Конспект коррекционно-развивающего занятия "Текст. Признаки текста. Заглавие"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия по курсу "Логопедические занятия" по теме "Текст. Признаки текста. Заглавие" - 1 класс.Прилагается к конспекту презентация занятия и рабочий лист для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 523.45 КБ |
![]() | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по курсу «Логопедические занятия», 1 класс
учитель-логопед ГБОУ Школа №1228 «Лефортово»
Ткаченко М.Ф.
Коррекционно-развивающее занятие по курсу
«Логопедические занятия», 1 класс.
Логопедическая тема: Текст. Признаки текста. Заглавие.
Лексическая тема : Насекомые.
Грамматическая тема: Предложение. Текст.
Цель: Развитие умения отличать текст от группы предложений, выделять признаки текста, определять основную тему текста.
Задачи:
Образовательные:
- учить определять границы предложений в связном речевом высказывании;
- формировать умения выделять средства связи предложений в тексте;
- учить определять в тексте опорные слова, озаглавливать текст;
– формировать умения определять тему текста, формулировать основную мысль;
– учить отвечать на вопросы по содержанию текста;
– совершенствовать сложные формы фонематического и слогового анализа;
– развивать языковый анализ и синтез;
– отрабатывать навык чтения предложений, текстов;
коррекционные:
– совершенствовать фонематические представления;
– развивать психические процессы, составляющие базу формирования письма и чтения;
– развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, зрительно-пространственные ориентировки;
– развивать самостоятельность, самоконтроль;
– формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации;
воспитательные:
– воспитывать положительное отношение к процессу обучения;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: емкость с фасолью, набор фигурок «Насекомые», камни Марблс, рабочий лист, цветные карандаши.
Ход занятия
- Мотивация к деятельности
- Организационный момент.
Развитие фонематического синтеза.
Добрый день, ребята!
Просит учащихся занять рабочие места по инструкции.
– Сядет тот, кто придумает слово:
Слушай и запоминай,
И красиво называй:
Все слова со слогом СО:
Соня, сода…..
Слог в задании можно изменять.
2. Сообщение темы занятия.
Учитель-логопед моделирует игровую ситуацию для сообщения темы занятия.
- Послушайте меня внимательно. Наступила весна. На улице стоит теплая погода. Ребята отправились на прогулку в весенний лес. Воздух свежий. Над цветами порхают бабочки. Жужжат шмели и пчелы. Хорошо.
(Учитель-логопед просит выдвинуть предположение о теме занятия, озвучивает тему)
- Актуализация необходимых знаний.
Развитие графо-моторных навыков.
- Ребята, откройте тетради. Самостоятельно выполните задание: обведите и допишите рукописные буквы. (слайд 2)
Учитель логопед проверяет задания.
- Организация познавательной деятельности.
1. Развитие сложных форм фонематического анализа. Работа по лексической теме.
а) Беседа по лексической теме занятия.
Учитель-логопед проводит игру «Кто спрятался». Демонстрирует ящик с фасолью, предлагает учащимся отыскать в ящике фигурки, назвать их, рассказать, что знаешь о данном насекомом. По необходимости дополняет ответы учащихся.
б) Составление звуко-буквенных схем слов.
Предлагает учащимся самостоятельно составить звуко-буквенные модели представленных слов. (слайд 3)
2. Работа по основной теме занятия.
а) Развитие умения отличать текст от группы предложений.
Учитель-логопед просит прочитать записи на доске. Определить, где написан текст, а где группа предложений, аргументировать свой выбор. Называет основные признаки текста.
(слайд 4)
1) Мальчик увидел бабочку.
На столе стоит кувшин с водой.
Ваня нашёл большой гриб.
2) На цветок села бабочка.
Витя увидел бабочку.
Он хотел поймать её рукой.
Но бабочка улетела.
б) Развитие умения определять границы предложений в тексте.
Учитель-логопед просит прочитать текст, определить границы предложения внутри текста, установить основную мысль текста, подчеркнуть названия насекомых.
- Как на письме обозначаем границы предложений? (ответы учащихся). Правильно! Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку. Определите границы предложений. Большую букву закрасьте красным цветом, точку – синим.
Учит давать полные ответы на вопросы по содержанию текста, подбирать иллюстрацию
к тексту. (слайд 5,6)
Насекомые весной
Весна разбудила насекомых над полями жужжат первые жучки яркие бабочки порхают с цветка на цветок шмели снуют в поисках
пыльцы по траве ползают красные божьи коровки.
траве ползают красные божьи коровки.
- Проверьте, правильно вы выполнили задание (слайд 7)
5) Динамическая пауза «Бабочка». (слайд 8)
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся. (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (покружиться)
6) Работа по основной теме занятия.
а) Выделение признаков связного текста. Тема текста. Заглавие
Учитель-логопед предлагает прочитать текст. Просит ответить на вопросы. (слайд 9,10)
____________________________
Было тёплое утро. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Пчёлы трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.
– Подумайте, можно ли назвать написанные предложения текстом? Почему?
Сколько предложений в данном рассказе?
– Из чего состоит текст? Как расположены предложения в рассказе?
– Какие слова связывают предложения друг с другом? Прочитайте эти слова.
Педагог чертит на доске простейшую схему связи предложений в тексте.
– О чем говорится в рассказе? Придумайте заглавие.
– Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Насколько точно она передает содержание
текста?
– Составьте самостоятельно схему первого предложения.
Организует проверку задания.
7) Закрепление изученного материала. Развитие умения отличать текст от
группы предложений, выделение признаков связного текста, тема текста, заглавие
Учитель-логопед предлагает выполнить задание самостоятельно. Просит прочитать предложения, подумать и выбрать только те предложения, из которых можно составить текст, озаглавить текст. (слайд 11)
- Какие предложения вы выбрали? (ответы учащихся – 1, 2,3,6)
-Почему? (объединены общей темой: говорится о весне.)
- Как можно озаглавит текст? (Весна)
Организует взаимопроверку выполнения задания в парах или фронтально
__________________________
- Пришла весна.
- Листья опадают с деревьев.
- Расцвели жёлтые одуванчики.
- Вот и бабочка появилась на полянке.
- Река покрылась льдом.
- Бабочка порхает с цветка на цветок.
IV. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся.
– Как отличить текст от группы предложений? Назовите признаки текста. (заслушиваются ответы учащихся). Учитель-логопед делает вывод.
– Выложите из камешков Марблс волшебную бабочку (можно дать трафарет).
Учитель-логопед оценивает эмоциональное состояние учащихся по цвету камней, которые они выбирают. Просит оценить свою работу на занятии.
Используемая литература:
1.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников,- М., «Владос», 1995 г.
2. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Методические рекомендации по организации логопедической работы в период обучения грамоте, -М., Редкая птица, 2017г.
3. Зегебарт Г.М. Учение без мучения,- М., Генезис ,2016
Рабочий лист
- Обведи и допиши рукописные буквы.
- Составь звуко-буквенные схемы слов.
- Прочитай текст. Определи границы предложений. Красным карандашом выдели начало предложения, синим – конец. Подчеркни названия насекомых. Какая картинка соответствует тексту?
Насекомые весной
Весна разбудила насекомых над полями жужжат первые жучки яркие бабочки порхают с цветка на цветок шмели снуют в поисках
пыльцы по траве ползают красные божьи коровки.
траве ползают красные божьи коровки.
- Прочитай текст. Придумай и напиши заглавие.
______________________________________________________
Было тёплое утро. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Пчёлы трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.
- Выбери предложения, из которых можно составить текст. Озаглавь текст.
__________________________
- Пришла весна.
- Листья опадают с деревьев.
- Расцвели жёлтые одуванчики.
- Вот и бабочка появилась на полянке.
- Река покрылась льдом.
- Бабочка порхает с цветка на цветок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Мальчик увидел бабочку. На столе стоит кувшин с водой. Ваня нашёл большой гриб . 2 ) На цветок села бабочка. Витя увидел бабочку. Он хотел поймать её рукой. Но бабочка улетела .
Насекомые весной Весна разбудила насекомых над полями жужжат первые жучки яркие бабочки порхают с цветка на цветок шмели снуют в поисках пыльцы по траве ползают красные божьи коровки.
Н асекомые весной. В есна разбудила насекомых . Н ад полями ж ужжат первые жучки. Я ркие бабочки п орхают с цветка на цветок. Ш мели снуют в поисках пыльцы. П о траве ползают красные божьи коровки.
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево) Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся. (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. (покружиться) «Бабочка»
Пчёлы Было тёплое утро. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Пчёлы трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.
_________________________ Пришла весна. Листья опадают с деревьев. Расцвели жёлтые одуванчики. Вот и бабочка появилась на полянке. Река покрылась льдом. Бабочка порхает с цветка на цветок.
https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676039149_gas-kvas-com-p-arishka-trusishka-risunok-raskraska-35.jpg https :// prorisuem.ru/foto/7003/rol_pchely_v_zhizni_cheloveka_risunok_32.webp http://yadi.sk/d/dHV8_uAaMVwM2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Презентация к конспекту коррекционно-развивающего занятия во 2 классе по теме "Будьте здоровы!".
Презентация для интерактивной доски....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-25750-1490531923.jpg)
Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме "Посуда"
Данное занятие подготовлено для учащихся 3-го класса коррекционной школы (8 вида). Длительность заняти - 40 минут...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-373643-1388116036.jpg)
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звук и буква Ж"
В конспекте представлены основные методы и приемы работы логопеда по звукопроизношению на примере звука и буквы Ж....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265203-1370958846.jpg)
План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс
План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс Тема: «Классификация понятий. Нахождение близких связей между понятиями на материале уроков русского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-1175844-1571163303.jpg)
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-1175844-1571163303.jpg)
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...