Программа внеурочной деятельности "Культура труда"
рабочая программа по теме
Программа внеурочной деятельности "Культура труда" разработана для учеников начальной школы 7-11 лет. Программа имеет социальное направление. Основными видами деятельности в данной программе являются: общественно-полезная, трудовая и творческая. Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе и по 34 часа во 2, 3, 4 классах. Срок реализации программы – 4 года. Занятия проводятся с детьми одного класса 1 раз в неделю по 1 часу. Программа предусматривает сочетание групповых, коллективных занятий с постоянным составом детей. Занятия проводятся в классе, часть рассчитана на прогулки на свежем воздухе. Целью программы является формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни. Программа отвечает идеям и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_truda_7.doc | 624.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №86 г.о. Тольятти
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружка «Культура труда»
(1-4 классы)
Программу разработала
Жукова Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования
г.о. Тольятти
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Учебно-тематический план 1года обучения | 8 |
Содержание программы 1 года обучения Учебно-тематический план 2 года обучения Содержание программы 2 года обучения Учебно-тематический план 3 года обучения Содержание программы 3 года обучения Учебно-тематический план 4 года обучения Содержание программы 4 года обучения | 10 15 17 22 24 28 29 |
Методическое обеспечение | 32 |
Список использованных источников | 34 |
Пояснительная записка
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, чувство долга, творческое отношение к работе, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца, потребность приносить пользу окружающим; целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Общественно-полезный труд приобщает школьников к активному труду ради людей – ради товарищей по классу, ради друзей по школе, ради своей семьи и многое другое.
У младших детей участие в элементарной трудовой деятельности носит игровой характер, так как привлекает своей занимательностью. Однако трудовая деятельность детей не строится на одном интересе, хотя и не исключает его. Об этом хорошо говорит А. С. Макаренко: ребенок «должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его заинтересованность, а его польза, его необходимость... по мере развития ребенка даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна».
Целью программы по внеурочной деятельности «Культура труда» является формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни.
Задачи:
Обучающие:
- овладение первыми трудовыми умениями и навыками хозяйственно-бытового труда, навыками самообслуживания;
- расширение знаний о профессиональной деятельности людей;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности.
Воспитательные:
- воспитание нравственно-волевых и морально-волевых качеств личности: трудолюбие, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознание ответственности за результаты труда;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Развивающие:
- оказание влияния на развитие личности ребёнка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия);
- воспитание бережного отношения к школьному имуществу.
Программа кружка «Культура труда» имеет социальное направление. Основными видами деятельности в данной программе являются: общественно-полезная, трудовая и творческая.
Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
В данной программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ, участие школьников в трудовых десантах, социальных акциях. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Связь программы «Культура труда» с содержанием программ по другим школьным предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика, окружающий мир, русский язык, ИЗО, технология.
Русский язык и литературное чтение. Работа с материалами уроков, текстами заданий позволяет продолжить решение важнейшей задачи - развитие устной и письменной речи учащихся. Высказывания выстраиваются в определенной логике, обосновываются, выводы строго формулируются.
Окружающий мир. Создание образов животного и растительного мира, работа с природными материалами, проблемы охраны природы.
Математика. Построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.
ИЗО. Использование правил декоративно-прикладного искусства, законов дизайна и общих требований художественной выразительности при изготовлении изделий, эстетика труда.
Технология. Умение пользоваться технологическими картами, выстраивать последовательно свои действия и операции, соблюдая технологии.
Реальность выполнения программы
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе и по 34 часа во 2, 3, 4 классах.
Возраст -7 -11 лет
Срок реализации программы – 4 года.
Занятия проводятся с детьми одного класса 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа предусматривает сочетание групповых, коллективных занятий с постоянным составом детей.
Занятия проводятся в классе, часть рассчитана на прогулки на свежем воздухе.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивной, частично продуктивной, продуктивной), найденные продуктивные решения.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
Учащиеся научатся:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
- уважению к своему народу, к другим народам, терпимости к обычаям и традициям других народов.
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- использовать приобретенные навыки в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.
Метапредметные.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- проявлять познавательную инициативу;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- анализировать объекты, выделять главное;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Предметные
Учащиеся научатся
- использовать в своей художественно-творческой деятельности основные приемы работ с бумагой (вырезки, плетения, оригами, аппликация в различных техниках, объемное конструирование), а так же другие художественные техники (коллаж);
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
- в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- применять приемы рациональной безопасной работы режущими (ножницы) и колющими предметами (швейная игла);
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- ухаживать за растениями в классе, на пришкольных клумбах.
Реализация прогнозируемых результатов позволяет достичь первого и второго уровня воспитанности.
Первый уровень результатов – приобретение школьником специальных знаний (новыми технологическими приемами обработки различных материалов), социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы (массовые акции или мероприятия), т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Кол-во часов в неаудитории |
1. | Труд, его значение в личной и общественной жизни человека. | 1 | 1 | - | - |
2. | Урок самообслуживания. Оригами, стаканчик. Организация рабочего места. | 1 | - | 1 | - |
3. | «Работаем с бумагой». Что можно сделать из бумаги. Учимся наклеивать детали. Плоскостные композиции из бумаги, мозаика. Аппликация «Клумба в твоем саду». | 1 | - | 1 | - |
4. | Сокровища природной кладовой. Поделки из природных материалов. | 1 | - | 1 | - |
5. | Фантазии из листьев и цветов | 1 | - | 1 | - |
6. | «Ждем гостей, готовим праздник». Цветы из бумажных салфеток | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
7. | «Книжкина больница». Художественное вырезание, закладки для книг. | 1 | - | 1 | - |
8. | Страна оригами. Родом из Японии. Волшебный квадрат | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
9. | Базовые формы оригами. Цветочное оригами | 2 | 0.5 | 1.5 | - |
10. | Зайчик, волк, лягушка. | 1 | - | 1 | - |
11. | «Скоро, скоро Новый год». Елочные украшения, гирлянда. | 1 | - | 1 | - |
12. | Кружево из бумаги, снежинки. | 1 | - | 1 | - |
13. | Бумагопластика или объемное конструирование. Аппликация. Елочка «Дружба». | 1 | - | 1 | - |
14. | Украшаем класс к Новому году. | 1 | - | 1 | - |
15. | Изготовление, вывешивание кормушек, подкормка птиц. | 1 | - | 1 | 1 |
16. | Работаем с тканью. Свойства бумаги и ткани. | 1 | - | 1 | - |
17. | Учимся шить. Способы пришивания пуговиц. | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
18. | Лепим из пластилина. Дикие звери. | 1 | - | 1 | - |
19. | Домашние животные. | 1 | - | 1 | - |
20. | Подарки для взрослых и детей. Открытка к дню Св. Валентина. Объёмная аппликация. | 1 | - | 1 | - |
21. | Подарок папе. Открытка «Кораблик». | 1 | - | 1 | - |
22. | Любимой мамочке сюрприз. | 1 | - | 1 | - |
23. | Широкая масленица. Учимся делать Мартиничек (обереги). | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
24. | Выращивание цветов. Посадка рассады цветов. | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
25. | Уход за растениями в классе, цветы из салфеток. | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
26. | Светлое Христово Воскресение. Поделки из салфеток «Подставки под яйца». Пасхальный рожок. | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
27. | Уход за растениями в классе, пикировка рассады. | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
28. | Подарок курочки Рябы. | 1 | - | 1 | - |
29. | День Победы. Пишем письма, складываем фронтовые конверты | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
30. | Работа на пришкольном участке | 3 | - | 3 | 3 |
Итого: | 33 | 6 | 27 | 4 |
Содержание программы 1 года обучения
№ п\п за год | № Занятия по теме | Тема, тип урока | Элементы содержание урока | Количество часов по теме | Материалы |
1. | 1. | Труд, его значение в личной и общественной жизни человека. (урок введения новых знаний) | Вводятся понятия «Самообслуживание», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ручной и художественный труд», «Производственный труд», назначение труда в жизни человека. | 1 | |
2. | 2. | Урок самообслуживания. Оригами, стаканчик. Организация рабочего места. (урок-практикум) | Организация рабочего места, базовые формы оригами, изготовление стаканчика. | 1 | Бумага, ножницы. |
3. | 3. | Работа с бумагой. Что можно сделать из бумаги. Учимся наклеивать детали. Плоскостные композиции из бумаги, мозаика. Аппликация «Клумба в твоем саду». (урок-практикум) | Организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. Создание изделий по собственному замыслу. Повторение правил безопасной работы с клеем. Приемы работы с бумагой и клеем. Изучение различных свойств бумаги. | 1 | Природные материалы, бумага А3, клей, ножницы |
4. | 4. | Сокровища природной кладовой. Поделки из природных материалов. (урок-практикум) | Ведется наблюдение за формами и образами природы, представление о природе, её красоте и неповторимости. Сбор образцов природного материала. Открывается красота родной природы, воспитывается бережное отношение к ней; даются общие сведения о различных видах природного материала; закрепляются знания учащихся о правилах сбора, сортировки и хранения природного материала; раскрывается содержание понятий «природный материал», «пресс», «аппликация». | 1 | Природные материалы. |
5. | 5. | Фантазии из листьев и цветов (урок-фантазия) | Овладение основными способами соединения изделий. Создание изделий по собственному замыслу с использованием природных материалов. | 1 | Картон цветной, засушенные листья и цветы. |
6. | 6. | «Ждем гостей, готовим праздник». Цветы из бумажных салфеток (урок-практикум) | Дается возможность ощутить атмосферу праздника, подготовленного сообща, и удовольствия от своего участия в общем празднике .Повторение правил безопасной работы с ножницами. Изучение свойств бумажной салфетки, вырезание круга из квадрата. Изготовление простейшего цветка из салфетки. | 1 | Шаблоны, образцы изделий из бумаги цв. Бумага, цв. Картон, клей, ножницы. |
7. | 7. | «Книжкина больница». Художественное вырезание, закладки для книг. (урок-практикум) | Правила безопасной работы с ножницами. Разрезание бумаги по шаблону, прямым линиям. Плоскостное конструирование. Изготовление закладок. | 1 | Образцы изделий из бумаги, бумажные салфетки, ножницы, инструкционная карта |
8 | Страна оригами. Родом из Японии. Волшебный квадрат (урок-беседа, урок-практикум) | Базовые формы. Прием изготовления квадрата из прямоугольника. Изготовление поделок на основе базовой формы – лодочка, кошелечек. | 1 | Инструкционная карта, бумага, ножницы. | |
9. | 10. | Базовые формы оригами. Цветочное оригами. (урок-практикум) | Изготовление поделок на основе базовой формы бутон | 2 | Инструкционная карта, бумага, ножницы. |
10. | 11. | Зайчик, волк, лягушка (урок-практикум) | Изготовление поделок из бумаги | 1 | Инструкционная карта, бумага, ножницы |
11. | 12. | «Скоро, скоро Новый год». Елочные украшения, гирлянда. (урок-практикум, урок-фантазия) | Знакомство с историей и традициями новогоднего праздника, изготовление различного вида простейших новогодних гирлянд. | 1 | Образец изделия, шаблоны, цв. картон, цв. бумага, клей, ножницы. |
12 | 13. | Кружево из бумаги, снежинки (урок-практикум, урок-фантазия) | Изготовления несложных конструкций, изделий по образцу, простейшему чертежу из тонкой бумаги. | 1 | исчая бумага, ножницы |
13. | 14. | Бумагопластика или объемное конструирование Аппликация. Елочка «Дружба» (урок-практикум, урок-фантазия) | Изготовления несложных конструкций, изделий по образцу, простейшему чертежу из цветной бумаги, елочной мишуры. | 1 | Цв. бумага, цв. картон, ножницы, клей. |
14. | 15. | Украшаем класс к Новому году (урок-практикум, урок-игра) | Дается возможность ощутить атмосферу праздника, подготовленного сообща, и удовольствия от своего участия в общем празднике | 1 | Поделки новогодние, сделанные дома, в классе, елочная мишура, гирлянды. |
15. | 16. | Изготовление, вывешивание кормушек, подкормка птиц (урок-практикум, урок-игра) | Изготовление кормушек из бумажных пакетов, вывешивание кормушек для птиц, подкормка птиц. Урок проводится на свежем воздухе. | 1 | Бумажные пакеты из-под молока, соков, подарков, ножницы, шпагат. |
16. | 17. | Работаем с тканью. Свойства бумаги и ткани (урок введения новых знаний, урок-практикум) | Знакомство с различными визами иголок, их назначение. Правила безопасной работы с иглой и шилом. Вышивка на картоне. Виды швов: наметочный, машинный | 1 | Картон, ткань х/б, игла для шитья с большим ушком, ножницы, нитки, образцы изделий. |
17. | 18. | Учимся шить. Способы пришивания пуговиц (урок-практикум) | Правила работы с иглой. Тренировка в пришивании пуговиц различных видов, с различными отверстиями | 1 | |
18. | 19. | Лепим из пластилина. Дикие звери (урок введения новых знаний, урок-фантазия) | Овладение приёмами лепки: раскатывание, вытягивание, заострение, сплющивание, конус, вырезание из пластилина Изготовление объемных изделий по образцу самостоятельно | 1 | Пластилин, набор стеков различной формы. |
19. | 20. | Домашние животные (урок введения новых знаний, урок-фантазия) | Знакомство учащихся со значением для человека домашних животных, с уходом за ними. Приёмы лепки. Правила безопасности работы с пластилином. Создание изделий по собственному замыслу | 1 | Пластилин, набор стеков различной формы. |
20. | 21. | Подарки для взрослых и детей. Открытка к дню Св. Валентина. Объёмная аппликация (урок-практикум, урок-фантазия) | Знакомство с историей и традициями праздника Св. Валентина. Изготовление объемных аппликаций путем применения техники торцевания | 1 | Цв. картон, цв. гофрированная бумага, клей, ножницы, образцы изделий. |
21. | 22. | Подарок папе. Открытка «Кораблик» (урок-практикум, урок-фантазия) | Изготовление изделий по шаблону. Овладение основными способами соединения изделий | 1 | Образец изделия, шаблоны, цв. картон, цв. бумага, клей, ножницы. |
22. | 23. | Любимой мамочке сюрприз. (урок-практикум, урок-фантазия) | Изготовление праздничной открытки в технике «объемной аппликации», с использованием бумажных салфеток для создания образа и настроения | 1 | Цв. картон, цв. бумага, бумажные салфетки, степлер, клей, ножницы, образцы изделий |
23. | 24. | Широкая масленица. Учимся делать Мартиничек (обереги) (урок-беседа, урок-практикум) | Знакомство с историей и традициями широкой масленицы. Изготовление кукол из ниток | 1 | Лист картона, нитки для вязание, ножницы |
24. | 25. | Выращивание цветов. Растения в жизни человека. Посадка рассады цветов (урок-беседа, урок-практикум) | Составление плана посадки цветочной клумбы, выбор цветов. Показать значение растений для человека (земледелие, садовый инвентарь, профессии). Ознакомление с терминами «проект», «композиция», с частями растений. Формирование навыков ухода за растениями, интереса и уважения к труду человека. Посадка рассады. | 1 | Земля, одноразовые стаканчики, семена цветов |
25. | 26. | Уход за растениями в классе (урок-игра, урок-практикум) | Формирование навыков ухода за растениями. Изготовление цветов из бумажных салфеток. | 1 | Бумажные салфетки, ножницы, тонкая проволока. |
26. | 27. | Светлое Христово Воскресение. Поделки из салфеток «Подставки под яйца». Пасхальный рожок (урок-беседа, урок-практикум) | Знакомство с историей и традициями праздника пасхи. Изготовление поделок – подарков к празднику. | 1 | Цв. бумага, цв. картон, бумажные салфетки, клей, ножницы. |
27. | 28. | Выращивание цветов. Уход за растениями в классе, пикировка рассады (урок-игра, урок-практикум) | Формирование навыков ухода за растениями. Пикировка рассады. Значение рыхления почвы, прореживания, прополки, полива растений. Характерные отличия культурных растений от растений-сорняков. | 1 | Посаженные цветы в классе, земля, стаканчики. |
28. | 29. | Подарок курочки Рябы (урок-фантазия) | Ознакомление с «неожиданными» материалами и изделиями из них. «Фантазии» детей и изготовление изделий. Работа с разным материалом. Знакомство с крупами и приемами работы с ними | 1 | Цв. картон, цв. бумага, различные виды круп, скорлупа яиц, клей, ножницы. |
29. | 30. | День Победы. Пишем письма, складываем фронтовые конверты (урок-беседа, урок-практикум) | Историческое значение праздника Победы. Изготовление конвертов. | 1 | Тетрадные листы, ножницы. |
30. | 31, 32, 33. | Выращивание цветов. Работа на пришкольном участке (урок-практикум) | Выращивание цветочно-декоративных растений. Высадка рассады, полив, рыхление, прополка. Хозяйственно-бытовая деятельность на территории школы. Урок на свежем воздухе. | 3 | Лейки, тяпки, рыхлилки, рассада цветов. |
Всего 33 часа |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Кол-во часов в неаудитории |
1. | «Работаем с бумагой» Аппликация «Воспоминание о лете» | 2 | - | 2 | - |
3. | «Книжкина больница» | 1 | - | 1 | - |
4. | КТД Праздничная открытка к Дню учителя. Техника «Спиральные розочки» | 1 | - | 1 | - |
5. | Поздравляем учителей | 1 | 1 | - | 1 |
6. | «Сокровища природной кладовой» Розы из кленовых листьев | 1 | - | 1 | 1 |
7. | «Осенний коллаж» | 1 | - | 1 | - |
8. | Поделки из природных материалов: «Ежики», «Птички», «Мышки» и т.д. | 1 | - | 1 | - |
9. | «Работаем с бумагой» Уход за комнатными растениями. Плетенье из бумаги, листья. | 2 | 0,5 | 1.5 | - |
10. | Страна оригами. Рамочка из модулей. | 1 | - | 1 | - |
11. | Волшебные шары Кусудамы | 1 | - | 1 | - |
12. | «Я – инженер-конструктор». | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
13. | «Скоро, скоро Новый год» Новогодние шары. | 1 | - | 1 | - |
14. | Изготовление новогодних гирлянд и снежинок. | 1 | - | 1 | - |
15. | Украшаем класс к новому году. | 1 | - | 1 | - |
16. | Новогодний талисман, символ наступающего нового года. | 1 | - | 1 | - |
17. | Изготовление кормушек для птиц, вывешивание их, подкормка птиц. | 1 | - | 1 | 1 |
18. | Шьем, вяжем, вышиваем. Пришивание пуговиц. Волшебные строчки: различные виды швов «вперед в иголку», «назад в иголку», «тамбурный шов». | 2 | 0,5 | 1,5 | - |
19. | «Работаем с бумагой». Знакомство с техникой «Квиллинг». Веселые спиральки. | 2 | 0,5 | 1,5 | - |
20. | Подарки для взрослых и детей. Открытка к дню Св. Валентина в технике «торцевание» | 1 | - | 1 | - |
21. | Подарок для папы. | 1 | - | 1 | - |
22. | «Любимой мамочке сюрприз». | 1 | - | 1 | - |
23. | Проводы зимы. Масленица. Поделка «Солнышко». | 1 | - | 1 | - |
24. | Выращивание цветов. Посадка рассады цветов. | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
25. | «Книжкина больница» Плетение из ниток закладки для книг. | 1 | - | 1 | - |
26. | Шьем, вяжем, вышиваем. Мои мягкие игрушки. Мягкая игрушка «Гусеница». | 2 | - | 2 | - |
27. | «Ждем гостей, готовим праздник» 9 Мая. Великая победа. Открытка к празднику. | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
28. | Выращивание цветов. Работа на пришкольном участке. | 3 | - | 3 | 3 |
Итого: | 34 | 4 | 30 | 6 |
Содержание программы 2 года обучения
№ п\п за год | № Занятия по теме | Тема, тип урока | Элементы содержание урока | Количество часов по теме | Материалы |
1 | «Работаем с бумагой» Аппликация «Воспоминание о лете» (урок-фантазия) | Правила и приемы организации рабочего места для работы с бумагой. Работата по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Создание конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами создание аппликации по памяти и впечатлению. | 2 | Цв. картон, цв. бумага, клей, ножницы. | |
3 | «Книжкина больница» (урок-беседа, урок-практикум) | Ремонт библиотечных книг. Склеивание обложки. Книгопечатание. Основные части книги. Правила обращения с книгами. Ликвидация разрывов листов книг, крепеж. Делаем закладки для книг в технике прямого плоского плетения. Фантазийные закладки с использованием картона и ниток. | 1 | Библиотечные книги, скотч, ножницы, клей, цв. картон, цв. бумага, пряжа. | |
4 | КТД Праздничная открытка к Дню учителя. Техника «Спиральные розочки» (урок-практикум) | Изготовление несложных цветов в технике скручивания бумаги. Совместная деятельность по изготовлению открытки. | 1 | Цв. Бумага, клей, ножницы, клей. | |
5 | Поздравляем учителей (урок-фантазия) | Дается возможность ощутить атмосферу праздника, подготовленного сообща, и удовольствия от своего участия в общем празднике. | 1 | Цв. Бумага, клей, ножницы, клей. | |
6 | «Сокровища природной кладовой» Розы из кленовых листьев. (урок-фантазия) | Природные материалы родного края, их свойства. Способы заготовки, хранения и подготовки природного материала. Изготовление букета из кленовых листьев. | 1 | Кленовые листья, одножильная проволока | |
7 | «Осенний коллаж» (урок-практикум, урок-фантазия) | Создаем прекрасное и полезное из природных материалов. Изготовление композиций из засушенных листьев Индивидуальная или коллективная работа по выбору. | 1 | Лист картона, засушенные листья, семена, клей, ножницы. | |
8 | Поделки из природных материалов: «Ежики», «Птички», «Мышки» и т.д. (урок-фантазия) | Поделки из природных материалов: «Ежики», «Птички», «Мышки» и т.д. Оформление выставки к празднику осени. | 1 | Природные материалв, пластилин | |
9 | «Работаем с бумагой» Уход за комнатными растениями. Плетенье из бумаги, листья. (урок-беседа, урок-практикум) | Комнатные растения, способы ухаживания за ними. Изготовление поделки в технике прямого плоского плетения. | 2 | Цв. бумага, клей, ножницы. | |
11 | Страна оригами. Рамочка из модулей. (урок-практикум) | Изготовление поделки в технике модульного оригами. | 1 | Цв. бумага, клей, ножницы. | |
12 | Волшебные шары Кусудамы . (урок-введение новых знаний, урок-практикум) | Бумага, её виды, свойства, назначения. Выявление свойств и строения бумаги, ее назначения. Влияние на нее влаги. Изготовление поделки в технике модульного оригами. | 1 | Цв. бумага, клей, ножницы. | |
13 | «Я – инженер-конструктор» (урок-введение новых знаний, урок-практикум) | Знакомство с различными видами линеек, линиями чертежа, их назначение и начертание. Графические изображения, их назначение. Профессия инженер. Порядок разметки на листе бумаги. Разметка прямоугольника. Выполнение чертежа самолета, его вырезание и складывание. | 1 | Различные виды линеек, простой карандаш, тетрадный лист в клетку, ножницы. | |
14 | «Скоро, скоро Новый год» Новогодние шары. (урок-фантазия) | Изготовление несложных неожиданных конструкций из бросового материала. | 1 | Бумажные фантики от конфет, газетная бумага, клей ПВА, кисточка, любые нитки, гуашь – 1 цвет, елочная мишура. | |
15 | Изготовление новогодних гирлянд и снежинок (урок-фантазия) | Изготовление новогодних поделок для украшения класса. | 1 | Цв. бумага, клей, ножницы, шаблоны. | |
16 | Украшаем класс к новому году (урок-игра, урок-фантазия) | Дается возможность ощутить атмосферу праздника, подготовленного сообща, и удовольствия от своего участия в общем празднике. | 1 | Поделки новогодние, сделанные дома, в классе, елочная мишура, гирлянды | |
17 | Новогодний талисман, символ наступающего нового года. (урок-практикум) | Изготовление подарков для друзей, поделок на елку. | 1 | Цв. картон, цв. бумага, клей, ножницы, шаблоны. | |
18 | Изготовление кормушек для птиц, вывешивание их, подкормка птиц. (урок-игра, урок-фантазия) | Изготовление кормушек из бумажных пакетов, вывешивание кормушек для птиц, подкормка птиц. Урок проводится на свежем воздухе. | 1 | Бумажные пакеты из-под молока, соков, подарков, ножницы, шпагат | |
20 | Шьем, вяжем, вышиваем. Пришивание пуговиц. Волшебные строчки: различные виды швов «вперед в иголку», «назад в иголку», «тамбурный шов». (урок-практикум) | Правила работы с иглой. Тренировка в пришивании пуговиц различных видов, с различными отверстиями Инструменты и приспособления для работы с нитками и тканью. Приемы безопасной работы с ними. Прямая строчка и ее варианты. | 2 | Ткань х/б 20 на 20 см, контрастные нитки, различные пуговицы, ножницы, иголка. | |
21 | «Работаем с бумагой». Веселые спиральки. (урок-фантазия) | Знакомство с техникой «квиллинг», изготовление панно в этой технике. | 2 | Каробка из под концет, цветная бумага или листы бумажной рекламной продукции, ножницы, клей. | |
23 | Подарки для взрослых и детей. Открытка к дню Св. Валентина в технике «торцевание» (урок-беседа, урок-фантазия) | Знакомство с бумажной техникой «торцевание», изготовление в этой технике открытки. Семейные традиции. Декоративное оформление и уход за жилищем. Приглашение гостей. Составление букета и изготовление декоративной вазы для него. | 1 | Гофрированная цв. бумага, лист картона, клей ПВА, ножницы, стержень от шариковой ручки, образец | |
24 | Подарок для папы. ( урок-фантазия) | Изготовление открытки в технике «объемная аппликация». | 1 | ||
25 | «Любимой мамочке сюрприз» (урок-беседа, урок-фантазия) | Изготовление шкатулки. | 1 | Пластиковый стаканчик, гофрированный картон, Бумажная лента, лист картона, клй, бусинка | |
26 | Проводы зимы. Масленица. Поделка «Солнышко» (урок-беседа, урок-практикум) | Знакомство с символами праздника. Изготовление поделки «Солнышко». | 1 | Цветной картон или бархатная бумага жёлтого цвета, пряжа, дырокол, ножницы, шпажка или тоненькая палочка, вязальный крючок. | |
27 | Выращивание цветов. Посадка рассады цветов. (урок-беседа, урок-практикум) | Технология выращивания растений, способы размножения. Цветочно-декоративные растения (однолетние, двулетние, многолетние). Овощные растения. Составление плана посадки цветочной клумбы, выбор цветов. Посадка рассады. | 1 | Земля, одноразовые стаканчики, семена цветов | |
28 | «Книжкина больница» Плетение из ниток закладки для книг. (урок-беседа, урок-фантазия) | Общие сведения о назначении и видах тканей и ниток, их свойствах. Технология изготовления изделий из ниток путем плетения. | 1 | Картон, нитки для вязания, крючок. | |
29 | Шьем, вяжем, вышиваем. Мои мягкие игрушки. Мягкая игрушка «Гусеница» .(урок-практикум) | Изготовление изделий из текстильных материалов. Последовательность и краткая характеристика операций. Шитьё несложных изделий из готового кроя Шитье несложной мягкой игрушки. | 2 | Кусочки цв. х/б тканей, синтепон, пряжа, ножницы, 2 пуговицы, нитки, игла | |
31 | «Ждем гостей, готовим праздник» 9 Мая. Великая победа. Открытка к празднику. (урок-беседа, урок-фантазия) | Историческое значение праздника Победы. Воспоминания о родственниках, участвовавших в ВОВ. Изготовление открытки в технике «объемная аппликация», оригами. | 1 | Цв. картон, цв. бумага, клей, ножницы. | |
32, 33, 34 | Выращивание цветов. Работа на пришкольном участке (урок-практикум) | Сельскохозяйственный труд в жизни человека. Инструменты и приспособления для работы на земельном участке .Выращивание цветочно-декоративных растений. Высадка рассады, полив, рыхление, прополка. Хозяйственно-бытовая деятельность на территории школы. Урок на свежем воздухе. | 3 | Лейки, тяпки, рыхлилки, рассада цветов. | |
Всего 34 часа |
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Кол-во часов в неаудитории |
1. | Работа с бумагой и картоном. Мозаика «Воспоминание о лете» | 1 | - | 1 | - |
2. | «Книжкина больница» | 1 | - | 1 | 1 |
3. | КТД Ждем гостей, готовим праздник. Простое торцевание на бумажной основе | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
4 | Многослойное торцевание | 1 | - | 1 | - |
5 | Поздравляем учителей. | 1 | 1 | - | 1 |
6 | «Сокровища природной кладовой». Подготовка выставки поделок к осеннему празднику. Поделки из природных материалов. | 1 | - | 1 | - |
7 | Осенний коллаж. | 1 | - | 1 | 1 |
8 | Работа с бумагой и картоном. Моделирование из конусов. | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
9 | Игрушки из картона с конусными деталями. | 1 | - | 1 | - |
10. | Страна Оригами. Объемные изделия в технике оригами. | 1 | 0,5 | 0,5 | - |
11. | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на этой основе. | 1 | - | 1 | - |
12. | Соединение в изделии модуля кусудамы «Супершар» и треугольного модуля. | 1 | - | 1 | - |
13. | Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля. | 1 | - | 1 | - |
14. | КТД Скоро, скоро Новый год. Изготовление подарков, игрушек, гирлянд для класса и пр. | 3 | - | 3 | 1 |
15. | Проект «Птичья столовая» Изготовление кормушек для птиц, вывешивание их, подкормка птиц. | 1 | - | 1 | 1 |
16. | Шьем, вяжем, вышиваем. Аппликация из резанных нитей. | 1 | - | 1 | - |
17. | Приклеивание ниток по спирали. | 1 | - | 1 | - |
18. | Моделирование из помпонов. | 1 | - | 1 | - |
19. | Подарки для взрослых и детей. Открытка к дню Св. Валентина в технике «торцевание» | 1 | - | 1 | - |
20. | Подарок для папы. | 1 | - | 1 | - |
21. | «Любимой мамочке сюрприз». | 1 | - | 1 | - |
22. | Проводы зимы. Масленица. Поделки из ниток и гофрированного картона | 1 | - | 1 | - |
23. | Проект «Клумба твоего класса» Посадка рассады цветов. | 1 | - | 1 | - |
24. | Шьем, вяжем, вышиваем. Вышивка по ткани. | 2 | 0,5 | 1,5 | - |
25. | Шитье мягкой игрушки по выкройкам | 2 | - | 2 | - |
26. | Ждем гостей, готовим праздник. Готовимся к Пасхе, красим яйца, изготовление корзинки. | 1 | - | 1 | - |
27. | 9 Мая. Великая победа. Делаем открытку. | 1 | - | 1 | - |
28. | Проект «Клумба твоего класса» Трудовой десант. Работа на пришкольном участке | 3 | - | 3 | 3 |
Итого | 34 | 3 | 31 | 8 |
Содержание программы 3 года обучения
№ п\п за год | № Занятия по теме | Тема, тип урока | Элементы содержание урока | Количество часов по теме | Материалы |
1 триместр | |||||
1. | 1. | Работа с бумагой и картоном. Мозаика «Воспоминание о лете» (урок-фантазия) | Правила и приемы организации рабочего места для работы с бумагой. Повторение техники безопасности. Работа по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Создание конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. | 1 | Цв. картон, цв. бумага, ножницы, клей, гофрированная бумага. |
2. | 2. | «Книжкина больница» (урок-практикум) | Ремонт книг в библиотеке | 1 | Скотч, бумага, картон. |
3. | 3. | КТД «Ждем гостей, готовим праздник». Простое торцевание на бумажной основе (урок введение новых знаний, урок-практикум) | Совместное создание открытки для любимого учителя. Продумывается и осваивается техника объемной аппликации с приемами торцевания. | 1 | Картон, гофр. бумага, ножницы, клей |
4. | 4. | Многослойное торцевание (урок-практикум) | Создание объемной открытки. | 1 | Картон, гофр. бумага, ножницы, клей |
5. | 5. | Поздравляем учителей. (урок-фантазия) | Дается возможность ощутить атмосферу праздника, подготовленного сообща, и удовольствия от своего участия в общем празднике. | 1 | |
6. | 6. | «Сокровища природной кладовой». Подготовка выставки поделок к осеннему празднику. Поделки из природных материалов. (урок-фантазия) | Подготовка выставки к осеннему празднику. Оригинальные способы соединений природных материалов между собой, поделки, разнообразные конструкции. | 1 | Природные материалы, супер-клей, пластилин, картон. |
7. | 7. | Осенний коллаж. (урок-фантазия) | Создаем прекрасное и полезное из природных материалов. Изготовление композиций из засушенных листьев Составление выставки к осеннему празднику. Индивидуальная или коллективная работа по выбору детей представляется на выставке. | 1 | Природные материалы, супер-клей, пластилин, картон. |
8. | 8. | Работа с бумагой и картоном. Моделирование из конусов. (урок введения новых знаний, урок-практикум) | Создание объемной конструкции. | 1 | Цв. бумага, картон, ножницы, клей. |
9. | 9. | Игрушки из картона с конусными деталями. (урок-практикум) | Создание объемной игрушки с конусными деталями. | 1 | Цв. бумага, картон, ножницы, клей. |
10. | 10. | Страна Оригами. Объемные изделия в технике оригами. (урок введения новых знаний, урок-практикум) | Создание объемной конструкции в технике оригами. | 1 | Цв. бумага, белая бумага, ножницы, клей. |
11. | 11. | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на этой основе. (урок-практикум) | Создание объемной конструкции в технике оригами. | 1 | Цв. бумага, белая бумага, ножницы, клей. |
12. | 12. | Соединение в изделии модуля кусудамы «Супершар» и треугольного модуля. (урок-практикум) | Создание объемной конструкции в технике оригами. | 1 | Цв. бумага, белая бумага, ножницы, клей. |
13. | 13. | Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля. (урок-практикум) | Создание объемной конструкции в технике оригами. | 1 | Цв. бумага, белая бумага, ножницы, клей. |
2 триместр | |||||
14 | 14. | КТД «Скоро, скоро Новый год». Изготовление подарков, игрушек, гирлянд и пр. (урок-практикум, урок-фантазия) | Изготовление несложных неожиданных конструкций из бросового материала, цв. бумаги, ниток и т.п. для украшения класса, подарков родственникам и друзьям. | 3 | Цв. бумага, картон, нитки, синтепон, ткань и т.п. |
15. | 17. | Проект «Птичья столовая» (урок-игра, урок-фантазия) | Реализация проекта «Птичья столовая» Вывешивание кормушек для птиц, подкормка птиц. Урок проводится на свежем воздухе. | 1 | Кормушки, сделанные совместно с родителями или самостоятельно, шпагат. |
16. | 18. | Шьем, вяжем, вышиваем. Аппликация из резанных нитей. (урок-практика, урок-фантазия) | Инструменты и приспособления для работы с нитками и тканью. Приемы безопасной работы с ними. Создание оригинальных композиций из ниток и картона. | 1 | Картон, нитки, ткань, игла, крючок, клей. |
17. | 19. | Моделирование из помпонов. (урок-практикум, урок-фантазия) | Создание мягкой игрушки. | 1 | Картон, нитки, ножницы. |
18. | 20. | Приклеивание ниток по спирали. (урок-практикум, урок-фантазия) | Создание оригинальных композиций из ниток. | 1 | Картон, нитки, ножницы. |
19. | 21. | Подарки для взрослых и детей. Работа с бумагой и картоном. Открытка к дню Св. Валентина в технике «торцевание» или «квиллинг» (урок-фантазия) | Семейные традиции. Декоративное оформление и уход за жилищем. Приглашение гостей. Составление букета и изготовление декоративного панно. | 1 | Гофр. бумага, картон, клей, ножницы. |
20. | 22. | Подарок для папы. ( урок-фантазия) | Создание объемной открытки. | 1 | Картон, гофр. бумага, ножницы, клей |
3 триместр | |||||
21. | 23. | «Любимой мамочке сюрприз». ( урок-фантазия) | Создание букета цветов из различного вида бумаги. | 1 | Картон, гофр. бумага, ножницы, клей |
22. | 24. | Проводы зимы. Масленица. Поделки из ниток и гофрированного картона. (урок-практикум, урок-фантазия) | Создание оригинальных подарков. | 1 | Картон, гофр. бумага, ножницы, клей |
23. | 25. | Проект «Клумба твоего класса» Посадка рассады цветов. (урок-беседа, урок-практикум) | Подготовка проекта. Технология выращивания растений, способы размножения. Цветочно-декоративные растения (однолетние, двулетние, многолетние). Овощные растения. Составление плана посадки цветочной клумбы, выбор цветов. Посадка рассады. | 1 | Земля, одноразовые стаканчики, семена цветов |
24. | 26. | Шьем, вяжем, вышиваем. Вышивка по ткани. (урок введения новых знаний, , урок-фантазия) | Оформление носового платочка вышивкой гладью. | 2 | Ткань, мулине, иголка, ножницы. |
25. | 28. | Шитье мягкой игрушки по выкройкам (урок-практикум, урок-фантазия) | Изготовление изделий из текстильных материалов. Последовательность и краткая характеристика операций. Шитьё несложных изделий из готового кроя Шитье несложной мягкой игрушки. | 2 | Ткань, шаблоны, нитки, ножницы. |
26. | 30 | Ждем гостей, готовим праздник. Готовимся к Пасхе, красим яйца, изготовление корзинки. ( урок-фантазия) | Символы праздника Пасхи, изготовление корзинки. | 1 | Бумага, ножницы, клей. |
27. | 31. | 9 Мая. Великая победа. Делаем открытку. (урок-беседа, урок-фантазия) | Историческое значение праздника Победы. Воспоминания о родственниках, участвовавших в ВОВ. Изготовление открытки в технике «объемная аппликация», оригами. | 1 | Бумага, ножницы, клей. |
28. | 32, 33, 34. | Проект «Клумба твоего класса» Трудовой десант. Работа на пришкольном участке (урок-практикум) | Реализация проекта. Сельскохозяйственный труд в жизни человека. Инструменты и приспособления для работы на земельном участке Выращивание цветочно-декоративных растений. Высадка рассады, полив, рыхление, прополка. Хозяйственно-бытовая деятельность на территории школы. Урок на свежем воздухе. | 3 | Лейки, тяпки, рыхлилки, рассада цветов |
Всего 34 часа |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Кол-во часов в неаудитории |
1. | Работа с бумагой и картоном. Аппликация из рельефной бумаги Коллаж из различных материалов | 2 | - | 2 | - |
2. | «Книжкина больница» | 1 | - | 1 | - |
3. | Ждем гостей, готовим праздник. Объемное моделирование из бумаги | 1 | - | 1 | - |
4. | Поздравляем учителей | 1 | - | 1 | 1 |
5. | Сокровища природной кладовой. Поделки из природных материалов. | 2 | - | 1 | - |
6. | Веерное гофрирование | 1 | 1 | - | - |
7. | Плетение из газетных трубочек | 3 | - | 3 | - |
8. | Страна Оригами. Конструирование цветов. | 1 | - | 1 | - |
9. | Создание цветочных композиций | 2 | 0,5 | 1,5 | - |
10. | Скоро, скоро Новый год. Изготовление подарков, игрушек, гирлянд и пр. | 3 | - | 3 | - |
11. | Изготовление кормушек для птиц, вывешивание их, подкормка птиц. | 1 | - | 1 | 1 |
12 | Шьем, вяжем, вышиваем. Аппликация из ткани. Петельный шов. | 2 | 0,5 | 1,5 | - |
14. | Вязание крючком | 2 | 0,5 | 1,5 | - |
15. | Подарки для взрослых и детей. Открытка к дню Св. Валентина в технике многослойного торцевания | 1 | - | 1 | - |
16. | Подарок для папы. | 1 | - | 1 | - |
17. | «Любимой мамочке сюрприз». | 1 | - | 1 | - |
18. | Проводы зимы. Масленица. Конструирование игрушки с подвижными деталями | 1 | - | 1 | - |
19. | Выращивание цветов. Посадка рассады цветов. | 1 | - | 1 | - |
20. | Вязание крючком футляра для телефона. | 2 | - | 2 | - |
21. | Ждем гостей, готовим праздник. Готовимся к Пасхе, красим яйца, изготовление корзинки в технике плетения. | 1 | - | 1 | - |
22. | 9 Мая. Великая победа. Делаем открытку. | 1 | - | 1 | - |
23. | Выращивание цветов. Работа на пришкольном участке | 3 | - | 3 | 3 |
Итого: | 34 | 2,5 | 31,5 | 5 |
Содержание программы 4 года обучения
№ п\п за год | № Занятия по теме | Тема, тип урока | Элементы содержание урока | Количество часов по теме | Материалы |
1. | 1. | Работа с бумагой и картоном. Аппликация из рельефной бумаги Коллаж из различных материалов (урок-фантазия) | Правила и приемы организации рабочего места для работы с бумагой. Работа по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Создание конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. | 2 | Цв. картон, цв. бумага, ножницы, клей, гофрированная бумага. |
2. | 3. | «Книжкина больница» (урок-практикум) | Ремонт книг из библиотеки. | 1 | Сконч, бумага, ножницы. |
3. | 4. | Ждем гостей, готовим праздник. Объемное моделирование из бумаги (урок-фантазия) | КТД Изготовление открыток для учителей в технике объемного моделирования из бумаги. | 1 | Цв., гофрированная бумага, картон, клей, ножницы. |
4. | 5. | Поздравляем учителей. (урок-фантазия) | Дается возможность ощутить атмосферу праздника, подготовленного сообща, и удовольствия от своего участия в общем празднике. | 1 | |
5. | 6. | Сокровища природной кладовой. Поделки из природных материалов. (урок-фантазия) | Оригинальные способы соединений природных материалов между собой, поделки, разнообразные конструкции. Создаем прекрасное и полезное из природных материалов. Изготовление композиций из засушенных листьев Индивидуальная или коллективная работа по выбору. Составление выставки в классе. | 2 | Природные материалы, супер-клей, пластилин, картон. |
6. | 8. | Работа с бумагой и картоном. Веерное гофрирование (урок-фантазия) | Фантазийное создание конструкций, украшений для дома из бумаги. | 1 | Цв. бумага, клей |
7. | 9. | Плетение из газетных трубочек. (урок-практикум, урок-фантазия) | Знакомство с техникой плетения из газетных трубочек. Плетение вазы или корзинки. | 3 | Газета, ножницы, клей, спица. |
8. | 12. | Страна Оригами. Конструирование цветов. (урок-практикум, урок-фантазия) | Создание объемной конструкции в технике оригами. | 1 | Цв. бумага, белая бумага, ножницы, клей. |
9. | 13. | Создание цветочных композиций. (урок-практикум, урок-фантазия) | Создание объемной конструкции в технике оригами. | 2 | Цв. бумага, белая бумага, ножницы, клей. |
10 | 15. | Скоро, скоро Новый год. Изготовление подарков, игрушек, гирлянд и пр. (урок-практикум, урок-фантазия) | Изготовление несложных неожиданных конструкций для украшения класса, подарков для друзей, поделок на елку. Дается возможность ощутить атмосферу праздника, подготовленного сообща, и удовольствия от своего участия в общем празднике. | 3 | Мишура, цв. бумага, картон и т. д. |
11. | 18. | Изготовление кормушек для птиц, вывешивание их, подкормка птиц. (урок-игра, урок-фантазия) | Изготовление кормушек из бумажных пакетов, вывешивание кормушек для птиц, подкормка птиц. Урок проводится на свежем воздухе. | 1 | Бумажные пакеты из-под молока, соков, подарков, ножницы, шпагат. |
12. | 19. | Шьем, вяжем, вышиваем. Аппликация из ткани. Петельный шов. (урок-практикум, урок-фантазия) | Изготовление изделий из текстильных материалов. Последовательность и краткая характеристика операций. Знакомство с техникой «печворк». Обработка края материала. Создание небольшой аппликации из ткани. | 2 | Картон, кусочки различных видов ткани, нитки, игла. |
13. | 21. | Вязание крючком. ( урок-практикум) | Изготовление небольшого изделия (чехла для телефона), знакомство с техникой вязания крючком. | 2 | Вязальные нитки, крючок. |
14. | 23. | Подарки для взрослых и детей. Работа с бумагой и картоном. Открытка к дню Св. Валентина в технике многослойного торцевания. (урок-фантазия) | Изготовление объемной открытки. | 1 | Цв., гофрированная бумага, картон, ножницы, клей. |
16. | 24 | Подарок для папы. (урок-фантазия) | Создание объемной открытки. | 1 | Цв., бумага, картон, ножницы, клей. |
17. | 25. | «Любимой мамочке сюрприз». (урок-фантазия) | Создание по выбору детей подарка для мамы. | 1 | |
18. | 26. | Проводы зимы. Масленица. Конструирование игрушки с подвижными деталями. (урок-фантазия) | Создание оригинальных подарков. | 1 | Цв. картон, шпагат, клей, ножницы. |
19. | 27. | Выращивание цветов. Посадка рассады цветов. (урок-практикум) | Технология выращивания растений, способы размножения. Цветочно-декоративные растения (однолетние, двулетние, многолетние). Овощные растения. Составление плана посадки цветочной клумбы, выбор цветов. Посадка рассады. | 1 | Земля, одноразовые стаканчики, семена цветов |
20. | 28. | Вязание крючком футляра для телефона. (урок-практикум, урок-фантазия) | Вязание крючком несложного изделия. Последовательность и краткая характеристика операций. | 2 | Нитки, крючок. |
21. | 30. | Ждем гостей, готовим праздник. Готовимся к Пасхе, красим яйца, изготовление корзинки в технике плетения. (урок-фантазия) | Символы праздника Пасхи, изготовление корзинки. | 1 | Бумага, ножницы, клей. |
22. | 31, | 9 Мая. Великая победа. Делаем открытку. (урок-беседа, урок-фантазия) | Историческое значение праздника Победы. Воспоминания о родственниках, участвовавших в ВОВ. Изготовление открытки в технике «объемная аппликация», оригами. | 1 | Бумага, ножницы, клей. |
23. | 32, 33, 34. | Выращивание цветов. Работа на пришкольном участке. (урок-практикум) | Сельскохозяйственный труд в жизни человека. Инструменты и приспособления для работы на земельном участке Выращивание цветочно-декоративных растений. Высадка рассады, полив, рыхление, прополка. Хозяйственно-бытовая деятельность на территории школы. Урок на свежем воздухе. | 3 | Лейки, тяпки, рыхлилки, рассада цветов |
Всего 34 часа. |
Методическое обеспечение
Формы и методы обучения
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют следующие формы организации трудовой деятельности:
1) создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за цветами в классе. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления класса к наступающему празднику.
2) накопление и развитие традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе проекта «Клумба твоего класса» и «Птичья столовая», или выставки «Сокровища природной кладовой», когда ученики изготавливают поделки, мастерят модели, выращивают цветы;
3) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителем;
4) проведение мастер-классов, таких как: «Работа с бумагой и картоном», «Шьем, вяжем, вышиваем», «Страна Оригами»;
5) организация КТД «Ждем гостей, готовим праздник», «Скоро, скоро Новый год»;
6) занимательные беседы;
7) оздоровительные минутки.
Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.
Методические указания
В каждом разделе большое внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Содержание программы, а также используемые форм и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения. Детям в процессе занятия разрешается разговаривать, высказывая свои мысли, общаться между собой, делиться мнениями. В процессе демонстрации продукта деятельности разрешается двигательная активность.
Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
- применение знаний учащимися на разных психологических уровнях.
Наглядные пособия:
- Плакаты о выполнении санитарно-гигиенических норм
- Плакаты о разнообразии профессий
- Презентации на определенные темы занятий
Материально-техническое обеспечение:
- Помещения, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим нормам (классные комнаты);
- Подсобный материал для изготовления поделок, подарков;
- Садово-дачный инвентарь (Соответственно младшего школьного возраста);
- Посадочный материал
- Интерактивная доска
- Документ-камера
Список использованных источников
Литература:
- Абалкина М. В. «О воспитании трудолюбия у младших школьников» // Начальная школа 1990 г. - №5
- Артамохина А. О. «Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе».
- Возрастная и педагогическая психология. Под редакцией Петровского А. В. // Просвещение, 1973 г.
- Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги» // «Академия развития» г. Ярославль 2009г.
- «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
- Иванова Т. Г. , Матяш Н. В., Семенович Н. А. Технология, методические рекомендации к проведению уроков // М., Вентана-Граф, 2009 г.
- Иващенко С. В. «Труд и развитие личности школьника» // М. 1987 г.
- Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания школьника» // просвещение 1976 г.
- Лишин О. В. «Общественно-полезная деятельность как фактор формирования мотивационно-потребностной сферы личности подростка».
- Лободина Н. В. Технология. 1 класс, практические и творческие задания, рабочая тетрадь // Волгоград, «Учитель», 2010 г.
- Лутцева Е. А. Технология: Ступеньки к мастерству: 1 класс: Методическое пособие. // М., Вентана-Граф, 2008 г.
- Лутцева Е А. Технология 1 кл.. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. // М., Вентана-Граф, 2008 г.
- Лутцева Е. А. Технология: Ступеньки к мастерству: учебник для учащихся 2 классов // М., Вентана-Граф, 2003 г.
- Лутцева Е А., Технология, 1-4 кл., программа // М., Вентана-Граф, 2009 г.
- Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
- Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
- Н. В. Савин «Трудовое воспитание и развитие личности» // Просвещение 1978 г.
- Назарова И. Г. «Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы. Из опыта работы базовых площадок по апробации ФГОС второго поколения»
- Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. «Я учусь изобретать» //М.,ООО ТД «Изд. Мир книги», 2008 г.
- Питенко С. В. «Педагогические условия формирования трудолюбия у младших школьников»
- Цирулик Н. А., Прснякова Т. Н. «Умные руки», учебник для 1 класса. //Самара, изд. «Учебная литература» 2006 г.
Интернет-ресурсы
http://wu3uk.ru/house/interior/kak-sdelat-ramku-dlya-fotografii.html