Программа внеуросной деятельности "Экономика: первые шаги" 1-4 классс ФГОС
календарно-тематическое планирование на тему
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребенка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 33.22 КБ |
ktp.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребенка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:
- Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решать задачу актуализации их жизненного опыта.
- Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
- Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной задачи предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1-4 классов.
Общая характеристика факультатива. Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», ее изучение дает возможность:
- Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
- Развивать основы потребительской культуры;
- Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
- Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей – «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
- Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
- Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Место факультатива в учебном плане. Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе со второго полугодия 1 ч в неделю, всего 17 часов. В 2-4 классах – 1 ч в неделю, всего 34 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная форма организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Ценностные ориентиры содержания факультатива. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относится к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики; отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботится не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.
Содержание программы
1 класс (15 ч)
Я и моя семья
Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитывать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
- Объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
- Игра «Генеральная уборка»;
- Игра «Я – хозяин большого дома».
Мое и чужое
Все, что принадлежит человеку – это его собственность. Личные вещи человека. Собственность – это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относится к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
- Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
- Тема исследования «Как становятся собственниками»
- Игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд – это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия – блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.
Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
- Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
- Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
- Проявлять бережнее отношение к вещам, предметам труда людей;
- Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
- Экскурсия в школьную столовую;
- Экскурсия в библиотеку;
- Экскурсия в художественный музей; сюжетно-ролевые игры;
- Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье»
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию – работу (врач, инженер, педагог, космонавт).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Универсальные учебные действия:
- Уважать труд людей разных профессий;
- Классифицировать профессии по предмету труда;
- Рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
- Встреча с человеком интересной профессии;
- Рисование на тему профессий;
- Темы проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и стать мастером своего дела».
К концу обучения в 1 классе ученик узнает;
- Что такое собственность;
- Почему все люди трудятся;
- Какие бывают профессии;
- Как нужно относится к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться;
- Самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.;
2 класс (30 ч)
Что нам нужно для жизни
Потребности – это все то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
Культурные потребности, характерны только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
Потребность и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии
Универсальные учебные действия:
- Различать потребность по видам;
- Определять потребности домашних питомцев;
- Формулировать свои потребности.
Практическая и игровая деятельность:
- Игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
- Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров
.
Хочу, могу, надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Универсальные учебные действия:
- .Определять потребности своих близких;
- Оценивать свои желания и возможности их реализации.
Практическая и игровая деятельность:
- Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?»
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может использовать (удовлетворить) с помощью товаров. Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питье) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынках, на ярмарке.
Продавец – профессия человека, который продает товары. Покупатель – человек, покупающий товары.
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т.п.). услуги – действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Универсальные учебные действия:
- Соотносить виды товаров и место их приобретения;
- Различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
- Кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
Практическая и игровая деятельность:
- Изготовление изделий из природного материала для подарка;
- Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
- Экскурсия в магазин;
- Экскурсия на почту;
- Мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
К концу обучения во 2 классе ученик узнает:
- Какие бывают потребности,
- Почему все потребности нельзя удовлетворить;
- Какие бывают потребности и услуги;
- Где можно приобрести товары и услуги;
- Почему потребность в образовании – одна важнейших потребностей человека.
К концу обучения во 2 классе ученик сможет научиться:
- Соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
- Различать товары и услуги.
3 класс (30 ч)
Жила-была денежка
Если бы люди делали все сами. Натуральное хозяйство то, люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремесла – умения людей изготавливать различные вещи.
Необходимость обмена. Бартер.
Как появились деньги. Монеты – металлические деньги. Две стороны монет: аверс – лицевая сторона монеты, реверс – оборотная.
Купюры – бумажные деньги. Рубли и копейки – деньги России. Валюта – иностранные деньги. Доллар – валюта США, евро – валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.
Универсальные учебные действия:
- Раскрывать причины возникновения денег;
- Различать российские и иностранные деньги.
Практическая и игровая деятельность:
- Рисование страны Натурального хозяйства;
- Рисование страны Экономики;
- Игра «Путешествие в страну Обмению»;
- Рассматривание коллекций разных монет.
У всякого товара есть цена
Деньги – средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача – это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.
Как расплачиваться на кассе. О чем может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.
Универсальные учебные действия:
- Объяснять, как оплачивают товары и услуги;
- Определять размер сдачи при осуществлении покупки.
Практическая и игровая деятельность:
- Экскурсия в магазин;
- Игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи и ее членов.
Универсальные учебные действия:
- Устанавливать зависимость между ценой и определяющими ее факторами;
- Выделять существенные характеристики товара.
Практическая и игровая деятельность:
- Игры «Магазин», «Выгодно покупателю – выгодно продавцу»;
- Тема проекта «Реклама продукты»;
- Исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чем нам говорит реклама: правда и вымысел»;
- Изготовление упаковки для подарка
Доход не бывает без хлопот
Доходы семьи – деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.
Расходы семьи – деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех ее членов.
Бюджет семьи – соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учет доходов и расходов.
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.
Кредит – это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определенный период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.
Универсальные учебные действия:
- Производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
- Осуществлять простейшие экономические расчеты;
- Планировать результаты экономии и бережливости.
Практическая и игровая деятельность:
- Составление семейного бюджета, составление личного бюджета;
- Нарисовать свое «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;
- Экскурсии в банк;
- Игры «Банк», «Кредит и предприниматели»;
- Рисование банковской карты.
«Дом невелик, да лежать не велит»
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.
Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.
Экономия и бережливость. Экономить – значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
Универсальные учебные действия:
- Планировать результаты экономии и бережливости;
- Взаимодействовать и договариваться в процессе игры..
Практическая и игровая деятельность:
- Путешествие в страну Минуток.
К концу обучения в 3 классе ученик узнает:
- О деньгах и их роли в жизни человека и общества;
- О доходах и расходах в семье;
- О формировании бюджета семьи.
К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться:
- Составлять свой бюджет;
- Отличать российские деньги от иностранных;
- Рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.
4 класс (30 ч)
Богатство и бедность
Как создается богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий.
Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты – люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги – часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счет налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома
Универсальные учебные действия:
- Определять источники формирования богатства;
- Сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
- Различать материальные и нематериальные ценности;
- Обосновывать важность меценатства и милосердия;
- Объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
Практическая и игровая деятельность:
- Исследования «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
- Тема проекта «Как распорядится богатством»;
- Тема доклада «Русские меценаты».
Труд – основа жизни
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учебе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Универсальные учебные действия:
- Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
- Проявлять бережное отношении к вещам, предметам труда людей;
- Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
- Игра «Служба быта»;
- Встреча с человеком интересной профессии;
- Экскурсия в школьную столовую.
- Экскурсия в библиотеку;
- Экскурсия в художественный музей;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье»
Как товары производят
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые сделали бы товар.
Все, что необходимо для производства товаров – ресурсы. Природные ресурсы – материалы, которые дает природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы – это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства. Трудовые ресурсы – это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители – люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод – места, где производят товары.
Универсальные учебные действия:
- Различать виды ресурсов;
- Обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
- Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
Практическая и игровая деятельность:
- Прогулка в парк за природным материалом;
- Изготовление изделий из природного материала для подарка;
- Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
- Экскурсия в магазин;
- Экскурсия на почту;
- Проекты «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришел», «Родословная книжечки» и т.д..
К концу обучения в 4 классе ученик узнает:
- Основные виды ресурсов;
- Как производят товары;
- Какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
- Почему налоги важны для существования государства..
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:
- Определять ресурсы, необходимые для производства товара;
- Объяснять важность меценатства и милосердия.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Семья. Состав семьи | 1 | |
2 | Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи | 1 | |
3 | Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам | 1 | |
4 | Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества присущие хорошему хозяину. | 1 | |
5 | Собственность человека. Личные вещи человека. | 1 | |
6 | Собственность – это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия) | 1 | |
7 | Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. | 1 | |
8 | Отношение к своей и чужой собственности | 1 | |
9 | Труд – это полезная деятельность человека. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения | 1 | |
10 | Хорошая работа, интересная профессия – блага, которыми следует дорожить. | 1 | |
11 | Ценность труда людей разных профессий. | 1 | |
12 | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | 1 | |
13 | Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. | 1 | |
14 | Профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). | 1 | |
15 | Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию | 1 | |
Всего: | 15 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Потребности – это все то, что требуется для жизни. | 1 | |
2 | Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних животных) | 1 | |
3 | Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. | 1 | |
4 | Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии | 1 | |
5 | Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии | 1 | |
6 | Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. | 1 | |
7 | Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. | 1 | |
8 | Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. | 1 | |
9 | Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения) | 1 | |
10 | Как помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее) | 1 | |
11 | Как помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее) | 1 | |
12 | Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. | 1 | |
13 | Продовольственные (пища и питье) товары | 1 | |
14 | Промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары | ||
15 | Товары приобретаются в магазинах, на рынке, на ярмарке. | 1 | |
16 | Продавец – профессия человека, который продает товары. | 1 | |
17 | Продавец промышленных товаров. | 1 | |
18 | Продавец продовольственных товаров. | 1 | |
19 | Покупатель – человек, покупающий товары. | 1 | |
20 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | 1 | |
21 | Экскурсия в магазин | 1 | |
22 | Услуги – действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения) | 1 | |
23 | Игра «В поликлинике» | 1 | |
24 | Игра «В Доме творчества» | 1 | |
25 | Игра «На почте» | 1 | |
26 | Экскурсия в поликлинику | 1 | |
27 | Школа как учреждение, которое представляют образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в жизни человека. | 1 | |
28 | Вуз как учреждение, которое представляют образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в жизни человека | 1 | |
29 | Колледж как учреждение, которое представляют образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в жизни человека | 1 | |
30 | Какие мечты и желания помогает исполнить образование. | 1 | |
Всего: | 30 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Если бы люди делали все сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. | 1 | |
2 | Как появились ремесла – умения людей изготавливать различные вещи. | 1 | |
3 | Необходимость обмена. Бартер. | 1 | |
4 | Как появились деньги. | 1 | |
5 | Монеты – металлические деньги. Две стороны монет: аверс – лицевая сторона монеты, реверс – оборотная. | 1 | |
6 | Купюры – бумажные деньги. Коллекции монет и купюр. | 1 | |
7 | Рубли и копейки – деньги России. | 1 | |
8 | Валюта – иностранные деньги. Доллар – Валюта США, евро – валюта стран Евросоюза. Курс валют показывает, сколько рублей стоит доллар, евро. | 1 | |
9 | Рисование банкнот | ||
10 | Деньги – средства оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача | 1 | |
11 | Как расплачиваться на кассе. О чем может рассказать чек. (цена, стоимость покупки, размер сдачи) | 1 | |
12 | Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. | 1 | |
13 | Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. | 1 | |
14 | Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле товары, которые рекламируют? | 1 | |
15 | Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. | 1 | |
16 | Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи и ее членов. | 1 | |
17 | Доходы семьи – деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. | 1 | |
18 | Расходы семь – деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех ее членов. | 1 | |
19 | Бюджет семьи – соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учет доходов и расходов. | 1 | |
20 | Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. | 1 | |
21 | Игра «Банк» | 1 | |
22 | Семейное хозяйство. Собственность семейная и личная. | 1 | |
23 | Потребности семьи. | 1 | |
24 | Распределение обязанностей в семье. | 1 | |
25 | Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. | 1 | |
26 | Игра «Семь я» | 1 | |
27 | Экономия и бережливость. Экономить значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. | 1 | |
28 | Что нужно экономить в доме (воду, электроэнергию, тепло) | 1 | |
29 | Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить. | 1 | |
30 | Способы экономии: изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. | 1 | |
Всего: | 30 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Как создается богатство? | 1 | |
2 | Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). | 1 | |
3 | Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. | 1 | |
4 | Открытия и изобретения. | 1 | |
5 | Создание новых технологий. | 1 | |
6 | Важность знаний в создании богатства. | 1 | |
7 | Ценности материальные и нематериальные. | 1 | |
8 | Богатство и культура | 1 | |
9 | Меценаты – люди, помогающие деньгами науке и искусству. | 1 | |
10 | Доклады «Русские меценаты» | 1 | |
11 | Богатство и милосердие. | 1 | |
12 | Налоги – часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. | 1 | |
13 | Ценность и значимость труда. | 1 | |
14 | Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. | 1 | |
15 | Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата | 1 | |
16 | Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учебе. | 1 | |
17 | Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. | 1 | |
18 | Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. | 1 | |
19 | Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). | 1 | |
20 | Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). | 1 | |
21 | Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения | 1 | |
22 | Как товары производят. Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые сделали бы товар. | 1 | |
23 | Все, что необходимо для производства товаров – ресурсы. | 1 | |
24 | Природные ресурсы – материалы, которые дает природа: земля, вода, растения и животные. | 1 | |
25 | Материальные ресурсы – это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства. | 1 | |
26 | Трудовые ресурсы – это мастера, люди, которые создают товары. | 1 | |
27 | Важность труда людей разных профессий. | 1 | |
28 | Производители – люди, которые создают (производят) товары. | 1 | |
29 | Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. | 1 | |
30 | Фабрика, завод – места, где производят товары. | 1 | |
Всего: | 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. 4 классс
УМК "Перспектива"...
Рабочая программа по Изобразительной деятельности для первого подготовительного класса (ФГОС II вариант)
Рабочая программа по Изобразительной деятельности для первого подготовительного класса (ФГОС II вариант)Программа курса ь разработана на основе1. Федерального государственного образов...
Рабочая программа по русскому языку 2 классс по УМК "Начальня школа 21 века"
Рабочая пограмма по русскому языку 2 класс 2015-2016 учебный год. УМК "начальная школв 21 века"...
рабочая программа по литературному чтению 4 классс
Рабочая программа на 3 часа в неделю (102 часа в год)...
рабочая программа по литературному чтению 1 классс
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс "Планета знаний"....
рабочая программа по литературному чтению 2 классс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Планета знаний"....
рабочая программа по окружающему миру 2 классс
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний"....