Программа по краеведению (внеклассная работа).
методическая разработка по теме
Данная программа по краеведению (Астраханская область) разработана мною на 144 часа. Включает в себя пояснительную записку, учебный план, методическое обеспечение. Возможно кому - либо поможет составить программу по своему краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОР: Каральева А.М.
2011 г.
Программа
Руководитель объединения «Краеведение»: Каральева А.М.
МОУ “Новоурусовская СОШ»
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для детей 11-14 лет, на один год обучения, 128 часов, два раза в неделю по два часа.
Краеведение – это изучение своего края, своей малой Родины. Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению природы, населения, хозяйства своей местности.
Нарастание экологического кризиса и слабое знание родного края придают особую актуальность формированию у учащихся знаний об окружающем мире, о постижении истины и определения ими своего места в окружающем мире. Изучение темы «Знаменитые люди» формирует у учащихся гордость за своих земляков, воспитывает такие нравственные качества как патриотизм, долг перед Родиной, уважение к старшим, толерантное отношение к окружающим.
Формы краеведческой работы: занятия в кружке, экскурсии, конкурсы, групповые и индивидуальные наблюдения, работа с картографическими и литературными источниками, работа с источниками Интернет – сайтов, участие в неделе географии.
Методы краеведческой работы:
- работа в природе (экскурсии, наблюдения и т.д.)
- работа с литературой (подготовка небольших докладов, выпуск стенгазет, фотомонтаж и др.)
- игровая деятельность (конкурсы, деловые игры, викторины и др.)
- встреча с интересными людьми (встреча с выпускниками, которые служили в Афганистане, Чечне; с родственниками ветеранов ВО войны и др.)
- общественно – полезная работа (благоустройство школьного двора, составление альбома и др.)
Объектами краеведения являются: природа, население, хозяйство, историческое прошлое, культура.
Сущностью краеведческой работы является всестороннее изучение воспитанниками в учебно – воспитательных целях территории, хозяйства, населения своего края под руководством педагога. Новизной данной программы является то, что при организации краеведческого объединения учитывались компоненты географического краеведения: обучающий, воспитывающий, развивающий, результативный.
Основная цель программы – формирование человека ответственного за свои поступки, имеющего общечеловеческие, нравственные, ценностные ориентации и общественно ценные личностные качества посредством занятий в краеведческом объединении.
Для достижения этой цели поставлены ряд задач:
- Обучающие:
- изучить особенности Астраханской области, Красноярского района, села Красный Яр:
- проводить организационные работы по созданию эффективных форм краеведческой работы;
- повысить уровень самостоятельной работы детей;
2. Воспитательные:
- воспитывать позитивное ценностное отношение к собственному здоровью и к здоровью окружающих людей:
- воспитывать детей на принципах патриотизма, интернационализма, социальной справедливости и гражданственности, создавать условия для его духовного и культурного развития.
3. Развивающие
- развивать у воспитанников умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с различными источниками информации:
- создавать возможность выбора сферы деятельности и общения;
- формировать такие качества личности как способность к самоопределению, к саморазвитию и самореализации в обществе, умения ориентироваться в жизни, быть равноправным членом нашего общества
Данная программа позволяет ориентироваться на интересы детей и поэтому помогает решать также учебно – воспитательные задачи, углубляя и расширяя географическое знание воспитанников. Близкое общение педагога с детьми при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ребёнка, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельности.
Данная программа целесообразна, соответствует возрасту детей. Работа в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных путешествий, путешествий во времени.
После обучения по данной программе воспитанники должны знать:
- Историю Астраханской области, г. Астрахани
- Основы музееведения
- Проблемы Каспийского моря.
- Традиции народов России.
- Основы природопользования и охраны окружающей среды.
Воспитанники должны уметь:
- Провести беседу об интересном земляке
- Написать сочинение о земляке, о селе, о крае
- Собирать материал, систематизировать и обобщать
- Исполнять народные песни, частушки, инсценировать
- Система оценки пятибалльная
Ожидаемый результат
- Знать особенности родного края
- Научиться пользоваться с источниками информации: периодическая печать, научные журналы, видеофильмы, диски, Интернет, телевидение
- Научиться сравнивать и делать выводы, наблюдать за изменениями природы
- Иметь представление об источниках загрязнения окружающей среды
- Гордиться своей малой Родиной
- Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками
Система оценивания детей
/ пятибалльная /
«5» - знает историю своего народа, области, района; биографии знаменитых людей; географическое положение, умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации. Активно участвует в массовыхмероприятиях.
«4» - знает историю города, села, традиции и обычаи своего народа, биографии знаменитых людей. Умеет выступать перед своими сверстниками. Ориентируется в различных источниках информаций.
«3» - слабо знает природно – климатические условия Астраханской области, историю Астрахаснкой области. Свободно ориентируется в различных источниках информации. Умеет выступать перед сверстниками.
- Учебно-тематический план.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | В том числе | ||||
Теория | Практика | ||||||
1. | Введение. Знакомство с целью и задачами краеведческого объединения | 4 | 2 | 2 | |||
2. | Знакомство с правилами безопасности. Методы и приёмы работы. | 4 | 2 | 2 | |||
3. Источники и историография | |||||||
Вещественные исторические источники. Данные археологии. | 3 | 2 | 1 | ||||
Письменные первоисточники. Этнографические материалы. | 3 | 2 | 1 | ||||
Архитектурные памятники. Музей. Архивы. Библиотеки. | 2 | 1 | 1 | ||||
4. | Музей, краеведение, фонды музея. | 4 | 2 | 2 | |||
5. | Экскурсии, их виды, деятельность в них. | 4 | 2 | 2 | |||
6. История Астраханской области | |||||||
1.Люди каменного века | 4 | 2 | 2 | ||||
2.Земледельцы и скотоводы | 4 | 2 | 2 | ||||
3.Скифы | 3 | 2 | 1 | ||||
4.Савроматы, сарматы,гунны,тюрки. | 3 | 2 | 1 | ||||
5.Хазарский каганат | 4 | 2 | 2 | ||||
6.Древняя Русь | 4 | 2 | 2 | ||||
7.Золотая Орда | 4 | 2 | 2 | ||||
8.Русские в низовьях Волги | 4 | 2 | 2 | ||||
9.Татары, ногайцы, калмыки, казахи. | 4 | 2 | 2 | ||||
7. «Смутное время в Астрахани». | |||||||
Понятие «смутное время». Восстание в Астрахани в 1605г. | 2 | 2 | |||||
Правление «царевичей». Архиерей Феодосий. | 2 | 2 | |||||
Подавление восстания. | 2 | 2 | |||||
Авантюра И.Заруцкого и М.Мамбеева. Мероприятия И.Голицына. | 2 | 2 | |||||
Последствия «смутного времени» для Астрахани. | 2 | 1 | 1 | ||||
8. Пётр I в Астрахани. | |||||||
Усиление активности России на Востоке. | 2 | 2 | |||||
Подготовка к персидскому походу. | 2 | 2 | |||||
Мероприятия Петра I в Астрахани. | 2 | 2 | |||||
Селитренные заводы.. | 2 | 2 | |||||
Адмиралтейство. Царские указы | 2 | 1 | 1 | ||||
9. Астрахань во время восстания Разина. | |||||||
Каспийский («Персидский») поход С.Разина. | 2 | 2 | |||||
Разин в Астрахани. Начало разинского восстания | 2 | 2 | |||||
Штурм Астраханского Кремля, его последствия. И.Прозоровский. | 1 | 1 | |||||
Казачье правление. В.Ус, Ф.Шелудяк. | 2 | 2 | |||||
«Дело» митрополита Иосифа. Осада Астрахани. И.Милославский. | 1 | 1 | |||||
Ликвидация восстания и его последствия. | 2 | 1 | 1 | ||||
10. Астраханское восстание 1705-1706 годов. | |||||||
Причины и повод к восстанию. Т.Ржевский. Причины победы восставших. | 2 | 2 | |||||
Реорганизация управления. Мероприятия городского круга. П.Носов, И.Шелудяк и др | 2 | 2 | |||||
Поход на Царицын и его последствия | 2 | 2 | |||||
Подавление восстания и его историческое значение. Б.Шереметев. | 2 | 1 | 1 | ||||
11.Астраханский Кремль-выдающийся памятник русского военно-инженерного искусства и архитектуры XVI века. 12ч-6-6 | |||||||
1.История Кремля | 4 | 2 | 2 | ||||
2.Стены и башни | 4 | 2 | 2 | ||||
3.Архитектурные памятники Кремля | 4 | 2 | 2 | ||||
12.Великая Отечественная война 28-я Армия в боях за Родину.6ч-4-2 | |||||||
1.Создание 28-й Армии | 2 | 1 | 1 | ||||
2.Славный путь 28-й Армии | 4 | 3 | 1 | ||||
13.Каспийское море-великий водоём-озеро нашего края.10ч-7-3 | |||||||
1.Сведения о Каспийском море (от Гомера VII до н.э. до наших дней) | 2 | 2 |
| ||||
2.Особенности Каспийского моря | 2 | 1 | 1 | ||||
3.Растительный мир Каспийского моря | 3 | 2 | 1 | ||||
4.Животный мир Каспийского моря | 3 | 2 | 1 | ||||
14. | Астраханские заповедники | 6 | 4 | 2 | |||
15. | Обычаи, традиции, обряды Быт, фольклор народов края | 8 4 | 4 | 4 4 | |||
16. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |||
Итого | 144 | 91 | 53 |
III Основное содержание программы.
1.Введение.
Планы и задачи краеведческого объединения. Знакомство учащихся с целью и задачами, стоящими перед объединением.
2.Знакомство с правилами безопасности. Методы и приёмы работы. Первичный и повторные инструктажи учащихся.
3. Источники и историография
Вещественные исторические источники. Данные археологии. Письменные первоисточники. Этнографические материалы. Архитектурные памятники. Музей. Архивы. Библиотеки.
Практическая работа: работа с историческими документами, статьями и другими публикациями.
4.Музей. Музееведение. Фонда музея.
Основной фонд музея, обменный фонд, дублетный фонд музея. Инвентарная книга, её состав. Хранение экспонатов, их маркировка, сортировка. Составление актов приёмки и списания экспонатов. Картотека музея, её роль. Музеи нашей страны. Эрмитаж, русский музей в Москве, Третьяковка и др.
Практическая работа:
Определение и списание экспонатов по форме, содержанию и их роли. Список хранения экспонатов. Составление картотек экспонатов. Работа в библиотеке с краеведческим материалом из периодики.
Работа с толковым словарём иностранных слов, энциклопедией. Краткое конспектирование материалов. Сбор материала в походах выходного дня.
5.Экскурсии, их виды, деятельность в них.
Экскурсовод – профессия, о личности экскурсовода. Методика и способы проведения экскурсии. Речь и манеры поведения. Показ, беседы, обобщение и выводы экскурсовода.
Практическая деятельность: подготовка экскурсоводов из членов объединения.
Участие всех членов в экскурсиях, предпринятых в краеведческом объединении.
6.История Астраханской области.
Знакомство с историей развития народов, населяющих в различные исторические эпохи регион Нижней Волги и прилегающих территорий. Сведения о прошлом. Полиэтническая и поликонфессиональная история края. Астрахань – 450 –летняя – Главный город области. Настоящее, прошлое и будущее любимого города.
7. «Смутное время в Астрахани».
Понятие «смутное время». Восстание в Астрахани в 1605г. Правление «царевичей». Архиерей Феодосий. Подавление восстания. Авантюра И.Заруцкого и М.Мамбеева. Мероприятия И.Голицына. Последствия «смутного времени» для Астрахани.
Практическая работа: подготовить устный рассказ.
Реферат на тему: «Мой край во времена людей каменного века»
2) «Хозяйственный уклад и политическая деятельность Хазарии».
Семинар по теме: «История Астраханской области от каменного века до наших дней».
8. Пётр I в Астрахани.
Усиление активности России на Востоке. Подготовка к персидскому походу. Мероприятия Петра I в Астрахани. Селитренные заводы. Адмиралтейство. Царские указы.
Практическая работа: экскурсия по городу Астрахани.
9. Астрахань во время восстания Разина.
Каспийский («Персидский») поход С.Разина. Разин в Астрахани. Начало разинского восстания. Штурм Астраханского Кремля, его последствия. И.Прозоровский. Казачье правление. В.Ус, Ф.Шелудяк. «Дело» митрополита Иосифа. Осада Астрахани. И.Милославский. Ликвидация восстания и его последствия.
Практическая работа: работа с понятиями: учуг, раскат.
10. Астраханское восстание 1705-1706 годов.
Причины и повод к восстанию. Т.Ржевский. Причины победы восставших. Реорганизация управления. Мероприятия городского круга. П.Носов, И.Шелудяк и др. Поход на Царицын и его последствия. Подавление восстания и его историческое значение. Б.Шереметев.
Практическая работа: заполнить таблицу
11. Астраханский Кремль – выдающийся памятник русского военно- инженерного искусства и архитектуры второй половины XVI века.
Стены и башни Кремля. Архиерейская башня. Житная башня. Красные ворота. Никольские ворота. Артиллерийская башня. Колокольня или Пречистинские ворота.
Практическая часть.
Рефераты по теме:
- «Архитектурные памятники Кремля».
Экскурсия в Астраханский Кремль.
Поисковая работа: поиск открыток с изображением старой Астрахани.
12.Великая Отечественная война. 28-я Армия в боях за Родину.
Создание 28-й Армии в боях за Родину.
Создание 28-й Армии. Славный путь 28-й Армии.
Практическая работа.
Поиск сведений о создании 28-й Армии, о ветеранах 28-й Армии.
13.Каспийское море- великий водоём – озеро нашего края.
Особенности Каспийского моря. Жизнь в Каспийском море. Растительный мир (Водоросли. Высшие растения. Фитопланктон. Фитобентос).
Животный мир: 1) Беспозвоночные животные.
2) Рыбообразные крабы; 3)Пресмыкающиеся; 4)Птицы.
5)Млекопитающие. 6) Зоопланктон и зообентос. 4) Перифитон.
Практическая работа:
Реферат на тему: «Растительный мир Каспийского моря».
Реферат на тему: «Животный мир Каспийского моря».
Викторина: «Подводный мир Каспия».
Викторина: «Знаешь ли ты птиц края».
14..Астраханские заповедники.
Астраханский государственный биосферный заповедник. Государственный природный заказник Болдинско - Баскунчакский.
Государственный природный заказник Ильменно- Бугровой. Красная книга (Астраханской области) Российской Федерации.
Практическая деятельность:
Викторина: «Знаешь ли ты памятники природы, Астраханской области?».
Реферат «Ботанические памятники природы Астраханской области».
Реферат: «Зоологические памятники природы Астраханской области».
Знакомство с материалами.
Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г.
15.Обычаи, традиции, обряды, быт, фольклор народов края. Культура народов населяющих край.
Возрождение национального самосознания и традиций народов России.
16. Итоговое занятие: подведение итогов работы объединения за год.
IY Методическое обеспечение образовательной программы.
Педагогическое сопровождение программы:
Формы и методы работы: беседы, викторины, конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов (фотографии, газетных материалов), работа с источниками Интернет – сайтов, составление
карт –схем, встреча с интересными людьми, практикуется посещение краеведческих музеев: в г.Астрахани, с.Красный Яр.
Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги, брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Астраханской области ( об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края).
Организационное сопровождение ОП: для осуществления целей и задач программы «Краеведение» созданы необходимые условия: помещение, Интернет, книги, газеты, транспорт для экскурсий.
V. Литература
V. I. Литература для педагога:
- Белоусов Д.А. Литературно – Краеведческий кружок в сельской школе, М., 1999
- Голубев И.Р. Окружающая среда. М.: Просвещение, 2000.
- Дятлова В.С. Программа для внешкольного образования, г.Каменск,2005.
- Закон Астраханской области «О Флаге и Гербе Астраханской области»
- Красная Книга России
- Красноярский район. Астраханское аэрогеодезическое предприятие. 2001г.
- Плешаков А.А. «Экология. М.: Просвещение, 2001.
- Программа для учреждений дополнительного образования. Выпуск 3, М., 2002.
- Сердитов И.С. География Астраханской области. Волгоград, 2000.
- Чуйкова Л.Ю. Взаимосвязи человека и природы. Астрахань, 1997.
V .II Литература для детей:
- Атлас Астраханской области.
- Голубев И.Р. Окружающая среда. М.: «Просвещение», 2000.
- Плешаков А.А. Экология. М.: Просвещение, 2001.
- Районная газета «Россиянка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по краеведению
при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...
Программа по краеведению 3-4 класс Липецкая область.
Программа "Краеведение" 3-4 класс расчитана на 1раз в неделю.(34 нед.). Программа вклёчает и тематическое планирование....
Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".
Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...
Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...
Сэбиэт Аана (Материал для внеклассной работы по краеведению)
Материал для внеклассной работы по краеведению "Сэбиэт Аана" работа учащегося 3-го класса на якутском языке...
Программа по внеклассной работе в 3 классе "Краеведение "Моё Подмосковье"
Программа содержит два блока: Мой город Королёв и Моё родное Подмосковье....