |
|
4 | Русская народная игра «Кот и мышь». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. |
|
5 | Русская народная игра «Блуждающий мяч». | Правила игры. Проведение игры. |
|
6 | Русская народная игра «Селезень и утка» | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры | |
7 | Русская народная игра «Огородник и воробей» | Правила игры. Проведение игры. . |
|
8 | Русская народная игра «Блуждающий мяч»» | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры | |
Игры на внимание | |||
9 | Игра на внимание «Волки и овцы» | Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть | |
10 | Игра на развитие внимания «Шишки, жёлуди, орехи» | Знакомство с правилами и проведение игр. | |
11 | Игра на внимание «Перемена мест» | Знакомство с правилами и проведение игр. |
|
12 | Игры на внимание «Заметь всё», «Запомни порядок». | Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть | |
13 | Игра «Жмурки» | Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть | |
14 | Игра «Ловишка» | Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть | |
Игры со скакалкой | |||
15 | Игры со скакалкой. «Скакалочка» | Комплекс ОРУ со скакалкой. |
|
16 | Удочка | Правила игры. Проведение игры. |
|
|
| Подвижные игры |
|
17 | Игра «Салки с мячом». | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два |
|
18 | Игра с мячом «Охотники и утки». | Комплекс ОРУ с мячом. |
|
19 | Весёлые старты с мячом. | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два |
|
20 | 10. Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики» | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два |
|
21 | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
22 | Игры на меткость. Стрельба по мишеням. «Снежки» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
23 | Игра «Белки, волки, лисы». | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
24 | Игра «Прыгай через ров» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
25 | Игра «Мячик кверху» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
26 | Игра «Кошки – мышки» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
27 | Игра «Пятнашки обыкновенные» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
28 | Игра «Кто дальше», «Ручеёк» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть |
|
29 | Игра «Болото» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть | |
30 | Игра «Распутай верёвочки» | Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть | |
|
| Спортивные игры |
|
31 | Футбол | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. |
|
32 | Баскетбол. | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. |
|
33 | Пионербол | Проведение игры. |
|
34 | Спортивный праздник «Мир народных игр» | Спортивные состязания, эстафета. |
Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»
Мячи малые (теннисные) и большие набивные(1кг;2 кг;)
Футбольные и баскетбольные мячи;
Кегли;
Гимнастические обручи;
Скамейка гимнастическая жёсткая;
Гимнастическая стенка;
Скакалки гимнастические;
Маты гимнастические;
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой;
Игровое поле для футбола;
Ворота для футбола с сеткой;
Нагрудные номера;
Компрессор для накачивания мячей;
Аптечка медицинская;
Спортивный зал игровой;
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования;
Г.А.Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. – М. Просвещение ,2011
Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Издательский центр «Академия»,2000
Коротков И.М. Подвижные игры во дворе.- М.: Знание, 1987
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М. « Вако»,2004
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991
Никитин Б.В. Развивающие игры.- М.: Знание, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Внеурочная деятельность. Игры с жестами
Данные игры могут быть использованы на занятиях внеурочной деятельности курса " Давайте поиграем" ( ФГОС, программа " Перспектива")...
Программа внеурочной деятельности (кружок "Подвижные игры" ФГОС)
Программа составлена для учащихся начальных классов....
«ИГРА КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»
Презентация, слайд № 1 «ИГРА КАК КОРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» Презентация, слайд № 2. Игра помогает дел...
Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.
Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" (игры народов мира)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» (игры народов мира) для 1-4 классовБазовый уровень...
Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»
Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...