Конспект коррекционно-развивающего занятия "Текст. Признаки текста. Заглавие"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия по курсу "Логопедические занятия" по теме "Текст. Признаки текста. Заглавие" - 1 класс.Прилагается к конспекту презентация занятия и рабочий лист для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

по курсу «Логопедические занятия», 1 класс

учитель-логопед ГБОУ Школа №1228 «Лефортово»

Ткаченко М.Ф.

Коррекционно-развивающее занятие по курсу

«Логопедические занятия», 1 класс.

Логопедическая тема: Текст. Признаки текста. Заглавие.

Лексическая тема : Насекомые.

Грамматическая тема: Предложение. Текст.

Цель: Развитие умения отличать текст от группы предложений, выделять признаки текста, определять основную тему текста.

Задачи:

Образовательные:

- учить определять границы предложений в связном речевом высказывании;

- формировать умения выделять средства связи предложений в тексте;

- учить определять в тексте опорные слова, озаглавливать текст;

    – формировать умения определять тему текста, формулировать основную мысль;

– учить отвечать на вопросы по содержанию текста;

– совершенствовать сложные формы фонематического и слогового анализа;

– развивать языковый анализ и синтез;

– отрабатывать навык чтения предложений, текстов;

коррекционные:

– совершенствовать фонематические представления;

– развивать психические процессы, составляющие базу формирования письма и чтения;

– развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, зрительно-пространственные ориентировки;

– развивать самостоятельность, самоконтроль;

– формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации;

воспитательные:

– воспитывать положительное отношение к процессу обучения;

- воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: емкость с фасолью, набор фигурок «Насекомые», камни Марблс, рабочий лист, цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Мотивация к деятельности
  1. Организационный момент.

Развитие фонематического синтеза.

Добрый день, ребята!

Просит учащихся занять рабочие места по инструкции.

– Сядет тот, кто придумает слово:

Слушай и запоминай,

И красиво называй:

Все слова со слогом СО:

Соня, сода…..

Слог в задании можно изменять.

2. Сообщение темы занятия.

Учитель-логопед моделирует игровую ситуацию для сообщения темы занятия.

- Послушайте меня внимательно. Наступила весна. На улице стоит теплая погода. Ребята отправились на прогулку в весенний лес. Воздух свежий. Над цветами порхают бабочки. Жужжат шмели и пчелы. Хорошо.

(Учитель-логопед просит выдвинуть предположение о теме занятия, озвучивает тему)

  1. Актуализация необходимых знаний.

Развитие графо-моторных навыков.

- Ребята, откройте тетради. Самостоятельно выполните задание: обведите и допишите рукописные буквы. (слайд 2)

Учитель логопед проверяет задания.

  1. Организация познавательной деятельности.

1. Развитие сложных форм фонематического анализа. Работа по лексической теме.

а) Беседа по лексической теме занятия.

Учитель-логопед проводит игру «Кто спрятался». Демонстрирует ящик с фасолью, предлагает учащимся отыскать в ящике фигурки, назвать их, рассказать, что знаешь о данном насекомом. По необходимости дополняет ответы учащихся.

б) Составление звуко-буквенных схем слов.

Предлагает учащимся самостоятельно составить звуко-буквенные модели представленных слов. (слайд 3)

2. Работа по основной теме занятия.

а) Развитие умения отличать текст от группы предложений.

Учитель-логопед просит прочитать записи на доске. Определить, где написан текст, а где группа предложений, аргументировать свой выбор. Называет основные признаки текста.

(слайд 4)

1) Мальчик увидел бабочку.

На столе стоит кувшин с водой.

Ваня нашёл большой гриб.

2) На цветок села бабочка.

Витя увидел бабочку.

Он хотел поймать её рукой.

Но бабочка улетела.

б) Развитие умения определять границы предложений в тексте.

Учитель-логопед просит прочитать текст, определить границы предложения внутри текста, установить основную мысль текста, подчеркнуть названия насекомых.

- Как на письме обозначаем границы предложений? (ответы учащихся). Правильно! Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку. Определите границы предложений. Большую букву закрасьте красным цветом, точку – синим.

Учит давать полные ответы на вопросы по содержанию текста, подбирать иллюстрацию

к тексту. (слайд 5,6)

Насекомые весной

Весна разбудила насекомых над полями жужжат первые жучки яркие бабочки порхают с цветка на цветок шмели снуют в поисках

пыльцы по траве ползают красные божьи коровки.

траве ползают красные божьи коровки.

- Проверьте, правильно вы выполнили задание (слайд 7)

5) Динамическая пауза «Бабочка». (слайд 8)

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся. (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется. (покружиться)

6) Работа по основной теме занятия.

а) Выделение признаков связного текста. Тема текста. Заглавие

Учитель-логопед предлагает прочитать текст. Просит ответить на вопросы. (слайд 9,10)

____________________________

Было тёплое утро. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Пчёлы трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.

– Подумайте, можно ли назвать написанные предложения текстом? Почему?

Сколько предложений в данном рассказе?

– Из чего состоит текст? Как расположены предложения в рассказе?

– Какие слова связывают предложения друг с другом? Прочитайте эти слова.

Педагог чертит на доске простейшую схему связи предложений в тексте.

– О чем говорится в рассказе? Придумайте заглавие.

– Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Насколько точно она передает содержание

текста?

– Составьте самостоятельно схему первого предложения.

Организует проверку задания.

7) Закрепление изученного материала. Развитие умения отличать текст от

группы предложений, выделение признаков связного текста, тема текста, заглавие

Учитель-логопед предлагает выполнить задание самостоятельно. Просит прочитать предложения, подумать и выбрать только те предложения, из которых можно составить текст, озаглавить текст. (слайд 11)

- Какие предложения  вы выбрали? (ответы учащихся – 1, 2,3,6)

-Почему? (объединены общей темой: говорится о весне.)

- Как можно озаглавит текст? (Весна)

Организует взаимопроверку выполнения задания в парах или фронтально

__________________________

  • Пришла весна.
  • Листья опадают с деревьев.
  • Расцвели жёлтые одуванчики.
  • Вот и бабочка появилась на полянке.
  • Река покрылась льдом.
  • Бабочка порхает с цветка на цветок.

IV. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся.

– Как отличить текст от группы предложений? Назовите признаки текста. (заслушиваются ответы учащихся). Учитель-логопед делает вывод.

– Выложите из камешков Марблс волшебную бабочку (можно дать трафарет).

Учитель-логопед оценивает эмоциональное состояние учащихся по цвету камней, которые они выбирают. Просит оценить свою работу на занятии.

Используемая литература:

1.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников,- М., «Владос», 1995 г.

2. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Методические рекомендации по организации логопедической работы в период обучения грамоте, -М., Редкая птица, 2017г.

3. Зегебарт Г.М. Учение без мучения,- М., Генезис ,2016

Рабочий лист

  1. Обведи и допиши рукописные буквы.

  1. Составь звуко-буквенные схемы слов.

  1. Прочитай текст. Определи границы предложений. Красным карандашом выдели начало предложения, синим – конец. Подчеркни названия насекомых. Какая картинка соответствует тексту?

Насекомые весной

Весна разбудила насекомых над полями жужжат первые жучки яркие бабочки порхают с цветка на цветок шмели снуют в поисках

пыльцы по траве ползают красные божьи коровки.

траве ползают красные божьи коровки.

  1. Прочитай текст. Придумай и напиши заглавие.

______________________________________________________

Было тёплое утро. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Пчёлы трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.

  1. Выбери предложения, из которых можно составить текст. Озаглавь текст.

__________________________

  • Пришла весна.
  • Листья опадают с деревьев.
  • Расцвели жёлтые одуванчики.
  • Вот и бабочка появилась на полянке.
  • Река покрылась льдом.
  • Бабочка порхает с цветка на цветок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-развивающее занятие по курсу «Логопедические занятия» Тема: «Текст. Признаки текста. Заглавие.» Подготовила учитель-логопед Ткаченко М.Ф. ГБОУ Школа №1228

Слайд 4

1) Мальчик увидел бабочку. На столе стоит кувшин с водой. Ваня нашёл большой гриб . 2 ) На цветок села бабочка. Витя увидел бабочку. Он хотел поймать её рукой. Но бабочка улетела .

Слайд 5

Насекомые весной Весна разбудила насекомых над полями жужжат первые жучки яркие бабочки порхают с цветка на цветок шмели снуют в поисках пыльцы по траве ползают красные божьи коровки.

Слайд 6

Н асекомые весной. В есна разбудила насекомых . Н ад полями ж ужжат первые жучки. Я ркие бабочки п орхают с цветка на цветок. Ш мели снуют в поисках пыльцы. П о траве ползают красные божьи коровки.

Слайд 8

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево) Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся. (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. (покружиться) «Бабочка»

Слайд 9

Пчёлы Было тёплое утро. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Пчёлы трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.

Слайд 11

_________________________ Пришла весна. Листья опадают с деревьев. Расцвели жёлтые одуванчики. Вот и бабочка появилась на полянке. Река покрылась льдом. Бабочка порхает с цветка на цветок.

Слайд 12

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676039149_gas-kvas-com-p-arishka-trusishka-risunok-raskraska-35.jpg https :// prorisuem.ru/foto/7003/rol_pchely_v_zhizni_cheloveka_risunok_32.webp http://yadi.sk/d/dHV8_uAaMVwM2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме "Посуда"

Данное занятие подготовлено для учащихся 3-го класса коррекционной школы (8 вида). Длительность заняти - 40 минут...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звук и буква Ж"

В конспекте представлены основные методы и приемы работы логопеда по звукопроизношению на примере звука  и буквы Ж....

План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс

План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс Тема: «Классификация понятий. Нахождение близких связей между понятиями на материале уроков русского языка»...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...