Статья «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников».(Из опыта)
статья

Андриевская Ирина Анатольевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_1.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников».

«Настоящий учитель показывает  своему  ученику не готовое здание, над которым  положены тысячелетия  труда, но ведет его к разрабатыванию  строительного материала, возводит здание  вместе с ним, учит  его строительству».    А.Дистервег.

Современное образование в России переходит на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Особенность ФГОС НОО в том,что он вобрал в себя всё лучшее,что было накоплено в образовании– деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Поставленная задача требует перехода к системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом  развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должно стать умение находить нужную информацию и способность применять ее для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на  деятельностный, при котором становится ученик активным субъектом учебного процесса.

Задача школы – не дать объемные знания, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий.

Как говорил Адольф Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

В структуре урока системно – деятельностный подход является  основным элементом учебного процесса, который отрабатывается и совершенствуется день ото дня. Структура учебной деятельности включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. То есть, чтобы ученик включился в «деятельность» в рамках урока он должен осознать планируемые достижения, способ достижения и получаемый результат. Чтобы учителю не упустить эти элементы из внимания есть надежный способ – отразить их в структуре урока.Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно - деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.

Так, например:

На этапе мотивации к учебной деятельностия настраиваю детей на  работу, даю моральную поддержку или  предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной  работы на уроке.

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление  детей к  изучению нового материала. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над  развитием  внимания, памяти и речи.

На этапе объяснения нового материаласоздаю проблемную ситуацию, из которойформулируется и тема  урока. Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения  подводится итог.

  На этапе первичного закрепленияребята  выполняют упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух и созданием алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой  использую индивидуально-дифференцированный подход нахождения в подборе заданий, чтобы закрепить ситуацию успеха у каждого ученика. Далее ребята самостоятельновыполняют задания, работая с алгоритмом и выполняя проверку по шаблону или взаимопроверки.

Следующий этап- включение в  систему  знаний и  повторение. Здесь мои дети тренируют навыки использования совместно с раннее изученным  материалом, и повторяют  содержание, которое потребуется на  следующих  уроках, отрабатывают полученные новые знания и умения, проговаривается домашняя работа.

При подведении итога  урока фиксируем изученное новое  знание и его значимость и практическое применение в жизни.

Рефлексия урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы, поделиться с трудностями, которые возникли на уроке, услышать объяснение своих товарищей, ведь именно оно, как правило, будет самым доступным.

Использование системно – деятельностного подхода в практике помогают развивать такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

На своих уроках использую следующие элементы системно - деятельностного   подхода:

-  анализ жизненных ситуаций;

- использование интерактивных методик;

- участие в проектной деятельности;

-вовлечение учащихся в игровую деятельность.

Итог.

Системно – деятельностный подход и его развивающая функция даёт возможность раскрыть индивидуальные возможности личности школьника.

В своей работе я стараюсьв первую очередь обращать внимание на личные качества ученика, его наклонности и способности к тому или иному предмету. Я приветствую собственное мнение детей, неординарность мышления. Пусть не всегда верное, ошибочное, но именно оно является  основой для дальнейшего развития, поиска правильного ответа. Ведь не секрет, что в наше время, когда у ребенка появляется возможность легкого получения любой информации, тяжело настроить его на работу  по поиску решения трудных задач. За время работы я наглядно смогла убедиться в том, что главное в ребенке это умение раскрыть все его таланты, дать возможность  укрепить веру в своих силах.

Например, на уроках математики я стараюсь подбирать задания  различной сложности, при объяснении нового материала, создаю проблемную ситуацию,  которая является хорошим стимулом для предположения и самовыражения учащихся. Ведь именно метод проб и ошибок формирует жизненный и учебный опыт.

Все задания связаны с предыдущими темами, но не дублируют друг друга,  а  служат гармоническим продолжением. Весь материал направлен на то, чтобы не только раскрыть новый материал, но и дать возможность ребёнку проявить все свои возможности, дать шанс проверить свои предположения.

На уроках русского языка, работая в паре или группами, ребята выполняют задания, в которых присутствует не только сложный теоретический материал, но и занимательный материал, который позволяет проявиться слабым ученикам.Задания для работы в парах варьируются, поэтому ученикам предоставляется  возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же  объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга или умение общаться. После приобретенных навыков работы в паре, детям легко было перейти на работу в группе. Эта работа учит каждого планировать единый общий результат, нести за него ответственность.

Очень интересная работа проводится на уроках чтения. Здесь я использую такие виды работы как: предположение о чем будет произведение по названию или картинке к произведению, поиск доказательств положительного или отрицательного отношения автора к своим героям, составление анализа произведения, высказывание собственного мнения к героям произведения в целом.

Дети  на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных  задач.

Таким образом, я считаю, что правильное использование системно- деятельностного подхода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

 Сегодня каждый учитель должен использовать системно-деятельностный подход в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме: "Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность"

Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций ...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Здоровье детей – это общая проблема семьи и школы и действовать надо сообща, концентрируя внимание на главных причинах потери здоровья в детском возрасте....

Дифференцированный подход в обучении младших школьников. (Из опыта работы по комплекту "Начальная школа XXI века")

   УМК "Начальная школа XXI века" дает прекрасные возможности для реализации дифференцированного обучения младших школьников, т.к. одной из задач авторского коллектива была ориентиров...

Дифференицированный подход в обучении младших школьников (из опыта работы)

Выступление на ШМО учителей начальных классов.Дифференцированный подход в обучении ( из опыта работы)...

Статья «СЛАГАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

С целью повышения качества обучения и развития личности каждого ребёнка учителю начальных классов необходимо овладеть  исследовательским обучением,  посредством развития у обучающихся проект...

Статья «СЛАГАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

С целью повышения качества обучения и развития личности каждого ребёнка учителю начальных классов необходимо овладеть  исследовательским обучением,  посредством развития у обучающихся проект...

Статья "Слагаемые исследовательского подхода в обучении младшего школьника"

В основе успешного усвоения младшим школьником учебного материала лежит познавательный интерес. Он будет сопутствовать учебной работе, если создать условия для проведения обучающимися наблюдений, пост...