Физическое воспитание учащихся специальной коррекционной школы.
методическая разработка по физкультуре на тему

киреева галина михайловна

Работа с детьми в коррекционной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическое    воспитание учащихся специальной коррекционной школы.

Важно отметить, что физическое воспитание как общественное явление занимало важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования. Вместе с изменением общественных отношений менялись сущность и характер физического воспитания.

В настоящее время физическое воспитание играет значительную роль в общем развитии человека. Так, занятия физической культурой и спортом способствуют подготовке человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых в их профессиональной трудовой деятельности. И поэтому в школах  для  умственно отсталых детей организуются  занятия физической культурой на уроках, во внеурочное время, в спортивных мероприятиях.

Физическое воспитание, применительно к системе специальных коррекционных школ, понимается как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушений, имеющихся у учащихся этих школ.

Главная цель системы физического воспитания – достижение каждым человеком физического совершенства. Под физическим совершенством понимается исторически обусловленный идеал физического развития и двигательной подготовленности человека, обеспечивающий ему наилучшую приспособленность к жизни. В этом понятии сочетаются  как требования общества к людям, так и личные потребности человека (здоровье, долголетие, физическая привлекательность и др.)

Физическое воспитание подрастающего поколения является органичной частью всей системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития личности и духовных сил школьников. В процессе физического воспитания  в коррекционных школах решаются задачи укрепления здоровья школьников, развития их физических способностей, расширения функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания их нравственности и волевых качеств: патриотизма, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности и т.д.

Физическое воспитание как педагогический процесс предполагает осознанную деятельность людей – учителя и ученика: первый, используя педагогические методы, передает второму знания, умение и навыки; второй -  воспринимает, усваивает и применяет их.  

Как форма организации двигательной деятельности физическое воспитание характеризуется:

-четко поставленной и социально обусловленной целью, задачами, конкретизирующими ее, и прогнозируемым результатом;

-наличием преобразующего процесса, отвечающего поставленной цели и включающего формы и методы улучшения физических возможностей школьников;

-специфическими условиями и средствами, обеспечивающими эффективность преобразующего процесса в соответствии с принципами физической культуры.

Цель физического воспитания и его прогнозируемый результат связаны с программой социально-экономического развития общества, которая предусматривает всестороннее и гармоничное развитие личности, наиболее полное раскрытие ее физических сил.

Цель физического воспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и заключается во всесторонней физической подготовке подрастающего поколения к активному творческому труду.

Прогнозируемый результат физического воспитания заложен в требованиях государственных тестов и учебных программах по физическому воспитанию.

Преобразующий процесс двигательной деятельности в физическом воспитании составляет суть учебно-воспитательной работы, включающей обучение двигательным действиям, воспитание физических качеств, а также овладение знаниями основ теории физической культуры и т.д.

 Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы вспомогательной школы. Во вспомогательной школе оно осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально - трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и производительному труду.

Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы

 Как известно, нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой, в свою очередь, неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.  Об этом писали Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Е.Н.Правдина-Винарская, В.Г.Петрова и др.

 Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей - олигофренов двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, накладывающие отрицательный отпечаток не только на физическое развитие, но и на социализацию личности, на развитие познавательной и трудовой деятельности, социально-трудовую адаптацию по окончании школы.

О том, что поражения центральной нервной системы, имеющиеся у умственно отсталых детей, накладывают серьезный отпечаток на их физическое развитие и моторику, создавая большое разнообразие нарушений, писали еще в своих трудах Э.Сеген, и Ж.Демор.  Характерными признаками недостатков моторики детей-олигофренов являются однообразие, угловатость, неритмичность, наличие синкинезий. В некоторых случаях имеет место замедленность движений или, напротив, общее двигательное беспокойство, нарушается способность к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных стереотипов (особенно по речевой инструкции), быстрой смене моторных установок, при этом элементарные движения оказываются относительно сохраненными. У одних умственно отсталых детей нарушается формирование целенаправленных движений, а у других – запаздывает автоматизация ряда движений.

Классификация нарушений физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательных школ, разработанная  А.А.Дмитриевым,  представляет собой два блока:

I – Нарушение физического развития:

            1 – отставание в весе;

            2 – отставание в росте;

            3 – нарушения осанки;

            4 – нарушения в развитии стопы;

            5 – нарушения в развитии грудной клетки;

            6 – парезы, параличи верхних конечностей;

            7 – парезы, параличи нижних конечностей;

            8 – отставание в показателях объема жизненной емкости легких;

            9 – отставание в показателях окружности грудной клетки;

            10 – аномалии черепа;

            11 – дисплазии;

            12 – аномалии лицевого скелета.

            II .Нарушения в развитии двигательных способностей:

а) нарушения координационных способностей:

            1 – нарушение точности движений в пространстве;

            2 – нарушение точности движений во времени;

            3 – нарушение координации движений;

            4 – нарушение ритма движений;

            5 – нарушение дифференцировки мышечных усилий;

            6 – нарушение равновесия;

            7 – нарушение пространственной ориентировки;

б) отставания в развитии двигательных качеств:

            1 – отставание в развитии силы основных групп мышц (рук, ног, спины, живота)

            2 – отставание в развитии быстроты: быстроты движений рук, ног, скорости одиночного сокращения

            3 – отставание в развитии выносливости к повторению быстрой, динамичной работы, к работе субмаксимальной      мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп (рук, ног, живота, спины)

            4 – отставание в развитии скоростно-силовых качеств (показатели – прыжки, метания)

            5 – отставания в развитии гибкости и подвижности в суставах

А.А.Дмитриев предложил разделить умственно отсталых детей на группы с учетом данных медицинского анамнеза, углубленного медицинского осмотра, обследования учащихся с помощью карты медико-педагогического контроля, где отмечаются показатели физического развития (рост, масса тела, жизненная емкость легких, окружность грудной клетки, состояние осанки и стопы) и двигательных способностей (сила, быстрота, выносливость, гибкость, скоростно-силовые качества, равновесие, точность дифференцирования временных интервалов и мышечных усилий), кроме того, учитываются данные анализа качественных характеристик движений в основным локомоциях (ходьба, бег, прыжки, метания) и психолого-педагогических характеристик.

Ученики первой группы  имеют физическое развитие и уровень двигательных способностей выше среднего уровня учащихся вспомогательной школы. Они не страдают соматическими заболеваниями, быстрее других овладевают двигательными умениями и навыками, имеют в основном положительные психолого-педагогические характеристики. Эти ученики могут выполнять достаточно высокие физические нагрузки, легко их переносить и быстро после них восстанавливаться.

Физическое развитие и уровень двигательной подготовленности учащихся, отнесенных ко второй типологической группе (52,3\%), можно было определить как средние; они медленнее, чем ученики первой группы, овладевают двигательными умениями и навыками на уроках физической культуры. У них часто отмечаются сопутствующие основному дефекту нарушения – ослабленное зрение, неправильная осанка, ожирение первой степени и некоторые другие отклонения. Дети этой группы имеют в основном положительные психолого-педагогические характеристики. Эти ученики выдерживают достаточно высокие нагрузки, быстро восстанавливаются после них, однако в целом уступают школьникам первой группы по этим параметрам.

Ученики третьей группы  имеют средний или ниже среднего уровень физического развития и двигательных способностей. Эти дети медленнее, чем дети второй группы, овладевают двигательными умениями и навыками, вместе с тем практически каждый из них страдает серьезными соматическими заболеваниями, часто двумя-тремя сразу (это заболевания зрительного, слухового аппарата, энурез, ожирение II  степени, нарушения осанки и стопы, хронический холецистит и др.). В психолого-педагогических характеристиках этих детей отмечается много отрицательных черт: неустойчивость внимания, раздражительность, неумение доводить начатое до конца и т.д. Эти учение выдерживают  незначительные физические нагрузки и быстро восстанавливаются после них.

Уровень физического развития и двигательных способностей учеников  четвертой группы  ниже среднего; эти школьники могут овладеть лишь элементарными умениями и навыками в таких локомоциях, как ходьба, бег. У детей этой группы имеется и ряд различных соматических заболеваний: нарушения слуха и зрения, энурез, ожирение, эписиндром, головные боли, головокружение и другие. В психолого-педагогических характеристиках учеников этой группы отмечаются такие особенности, как неустойчивость внимания, отклонения в поведении, неумение пользоваться инструкцией, низкая работоспособность, неумение доводить начатое дело до конца и т.д. Физические нагрузки таким детям планируются минимальные, с учетом их умственного развития, соматических заболеваний, степени овладения двигательными умениями и навыками. Упражнения выполняются небольшими порциями.

Согласно классификация Н.А.Козленко в зависимости от своего физического развития учащиеся коррекционной школы подразделяются на четыре группы:

К группе среднего гармоничного развития относятся дети со средними, выше среднего, ниже среднего и высокими показателями роста при средних и выше средних показателях веса и окружности грудной клетки, при отсутствии у ребенка отклонений в телосложении и состоянии здоровья.

Группу чрезмерно негармоничного развития составляют дети, у которых при тех же показателях роста, что и в первой группе, высокие показатели веса и окружности грудной клетки или только один из них.

К группе ниже среднего физического развития относят детей среднего, выше среднего роста при недостаточном весе и окружности грудной клетки (ниже среднего).

В группу плохого физического развития входят дети:

а) имеющие высокие, выше среднего и средние показатели роста при резком отставании веса и окружности грудной клетки;

б) имеющие показатели веса, роста и окружности грудной клетки в пределах ниже среднего;

в) с низким показателем роста и со средними или пониженными показателями веса и окружности грудной клетки;

г) с нарушениями телосложения.

Приведенные данные свидетельствуют, что у многих учащихся младших классов нарушено физическое развитие, и подчеркивают правильность положения о том, что физическое воспитание в коррекционных школах должно носить коррекционную и оздоровительную направленность. Ведь отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии не могут не влиять на умственную и физическую работоспособность этих детей.

Важно отметить еще одну особенность физического развития учащихся вспомогательной школы: суммарные показатели физического развития как у мальчиков, так и у девочек имеют тенденцию непрерывного роста, но развитие носит неравномерный характер, и на разных этапах соотношение между различными показателями имеет разнонаправленный характер.

Учителю физкультуры очень важно знать состояние двигательных функций своих учеников. Для изучения состояния двигательных функций  умственно отсталых детей существенное значение имеет определение их физической подготовленности, т.е. определение их возможностей выполнять с максимальным эффектом бег, прыжки, метание. Результаты бега на скорость на 10 м у многих учащихся вспомогательной школы значительно хуже, чем у учащихся массовой школы. Обращает на себя внимание пестрота результатов учащихся вспомогательной школы, чего не наблюдается у учащихся массовой школы. Низкие результаты учащихся школы VIII вида объясняются прежде всего  недостаточной мышечной силой школьников, а также тем, что умственно отсталые дети не могут правильно организовать свои двигательные возможности.

Умственно отсталым учащимся трудно также выполнять движения по словесному указанию учителя. Эта особенность объясняется недостаточным развитием у них регулирующей функции речи и бедным запасом активного словаря, связанного с двигательной деятельностью.

По классификация  В.М.Мозгового, в зависимости от характера нарушений произвольных движений умственно отсталые дети условно  подразделяются на 6 групп:

Первую группу составляют наиболее сохранные умственно отсталые дети, моторика которых по визуальной оценке не имеет двигательной недостаточности. Замедленность движений объясняется непониманием детьми двигательной установки. Они как бы фотографируют действия учителя, просят повторить упражнение несколько раз. Дети этой группы недостаточно ловки и быстры в движениях.

Вторую группу составляют дети с олигофренией в степени дебильности (торпидные), у которых наряду с нарушениями темпа выполнения движений отмечаются затруднения в воспроизведении упражнений по предложенному образцу. Такие дети быстро устают. Выраженных нарушений моторики у них не отмечается, но они плохо дифференцируют движения по времени и амплитуде.

Третью группу составляют умственно отсталые дети с олигофренией в степени дебильности (заторможенные), у которых наряду с нарушениями темпа выполнения упражнений отмечаются пространственные нарушения, слабая дифференцировка силовых усилий, временных показателей. При выполнении упражнений на координацию они не различают понятия левая – правая сторона.

Четвертую группу составляют дети –  психопатоподобным синдромом, у которых страдает в основном временная дифференцировка движений. Таким детям очень трудно сосредоточиться и начать какое-либо упражнение и трудно довести его до конца. Дети данной группы готовы выполнять упражнения только по частям.

Пятую группу составляют дети с олигофренией в степени имбецильности с достаточно сохранной моторикой. Упражнения статического характера им доступны. Двигательные недостатки проявляются у них в динамической организации движений. Такие дети затрудняются в переключении с одного вида движения на другой, не могут выполнять серию движений в определенной последовательности, каждое движение воспринимают

изолированно, им характерна персеверация движений. Движения этими детьми выполняются медленно, сами дети несобранны, иногда они отказываются выполнять то или иное упражнение до конца.

Шестую группу  составляют умственно отсталые дети с легкой формой имбецильности, у которых страдает организация движений в пространстве, их плавность, переключаемость с одного на другое, их дифференцировка. Движения медлительны, неловки. Дети часто не в состоянии справиться с заданием. Степень нарушения отдельных компонентов движений неодинакова.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что у большинства умственно отсталых детей имеется задержка в развитии произвольных движений, страдают динамические и кинематические характеристики движений. В процессе обучения учитель физкультуры должен суметь выявить эти нарушения и классифицировать их.

Значение физического воспитания в коррекционной школе

Определяя основные направления воспитательной работы с детьми, следует исходить из того, что каждый ребенок прежде всего должен быть здоров, а его жизнь охраняется взрослыми, этот раздел в плане школы и конкретных воспитателей обозначается как физическое воспитание.

 Важно отметить, что физическое воспитание занимает особое положение в системе коррекционно-воспитательной работы школы, поскольку физическое состояние и двигательные возможности умственно отсталого ребенка во многом определяют его общую дееспособность в обучении и в труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.

У многих учащихся имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмии, дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; отсутствует согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. Физические же нагрузки способствуют увеличению сердцебиения, мышца сердца под влиянием физических нагрузок сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам.   Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотечение.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечных, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Физические упражнения вызывают повышение потребности организма в кислороде, в результате чего увеличивается “жизненная емкость” легких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление  легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Легкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.

У умственно отсталых детей также замечено отставание в росте, весе от возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Нередко у таких детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые скомпенсировались к школьному возрасту и стали практически незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке и в усложненных двигательных заданиях. Эти нарушения и многие другие, которые имеются в двигательной сфере умственно отсталых, могут создавать значительные трудности при овладении программным материалом. И поэтому коррекция и развитие движений и устранение имеющихся у умственно отсталых детей недостатков является не только целью занятий физической культурой, но и необходимым условием успешного осуществления физического воспитания в целом.

Процесс  физического воспитания в коррекционной школе  направлен на решение таких задач, как коррекция и компенсация нарушений моторики, содействие оптимальному физическому развитию ребенка,  закаливанию организма, повышению его физической подготовленности, развитию двигательных качеств и т.д. Развитие двигательных качеств оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, улучшение функционального состояния  системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья, а также более успешному формированию двигательных умений и навыков, в том числе трудовых.

Важность физического воспитания в деле развития умственно отсталого ребенка заключается также и в том, что одним из важнейших условий гармоничного развития личности является достаточная двигательная активность. Аномальным детям, как установлено, свойственна гипокинезия, которая ухудшает состояние организма и способствует появлению ряда заболеваний. Выход из этого может быть только один: своевременное применение физиологически обоснованных физических нагрузок. Можно даже считать, что аномальные дети больше нуждаются в мышечной деятельности, чем здоровые.

Физическое воспитание учащихся с учетом их отклонений в психическом и физическом развитии является важным и ответственным участком учебно-воспитательной работы в коррекционной школе. Вся система физического воспитания этих детей направлена на всестороннее развитие, подготовку к трудовой деятельности. Вследствие особенностей психического и физического развития учащихся вспомогательной школы физическое воспитание имеет здесь свою специфику. Оно состоит в том, что образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи решаются одновременно с задачами коррекции недостатков умственного и физического развития и нарушений моторики, то есть коррекционная направленность определяет собой специфику физического воспитания.

Важно также отметить, что при умственной отсталости явно недоразвита регулирующая функция речи в организации целенаправленных движений и формируется она только при активной коррекционно-воспитательной работе. Проводимая коррекционная работа способствует также воспитанию у учащихся таких качеств, как внимательность, сосредоточенность, умение пользоваться словесной инструкцией при организации своих движений, терпеливость, целеустремленность и т.д.

Физическое воспитание содействует и формированию нравственных качеств: у детей воспитываются и закрепляются коллективистические навыки, товарищество, правильное отношение к требованиям дисциплины, чувство чести класса, школы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что физическое воспитание умственно отсталых учащихся является важным участком всей учебно-воспитательной работы в коррекционной школе, и оно занимает одно из важнейших мест в подготовке  данной категории детей к самостоятельной жизни и производительному труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические и практические рекомендации к дидактическим играм для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида.

Даны рекомендации по подготовке и проведению кроссвордов, шарад, логопедических задач и тематических викторин по теме "Живой мир"...

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся специальных коррекционных школ 8 вида на тему "Продовольственный магазин. Покупка продуктов"

На данном уроке дети расширяют представления о видах магазинов и разнообразии товаров, формируется положительный интерес и способность к сотрудничеству со взрослыми и друг с другом....

Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ.

В данной статье описываются формы и методы работы сотрудников ГКОУ РО школа 7 вида №7 г. Азова с семьями учащихся. ...

Исследование игровой деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Реферат отражает особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ...

Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».

В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению....