Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения
статья на тему
Выступление на КМО учителей начальных классов по теме"Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_nikolskoe.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Кураловская основная общеобразовательная школа
Спасского муниципального района РТ
Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения
(Выступление на КМО )
Федотова М.Н. учитель начальных классов
с. Куралово
2010г.
Авторитет, личность педагога, его
разнообразные достоинства являются
залогом успеха учащихся.
(В.М.Лизинский)
Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведённую до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Урочно - фрагментарные методы, не учитывающие интересы ребёнка, его возможности, уровень, мотивацию, зрелость, отношение к учителю и предмету, построенные на необходимости всеклассно усваивать и осваивать, зубрить и запоминать факты, приёмы, умения с целью повторить (воспроизвести) или, считается развитием, создать по известному алгоритму нечто новое, что является по сути действительно новым для данного ребёнка, - так подспудно выглядит сущность обучения.
Освоение проблемно-поисковых методов, игровых – всё это значимые вехи на пути организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.
Значимо также формировать устойчивые творческие группы учащихся, нацеленные на совместное «проживание» и увлечённое участие в процессе, где деятельность организуется и мотивируется совместно согласованными и принятыми целями.
Представляется важным и умение учителя использовать естественные доминанты интересов учащихся в целях обучения. Ясно, что одна из величайших радостей, целей, загадок и интересов детей кроется в их непрестанной потребности в общении. Поэтому коммуникативная культура педагога – важное условие и показатель готовности к диалогическому взаимодействию как ведущему средству интерактивного обучения.
Считается важным научить ребёнка находить идеи и пути решения различных проблем. Однако важнее научить его работать во всём цикле: поиск и вычленение ведущих проблем – простраивание проблем по степени значимости – анализ проблем – определение целей, задач и направлений деятельности – наработка возможных вариантов решений – выбор наилучших – просчитывание необходимых условий, внешних и внутренних ресурсов – определение механизма решения проблем – составление программы и вероятно-ситуативного плана работы.
Если определить цели обучения, как обеспечение функциональной грамотности каждого учащегося и подготовку его к успешному движению по жизни – умению вступить в коммуникации, добиваться на основе саморазвития своих жизненных целей, придерживаться жизнеутверждающих и нравственных ценностей, уметь ограничивать свои интересы и потребности в соответствии с общественными требованиями, не нарушая интересов других людей, понимать и чувствовать мир природы, стремясь к её сохранению и умению жить с нею в мире, любить себя и своих ближних, научиться к толерантному отношению к людям вообще, - то исходя из этих целей учитель может выстроить оптимальную стратегию и тактику своей деятельности.
Учитель, умеющий перенести достоинства свободного, неограниченного обязательствами и обязанностями общения в плоскость увлечённой заинтересованной деятельности, умеющий формировать в детях переход от ценностей низшего порядка к переориентации, ценностному пересмотру, ведущий учеников к признанию истинных ценностей и истинного лидерства, - такой учитель стремится выстроить весь комплекс идей и действий, которые необходимо заложить в процесс интерактивного обучения.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
- Применение нетрадиционных форм урока.
Выделяют несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространённые из них: уроки - деловые игры, уроки-соревнования, уроки типа КВН, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки-аукционы, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-зачёты, уроки- конкурсы, уроки-игры, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки-экскурсии, межпредметные уроки и т.д.
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения нравятся учащимся больше, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за потери времени.
- Использование нетрадиционных форм учебных занятий.
- Интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой.
- Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.
- Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда.
Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнёров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.
Проектная работа может быть этапом урока или отдельным занятием.
- Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.
Игровые формы
-ролевые
-дидактические
-имитационные
- организационно - деятельностные
- Переход от монологического взаимодействия к диалогическому
Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.
- Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций)
Виды ситуаций:
- ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное;
- ситуация-неопределённость, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
-ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;
-ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
-ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.
- Использование всех форм учебной работы учащихся
- Коллективные
- Групповые
- Индивидуальные
- Фронтальные
- Бригадные
- Парные
- Повышение удельного веса интерактивных методов обучения.
Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.
Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приёмов обучения предмету.
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация: методы словесные, наглядные, практические и т.д. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Но данная классификация не позволяет судить о том, какие из методов являются интерактивными. Если же в основу классификации положить, например, степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний, то получается другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Такая классификация, как и классификация по уровню исследовательской деятельности обучающихся, напрямую связанных между собой, помогает оценить степень их активности.
- Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания, дидактические карточки, проблемные вопросы, терминологические кроссворды и т.д.
- Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.
- «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере своей удовлетворённости полученным ответом)
- «Для меня сегодняшний урок …» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий)
- «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов)
- «Работа в диадах» ( предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа)
- «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так…»)
- Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было …»)
- Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма и др.)
- Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определённый смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
- Эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий.
- Познавательные: опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий.
- Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, прогнозирование будущей деятельности.
- Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»
Публикуемый материал содержит информацию о здоровьесберегающей организации образовательного процесса, применение которой раскрывается на примере. Кроме того приводятся рекомендации по снижению «здоров...
Особенности деятельности начинающего педагога при организации воспитательного процесса (на примере начальной школы)
В статье рассматриваются сложности и трудности молодого учителя при организации и осуществлении воспитательной работы с учащимися начальной школы....
Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»
Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»...
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ
Инновационные технологии обучения....
Аналитический отчет педагога - организатора по итогам организации процесса воспитания за 2018-2019 учебный год.
В соответствии с планом работы я строила свою работу в течение всего учебного года....
Основные правила менеджмента педагога при организации учебного процесса в творческом объединении «Умелица»
В условиях динамичной жизни и информационных технологий ребенку полезно быть более инициативным, внимательным, настойчивым, уверенным в себе, быстро обрабатывать информацию, уметь организовывать себя,...