Интерактивное обучение в современном образовательнои процессе
материал по теме

Чудакова Ольга Юрьевна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение в современном образовательном процессе

В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

Как известно на уровне начального общего образования существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – развитие универсальных учебных действий обучающихся. Приветствуется внедрение инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. Аналогичное разделение моделей обучения можно встретить и у В.В. Гузеева, доктора педагогических наук, профессора, но по-другому названные: экстраактивный, интраактивный и интерактивный режимы соответственно.

Рассмотрим перечисленные выше модели обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов.

Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии, из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации.

Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:

— работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”;

— метод карусели;

— лекции с проблемным изложением;

— эвристическая беседа;

— уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

— конференции;

— деловые игры;

— использование средств мультимедиа (компьютерные классы);

— технология полноценного сотрудничества;

— технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность).

Каждый учитель может самостоятельно  придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Рассмотрим особенности организации интерактивных технологий, их концептуальные позиции и целевые ориентации.

Классификационные параметры:

  • Философская основа: гуманистическая, природосообразная.
  • Методологический подход: коммуникативный.
  • Ведущие факторы развития: социогенные.
  • Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.
  • Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.
  • Преобладающие методы: диалогические.
  • Организационные формы: любые.
  • Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.

Основными целевыми установками при использовании технологий интерактивного обучения являются:

  • Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.
  • Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
  • Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
  • Индивидуализация педагогического взаимодействия.
  • Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
  • Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.

При использовании технологий интерактивного обучения выделяют следующие концептуальные позиции:

  • Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
  • Интерактивное общение способствует умственному развитию.
  • При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
  • Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
  • Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
  • Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
  • Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для  достижения поставленных учебных целей.

В заключение отметим, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива в процессе урока, так же, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них – «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоэкономических (правовых, политических, исторических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы.

Этапы проведения интерактивных форм:

  • Разминка
  • Объединение в группы
  • Организация учебной деятельности учащихся в группе
  • Подведение итогов
  • Презентация групповых решений
  • Рефлексия

Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Затем формирование микроклимата занятия продолжаются на этапе объединения в группы. Как правило, здесь есть три пути: Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми. Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы. Например, при изучении темы «Домашние животные» учитель обязательно включает ученика, у которого живет кошка, или собака, или рыбки и пр. В противном случае у учащихся не будет предмета для заинтересованного обсуждения. Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора. Здесь в качестве способов используются специальные приемы. Например, разрезанная открытка, «Сколько ног?», «Что в руке?» и др.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:

  • усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
  • процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
  • суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
  • презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

Участники малых групп работают, сидя в кругу. При этом стол в центре группы вовсе не обязателен: потребность в нем может возникнуть, только если задание включает настольную игру, выполнение письменных или графических работ. Важно, чтобы участники группы находились близко друг к другу – это способствует повышению эффективности работы. Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.

Организация групповой деятельности

Компоненты деятельности

Функции группы, ведущие к успешной деятельности

Решение задач

Оказание поддержки

Роли членов группы

Инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор, секретарь, «гонец», докладчик, хранитель времени и др.

Вдохновитель, организатор общения, доброжелательный слушатель.

Содержание деятельности

Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка.

Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей.

Результат

Мобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели.

Укрепление взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели.

 

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может: изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия; дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе; совмещать первый путь со вторым. Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения: в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая; следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации; если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы; каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью; критикуются идеи, а не личности; цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме. Учитель не вмешивается в работу малых групп, но ни на минуту не теряет контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Именно молчаливое ненавязчивое наблюдение – основная функция учителя, которая обеспечивает его соучастие, понимание состояния аудитории.

Результатами наблюдений могут стать лучшее понимание особенностей учащихся, совершенствование заданий и методики обучения. Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу.

Существует несколько «подводных камней», к которым должен быть готов учитель. Например, на представлении решения группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает свое мнение, а не мнение группы. Или, наоборот, в процессе защиты оказывается, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Следовательно, функция группового сплочения не была реализована в достаточной мере. Педагог не должен бояться заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или , напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции или мнения. От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации  групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах.

Организация межгруппового общения

Формы межгруппового общения

Варианты презентации групповых решений

Совместно – индивидуальная

Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)

Совместно – последовательная

Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)

Совместно – взаимодействующая

Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)

 

Следующий этап интерактивного обучения – рефлексия прошедшего занятия. Эффективность этого этапа зависит от многих факторов: учебное взаимодействие должно выполнять не только функцию решения учебной задачи, но и оказания поддержки членам группы. Если первая функция осуществляется в силу самой учебной ситуации, то реализация второй оценивается именно на рефлексивном этапе. Сложность его заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому педагогу надо заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? педагог заинтересован в том, чтобы школьники учились понимать и конструктивно оценивать происходящее, поэтому он должен быть готов принять различные точки зрения учащихся, даже если они негативные. Нужно ли бояться негативных отзывов учащихся о работе? Нет, они все равно будут, особенно на первых занятиях, поскольку не все ученики готовы к такой коммуникативно-интенсивной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме учебы. Но для того, чтобы объяснить истоки негативной оценки педагог должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние этого ученика. Был ли он принят в групповую работу? Не проявлялась ли агрессия по отношению к ученику со стороны одноклассников, педагога? Соответствовал ли подбор содержания учебного задания силам и возможностям этого ученика?

Эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек). С первого же занятия необходимо принять правило «трех нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.

Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок. Полностью отказаться от оценки за продуктивность учебной деятельности в наших условиях не представляется возможным, поскольку, с одной стороны, целенаправленность интерактивного обучения окажется вытесненной психотренинговыми эффектами, а с другой – остается актуальным требование администрации о «наполняемости отметок» в классных журналах. Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями: организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива; целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий; создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся; осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации; сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.

Тем педагогам, кто решился работать в интерактивной технологии, предлагаем помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения на уроках.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (обучающиеся). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.

Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы лучше поставить “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:

  • нахождение проблемной формулировки темы занятия организация учебного пространства, располагающего к диалогу; мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;
  • создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
  • выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога;
  • использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;
  • оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;
  • развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.

В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Использование интерактивной доски на уроке математике в начальной школе....

Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения

Выступление на КМО учителей начальных классов по теме"Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения"...

Интерактивные методики в современном образовательном процессе

Происходящие преобразования в системе высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально -...

Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения

Эпиграф: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собст...

Интерактивные методики в современном образовательном процессе

Учим детей общаться, развитие коммуникативных навыков у младших школьников...

Курсы повышения квалификации «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС

Курсы повышения квалификации «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной сан...