Программа кружка «Волшебный мир оригами»
рабочая программа (3 класс) на тему
Актуальность кружка «Волшебный мир оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени.
Занятия дают способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_origami.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена
Приказом №________
от «_»_______200__г.
Программа кружка
«Волшебный мир оригами»
(для учащихся 3-4 классов)
Составила:
Милюхина Светлана Леонардовна,
учитель начальных классов
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность кружка «Волшебный мир оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени.
Занятия дают способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.
Целью предмета является:
развитие общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам, воображения, смекалки, памяти;
воспитывать в детях целеустремленность, терпение, аккуратность, умение работать в коллективе.
В процессе работы из сложенных фигурок можно составлять предметные, сюжетные и орнаментные аппликации как индивидуальные, так и коллективные. Сначала обсудить с детьми тему аппликации. На предварительно подготовленный фон ребята самостоятельно накладывают сложенные фигурки; изделия можно передвигать, сравнивать их друг с другом, накладывать одна на другую, выбирая оптимальное положение. Такая практика способствует быстрому усвоению правил композиции. Обычно работа над многофигурной коллективной аппликацией выполняется следующим образом:
- Выбор сюжета.
- Выбор фигурок.
- Выбор размера фигурок.
- Выбор размера и цвета фона.
- Подбор бумаги для работы.
- Складывание фигурок.
- Раскрашивание фона.
- Расположение и наклеивание фигурок. Окантовка работы.
Занятия по оригами были составлены по материалам книги С. Ю. Афонькина и Е. Ю. Афонькиной. Уроки оригами в школе и дома» с использованием дополнительного материала из книг Т. Б. Сержантовой «365 моделей оригами», Т. И. Тарабариной «Оригами и развитие ребёнка».
Данная программа реализуется с 2013 года, ориентирована на учащихся третьего класса (9-10 лет), рассчитана на один год.
Содержание программы подобрано таким образом, что может выполнять следующие функции:
- Общеразвивающая - ориентирует на формирование общей культуры поведения, формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора.
- Познавательная – знакомит, расширяет, углубляет знания, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей.
- Научно – исследовательская – развивает навыки научно – исследовательской работы навыки работы с различными схемами, чертежами; навыки поиска дополнительного материала по предложенным темам.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Цель программы.
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в библиотеке.
(34 часа) Примерное тематическое планирование занятий
№ | Основные блоки | Количество часов | ||
Всего, дата | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Формирование группы. | 1 04.09.13. | 1 | |
2 | Беседа по охране труда. Входная диагностика | 1 11.09.13. | 1 | |
3 | Правила поведения на занятиях. | 1 18.09.13. | 1 | |
Объемное конструирование из бумаги. | ||||
4 | Материалы и инструменты. Приемы работы. | 1 25.09.13. | 1 | |
5 | Изделие «Коробочка» | 1 02.10.13. | 1 | |
6 | Изделие «Шар» | 1 09.10.13. | 1 | |
7 | Изделие «Лягушка» | 1 16.10.13. | 1 | |
8 | Сказка оригами «Роза и Нарцисс» | 1 23.10.13. | 1 | |
9 | Изделие «Зайчонок» | 1 30.10.13. | 1 | |
10 | Изделие «Журавлик» | 1 13.11.13. | 1 | |
11 | Изделие «Тюльпан» | 1 20.11.13. | 1 | |
Квилинг | ||||
12 | История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. | 1 27.11.13. | 1 | |
13 | Правила работы с бумагой в технике квилинга | 1 04.12.13. | 1 | |
14 | Изделие «Снежинка» | 1 11.12.13. | 1 | |
15 | Изделие «Бабочка» | 1 18.12.13. | 1 | |
16 | Композиция «Ангелы» | 1 25.12.13. | 1 | |
17 | Композиция «Подсолнухи» | 1 15.01.14. | ||
Модульное оригами | ||||
18 | История развития техники модульного оригами. | 1 26.01.14. | ||
19 | Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. | 1 29.01.14. | ||
20 | Волшебные свойства бумаги. | 1 05.02.14. | ||
21 | Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. | 1 12.02.14. | ||
22 | Композиция «Лебедь». | 1 19.02.14. | ||
23 | Композиция «Змей». | 1 26.02.14. | ||
24 | Изделие «Кактус с цветком» | 1 05.03.14. | ||
25 | Изделие «Попугай» | 1 12.03.14. | ||
26 | Композиция «Снеговик». | 1 19.03.14. | ||
Аппликация | ||||
27 | История возникновения техники аппликации. | 1 02.04.14. | ||
28 | Работа по трафарету, способы скрепления деталей. | 1 09.04.14. | ||
29 | Аппликация «Аквариум». | 1 16.04.14. | ||
30 | Аппликация «Цветы». | 1 23.04.14. | ||
31 | Аппликация «Букет цветов». | 1 30.04.14. | ||
32 | Аппликация «Цветы и бабочки» | 1 07.05.14. | ||
33 | Аппликация «Пруд» | 1 14.05.14. | ||
34 | Аппликация «Домашние животные» | 1 21.05.14. |
Список литературы:
С.Ю. Афонькин и Е. Ю Афонькина «Оригами» - Издательство «Аким», 1996 год
.С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина «Весёлые уроки оригами в школе и дома». Учебник СПб.; Издательский дом «Литература», 2001 год
Дополнительная литература
- Артистова У. «Своими руками – оригами». // Народное творчество. – 1995. №1. – С.25-27.
- Интернет сайты:
3. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Волшебный мир оригами"
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами»является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афоньки...
Рабочая программа кружка " Волшебный мир оригами"
Программа кружка «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обуче...
Программа предметного кружка «Волшебный мир оригами»
Программа предметного кружка «Волшебный мир оригами» рассчитана на два года. Содержит необходимые разделы: пояснительную записку, тематические и перспективные планы, ожидаемый результат, с...
Программа кружка «Волшебный мир оригами»
Пояснительная записка Актуальность кружка «Волшебный мир оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удер...
Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» для первого класса
Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» для первого класса...
Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами"
Программа направлена на интеллектуальное и творческое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Волшебный мир оригами"
внеклассная работа...