Коррекционно – развивающее занятие «Заяц – Коська и родничок» (по тексту А. Грибачёва)
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Коррекционно – развивающее занятие «Заяц – Коська и родничок» (по тексту А. Грибачёва) для 1 класса составлено на основе сказкотерапевтической программы Н.М. Погосовой «Погружение в сказку». На занятии используются много разнообразных приёмов, игр, упражнений, которые направлены на решение цели и задач занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно – развивающее занятие «Заяц – Коська и родничок» | 80 КБ |
презентация к занятию | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Исследования последних лет показывают, что обучающиеся с нарушенным интеллектом поступают в школу с проблемами в эмоционально-волевой сфере. Не исключением явились учащиеся нашей школы. А ведь, эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее.
Таким образом, формирование и развитие эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей, обучающихся в условиях коррекционной школы нам представляется важным и актуальным при применении коррекционно - развивающих занятий, проводимых совместно учителем и психологом школы.
Коррекционно – развивающее занятие «Заяц – Коська и родничок»
(по тексту А. Грибачёва) для 1 класса составлено на основе сказкотерапевтической программы Н.М. Погосовой «Погружение в сказку».
На занятии используются много разнообразных приёмов, игр, упражнений, которые направлены на решение цели и задач занятия.
Тема. «Заяц – Коська и родничок» (по тексту А. Грибачёва)
Цель : формирование эмоционально-волевой сферы детей.
Задачи:
- Знакомить обучающихся со свойствами воды через «путешествие» по тексту А. Грибачёва.
- Развивать моторику и координации движений.
- Развивать произвольное внимание через упражнения на наблюдения, умения максимально концентрироваться над происходящим.
- Развивать связную речь при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли.
- Корректировать эмоциональное и телесное напряжение.
- Воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.
Оборудование: орехи, ленты, шарф, дорожка, аппликатор Кузнецова, презентация «Заяц – Коська и родничок».
Ход занятия
Сегодня у нас необычное занятие - мы отправимся в сказку, где речь пойдёт о воде. | Слайд 1 |
У. Давайте вспомним то, что мы знаем о воде. Какая бывает вода? Д. Холодная, теплая, жидкая, текучая, прозрачная, шелковистая, бархатистая, освежающая, свежая, чистая, мутная, грязная.. У. А бывает твердая вода? Когда такое случается? Д.Когда вода замерзает, превращается в снег, лед, град. У. Бывает ли вода легче воздуха? Когда? Д.Когда вода испаряется, то превращается в пар, туман, облака. У.Где вода встречается в природе? Д.В реке, озере... У. В нашем зале есть ручей. Но чтобы к нему попасть необходимо пройти по одной из трех дорог. Каждая из трех дорог приведет вас к ручью. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимаете от ступней и заполняет все тело. Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани). Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше. волшебной силы, чем первая. Третья дорога — самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две. Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать, чтобы попасть в сказку и подойдите к ней. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой. Итак, мы подошли к началу ручейка. У.Как называется то место, где начинается ручей? Д.Родник, ключ, источник. У.Откуда в роднике вода? Д.Она вытекает из-под земли. Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу даст нам волшебный ручеек. Ведущий включает аудиозапись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру), вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой». Пройдя по «ручейку», каждый садится на стул в позу расслабления. У. Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке? | Развитие связной речи Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения Слайд 2 |
Надеемся, что вы будите внимательные и наблюдательные, «путешествуя» по сказке, у вас всё получится. Итак, сказка начинается. | Ситуация успеха |
Сказка Живет в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет. Упражнение 1. Гимнастика для глаз Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз. Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза. Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку. — Ты кто такая? — Я белка. — А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь. — Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме готовлюсь. Упражнение 2. Орешки У. Как белка готовится к зиме? Д.Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи. У. Белка прислала для вас орешки. Ведущий выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху. • Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, а затем другой руки. • Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой. • Дети врашают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения. — Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них. Упражнение 3. Прохлада Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха. — А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с. Бежит Коська дальше. Видит — дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то. — Ты кто? — спрашивает Коська. — Я филин Сёмка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю. Упражнение 4. Филин Дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: у-ху, у-ху... Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха. Упражнение 5. Страх Педагог исполняет роль филина, дети — роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение. Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет. — Ты кто? — спрашивает Коська. — Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края. — Вот здорово, -- обрадовался Заяц. — Побежали наперегонки. — Побежали, — согласился Родничок. Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца. Упражнение 6. Ручеек Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), забегают на холм (лесенку), сбегают с холма, перебегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору (за занавеску), выбегают из-за горы. После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы ведущего. — Когда на вашем пути встретился мост, что вы сделали? (Мы пробежали под мостом). Аналогичные вопросы ведущий задает про другие препятствия. Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино. — Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, — забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты? — А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее! Упражнение 7. Роднички и река Все дети — «роднички». Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг («роднички» сливаются в одну «реку»). Ведущий делает попытки разъединить, расцепить руки детей, но у него не получается: дети крепко держатся за руки. После этого ведущий обращает внимание детей на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная. Снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные «роднички». При соединении в реку ведущий спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?» — Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые? Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро. Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет. — Эй, Родничок, где ты? — А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит — в небе облачко покачивается. — Да как же ты туда попал? — удивился Коська. Упражнение 8. Удивление Ведущий исполняет роль «родничка». Дети, по очереди обращаясь к ведущему, спрашивают: «Да как же ты туда попал?» — Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело — я в облачко превратился. Упражнение 9. Облачко — Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо? Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко. Дети плавно передвигаются: приседают, тянутся пальчиками вверх. Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит — шумит что-то. — Эй, кто там? — закричал Коська. — Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся. Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился. Упражнение 10. Сугробы и солнышко Педагог — «солнышко», дети - «сугробы» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «сугробы», сравнивает их со знакомыми объектами. Ведущий спрашивает детей, во что или в кого они превратились. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает «сугробам» растаять. «Растаявшие сугробы» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.
| Слайд 3 Слайд 4 Развитие мелкой моторики рук Развитие моторики речевого аппарата Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения Слайд 5 Закрепление умения ориентироваться в пространстве Слайд 6 Формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать . Слайд 7 Развитие произвольного внимания Развитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем. Слайд 8 |
Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка и назовем их. Дети по очереди рассказывают о превращениях Родничка. (Сначала Родничок превратился в ручей. Потом он стал рекой. Затем Родничок поднялся вверх и превратился в облачко. Из облачка Родничок выпал на землю дождем. Зимой Родничок стал снегом.) | Слайд 9 |
А теперь оцените свою деятельность на занятии. — Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось? | Воспитание добрых чувств |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заяц Коська и Родничок. Безударные гласные в корне.
В основу урока взят мультфильм "Заяц коська и Родничок". Ребята вместе с героями мульфильма путешествуют, выполняя различные задания. В уроке есть фрагменты мультфильма, музыкальные физминутки. А...
Коррекционно-развивающее занятие по работе с текстом во 2 классе (VII вид)
Занятие предназначено для обучающихся 2-ого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, направлено на формирование умений сознательного чтения, повышения скорости чтения, р...
Коррекционное-развивающие занятие по формированию временных представлений "Заяц и осень"
Для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение 2 класс с. 58-61. " Зайчонок и осень" (сказка) В помощь учителям, воспитателям,дефектологам....
Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"
В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...
Презентация к коррекционно-развивающему занятию "Учимся работать с текстом"
Презентация к коррекционно- развивающему занятию "Учимся работать с текстом"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Текст. Признаки текста. Заглавие"
Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия по курсу "Логопедические занятия" по теме "Текст. Признаки текста. Заглавие" - 1 класс.Прилагается к конспекту презентация за...