Программа по краеведению ДТО "Поиск"
рабочая программа по истории (4 класс) по теме
В последние годы заметно возрос интерес к истории и культуре родного края. Многое связывает человека с тем, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.
Детское творческое объединение юных историков-краеведов в начальной школе позволяет решить ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Основная цель данной программы расширить знания учащихся по истории и культуре родного края. Поисковая работа по изучению малой родины способствует решению следующих задач: формированию нравственных убеждений, развитию творческих способностей и самостоятельности, кроме этого занятия помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые пригодятся в будущем; подготовят детей к восприятию курса истории и краеведения в среднем звене, воспитанию любви и уважения к тем людям и их традициям на чьей земле мы живем..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Тазовский район.
/МОУ Газ-Салинская общеобразовательная средняя школа
Тазовского района ЯНАО/
Утверждено на методическом совете
/МОУ Газ-Салинскаяобщеобразовательная
Средняя школа Тазовского района ЯНАО/.
№ от «_____» ___________ 2009 г.
Директор: _____________Кайль.А.П.
Утверждено районным методическим советом.
Протокол № от «_____» ________2009г.
Начальник Департамента образования
Администрации Тазовского района
____________Л.А.Соломатина
Образовательная программа
детского творческого объединения
юных историков-краеведов
«Поиск»
Педагог: Синельникова О.Н.
Возраст детей: 8-11 лет
Срок реализации: 1 год
с.Газ-Сале
2009 г.
Пояснительная записка.
В последние годы заметно возрос интерес к истории и культуре родного края. Многое связывает человека с тем, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.
Детское творческое объединение юных историков-краеведов в начальной школе позволяет решить ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Основная цель данной программы расширить знания учащихся по истории и культуре родного края. Поисковая работа по изучению малой родины способствует решению следующих задач: формированию нравственных убеждений, развитию творческих способностей и самостоятельности, кроме этого занятия помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые пригодятся в будущем; подготовят детей к восприятию курса истории и краеведения в среднем звене, воспитанию любви и уважения к тем людям и их традициям на чьей земле мы живем..
Деятельность детского творческого объединения основана на принципах научности, соответствует возрасту школьников и имеет огромное воспитательное значение. Занятия построены от изучения непосредственно окружающего детей конкретного мира, постепенно расширяя доступную им сферу и углубляя процесс познания в прошлое. Процесс познания родного края связывается с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. На занятиях большое внимание уделяется современности, намечаются связи её с прошлым, закладываются зачатки исторического мышления, ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины, родного края.
Работа детского творческого объединения должна быть разнообразной, не вызывать у детей переутомления, снижения интереса к занятиям. Теоретический материал необходимо чередовать с практическими занятиями. Наряду с беседами, рассказами, чтением книг и их обсуждением, можно проводить просмотры видеофильмов и телепередач; экскурсии- прогулки на природу, на производство, в краеведческий музей; встречи с ветеранами труда, старожилами села; утренники, викторины на историко-краеведческие темы. Большое значение имеет поисковая работа для школьного музея; рисование, изготовление поделок; оформление альбомов; различные игры, проведение праздников.
Программа построена на основе принципа цикличности и постепенного развития процесса познания мира от непосредственно окружающих детей объектов и явлений к более удаленным в пространственном и временном отношении. Для каждого возраста предусмотрено несколько взаимосвязанных тем, часть которых будет изучаться в течение нескольких часов. В рамках детского творческого объединения будет осуществляться индивидуальная работа со школьниками. Еженедельные занятия должны заинтересовывать ребят, побуждать их к самостоятельности, творчеству. За это время занятия помогут раскрыть творческий потенциал школьников (сбор материала, оформление альбомов, изготовление поделок, написание сочинений, рефератов, проведение праздников, встречи с тружениками старожилами края, оформление школьного музея), привить любовь к нашему краю. Собранный материал будет полезен для уроков литературного краеведения и внеклассной работы для проведения классных часов, праздников, посвященных нашему краю.
Предлагаемая программа рассчитана на один год по 2 часа в неделю для учеников 2-4 классов. Наполняемость группы 10-12 человек.
Календарно-тематическое планирование (2 часа в неделю)
Название раздела и темы занятий | Форма Занятия | Количество часов | Дата | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел: «Я и моя семья». 1.Тема: «Мои родители –кто они?» Теоретическая часть: рассказ , что обозначает слово «родитель», кто может быть родителями. Практическая часть: экскурсия на производство родителей, рисование родителей дома или на работе. 2.Тема: « Я – кто? Я в семье». Теоретическая часть: беседа о значимости ребенка в семье. Практическая часть: рисунок о себе, о своих увлечениях. 3.Тема: « Древо моей семьи». Теоретическая часть: рассказ о значимости родословной в семье. Практическая часть: составление родословной своей семьи. 4. Оформление альбома «Я и моя семья». | индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | 10 3 2 3 2 | 3 1 1 1 - | 7 2 1 2 2 | |
II. Раздел: « Мой дом, мои соседи , мои друзья». 1. Тема: «Мой дом – моя крепость». Теоретическая часть: рассказ о значимости родительского дома, бережного отношения к своему дому, окружающему, природе. Практическая часть: Уборка территории вокруг дома, благоустройство вокруг дома. 2.Тема: « Мои соседи – кто они?» Теоретическая часть: беседа о соседях, как их зовут, где работают. Практическая часть: совместная работа по благоустройству дома, оформление газеты «Наш дом», рисование дома мечты. 3.Тема: « Я и мои друзья». Теоретическая часть: рассказ о том, кто такой настоящий друг. Практическая часть: рисование портрета друга, совместные поделки с другом к выставке | индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная |
8 3 3 2 | 3 1 1 1 | 5 2 2 1 | |
III.Раздел: « Моя школа». 1.Тема: « История нашей школы». Теоретическая часть: рассказ об истории школы, её традициях. Практическая работа: сбор материала о школе, оформление альбома. 2. Тема: «Учителями славится Россия». Теоретическая часть: рассказ об учителях школы, их биографии, заслуги. Практическая часть: сбор материала об учителях, оформление альбома. работа над исследовательским проектом « Твои люди, Север». 3. Тема: «Наши выпускники – труженики нашего района, села». Теоретическая часть: рассказ о выпускниках школы, которые трудятся в районе. Практическая часть: сбор материала, оформление стенда «Наши родители выпускники школы». | индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | 11 4 3 4 | 4 2 1 1 | 7 2 2 3 | |
IV.Раздел: « Моя улица». 1.Тема: « Почему так назвали». Теоретическая часть: рассказ о истории названия улиц села. Практическая часть: экскурсия по улицам села, рисунки, фотографии своей улицы, игра «Мы пешеходы». 2.Тема :«Улицы будущего». Практическая работа: составление карты села с названием улицы, макет «Моя улица». | индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | 6 3 4 | 2 1 1 | 4 2 3 | |
V. Раздел: « Село, в котором я живу». 1.Тема: « История села Газ- Сале». Теоретическая часть: история создания села ,природа, окружающая село. Практическая часть: рисунки «Моё село в будущем», «Родной уголок», сбор фотографий и оформление альбома. 2. Тема: «Кто они - первые жители и труженики села». Теоретическая часть: рассказ о первых жителях и тружениках села района. Практическая часть: сбор материала и о почетных граждан района, изготовление сувениров для жителей дома Милосердия, оказание посильной помощи им- чтение книг, концерт . | индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | 8 5 3 | 3 2 1 | 5 3 2 | |
VI. Раздел: «Моя родина – Ямал». 1.Тема: « На Ямале я живу». Теоретическая часть: рассказ об истории Ямала, её природных богатствах, городах и селах округа. Практическая часть: сбор фотографий о крае- оформление стенда «Наш край». 2.Тема: «Природа Ямала». Теоретическая часть: рассказ о природе Ямала, его природных богатствах. Практическая часть: Фотографии и рисунки- природа в разное время года.; загадки, приметы, пословицы, игры жителей тундры- оформление альбомов; экскурсия в краеведческий музей; проведение праздника «На Ямале мы живём»; изготовление поделок. 3.Тема: «Города Ямала, села района». Теоретическая часть: знакомство с городами округа и селами района. Практическая часть: сбор иллюстраций городов, оформление стенда; сбор материала о Тазовском районе.
| индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | 13 4 5 4 | 5 2 2 1 | 8 2 3 3 | |
VII. Раздел: « Знаменитости моего края». 1.Тема: «Писатели, поэты нашего края. «Они прославляют наш край». Теоретическая часть: рассказ о писателях и поэтах нашего края, посещение библиотеки- знакомство с их произведениями. 2.Тема: « Умельцы нашего села». Практическая часть: экскурсии на выставки умельцев села, изготовление поделок из природного материала, меха, бисера. 3.Тема: « Ветераны войны и труда в нашем районе». Теоретическая часть: рассказ о ветеранах войны и труда. Практическая часть: сбор материала о ветеранах труда и войны- оформление альбома , экскурсия к памятникам; уход за памятником. | индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | 7 2 2 3 | 3 2 - 1 | 4 - 2 2 | |
VIII. Раздел: « Мой край сегодня». 1.Тема: « Предприятия, стройки района, села». Теоретическая часть: рассказ о предприятиях, стройках района, села. Практическая часть: экскурсии на предприятия и стройки; сбор материала и оформление альбома. 2.Тема: « Культурные центры района, села». Теоретическая часть: рассказ о культурных центрах района, села. Практическая часть: экскурсии в библиотеку, музыкальную школу, ДЮЦ, клуб, сбор материала. 3.Тема: «Лучшие люди села, района». Теоретическая часть: рассказ о передовиках производства, встречи с ними. Практическая часть: сбор материала и оформление альбома. 4. Оформление музея в школе- проведение экскурсий – итог работы. 5. Праздник «Под полярной звездой». | индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная | 9 2 2 2 2 1 | 3 1 1 1 - - | 6 1 1 1 2 1 |
ИТОГО 72 27 45
Условия реализации программы.
Занятия детского объединения проводятся один раз в неделю продолжительностью 2 часа с учащимися 2, 3, 4 классов с одной группой детей в количестве 10 человек. На занятиях используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Для теоретических занятий можно использовать:
- книгу Л.В.Федоровой «Северные родники»;
- газету «Советское Заполярье»;
- журнал «Ямал»;
- видеофильмы о нашем крае;
- материалы краеведческого музея.
Для практических занятий потребуются:
- альбомы, картон, краски, фломастеры, клей;
- иллюстрации и фотографии городов, достопримечательностей Ямала, нашего района, села для оформления книг-раскладушек;
-природный материал, мех, бисер, для изготовления поделок.
Прогнозируемые результаты.
К концу обучения по образовательной программе юных историков-краеведов «Поиск» должны
Знать:
- Государственную символику ЯНАО, района, села;
- историю своего села, школы;
- ветеранов войны и труда, старожилов села;
- народное творчество коренных жителей;
- предприятия, стройки нашего района;
- культурные центры района, села;
- поэтов и писателей нашего края;
- природу нашего края.
Уметь:
- проводить сбор необходимого материала;
- оформлять материал аккуратно и правильно;
- изготавливать поделки из природного материала, меха, бисера;
- писать сочинения, рефераты;
- работать самостоятельно, коллективно.
Литература:
1. Л.В.Федорова «Северные родники».
2. Н.Дудников «Ледовый материк».
3. Н.Ядне «Я родом из тундры».
4. Г.Чувашов «Гыданско-Тазовская природная зона».
5. Н.Салиндер «Души моей струны».
6. Книга «Тазовский, 75. Шаги в следующий век».
7. Журнал «Ямал».
8. Газета «Советское Заполярье».
9. Р.Ругин «Мелодии Полярного круга».
10. Н.С.Борисова «Методика историко-краеведческой работы в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Программапо спортивно – оздоровительному направлению «Чудо-ритм»
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению "Чудо - ритм"...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...