Духовно-нравственное воспитание учащихся специальных (коррекционных) классовVII вида средствами уроков ритмики
материал по теме
Выступление, технологическая карта к уроку ритмики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 47.84 КБ |
tekhn.karta_rp.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание учащихся
специальных (коррекционных) классов VII вида
средствами уроков ритмики
Новые стандарты в образовании ориентируют педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности - одной из приоритетных задач государства в сфере образования. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Для того, чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, необходима продуманная программа воспитания.
В своей работе я опираюсь на Нормативно-правовую основу преподавания в специальных (коррекционных) классах VII вида, состоящую из следующих документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004г. - в стратегии перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт 2009г.
- Концепция коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психоречевого развития
Из этих документов важнейшим (идеологически базовым) является концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, на основе которой и создана школьная Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовывать действия учителя, обучающихся и родителей, педагогов дополнительного образования, узких специалистов при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе. Воспитание должно носить системный характер и проявляться во взаимодействии урочной, внеурочной деятельности, в работе с семьёй, социальными институтами и т.д. Основной акцент падает на урочную деятельность в коррекционных классах, которая имеет продолжение в группе продлённого дня. Именно там заложены вопросы коррекции психологических особенностей детей. Учебный план компенсирует недостатки образовательной и эмоционально-личностной сферы ребёнка. Предметы носят коррекционную направленность. Особое внимание уделяется трудовой подготовке, коррекционно-развивающим групповым и индивидуальным занятиям. А также специальной подготовке, включающей в себя коррекционный курс «Ритмика».
Важнейшие документы учителя начальных классов - Рабочая программа и согласованная с ней Программа воспитательной работы с классом.
Пример из Рабочей программы по литературному чтению (Приложение № 1)
Особое место в учебной программе специальных (коррекционных) классов VII вида занимает предмет «Ритмика». Это поддерживающий курс, коррекционный. Характерные для детей с задержкой психоречевого развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость достаточно хорошо поддаются коррекции на этих уроках.
Остановимся на технологическом сопровождении учебного занятия по ритмике.
Ценности в системе, включаемые в содержание и методическое решение учебного занятия по ритмике:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Направленность курса . Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию школьников, помогают преодолевать отклонения. Корректируют недостатки общей и речевой моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовые ориентировки, корригируют познавательные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывают положительные качества личности (дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие способности, способствуют эстетическому воспитанию.
Основным направлением на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность.
Она состоит из 4 разделов:
- Ритмико-гимнастические упражнения (развитие слухового внимания, коррекции двигательных навыков, пространственной ориентировки и др.)
- Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (для развития чувства ритма, музыкального слуха и памяти и др.)
- Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку ( на развитие слухового внимания, чувства ритма, творческой активности)
- Народные пляски и современные танцевальные движения (формирование чёткости, точности движений, воспитание эстетических, нравственных чувств, коммуникативное общение)
В рамках Рабочей программы, соотнесённой с Программой духовно-нравственно развития и воспитания обучающихся, на данных уроках формируется ценностное отношение к своему здоровью, представление об эстетических идеалах, отношение к прекрасному, нравственные чувства и этическое сознание, а также трудолюбие и умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности.
Пример из Рабочей программы по ритмике (Приложение № 2)
Основной из задач уроков ритмики является укрепление психического и физического здоровья школьников средствами музыки: формирование правильной осанки, походки; развитие общей и мелкой моторики, снижение психологического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения.
Особенностью уроков ритмики является положительный эмоциональный фон всей деятельности учащихся, построенный на сочетании музыки, движения и слова. Дети должны испытывать чувство удовлетворения, радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания.
Обратимся к технологиям обучения ритмике. Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые технологии, такие, как:
(примеры упражнений и игр в Приложении № 3 )
- Логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыкальное или шумовое сопровождение)
- Ритмопластика и ритмическая гимнастика
- Психогимнастика под музыку
- Ритмодекламация
- Корригирующие игры с пением
- Коррекционные подвижные и пальчиковые игры
- Пластико-речевой театр
- Импровизации
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную нагрузку детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребёнка с одного вида деятельности на другой.
Новые направления в ритмике дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков.
Используются эффективные методы и приёмы:
- показ движения учителем, отдельным учеником;
- прохлопывание или простукивание ритма, счёт;
- дыхательная гимнастика;
- пластический этюд;
- символы-жесты;
- слово-напоминание, слово-указание, слово-сигнал; поощрение;
- слушание музыки; разминка;
- прослушивание музыки, пропевание мелодии;
- многократное закрепление движений и их последовательности;
- «танцы» рук;
- объяснение;
- игры на внимание;
- игры-команды;
- личный пример;
- релаксация;
- элементы соревнования (кто лучше покажет движение, станцует).
Обучение танцам на уроках ритмики открывает практически неограниченные возможности для реализации физического, эстетического, познавательного, творческого потенциала личности. Занятия учат детей не только понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувство коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и её сотворчества.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, его творческих возможностей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение и как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной литературы, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
(демонстрация фрагмента исполнения танца, фото)
Модель урока ритмики (технологическая карта) (Приложение №4)
В основу обучения детей на уроках ритмики положено игровое начало. Речь идёт о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке не является наградой или отдыхом после нелёгкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится её смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе.
Результат.
Диагностика (результаты диагностики отражены в презентации; по этическим соображениям в доклад не внесены)
Исходя из педагогических наблюдений и результатов диагностики во 2б классе из 12 учащихся были сформированы группы по схожим индивидуально-психологическим особенностям:
- гиперактивные – 5 учеников
- гипоактивные – 5 учеников
Гиперактивных детей отличает разбалансированность двигательной активности, эмоциональная неустойчивость, низкая произвольность внимания и поведения, импульсивность.
В противоположность им гипоактивным детям свойственны: тревожность, низкая концентрация внимания, неуверенность, трудности включения в учебную деятельность, медлительность, низкий темп деятельности.
Эти дети не могли точно выполнять основные движения под музыку, упражнения на координацию рук и ног, танцевальные движения.
- Объём слуховой памяти ниже возрастной нормы.
Неполноценность слуховых анализаторов – 1 уч.
- Неполноценность зрительных анализаторов – 1 уч.
- Уровень развития пространственной ориентировки
- Речевое развитие и активный словарь
- Учебная мотивация
Из результатов диагностики следует, что уроки ритмики способствуют всестороннему развитию детей с задержкой психоречевого развития. Мои ученики с удовольствием приходят на занятия. И я стараюсь поддерживать этот интерес. Процесс творчества безграничен – возникают новые идеи, выразительные образы. Дети, не имеющие возможности реализовать себя во многих других видах деятельности, пробуют себя в творчестве, учатся жить в обществе, общаться с окружающими, становятся более дружелюбными и отзывчивыми.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На уроках ритмики происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности. Я считаю, этот урок мог бы стать полноправным третьим уроком физкультуры в обычных классах, так как обладает широкими возможностями в плане обучения, воспитания и развития учащихся. Содержание его может решать задачи нравственного, эстетического, физического, экологического и трудового воспитания.
Логоритмика – ритмо-речевые фонемотические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребёнка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом.
Логоритмика предполагает чёткий ритм в речи и движениях. Логоритмические игры и упражнения сопровождаются музыкой с чётко выраженным ритмом или ударными и народными или шумовыми инструментами, которые задают чёткий темпоритм и его смену.
В этом направлении можно широко использовать ритмический диктант, ритмическое «эхо», пальчиковый аккомпанемент, «танцы» рук, хлопки, притопы, удары палочек, карандашей и т.д.
Ритмопластика и ритмическая гимнастика помогает ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения, учит ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов танца.
Психогимнастика под музыку способствует развитию адекватных эмоций, правильной мимики, раскрытию игрового и музыкального образа, корригирует нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, способствует своевременному переключению ребёнка с одного вида деятельности на другой.
Методы и приёмы, используемые в этом направлении:
- мимические этюды
- игры на эмоции
- игры на внимание
- слушание музыки
- этюды на тему
- этюды-диалоги
- упражнения с воображаемыми предметами
- дыхательные упражнения
- релаксация
Ритмодекламация – чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения.
Удачно подобранные по характеру текст и музыкальное произведение, помогают детям почувствовать образ, ритм и настроение, так как произнося текст, ребёнок активно воспринимает музыку.
Исполнение произведений должно быть спокойным, умеренным по темпу, чтобы помочь ребёнку почувствовать музыкально-поэтический образ, формируя тем временем естественное звучание его голоса и речевое дыхание, корректируя дикцию и выразительность.
Главное, чтобы текст и музыка были понятны и доступны детям.
Корригирующие игры, в которых речь, музыка и движение тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребёнка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные. корригирующие игры как раз и подразумевают использование символов-жестов.
Это детские потешки, попевки, чистоговорки, стихи, где каждое слово или строчка подкрепляются жестами. Возникающие образы более выразительны, близки и понятны. Развиваются детские эмоции, которые в свою очередь, сказываются на формировании правильной детской мимики.
Важный этап в коррекционной работе – трансформация знакомых корригирующих игр из индивидуальных в парные, коллективные, подвижные.
Импровизация, пантомима и творческий этюд (недостаточно применяемая форма)
- на заданную тему
- с заданием ориентировки в пространстве
- пластические этюды с предметами, с использованием жестов-символов
- программные и свободные хореографические этюды
Приложение № 3
ПСИХОГИМНАСТИКА способствует развитию адекватных эмоций, правильной мимики, раскрытию игрового и музыкального образа, корригирует нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, способствует своевременному переключению ребёнка с одного вида деятельности на другой.
- Прилетела надоедливая пчела. Она опускается прямо на нос. Прогоните её без рук: морщите нос, крутите носом вверх, в стороны. Улетела. Муха на лбу. Улетела. (выполнить 2 раза) лицо расслаблено, становится гладким. Исчезли все морщинки.
- Все умеют танцевать, прыгать, бегать и скакать,
Но все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряженье…
И становится понятно – расслабление приятно.
- Руки не напряжены, а расслаблены.
Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются!
«Загораем»
Представьте себе, что ноги загорают на солнышке. Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись (потрогать твёрдые мышцы). Напряжённые мышцы стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох-выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем. Держим… Держим…
Напрягаем… Загораем! Опускаем! (резко)
Ноги не напряжены, а расслаблены.
- Дышите – не дышите, дышите – не дышите.
Всё в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите! Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь.
И с весёлым настроеньем все урок вы завершите.
- «Подуем»
Подуем на плечо, подуем на другое.
Нам солнце горячо пекло дневной порою.
Подуем мы на грудь, и грудь свою остудим.
Подуем мы на облака… И остановимся пока… (дыхание по тексту)
Приложение № 3
ЛОГОРИТМИКА - ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребёнка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом.
- «Кот-хвастун»
Кто нитку прядёт? Кто, кто? Кот!
А ткань кто трёт? Кто, кто? Кот!
А кто куртку шьёт? Кто, кто? Кот!
А кто из кладовки сметанку крадёт?
Молчит кот, только облизывает рот.
- Старушка шила сапожки, сапожки для сороконожки.
Рассеянная старушка взяла иголку, катушку.
Старушка шила, спешила, но вот о чём позабыла:
На правые – левые ножки разные шьют сапожки.
Старушка все сорок сапожек сшила для правых ножек.
Бедная сороконожка скачет на правых ножках,
Ждёт, чтобы сшила сапожки старушка на левые ножки.
- «Продукты»
Жили-были сыр, котлеты,
Мармелад, зефир, конфеты,
Соки, овощи и фрукты.
Называем их – продукты,
Называем их – еда,
Очень любим их всегда!
- «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы!
- Мы сено косили, косили, косили. Мы сено носили, носили, носили.
Мы сено собрали, собрали, собрали. Мы сильно устали, устали, устали.
На сено упали – всю ночь мы проспали.
Но солнце взошло – мы косить снова стали.
И снова косили, и снова носили.
И снова устали, но сено собрали.
И спали, и спали, и спали на сене
От воскресенья до воскресенья!
- Балалайка, балалайка! Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан! Разверни бока, баян!
К небу поднимаем трубы. Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьём, бренчим, дудим, барабаним и трубим!
Приложение № 3
РИТМОПЛАСТИКА И РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА помогает ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения, учит ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов танца.
- Шарик, шарик мой воздушный (подкидывает шарик то левой, то правой рукой)
Непоседа непослушный.
Шарик круглый, шарик гладкий, (описывает руками круг, «трогает шарик, гладит,
Шарик тонкий, шарик мягкий. нажимает»)
Из-под рук он вылетает
Вверх! Но я его поймал, («ловит шарик вверху,
Нитку к пальцу привязал. наматывает»)
Вправо шарик, влево шарик, (руки параллельно вверху вправо и влево)
Мой светящийся фонарик.
Дай, тебя я обниму («обнимает шарик,
И к щеке своей прижму. прижимает к щеке»)
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не улетай!
- Большая жёлтая луна восходит в небе звёздном.
Свой яркий луч мне шлёт она и шепчет: - Очень поздно!
Луна встаёт, а мне в кровать! И до утра придётся спать!
Большая жёлтая луна бледнеет и заходит.
Погасли звёзды. И видна заря. И солнце всходит.
Я встану. А луне в кровать! До вечера её надо спать!
- Просыпайся! - Просыпаюсь!
Поднимайся! - Поднимаюсь!
Умывайся! - Умываюсь!
Обливайся! - Обливаюсь!
Вытирайся! - Вытираюсь!
Одевайся! - Одеваюсь!
Собирайся! - Собираюсь!
И прощайся! – Я прощаюсь!
- Эй, ребята, что вы спите? На зарядку становитесь!
Справа – друг, и слева – друг! Вместе все в весёлый круг!
Под весёлые напевы повернёмся вправо – влево.
Руки вверх! Руки вниз. Вверх! И снова наклонись.
Вправо, влево головою. Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой! Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой!
Повернись направо к другу, правую дай другу руку.
Повернись налево к другу, левую дай другу руку.
Шаг назад и два вперёд, вправо-влево поворот.
Покружимся, повернёмся, снова за руки возьмёмся.
Три шага вперёд, дружок! Станет тесным наш кружок.
Покружились. Потолкались. Повернулись. Разбежались!!!
- - Эй, лошадка! И-го-го! –Но, лошадка! Но! Но! Но!
- Скок, лошадка! Скок – скок! Цок, лошадка! Цок, цок, цок!
- Выше ножки! Топ, топ! Веселее! Гоп, гоп!
- Колокольчик – Дон, дон. Громче, громче звон, звон.
- Гоп, лошадка! Гоп, гоп! Тпр-ру-у, лошадка! Стоп, стоп!
- Мы играем на гармошке, громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем, руки кверху поднимаем.
Наши ножки: топ, топ. Наши ручки: хлоп, хлоп.
Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.
- Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ, топ! Правой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех?
Руки вниз и наклонились, на полруки положили.
А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнём: посидим и спать пойдём!
- А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём. (взявшись за руки, качаются вправо-влево,
Ветер по морю гуляет, ветер лодочку качает. вперёд-назад)
Вёсла в руки мы берём, быстро к берегу гребём. («гребут вёслами»)
К берегу пристала лодка, мы на берег прыгнем ловко. (приседают и прыгают вперёд)
И поскачем по лужайке, будто зайки, будто зайки. («скачут»)
- Тики-так, тики-так. (наклоняем голову вправо-влево)
Так ходики стучат.
Туки-так, туки-так. (поочерёдно правой и левой рукой описываем перед собой круги)
Так колёса стучат.
Токи-ток, токи-ток. (стучим кулачками)
Так стучит молоток.
Туки-ток, туки-ток. (стучим каблучками)
Так стучит каблучок.
- Я в ладоши хлопаю и ногами топаю.
Руки разотру, тепло сохраню.
Ладошки, ладошки… утюжки-недотрожки,
Вы погладьте руки, чтоб играли лучше.
Вы погладьте ноги, чтобы бегали по дороге.
- У меня спина прямая. Я наклонов не боюсь:
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь.
Раз, два, три, четыре. Три, четыре, раз, два.
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу,
Никуда я не спешу.
Раз, два, три, четыре. Три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться, и присесть, и наклониться.
Повернусь туда-сюда! Ох, прямёшенька спина!
Приложение № 3
ПЛАСТИКО-РЕЧЕВОЙ ТЕАТР
- «Медведь»
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.
Облизывает лапу сластёна косолапый.
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. (отмахивается)
А пчёлы жалят мишку: - Не ешь наш мёд, воришка!
(щиплет себя за нос, щёки, губы, ладошки, изображая жалящих пчёл)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу, (идёт вперевалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (ложится)
- «Ёжик»
По сухой лесной дорожке топ-топ-топ топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки для сыночка или дочки.
Если подкрадётся волк – превратится ёж в клубок. (сворачивается)
Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку.
Ёж не тронет никого. Но и ты не тронь его! (встаёт и продолжает топать по дороге)
- «Зайка»
Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздаётся: кто-то по лесу крадётся. (пугливо оглядывается)
Заяц путает следы, убегает от беды:
Прыгнул вбок и обернулся и под кустиком свернулся
Словно беленький клубок, чтоб никто найти не смог. (свернулся в клубок)
- «Петух»
Ах, красавец, петушок! На макушке гребешок!
А под клювом-то бородка, очень гордая походка:
Лапы кверху поднимает, важно головой кивает.
Раньше всех петух встаёт, громко на заре поёт.
- Ку-ка-ре-ку! Хватит спать! Всем давно пора вставать!
- «Кошка»
Осторожно, словно кошка, от дивана до окошка
На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться, распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка: спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик я помою, словно котик,
И опять свернусь колечком, словно кот у тёплой печки.
- «Зайка»
Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздаётся: кто-то по лесу крадётся.
Заяц путает следы, убегает от беды.
Прыгнул вбок и оглянулся и под кустиком свернулся
Словно беленький клубок, чтоб никто найти не смог.
Приложение № 3
КОРРИГИРУЮЩИЕ ИГРЫ,
в которых речь, музыка и движение тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребёнка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные. корригирующие игры как раз и подразумевают использование символов-жестов.
Это детские потешки, попевки, чистоговорки, стихи, где каждое слово или строчка подкрепляются жестами. Возникающие образы более выразительны, близки и понятны. Развиваются детские эмоции, которые в свою очередь, сказываются на формировании правильной детской мимики.
Важный этап в коррекционной работе – трансформация знакомых корригирующих игр из индивидуальных в парные, коллективные, подвижные.
- «Башмачок»
Ритмические задачи: Ритмичное выполнение движений, чёткая правильная пластика, сохранение темпа, развитие памяти.
Логопедические задачи: Чёткое произнесение всех слов и предложений, согласованность речи и движений с текстом.
Как-то плясала малютка Джой Мягкие «пружинки»
И башмачок потеряла свой. Правый носок в сторону, вперёд, в сторону, назад
Нет возле дома, Переступая, полуповорот вправо, руки в стороны
В зелёном саду, То же влево
Нет и рыбок в прозрачном пруду. Мягкое кружение
Был бы хоть след, Движение в круг или вперёд
Но какая беда: Ладони к щекам, покачать головой
Канул, исчез Вернуться на место
Башмачок без следа. Покружиться
Джой обежала тысячу стран, Бег по кругу или врассыпную
Переплыла, не боясь, океан. Руками «плыть»
К небу взбиралась, Руки вверх, шаги в круг
Спускалась на дно, Из круга с наклоном
Но башмачка не нашла всё равно. Палец к губам, поклон
- «Дом, который построил Джек»
Ритмические задачи: Смена динамики и ритма движения по тексту, синхронное выполнение по одному, в парах, в кругу.
Логопедические задачи: Чёткое произнесение всех слов и предложений, согласованность речи и движений с текстом.
Вот дом, Руками «крыша»
Который построил Джек, Горизонтальные хлопки в парах по плечам друг друга
А это пшеница, «Посыпать» пальцами на другую ладонь
Которая в тёмном чулане хранится Закрыть ладонями глаза себе, друг другу
В доме, который построил Джек. Движения 1-2
А это весёлая птица-синица, «Клювики» или махи руками
Которая … Движения 1-2-3
Вот кот, Поза и когти кота
Который пугает и ловит синицу, … В парах поменяться местами
Вот пёс без хвоста, Помахать рукой за собой
Который за шиворот треплет кота, … Потрепать себя или друг друга
А это корова безрогая, Кулачки к голове
Лягнувшая старого пса без хвоста, … Дрыгнуть ногой, с 1 по …
А это молочница строгая, Руки на груди, ногу выставить
Которая доит корову безрогую … «Сдоить» с пальцев
А это ленивый и толстый пастух, Выпятить живот, руки в стороны
Который бранится с молочницей Притопы ногой, грозить пальцем
строгою…
- «Дождик»
Ритмические задачи: Смена динамики и ритма. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.
Логопедические задачи: Чёткое произнесение всех слов и предложений, согласованность речи и движений с текстом.
Дождик, дождик, Пальцами «дождик»
Кап, да кап!
Ты не капай долго так! «Погрозить»
Хочется идти гулять, «Поворотики»
Бегать, прыгать и скакать. По тексту
Дождик капал на траву, «Погладить» траву
На деревья, на листву. Руки вверху
А ребят он не догнал, «Поворотики»
Рассердился, перестал. «Погрозить»
- «Сороконожка»
(Дети стоят друг за другом, взявшись за локти)
Ритмические задачи: Согласованность движений друг с другом, ритмическое их выполнение, активность, сохранение единого темпа движений.
Логопедические задачи: Чёткое произнесение всех слов и предложений, согласованность речи и движений с текстом.
Мчится утром по дорожке Идут «паровозиком»
Быстрая сороконожка.
Громко ножками стучит, Топающий шаг
По делам она спешит.
Зацепилась за пенёк, Остановка
И задрала сорок ног! Одновременно поднять правые ноги, затем левые
Хи-хи-хи! Три хлопка справа
Да ха-ха-ха! Три хлопка слева
Вот какая чепуха! Четыре раза дрыгнуть правой ногой
Хи-хи-хи! Три хлопка справа
Да ха-ха-ха! Три хлопка слева
Вот какая чепуха! Четыре раза дрыгнуть левой ногой
Вот какая чепуха! Лёгкий бег «паровозиком»
(Можно проводить игру несколькими колоннами. Чья колонна быстрее построится и выполнит все движения слаженно, не разорвав «цепочку»)
- «Дождик»
Ритмические задачи: Смена динамики и ритма. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.
Логопедические задачи: Чёткое произнесение всех слов и предложений, согласованность речи и движений с текстом.
Дождик песенку поёт, Пальцами по коленям
Не пойму не я, не ты. «Удивление»
Но зато пойму цветы Руками «цветок»
И зелёная трава, «Погладить» траву
И весенняя листва. Руки вверху «листья»
Лучше всех поймёт зерно - Пальцами «посыпать»
Прорастать начнёт оно. Пальцами пошевелить вверху
- «Мышки»
Ритмические задачи: Развитие памяти, чёткое выполнение и своевременная смена движений.
Логопедические задачи: Чёткое произнесение всех слов и предложений, согласованность речи и движений с текстом.
Мышки под полом сидят, Сидят на корточках
За котом они следят. Смотреть поочерёдно из-под руки
Кот здесь близко, не беда, Грозят пальцем
Не боимся мы кота. Машут руками
Выйдем, мышки, поиграть Ходьба врассыпную
И себя всем показать. «Поворотики»
Мы станцуем «мышь-балет». Поочерёдно ногу на носок
Да, пока кота здесь нет, Шаг вправо, шаг влево
Мы станцуем «мышь-балет». Повертеть «хвостом».
(На окончание музыки выбегает кот, ловит мышей).
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
Технологическая карта урока ритмики в 3 классе. «Весеннее настроение»
Структура урока | Цель этапа | Воспитатель-ные задачи этапов урока | Средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
личностные | метапредмет-ные | предметные | ||||||
I. Оргмомент. | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Формировать умение вслушива-ться в характер музыки и выра-жать его в дви-жении. | Муз.фон- маршевая музыка | Приветствие уча-щихся. Настрой на урок. | Выход под музыку, построение, привет-ствие гостей. | Внутренняя позиция на основе положи-тельного отношения к занятию, учителю, друг к другу. Моти-вация учебной дея-тельности, положи-тельный эмоциона-льный настрой. | Соблюдение пра-вил поведения учащихся на уроке. | |
II.Актуализация знаний. Определение темы, цели урока. | Выявить знания учащихся по пре-дмету. Сформиро-вать представление о том, над чем будут работать на уроке. | Воспитывать эс-тетический вкус учащихся, форми ровать навыки оценки музыки с духовно-нравст-венных и этичес-ких позиций. | Задаёт вопросы, подводит к опреде-лению темы урока, корректирует отве-ты учащихся. | Отвечают на поста-вленные вопросы. | Внимательно слушать вопросы учителя и ответы одноклассни-ков, контролировать себя. | Умение правиль-но формулиро-вать ответы на вопросы. | Применение зна-ний по предмету в ответах на вопро-сы. | |
III. Закрепление знаний. Приме-нение их в но-вой ситуации. 1. Разминка. 2. Релаксация. 3.Парная пляска «Сударушка». 4. Фольклорная игра Плетень». 5. Релаксация. 6.Шумовой оркестр «Полянка». 7.Русский хороводный танец «Пойду ль я». 8. Релаксация. IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Развивать чувство ритма, координа-цию и чёткость движений, спосо-бность к импро-визации. Снизить психоло-гическое напря-жение. Формировать дви-гательные навыки: характерный шаг парами по кругу, кружение в парах, по одному коор-динировать свои движения в парах. Формировать дви-гательные навыки: характерный шаг с притопом; изменять темпоритм движе-ния в соответствии с текстом: чётко произносить слова и их окончания. Снизить психоло-гическое напря-жение. Развивать чувство ритма, скорость реакции, способ-ность дифференци-ровать на слух; формировать спосо-бность к активной творческой совме-стной деятельности. Корректировать на-чало и окончание движения с нача-лом и окончанием музыки; координи-ровать движение в танце; развивать эмоциональную вы-разительность, тво-рческие способно-сти, коммуникати-вность, стремление к созданию выра-зительных образов. Снизить психологи-ческое напряжение. Дать оценку успеш-ности достижения цели. | Воспитывать му-зыкальный вкус, потребность слу-шать и двигаться под музыку. Развивать у уча-щихся умение чув-ствовать эмоцио-нальное состояние музыкального произведения и выражать его в движениях. Воспитывать ком-муникативные ка-чества, интерес и уважение к музы-кальной культуре своего народа. Формировать спо-собность к акти-вной творческой деятельности. Развивать умение чувствовать своё эмоциональное состояние. Совершенствовать музыкально-эсте-тические чувства. умение выражать себя в творческой деятельности. Развивать музыка-льное восприятие образов народной музыки, уважение к духовным тради-циям России. Развивать умение чувствовать своё эмоциональное состояние. Воспитывать отве-тственность, кри-тичность. | Муз.фон - вальс Шуберта, стихотворн. строки Стихотвор. строки, ков-рики, запись пение птиц, муз.фон «Одинокий пастух» Муз.фон - рус.народная мелодия «Сударушка» Длинная верёвка, стих. строки – слова игры Текст дыха-тельного упражнения «Подуем» Муз.фон– «Полянка», шумовые муз.инстру-менты Муз.фон– рус.нар.пес-ня «Пойду ль я» Текст упраж-нения | Предлагает погу-лять по весеннему лесу: направляет движение учащихся, показывает изобра-жение деревьев. Предлагает отдох-нуть на полянке – ковриках: лечь, послушать пение птиц, размять кры-лья и тело (пока-зывает упражнение) Задаёт вопросы о танцах, корректи-рует ответы; пред-лагает показать дви-жение танца; кор-ректирует движение и темпоритм во время исполнения. Предлагает поиг-рать в игру, повто-рить слова игры. Предлагает отдох-нуть произносит текст и выполняет упражнение вместе с детьми. Включает метро-ном, говорит о темпоритме; задаёт вопросы, предла-гает оркестру сыг-рать ритмичную музыку. Предлагает испол-нить хороводный танец (прежде: пов-торить движения) Предлагает отдох-нуть, произносит слова упражнения. Задаёт вопросы, корректирует отве-ты, благодарит за работу. | Двигаются по указа-нию учителя «змей-кой», на носочках, по диагонали, «врассыпную»; по показу изображают деревья. Берут коврики и ложатся, слушают пение птиц, по показу изображают пробуждение птиц. Отвечают на воп-росы, показывают движения танца, исполняют парный танец. Хором проговарива-ют слова игры, включаются в игро-вую деятельность. Произносят текст и выполняют упраж-нение вместе с учителем Отвечают на воп-росы; берут инст-рументы, повторяют исполнение под счёт без музыки, затем – с музыкаль-ным сопровождени-ем. Повторяют основ-ной хороводный шаг, осанку, движе-ния танца, исполня-ют хоровод. Произносят слова одновременно с упражнением. Отвечают на вопро-сы, подводжят ито-ги работы на уроке. | Желание выполнять движения, положите-льный эмоциональ-ный настрой. Расслабление всех групп мышц. Коммуникативные навыки, умение рабо-тать в парах. Коммуникативные навыки, умение рабо-тать совместно с груп пой учащихся. Расслабление всех групп мышц. Слуховое внимание, желание играть на музыкальных инстру-ментах, умение соот-носить свои действия с действиями товари-щей. Коммуникативные навыки, умение рабо-тать в группе учащих-ся. Расслабление всех групп мышц. Адекватная самооце-нка, контроль своих действий. | Выполнять движе-нять, не мешая друг другу, соблю-дать дистанцию. Умение снимать своё мышечное напряжение. Уважительное отношение к парт-нёру, партнёрше. Уважительное от-ношение друг к другу, выполнять движения, не ме-шая друг другу, соблюдать прави-ла игры. Умение снимать своё мышечное напряжение. Бережное отноше-ние к музыкаль-ным инструмен-там, знание пра-вил пользования ими. Уважительное отношение друг к другу. Уважительное отношение друг к другу. Умение адекватно оценивать резуль-таты своей деятель ности. | Умение правильно выполнять движе-ния, держать осан-ку. Переключение с одного вида дея-тельности на другой. Исполнение пар-ного танца. Выполнение дви-жений одновре-менно со словами игры. Переключение с одного вида дея-тельности на другой. Умение отбивать ритм на музыкаль-ных инструментах различать на слух смену ритма. Исполнение хоро-водного танца од-новременно с пе-нием песни. Исполнение хоро-водного танца одновременно с пением. Закрепление зна-ний по предмету. |
Приложение № 2
Календарно-тематическое планирование по ритмике
(фрагмент)
№ п/п | Название раздела. Тема урока | Воспитательная цель урока | Элемента содержания | Знания, умения по теме |
1. | Двух-, трёх- и четырёх- дольные размеры. Движения под музыку со сменой темпоритма. | Воспитывать интерес к музыке, потребность слушать музыку через включение игр на внимание. | Разминка. Различение на слух размеров мелодии, совершенствова-ние движений под музыку со сменой темпоритма. | Знать двух-, трёх- и четырёхдольные размеры музыки. Уметь выполнять основные движения под музыку. |
2. | Перестроение из колонны. Усложнённые упражнения в координации движений рук и ног. | Воспитывать внимательность, ответственность, самостоятель- ность при выполнении упраж-нений через введение логорит-мических упражнений. | Разминка. Усложнённые упражнения в координации движений рук и ног при исполнении отдельных «па» и разученных танцев. | Знать основные движения. Уметь выполнять перестроение из колонны, упражнения на координацию движений рук и ног. |
3. | Движения под музыку. Импровизация движений на заданную тему. | Воспитывать интерес к музыке, потребность слушать и двигать-ся под музыку через включение игр-импровизаций. | Общеразвивающие упражнения. Отработка танцевальных движений: галоп, хороводный шаг, притопы. | Знать общеразвивающие упражнения. Уметь выполнять танцевальные движения. |
4. | Ходьба и бег под музыку, по центру. | Формировать умение вслушивать ся в характер музыки и переда-вать его в движении через смену темпа движения. | Разминка. Ходьба и бег под музыку, по центру с изменением темпа движе-ния, с переходом от умеренного к бстрому или медленному темпу. | Знать основные движения под музыку. Уметь выполнять танцевальные движения. |
5. | Танец «Круговой галоп». Венгерская народная мелодия. | Способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса и уважения к музыкальной культу-ре разных народов через введение коммуникативных игр-танцев. | Общеразвивающие движения с лента-ми. Разучивание танцевальных дви-жений кругового галопа. | Знать общеразвивающие движения с лентами. Уметь выполнять танцевальные движения кругового галопа. |
6. | Построение с использовани-ем лент. Отработка элемен-тов кругового галопа. | Построение с использованием лент. Отработка элементов венгерского танца «Круговой галоп». | Уметь определять ритм, начало и окончание движения в танце по звуча-нию музыки. | |
7. | Танец «Хоровод». Импровизация движений на заданную тему. | Воспитывать у учащихся возмо-жность чувствовать разное эмо-циональное состояние человека, которое выражается в музыке, через введение игр-импровиза-ций. | Разминка. Разучивание танцевальных движений «Хоровод». Импровизация движений на заданную тему. | Знать танцевальные движения. Уметь выполнять их. |
8. | Отработка элементов танца «Хоровод». | Общеразвивающие упражнения. Исполнение танца под музыку. | Знать общеразвивающие упражнения. Уметь исполнять танец «Хоровод» под музыку. | |
9. | Упражнение с предметами. Инсценирование песен. | Воспитывать стремление к твор-ческому самовыражению, грамо-тному владению эмоциями, пониманию прекрасного через введение корригирующий игр с пением. | Разминка. Упражнения с предметами. Инсценирование песен, игры с пением | Уметь выполнять упражнения с пред-метами, инсценировать песни. |
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
(фрагмент)
№ п/п | Название раздела. Тема урока | Воспитательная цель урока | Элемента содержания | Знания, умения по теме |
III. Поэтическая тетрадь (8 часов) | ||||
24 | Ф.Ю.Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний. | Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литера-туры; развитие нравст-венных чувств, уважения к культуре народов России через прослушивание музыкальных произведений русских компо-зиторов | Выразительное чтение, использование интонации, соответствующей смыслу стихотворения. Восприятие и понима-ние эмоционально-нравственных пере-живаний. Декламация стихов. Связь ли-тературы с музыкой и живописью. | Учить читать стихотворные произведе-ния наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. |
25 | А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Своеобразие ритма и построение строк. | Раскрытие богатства окружаю-щего мира и человеческих отношений, рождение чувства гармонии через отбор языковых средств выразительности. | Выразительное чтение, использование интонации, соответствующей смыслу произведения. Выделение языковых средств. | Знать произведения А.А.Фета. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. |
26 | Картины природы, настроение в стихах Е.А.Баратынского «Весна, весна!», «Где сладкий шёпот…» | Воспитание чувства прекрасного в жизни, формирование в ребёнке собственного отношения к действительности через исполь-зование приёмов сравнения. | Тема природы в стихах. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Соблюдать интонации. | Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства. |
27 | Взаимоотношение человека с живой природой в стихо-творении А.Н.Плещеева «Дети и птичка». | Воспитание чувства любви к Родине, её природной красоте через использование приёмов олицетворения. | Понимание содержания произведения: тема, основная мысль. Отношение к животным. | Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы. |
28 | И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями… Тема любви к Родине. | Воспитание чувства любви к Родине, её природной красоте через использование произве-дений русской живописи. | Тема любви к Родине в стихах. Иллюст-рация в книге и её роль в понимании произведения. Связь литературы с живописью. Декламация стихов. | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы. |
29 | Н.А.Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки» Тема детства. | Воспитание эстетического чув-ства, эмоционально-нравствен-ной отзывчивости через использование личного опыта учащихся. | Тема детства в стихах Н.А.Некрасова. Выразительное чтение, соблюдение интонации, соответствующей смыслу произведения. Декламация стихов. | Уметь читать стихотворные произведе-ния наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства. |
30 | И.А.Бунин. «Листопад». Неповторимый и красочный образ родной природы. | Воспитание любви к родной природе, её неповторимой кра-соте через использование образ-ных языковых средств. | Произведения о Родине. Выделение языковых средств художественной выразительности (сравнение). Деклама-ция стихов. | Знать творчество И.А.Бунина. Уметь анализировать образные язы-ковые средства, различать жанры художественных произведений. |
31 | Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь». | Воспитание интереса к произ-ведениям русских классиков. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствова-ние всех видов речевой деятель-ности через проведение игры «Счастливый случай». | Произведения выдающихся представи-телей русской литературы. Понимание содержания литературных произведе-ний. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. | Знать/понимать изученные литератур-ные произведения и их авторов, основ-ное содержание изученных литератур-ных произведений. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нор-мы русского языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
:«Формирование метапредметных УУД у обучающихся специальных коррекционных классовVII вида путём развития у них мнемических процессов памяти».
Познакомить участников мастер-класса с развитием мнемических процессов памяти у обучающихся специальных коррекционных классовVII видав условиях учебно - игровой деятельности ».Повышение собствен...
Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...
Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...
Физическое воспитание учащихся специальной коррекционной школы.
Работа с детьми в коррекционной школе...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.
Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...
Духовно-нравственное воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения.
Основной задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) школе является не только формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, но и воспитание нравственных каче...