«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОНЯТИЕ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ.»
статья на тему

Калинина Татьяна Андреевна

В последние годы о педагогических технологиях написано много, однако в науке пока нет общепринятого определения понятия «педагогические технологии». Многозначность данной дифиниции подтверждает сложность и спорность данного вопроса. Так же выделяются показатели технологичности деятельности педагога:наличие четкого представления о педагогической цели; осознание последовательности шагов на пути к цели и тех этапов, на которых будут решаться конкретные задачи; наличие определенности профессиональных действий, выраженной в четком ощущении, осознании, понимании меры необходимого и достаточного приложения педагогических усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tekhnologii.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОНЯТИЕ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

В последние годы о педагогических технологиях написано много, однако в науке пока нет общепринятого определения понятия «педагогические технологии». Многозначность данной дифиниции подтверждает сложность и спорность данного вопроса. Так же выделяются показатели технологичности деятельности педагога:наличие четкого представления о педагогической цели; осознание последовательности шагов на пути к цели и тех этапов, на которых будут решаться конкретные задачи; наличие определенности профессиональных действий, выраженной в четком ощущении, осознании, понимании меры необходимого и достаточного приложения педагогических усилий.

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением , вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

 Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:
1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса,

В педагогической литературе описаны три типа инновационных подходов к образовательным технологиям:

радикальные — например, осуществление попытки перестроить,

весь учебный процесс на основе компьютерных технологий,

включая обучение через Интернет-сеть, дистанционное обучение,

виртуальные семинары, конференции, игры и пр.;

комбинаторные — соединение ранее известных элементов (новый

метод обучения как необычное сочетание известных приемов

и способов, например лекция-диалог или семинар: анализ критических

инцидентов по проблеме);

модифицирующие (совершенствующие) — улучшение, дополнение

имеющейся методики обучения без существенного ее изменения

(например, деловая или ролевая игра)

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо еще умение применять их в практической деятельности. Овладение технологиями становится приоритетным как при освоении педагогической профессии, так и при оценке качества образовательных услуг.

Список используемой литературы:

А.П.Панфилова «Инновационные педагогические технологии» учебное пособие для вузов, Москва, Изд. центр «Академия»2009г.

  1. Т.В.Хабарова «Педагогические технологии» Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2012г.
  2. Селевко Г.К. Учебное пособие. «Современные образовательные технологии» Москва. Народное образование. 1998г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии: понятие содержания

В статье кратко описывается понятие "Педагогическая технология", структура и содержание....

Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".

В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....

Педагогическая направленность: понятие и структура.

Педагогическая деятельность -особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, полити...

Выступление на педагогическом совете.Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Основным моментом модернизации современной системы образования по ФГОС, является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредство...

Педагогическое обоснование понятия "критическое мышление"

В современной школе учителя все чаще стараются применять технологии развития критического мышления. Однако определение этого понятия - сложное и многоаспектное. В статье предсталенны пять пунктов, кот...

«Здоровьесберегающие технологии – понятие и общая характеристика»

Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии –понятие и общая характеристика»...