Особенности деятельности начинающего педагога при организации воспитательного процесса (на примере начальной школы)
статья на тему
В статье рассматриваются сложности и трудности молодого учителя при организации и осуществлении воспитательной работы с учащимися начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nm-6_sektsiya_10_shablya_a.a.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)
А.А. Шабля
Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, г.Уссурийск
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и сложности, которые испытывает молодой специалист при организации воспитательной работы с учащимися; освещена методическая литература по организации духовно-нравственного воспитания школьников; обозначены возможные направления в работе по подготовке специалистов в вузе для снижения затруднений в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: воспитательная работа; духовно-нравственное воспитание; готовность к деятельности; объективные и субъективные сложности.
Одним из элементов профессиональной готовности специалиста к осуществлению непосредственно педагогической деятельности является готовность к организации воспитательной работы с учащимися. От эффективности ее организации и осуществления зависит формирование тех качеств личности, которые необходимы школьнику для дальнейшей жизни в обществе. Не случайно при записи ребенка в 1-й класс родители стараются выбрать человека, который будет для их детей «второй мамой» – классного руководителя. И это вполне объяснимо, ведь именно классный руководитель ежедневно взаимодействует с учениками; организует учебную и внеучебную деятельность; помогает разрешать конфликты и противоречия в школьном коллективе; контактирует с семьями учащихся.
Важность и значимость воспитательной работы отмечают как действующие классные руководители, так и студенты выпускных курсов уже побывавших на педагогической практике. Об этом свидетельствует опрос классных руководителей школ Приморского края и студентов Школы педагогики ДВФУ (более подробно с результатами опросов можно ознакомиться в работах [1; 5], представленных в списке литературы). Однако, несмотря на важность и значимость воспитательной работы для формирования и развития школьников, студенты отмечали, что они испытывали ряд затруднений именно при ее организации.
В связи с этим возникает сомнение в полной готовности молодого специалиста к организации и осуществлению этой непростой, сложной, ответственной деятельности, которая занимает большую часть времени в работе учителя (в сравнении с учебной работой).
Учитель, начинающий свой педагогический путь – это вчерашний выпускник вуза. Обучение в вузе позволяет подготовиться к тому, чтобы новым в профессиональной деятельности не стало абсолютно все, ведь здесь закладываются и формируются те навыки и умения, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности. Для этого студенты изучают базовые педагогические и психологические дисциплины; проходят педагогическую практику; имеют возможность реализовать себя во внеучебной деятельности. Все это создает условия для становления и развития будущего специалиста, сочетающие как теоретическую, так и практическую подготовку.
Однако не все студенты могут грамотно и рационально воспользоваться временем обучения в вузе для формирования у себя необходимых профессиональных качеств и, придя на работу, начинают испытывать сложности и трудности. Сложности, с которыми сталкивается молодой специалист в начале своего педагогического пути можно разделить на две группы: объективные и субъективные.
К объективным сложностям, как указывают некоторые исследователи [16], следует отнести: сложность и многомерность процесса воспитания; необходимость уметь применять разнообразные методы и средства воспитания, воздействующие как на весь коллектив, так и на отдельных его членов; сложность определения критериев эффективности воспитательной работы; отсутствие навыков классного руководства; отсутствие умения организовывать школьников, общаться с ними во внеурочной деятельности. Перечисленные объективные сложности не зависят от личностных качеств молодого специалиста, а определяются спецификой самого воспитательного процесса, тогда как субъективные трудности определяются личностными качествами самого начинающего педагога (вчерашнего студента).
У каждого молодого специалиста возникают трудности, но их можно решать и преодолевать. Анализируя опыт своих коллег, молодых педагогов, работающих в начальной школе после окончания вуза, можно говорить о следующем: молодые специалисты которые в студенческие годы занимались художественно-творческой и/или научно-исследовательской деятельностью намного быстрее влились в коллектив; быстрее справились с проблемами и сложностями которые возникают при адаптации молодого специалиста в образовательной среде школы. Это позволяет утверждать, что студент, который за годы своего обучения прилагал усилия для личностного роста и профессионального развития, является лучшим специалистом.
Следует отметить, что воспитательная работа в современной начальной школе осуществляется на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [6] и ряда методических рекомендаций и разработок из нее вытекающих. К ним можно отнести следующие пособия:
1) Методические рекомендации для учителей (в 2-х частях) в которых рассматривается специфика и особенности духовно-нравственного воспитания учащихся; представлены основные принципы и направления работы; подробно раскрывается содержание каждого из направлений [3; 4].
2) Методические пособия по мониторингу результатов воспитательной работы для каждого из 4-х классов [11-14]. В пособиях представлены основные направления духовно-нравственного воспитания; подобраны и представлены задания и тестовые методики для оценки результатов по каждому из направлений работы; даны рекомендации по работе с книгой размышлений для учащихся.
3) Книгу размышлений для учащихся (для каждого из 4-х классов), в которой представлены задания, с помощью которых можно оценить динамику нравственного развития и воспитания школьников [7-10]. После выполнения заданий классный руководитель может зафиксировать результаты по каждому из направлений духовно-нравственного воспитания; скорректировать свою программу и план деятельности; дать советы и рекомендации родителям.
4) Программу духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования [2]. В данной программе представлены методические указания и рекомендации по составлению программы и плана работы каждым классным руководителем. Помимо этого в методической литературе имеются указания по составлению собственной программы воспитательной работы, которыми также можно воспользоваться в своей деятельности [15].
Данные пособия и рекомендации помогают классному руководителю начальных классов в его деятельности с учащимися и родителями. Однако ни в каких нормативных документах и методических рекомендациях, которые можно изучить, хорошо знать и применять на практике, не указаны те виды работы, которые ежедневно выполняет классный руководитель в начальной школе, а также те трудности, с которыми он при этом сталкивается. Ведь работа в начальной школе имеет свою специфику, связанную с возрастными особенностями учащихся; требованиями к учебной и внеучебной деятельности; спецификой организации работы с родителями.
Приведем некоторые примеры таких видов работы. Утром, до начала уроков, необходимо помочь детям раздеться и привести себя в порядок; организовать подготовку к урокам. В течение рабочего дня, помимо проведения самих уроков, необходимо подготовиться к следующему занятию; отнести текущие документы административным работникам; отвести детей в столовую; проветрить классную комнату; проверить раздевалку; проследить за поведением школьников на перемене и многое другое. После окончания уроков необходимо проследить за чистотой в классе; помочь детям одеться; поговорить с родителями школьников; проверить тетради; подготовить раздаточный материал. Помимо этого необходимо постоянно следить за речью детей и аккуратностью в их одежде. Это только малая часть того, что делается ежедневно, и о чем не пишется в учебниках и учебных пособиях по педагогике.
Подводя итог вышесказанному можно определить ряд моментов, на которые необходимо обратить внимание в ходе подготовки будущего учителя в аспекте организации воспитательной работы с учащимися.
1) На наш взгляд необходимо знакомить будущих педагогов с практическими аспектами деятельности классного руководителя как можно ближе. Для этого необходимо осуществлять тесную связь с образовательными учреждениями и приглашать на встречи со студентами действующих педагогов, которые могли бы рассказывать им о том, что их ожидает в ходе практической деятельности. Простого выхода на педагогическую практику, которую проходят все будущие учителя, для этого недостаточно.
2) Необходимо уделять пристальное внимание изучению Концепции духовно-нравственного развития и воспитания и всей той методической литературы, которая существует на ее основе.
3) Необходимо уделять большее внимание дисциплинам педагогического цикла, поскольку именно они играют существенную роль в становлении учителя в целом, и классного руководителя в частности.
4) Необходимо всячески объяснять и рассказывать студентам о важности и значимости внеучебной деятельности для личностного роста и профессионального становления.
Учет этих моментов, на наш взгляд, позволит избежать ряда сложностей у начинающих педагогов в их профессиональной деятельности по воспитанию школьников.
Литература
1. Андронова, А.В. Изучение роли классного руководителя в современном учебно-воспитательном процессе / А.В. Андронова, И.Н. Шабля // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2012. – № 11. – С. 48–52.
2. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – Ч. 1. – 127 с.
4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – Ч. 2. – 142 с.
5. Карпюк, О.В. Изучение роли классного руководителя в современном учебно-воспитательном процессе / О.В. Карпюк // Вестник науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 116–118.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
7. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
8. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 2 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 46 с.
9. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 3 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 40 с.
10. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 4 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 48 с.
11. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 79 с.
12. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 2 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с.
13. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 3 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2013. – 88 с.
14. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 4 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2013. – 101 с.
15. Степанов, П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся / П.В. Степанов // Управление воспитательным процессом в школе. – 2014. – № 2. – С. 95–127.
16. Шабля, И.Н. Проблема качества подготовки будущих учителей к организации воспитательной работы / И.Н. Шабля // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – №7. – С. 410–417.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно воспитательном процессе
Здоровье и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны...
Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»
Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...
Организация воспитательного процесса в начальной школе
Этот материал показывает, что одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей....
Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно – воспитательном процессе
Здоровье – не всё,но всё без здоровья – ничтоСократВ условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Сохранение укрепле...
Выступление на заседании ШМО Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью .
Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Внеурочная деяте...
Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе на примере создания фотопроектов
Методическая разработка совместных действий родителей и педпгогов с обучающимися с ОВЗ в создании творческих проектов....