Программа по краеведению
рабочая программа по теме

Волкова Мария Альбертовна

Программа составлена с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kraevedeniyu_1-4_kl.doc376 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по краеведению (2-4 классы)

I. Пояснительная записка.

Данная программа по краеведению составлена на основе программы «Литература, искусство, история и природа коми края»,- Коми книжное издательство, 1997 г.) и на основе национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов РК для общеобразовательных (Указ Главы Республики Коми №301 от 13.07.2001г). и согласована с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ начального общего образования, введенного Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. за № 1089.

Курс краеведения призван ввести ребенка в мир познания родного края и способствовать углубленному изучению основ различных науки осмыслению своей роли в жизни республики.

Краеведение побуждает у детей интерес к изучению истории, культуры, природы и быта населения коми края. В процессе изучения этого предмета у младших школьников формируется целостное представление о своей малой родине.

Отличительной особенностью программы по краеведению является принцип интеграции. Этот курс тесно связан с содержанием уроков окружающего мира, природоведения, истории, литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения, и др. Интеграция даст возможность сделать процесс обучения более глубоким, насыщенным, познавательным.

Цель предмета «Краеведение» - научить ребенка осознать значимость национальной принадлежности, воспитывать чувство сознания себя созидателем, преобразователем родного края, носителем его традиций, продолжателем его истории.

Таким образом, курс краеведения нацелен на решение следующих основных задач: воспитывать у учащихся уважение и любовь к малой родине; формировать личность ученика как представителя и хранителя ценностей и традиций Коми края; помочь учащимся познать мир коми национальной культуры; пробудить интерес к изучению истории, литературы, природы родного края; формировать навыки экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

На предмет «Краеведение» учебным планом отводится в каждом классе по 34 часа, т.е. по 1 часу в неделю.

Системное изучение курса краеведение начинается со 2 класса. В 1 классе краеведческие понятия изучаются на уроках «окружающий мир».

II.Методическое и материально- техническое сопровождение программы.

Работа по курсу «Краеведение» обеспечивается УМК:

Для учащихся:

1. Андрющенко З.И., Золотарева О.М., Чурина Т.И., Ярасова Е.К. Краеведение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Сыктывкар, 2011.

2. Андрющенко З.И., Золотарева О.М., Чурина Т.И., Ярасова Е.К. Краеведение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Сыктывкар, 2011

3. Андрющенко З.И., Золотарева О.М., Чурина Т.И., Ярасова Е.К. Краеведение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Сыктывкар, 2011

Для учителя:

1. Обязательный минимум содержания начального общего образования. М., «Дрофа», 2007.

2. Лянцевич В.Н., Хорунжая Т.М., Шумилов Н.А. «Государственные образовательные стандарты начального, общего основного, среднего образования в Республике Коми».

3. Литература, искусство, история и природа Коми края. Программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ. Сыктывкар, 1997.

4. Ярасова Е.К. Краеведение. Второй класс (первый год обучения). Поурочные разработки. Методические рекомендации. Сыктывкар, 2007.

5. Ярасова Е.К. Краеведение. Третий класс (второй год обучения). Поурочные разработки. Методические рекомендации. Сыктывкар, 2007.

6. Ярасова Е.К. Краеведение. Четвертый класс (третий год обучения). Поурочные разработки. Методические рекомендации. Сыктывкар, 2007.

7. Историко-культурный атлас Республики Коми. М., «Дрофа», 1997.

8. Грибова Л.С. «Декоративно-прикладное искусство народа коми», М., 1980.

9. История Сыктывкара. Сыктывкар, 1980.

10. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник. Сыктывкар, 1993.

11. Коми народные загадки. Сыктывкар, 1975.

12. Коми народные сказки (под редакцией П. Столповского). Сыктывкар, 1996.

13. Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар, 1983.

14. Кузнецова СВ. Краеведение в начальной школе. 1 класс. 2 класс. Из опыта работы.

15. Мифология Коми. Энциклопедия.

16. Народное искусство коми. Альбом.

17. Наш край родной. 5 класс. Сыктывкар. 1988.

18. Сказки финно-угорских народов. Пера-богатырь.1985.

19. Республика Коми. Энциклопедия.

20. Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар. 1982.

21. Яг-Морт (пересказ Любарской А.И.). Сыктывкар, 1982.

III. Содержание программы.

Первый год обучения

Раздел 1. Устное творчество коми народа – 10 ч.

Коми народные сказки (о животных, бытовые, волшебные).

Герои коми сказок (Ема, Гундыр, Вэрса, Яг-морт).

Коми народные пословицы и поговорки, загадки.

Раздел 2. Как жили коми в древние времена- 11 ч.

Жилище коми народа.

Народные мастера.

Народный коми костюм.

Народный коми орнамент.

Раздел 3. Природа республики - 8ч.

Растительный мир Коми края.

Дары леса: ягоды, грибы.

Животный мир тайги.

Богатства водоёмов

Произведения коми авторов о родной природе.

Раздел 4. История города Сыктывкара - 5ч.

Сколько лет городу Сыктывкару.

Старый и новый город.

Чьи имена носят улицы города.

Священный мемориал.

Второй год обучения.

Раздел 1. Легенды, сказания, сказки коми народа- 10 ч.

Обработка коми народных сказок разными авторами.

Пера-богатырь - герой коми сказок и легенд.

Сказки и поверья о медведе, олене и лосе, о птицах, о домашних животных.

Раздел 2.Береги родную природу! – 7 ч.

Печоро-Илычский заповедник, Национальный парк «Югыд ва».

Заказники, памятники природы Республики Коми.

Красная книга Республики Коми.

Полезные ископаемые родного края.

Раздел 3. Занятия населения коми края – 10 ч.

Коми народный календарь.

Коми промысловый календарь.

Охота и рыболовство - основные занятия населения коми края в давние

времена.

Верования, связанные с охотой и рыболовством.

Воспитание детей в семье.

Коми народные игры.

Раздел 4. Культура народа Коми -5 ч.

Пермский звериный стиль в изобразительном искусстве коми народа.

Элементы пермского звериного стиля в предметах обихода.

Традиционные орнаменты в украшении утвари, мебели, одежды.

Раздел 5. Мой город Сыктывкар -4 ч.

Памятники города.

Наши земляки - Герои Советского Союза.

Любимые уголки города.

Третий год обучения

Раздел 1. Мой родной коми край – 7 ч.

Республика Коми – часть России.

Символы РК.

Формы поверхности края.

Водоемы РК.

Города РК (2 ч.).

Раздел 2. Природа родного края – 9 ч.

Климатические особенности республики

Тундра. Растительный и животный мир тундры.

Оленеводство.

Ижемцы-оленеводы. Костюм оленевода.

Лес – зелёное богатство республики Природа Урала.

Чем богата РК.

Раздел 3. История родного края – 8 ч.

Коми край в древности.

Верования предков коми.

Коми легенды и предания.

Стефан Пермский - создатель коми азбуки.

Быт коми народа.

Как в старину учились.

Сыктывкар - город двух веков.

Раздел 4. Культура, искусство, литература – 10 ч.

И.А.Куратов - основоположник коми литературы.

Экскурсия в литературный музей.

Литературные сказки А.С.Клейна.

Тема детства в произведениях коми писателей.

Картины природы в произведениях коми авторов.

Коми народные музыкальные инструменты.

Известные коми художники и музыканты (2 ч.).

Экскурсия в Национальную галерею РК.

IV. Практическая часть программы

2 класс

п/п

Содержание

I

II

III

IV

Всего за год

1.

Экскурсии

1

2

-

1

4

2.

Проверочные работы

-

2

1

2

5

3 класс

        

п/п

Содержание

I

II

III

IV

Всего за год

1.

Экскурсии

2

2

2

2

8

2.

Проверочные работы

1

1

1

1

4

4 класс        

        

п/п

Содержание

I

II

III

IV

Всего за год

1.

Экскурсии

1

2

5

3

11

2.

Проверочные работы

1

1

1

1

4

V.   Критерии и нормы оценивания

Основная цель контроля - проверка знаний фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний, умений и навыков по краеведению используются:

индивидуальная и фронтальная устные проверки,

различные письменные работы, которые требуют ответа с небольшой затратой времени,

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают конкретные обоснованные ответы. Основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы. Это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставлять факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления.

Индивидуальный устный опрос имеет свои специфические особенности. Формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ - описание. Ученик дает последовательное, логическое описание явления окружающего мира, исторического события, раскрывающее его существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение существенных признаков, логичность изложения. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, дополнить его сведениями из дополнительных источников.

Рассказ - рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, рисование схем, выбор правильного ответа.

Оценки

Требования к ответам ученика

5

Ученик осознанно и логично излагает материал, дает полные ответы на поставленные вопросы, устанавливает причинно-следственные связи, использует свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком. Знает и называет жанры устного народного творчества своего народа, может назвать 2-3 примера сказок, пословиц, загадок.

4

Ответы ученика в основном соответствуют требованиям, установленным для оценки "5" , но допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При помощи учителя все эти недочеты ученик легко исправляет сам.

3

Ученик усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать причинно-следственные связи, затрудняется устанавливать связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но с помощью учителя может исправить перечисленные недочеты.

Оценивание письменных работ проводится по баллам. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. По сумме баллов выставляются отметки:

95-100% - «5»

80-94% - «4»

60-79% - «3»

VI. Планируемые результаты освоения обучающимися программы по краеведению.

2 класс

3 класс

4 класс

Предметные результаты

Обучающийся научится:

Называть:

- свою республику, столицу, город, в котором живёт;

- значение города Сыктывкара для своей республики;

- основные достопримечательности города;

- жанры устного народного творчества;

- растения, животных своего края.

        Рассказывать:

- о своей малой родине;

- 2-3 народные сказки;

- описывать 2-3 волшебных персонажа сказок;

- рассказывать о представителях животного и растительного мира республики;

- 2-3 стихотворения коми авторов.

Различать:

- понятия: республика и ее столица, страна и ее столица;

- коми и русские народные пословицы, поговорки, загадки.

Решать практические задачи:

- уметь определять тему пословицы, поговорки, загадки;

- зарисовывать элементы коми орнамента;

- составлять простой узор из элементов коми орнамента;

- уметь пользоваться доступной литературой о родном крае.

Называть:

- героев коми легенд (Пера, Зарань);

- Печоро-Илычский заповедник, национальный парк «Югыд ва»;

- полезные ископаемые, которыми богата республика; основные занятия коми народа в древности.

Рассказывать:

- 1-2 коми поверья о животных;

- о редких представителях животного и растительного мира; об особенностях охоты и рыболовства в давние времена;

- о столице республики - г. Сыктывкаре.

Различать:

- сказки, поверья, легенды коми народа;

- понятия «заповедник» и «заказник»;

- элементы коми орнамента в предметах быта.

Решать практические задачи:

- уметь различать образцы полезных ископаемых в коллекции;

- уметь называть растения Красной книги РК по гербариям, рисункам;

- научиться играть в коми народные игры;

- подбирать необходимый материал из дополнительной литературы.

Называть:

- основные географические названия республики;

- природные зоны, в которых расположена республика; исторические памятники города;

- просветителя коми земли - Стефана Пермского;

- основателя коми литературы - И. А.Куратова;

- коми писателей и поэтов, художников.

Рассказывать:

- о географическом положении республики;

- об особенностях природных условий нашего края;

- о природных богатствах края (полезные ископаемые, лес, луг, болото);

- о предках коми;

- об участии коми народа в исторических событиях России;

- 3-4 произведения коми авторов.

Различать:

- символы Республики Коми (герб, флаг, гимн);

- растения и животных различных сообществ, встречающихся в нашем крае.

Решать практические задачи:

- работать с картой республики;

- уметь работать с контурной картой (или контуром-силуэтом) РК;

- самостоятельно составлять сообщения по изученному материалу, пользуясь художественной и справочной литературой; заполнять таблицы, выполнять схемы, зарисовки.

Метапредметные результаты

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Краеведение», к школе;

– интерес к предметно-иссле-

довательской деятельности,

предложенной в учебнике и

учебных пособиях;

– ориентация на понимание

предложений и оценок учите-

лей и товарищей;

– понимание причин успеха

в учебе;

– оценка одноклассников на

основе заданных критериев

успешности учебной деятель -ности;

– понимание нравственного

содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда,

вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей этни-

ческой принадлежности.

– интерес к изучению краеведения

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной

задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успеш

ность своей деятельности на

основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этничес-

кой принадлежности;

-развитие чувства сопричаст-

ности и гордости за свою малую Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных

поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– сопереживание другим людям;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов

поступков исторических лиц;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание красоты природы родного края на основе знакомства с краеведением.

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному мате-

риалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха

в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деят-ти;

– осознание своей гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к изучению краеведения;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деят-ти;

– чувства сопричастности и

гордости за свою малую Родину и народ;

– ориентации в поведении на

принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте

природы родного края

на основе изучения краеведения

– внутренней позиции обучающегося на уровне положитель-

ного отношения к образовательному учреждению, понима

ния необходимости учения,

выраженных учебно-познавательных

мотивов;

– учебно-познавательного интереса

к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе

критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идентичности в

поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим

требованиям;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в

учебном материале;

– принимать установленные

правила в планировании и

контроле способа решения;

– осуществлять пошаговый

контроль по результату под

руководством учителя;

– адекватно воспринимать

оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном

сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи

и во внутреннем плане.

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с

наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой,

диаграммой), словесно-образ-

ным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе

его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и  одноклассниками;

– самостоятельно адекватно

оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным матер-м.

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно- образном,

словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах

изучаемых природных объектов.

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной

форме;

– находить в тексте ответ на

заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые

объекты с выделением сущест-

венных и несущественных

признаков;

– смысловому восприятию

познавательного текста;

– осуществлять синтез как

составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериа-

цию и классификацию изучен-

ных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-

следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и сам-но);

– подводить анализируемые

объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения

– проводить аналогии между

изучаемым материалом и соб-

ственным опытом.

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового

материала в дополнительных из-

даниях,рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем инфор-

мации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, мо-

делями, схемами, приведенными

в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия

познавательных текстов, выделять

информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соот-

ветствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных

и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных

объектов по самостоятельно выде

ленным основаниям (критериям);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом

круге явлений;

– понимать структуру построения

рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия

разного уровня обобщения;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном

пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных

задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их

компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным  критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного

иллюстративного материала

в дополнительных источниках

литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из

сообщений разных видов (в т.ч.

текстов) в соответствии с

учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно

выделять класс объектов).

– осуществлять расширенный поиск информации в соответ-

ствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и

письменной форме;

– находить разнообразные способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изучен-

ных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

– строить логическое рассуждение как связь простых суждений

об объекте (явлении).

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение

и позицию;

– формулировать собственное

мнение и позицию;

– умению договариваться,

приходить к общему решению

(во фронтальной деятельности

под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе

общения.

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимо-действии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения раз-

личных коммуникативных задач.

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности

средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении

и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое

высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и

взаимодействии;

– учитывать другое мнение

и позицию;

– умению договариваться,

приходить к общему решению

(при работе в группе, в паре);

– контролировать действия

партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение

данных операций с тем, как бы

их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать

средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– навыкам взаимоконтроля.

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие,

что партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции

своего действия;

– адекватно использовать речевые  средства для решения раз-

личных коммуникативных задач;

– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать

его разрешению;

– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– использовать речь для планирования своей деятельности.

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций

всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточноточно, последова-

тельно и полно передавать

партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

VII. Календарно-тематическое планирование.

2 класс – 34 часа

п/п

Наименование раздела, темы

Формирование предметных умений

Характеристика деятельности учащихся

Диагностика и образовательные результаты

Устное творчество коми народа- 10ч

1

Что изучает краеведение? Край, где мы живем.

-владение понятием «краеведение»

-поиск и показ на карте своей республики, города, реки

-участие в диалоге при обсуждении учебной проблемы

Называть свою республику, её столицу.

Различать понятия:респуб-

лика и её столица, страна и её столица.

Осознавать свою этническую принадлежность.

2

Коми народные сказки о животных.

-первичное представление о коми народных сказках о животных

Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Воспроизводить 2-3 народные сказки.

3

Волшебные коми сказки.

-знакомство с героями коми народных сказок, их узнавание

Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

4

Ема, Гундыр, Вэрса – отрицательные персонажи коми сказок.

-называние героев коми народных сказок

-сравнение их с русскими героями

Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Составлять характеристику героя сказки.

5

Яг-морт – лесной человек.

-знание героев коми народных сказок

-узнавание Яг-морта по описанию

Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Строить короткое монологическое высказывание.

6

Экскурсия «Лесная сказка» в национальный музей РК.

-знакомство с музеем, с редкими экспонатами, умение самостоятельно изучать их

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №1

7

Бытовые сказки коми народа.

-называние героев коми народных сказок

Составлять характеристику героев сказки на основе сопоставления.

Строить короткое монологическое высказывание.

8

Коми народные пословицы и поговорки.

-знание 2-3 коми поговорок, объяснение их значения

-сравнение коми  и русских поговорок и пословиц

Различать коми и русские пословицы и поговорки.

Объяснять значение пословицы, поговорки.

9

Коми народные загадки.

Знакомство с малым жанром устного народного творчества – загадкой, отгадывание загадок о технике, орудиях труда.

-сравнение коми и русских загадок

-участие в диалоге при обсуждении учебной проблемы

Различать коми и русские загадки.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

10

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество коми народа». Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№1

Как жили коми в древние времена- 11ч

11

Жилище коми народа.

-первичное представление об основных составляющих коми избы

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

12

В коми избе.

-знакомство с домашней утварью

Проводить аналогии между изучаемым материалом

и собственным опытом.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

13

Экскурсия «Путешествие по крестьянскому дому» - знакомство со строительной обрядностью, способами строительства и внутренним убранством дома.

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №2

14

Народные мастера. Изготовление изделий из дерева. Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№2

15

Экскурсия «Узорный поясок».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №3

16

Материал для изготовления одежды и обуви.

-приведение примеров- названий коми одежды и обуви

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

17

Народный костюм коми.

-представление о народном коми костюме

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

18

Украшение одежды.

-представление о прикладном искусстве народа коми

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

19

Народный коми орнамент ( возможен Интегрированный урок: краеведение + изо).

-использование знаний об элементах коми орнамента на уроках изо

-рисование простейшего коми орнамента

Составлять простой узор из элементов коми орнамента.

20

Как рукодельница семью одевала? (возможен урок-экскурсия).

-представление о прикладном искусстве народа коми

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

21

Обобщающий урок по теме «Как жили коми в древние времена». Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№3

Природа Республики Коми- 8ч

22

Растения леса.

-расширение представлений о растениях леса

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

Строить короткое монологическое высказывание.

Осознавать красоту природы родного края.

23

Дары леса. Грибы.

(возможна экскурсия «В лесу родился, всем пригодился».

-расширение представлений о грибах (в том числе ядовитых)

Строить короткое монологическое высказывание.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

24

Дары леса. Ягоды.

(возможна экскурсия «Сладка ягода»).

-расширение представлений о ягодах (в том числе ядовитых)

Строить короткое монологическое высказывание.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

25

Ядовитые растения леса.

(возможна экскурсия «Опасные растения – ядовитые растения»).

-знакомство с ядовитыми растениями РК

Строить короткое монологическое высказывание.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

26

Животный мир тайги.

(возможна экскурсия «Чей дом лучше»).

-знакомство с животными, обитающими на территории РК

Строить короткое монологическое высказывание.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

Осознавать красоту природы родного края.

27

Рыбные богатства нашей республики.

-расширение представлений о рыбных богатствах РК

Строить короткое монологическое высказывание.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

28

Природа республики в произведениях коми поэтов и писателей (возможен интегрированный урок: краеведение + внеклассное чтение).

-знакомство с коми поэтами и писателями

-участие в диалоге при обсуждении учебной проблемы

Пользоваться доступной литературой о родном крае.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

29

Обобщающий урок по теме по теме «Природа Республики Коми». Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№4

История г. Сыктывкара- 5ч

30

Сколько лет Сыктывкару?

-знакомство с историей Сыктывкара

-знание года образования города

-участие в диалоге при обсуждении учебной проблемы

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

31

Старый город. Новый город.

-расширение представлений о старом названии города, его облике

-сравнение облика города- старого и нового

-осознание значимости города для своей республики

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

Строить короткое монологическое высказывание.

32

Чьи имена носят улицы города. Священный мемориал.

-называние 5-6 улиц города, 3-4 памятников

-участие в диалоге при обсуждении учебной проблемы

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

33

Урок-экскурсия «Улицы нашего города».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Оценивать особенности дорожного движения и выбирать безопасные маршруты движения.

Анализировать ситуации поведения на дорогах, улицах, игровых площадках.

Экскурсия №4

34

Обобщающий урок «Моя республика». Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№5

3 класс-34часа

п/п

Наименование раздела, темы

Формирование предметных умений

Характеристика деятельности учащихся

Диагностика и образовательные результаты

Легенды, сказания, сказки коми народа - 10 ч

1

Что изучали на уроках краеведения во 2 классе. Коми – край мой северный.

-владение понятием «краеведение»

- показ на карте своей республики, города, рек РК

-участие в диалоге при обсуждении учебной проблемы

Называть свою республику, её столицу.

Различать понятия:респуб-

лика и её столица, страна и её столица.

Осознавать свою этническую принадлежность.

Принимать и сохранять учебную задачу.

2

Коми народные сказки в обработке П.Столповского.

-первичное представление о коми народных сказках  в обработке П.Столповского

-подбор материала из дополнительной литературы

Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Воспроизводить 2-3 народные сказки в обработке П.Столповского

3

Пера-богатырь - герой коми сказок и легенд. «Пера и Зарань» - сказка и легенда.

-знакомство с героями коми народных сказок, их узнавание

-различие и узнавание сказок и легенд

Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

4

Сказки и поверья коми народа о медведе.

-первичное представление о сказках и поверьях коми народа о медведе

Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Составлять характеристику героя сказки.

5

Сказки и поверья об олене и лосе.

-первичное представление о сказках и поверьях об олене и лосе

Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Строить короткое монологическое высказывание.

6

Сказки, поверья, приметы о птицах.

-знакомство с поверьями, приметами о птицах

Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Строить короткое монологическое высказывание.

7

Легенды, сказания, сказки о домашних животных.

-называние коми народных сказок, легенд о домашних животных

Составлять характеристику героев сказки на основе сопоставления.

Строить короткое монологическое высказывание.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

8

Экскурсия «Мифы народа коми» или «Образы предков»

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №1

9

Экскурсия «Мойдан шор» («Ручеек сказок»)

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №2

10

Обобщающий урок по теме «Легенды, сказания, сказки коми народа». Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№1

Береги родную природу - 7 ч

11

По заповедным тропам (Заповедник, Национальный парк).

-первичное представление о заповедниках РК

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

12

Заказники, памятники природы РК.

-различие понятий: заповедник, заказник

Проводить аналогии между изучаемым материалом

и собственным опытом.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

13

Семь чудес России. Столбы выветривания на горе Маньпупунер в Троицко-Печорском районе.

-расширение представлений о достопримечательностях РК

Пользоваться доступной литературой о родном крае.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

Понимать красоту природы родного края.

14

Экскурсия «Редкие и охраняемые растения и животные нашей республики. Красная книга PK».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

-узнавание растений Красной книги РК по гербариям, рисункам

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №3

15

Эти удивительные животные (Игра об охраняемых животных).

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

16

Экскурсия «Полезные ископаемые родного края»

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

-расширение представлений о полезных ископаемых

-различие образцов полезных ископаемых в коллекции

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Экскурсия №4

17

Обобщающий урок по теме «Береги родную природу». Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№2

 Занятия населения коми края в давние времена - 9 ч

18

Коми народный календарь.

-представление о коми народном календаре

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

19

Коми промысловый календарь.

-первичное представление о коми промысловом календаре

Ориентироваться в понятиях и терминах.

Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями.

20

Охота - главное занятие населения коми края.

-расширение представлений об охоте как главном занятии населения

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

21

Костюм коми охотника.

-первичное представление о костюме коми охотника

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

22

Рыболовство. Снаряжение.

-расширение представлений о снаряжениях в рыболовстве

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

Строить короткое монологическое высказывание.

23

Верования, связанные с охотой и рыболовством.

-первичное представление о верованиях коми народа

Строить короткое монологическое высказывание.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

24

Итоговый урок - экскурсия в музей «Как в старину охотились».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №5

25

Воспитание детей в коми семье. Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№3

26

Коми народные игры. Воспитание в игре необходимых качеств охотника, рыболова, земледельца. Урок – экскурсия.

-называние 2-3 коми народных игр

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №6

Культура народа коми - 4 ч

27

Искусство предков коми.

-расширение представлений об искусстве коми народа

Строить короткое монологическое высказывание.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

28

Пермский звериный стиль в изобразительном искусстве коми народа.

-участие в диалоге при обсуждении учебной проблемы

-расширение представлений о прикладном искусстве народа коми

Пользоваться доступной литературой о родном крае.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

29

Элементы пермского звериного стиля в предметах обихода (Экскурсия в музей этнографии).

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №7

30

Традиционные орнаменты в украшении утвари, мебели, одежды.

-участие в диалоге при обсуждении учебной проблемы

-различие элементов коми орнамента в предметах быта

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

Применять знания, полученные на уроках краеведения, на других уроках.

Обобщающие уроки - 4 ч

31

Мой город - Сыктывкар. Любимые уголки города.

-расширение представлений о достопримечательностях города

-сравнение облика города- старого и нового

-осознание значимости города для своей республики

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

Строить короткое монологическое высказывание.

Осознавать свою этническую принадлежность.

32

Экскурсия «Город, в котором я живу».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Оценивать особенности дорожного движения и выбирать безопасные маршруты движения.

Анализировать ситуации поведения на дорогах, улицах, игровых площадках.

Экскурсия №8

33

Памятники города. Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№4

34

Наши земляки - герои Советского Союза.

-знакомство с земляками- героями Советского Союза

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

Строить короткое монологическое высказывание.

Пользоваться дополнительной литературой о родном крае.

4 класс-34часа

п/п

Наименование раздела, темы

Формирование предметных умений

Характеристика деятельности учащихся

Диагностика и образовательные результаты

Мой родной коми край – 7 ч

1

Республика Коми – часть России. Карта нашей республики.

-работа с картой

- знание дня рождения РК (22.08.1921)

-рассказ о географическом положении РК

Называть свою республику, её столицу.

Осознавать свою этническую принадлежность.

Принимать и сохранять учебную задачу.

2

Символы РК (герб, флаг, гимн).

Экскурсия «Символы  города, государства» (геральдика).

-различение символов России и РК

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия № 1

3

Формы поверхности РК.

-ориентация в географических названиях -форм поверхности РК

Самостоятельно составлять сообщения по изученному материалу.

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

4

Водоёмы Коми края.

-работа с картой

-расширение представлений о географических названиях РК

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями.

5

Города РК. Северные города республики.

-работа с картой

-расширение представлений о географических названиях РК

Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Строить короткое монологическое высказывание.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

6

Города РК.

Южные города республики.

-работа с картой

-расширение представлений о географических названиях РК

Воспринимать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Строить короткое монологическое высказывание.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

7

Обобщение по теме «Мой родной Коми край».

 Проверочная работа по теме урока

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№1

Природа родного края – 9 ч

8

Климатические особенности севера РК. Их влияние на природные условия.

- рассказ об особенностях времён года в РК

Самостоятельно составлять сообщения по изученному материалу.

Проводить аналогии между изучаемым материалом

и собственным опытом.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

9

Климатические особенности южных районов РК.

- рассказ об особенностях времён года в РК

Самостоятельно составлять сообщения по изученному материалу.

Проводить аналогии между изучаемым материалом

и собственным опытом.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

10

Тундра. Растительный и животный мир тундры.

- рассказ о тундре (по плану)

Пользоваться доступной литературой о родном крае.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

Понимать красоту природы родного края.

11

Оленеводство.

Экскурсия «В гости к оленеводам» - знакомство с жизнью и бытом коми оленеводов.

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Ориентироваться в понятиях и терминах.

Экскурсия №2

12

Ижемцы - оленеводы. Костюм оленевода.

-первичное представление о костюме оленевода

Проводить аналогии между изучаемым материалом

и собственным опытом.

Ориентироваться в понятиях и терминах.

13

Лес – зелёное богатство РК. Охрана лесных богатств края.

- рассказ об основных древесных породах и  их значении

- рассказ о представителях животного мира леса

- расширение представлений о Печоро-Илычском заповеднике, Национальном парке «Югыд ва»

Пользоваться доступной литературой о родном крае.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

Понимать красоту природы родного края.

14

Экскурсия : «Лекарственные растения РК».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

-узнавание растений Красной книги РК по гербариям, рисункам

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №3

15

Природа Урала.

- первичное представление о названии и последовательности горных поясов

Пользоваться доступной литературой о родном крае.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

Понимать красоту природы родного края.

16

Обобщающий урок «Чем богата РК» Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№2

История родного края – 8 ч

17

Коми край в древности.

Экскурсия «Как жили древние люди».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №4

18

Верования предков коми.

Экскурсия «Древнее прошлое Коми края».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №5

19

Коми легенды и предания.

(возможна экскурсия «Образы предков»).

-расширение представлений о коми легендах и преданиях

Строить короткое монологическое высказывание.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

20

Обращение коми народа в христианскую веру. Стефан Пермский.

Экскурсия «Стефан Пермский – создатель коми азбуки».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №6

21

Быт коми народа.

(возможны экскурсии (по выбору учителя):

«Ивовое солнышко» - традиционное использование лозы у коми;

«Чибльог» - ложка таёжного человека – традиционное использование бересты у коми;

«Мы отправляемся в дорогу» - о средствах передвижения у коми).

-расширение представлений о быте народа коми

Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения.

 Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

22

Как в старину учились.

Экскурсия «Как в старину учились».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №7

23

Пешеходные экскурсии по улицам города «Сыктывкар – город двух веков».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Оценивать особенности дорожного движения и выбирать безопасные маршруты движения.

Анализировать ситуации поведения на дорогах, улицах, игровых площадках.

Экскурсия №8

24

Обобщающий урок по теме «История родного края».

Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№3

Культура, искусство, литература –  10 ч

25

И.А.Куратов – основоположник коми литературы.

-знакомство с жизнью и творчеством И.Куратова

Самостоятельно составлять сообщения по изученному материалу.

Пользоваться доступной литературой о родном крае

26

Урок – экскурсия «Что такое литературный музей?»

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий по населенному пункту).

Экскурсия №9

27

Литературная повесть – сказка А.Клейна «Волшебный камень и книга Белой Совы».

-знакомство с творчеством А.Клейна

-участие в диалоге при обсуждении учебной проблемы

Пользоваться доступной литературой о родном крае.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

28

Тема детства в произведениях коми авторов.

-участие в диалоге при обсуждении учебной проблемы

-расширение представлений о коми авторах

Пользоваться доступной литературой о родном крае.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

29

Родная природа в книге С.С.Раевского «Тёплый север».

-участие в диалоге при обсуждении учебной проблемы

-расширение представлений о коми авторах

Пользоваться доступной литературой о родном крае.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

30

Народные музыкальные инструменты.

-первичное представление о коми народных инструментах

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

Применять знания, полученные на уроках краеведения, на других уроках.

31

Урок – экскурсия «Народные музыкальные инструменты».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Оценивать особенности дорожного движения и выбирать безопасные маршруты движения.

Анализировать ситуации поведения на дорогах, улицах, игровых площадках.

Экскурсия №10

32

Коми художники и композиторы.

-первичное представление о коми художниках и композиторах

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание.

Применять знания, полученные на уроках краеведения, на других уроках.

33

Урок - экскурсия в Национальную галерею РК «Творчество коми художников».

-использование правил поведения в общественных местах

-соблюдение правил общения со взрослыми и сверстниками

Оценивать особенности дорожного движения и выбирать безопасные маршруты движения.

Анализировать ситуации поведения на дорогах, улицах, игровых площадках.

Экскурсия №11

34

Обобщающий урок «Республика Коми – наша родина». Проверочная работа по теме урока.

-рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определённый период времени

Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения.

Ориентироваться в понятиях и терминах (в рамках изученного).

Оценивать ход и результат выполнения задания.

Пр.р.№4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по краеведению

при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...

Программа по краеведению 3-4 класс Липецкая область.

Программа "Краеведение" 3-4 класс расчитана на 1раз в неделю.(34 нед.). Программа вклёчает и тематическое планирование....

Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".

Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...

Программа по краеведению (внеклассная работа).

Данная программа по краеведению (Астраханская область) разработана  мною  на 144 часа. Включает в себя пояснительную записку, учебный план, методическое обеспечение. Возможно кому - либо пом...

авторская образовательная программа по краеведению "Родимая сторона - мать" для начальных классов

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.Программа призвана обог...

Программа по краеведению ДТО "Поиск"

В последние годы заметно возрос интерес к истории и культуре родного края. Многое связывает человека с тем, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, не...

Программа по краеведению, 1 класс.

Программа разработана для 1 класса, с учётом 1 час в неделю....