Рабочая программа внеурочной деятельности: "Без труда не вынешь и рыбку из пруда"
рабочая программа (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТ УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического совета Директор федерального казенного
от ------------- августа 2011 г общеобразовательного учреждения
протокол № 1 средней общеобразовательной
школы имени А.Н. Радищева
----------------- Ларионова Н.В. Приказ
----------------- Ларионова Н.В.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
Программа рассчитана на учащихся 1 классов.
Срок реализации программы -1 год
Направление: Общественно – полезная деятельность
Автор:
Тарасова Е. А.
воспитатель группы продлённого дня
Пояснительная записка.
Программа основана:
- На ФГОС «Приказ №373 от 6 октября 09г». Зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021779-8
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Занятия позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами ручного искусства ( работа с тестом, поделки из крупы и семян и т.д.), с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели программы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи программы:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, бумаги, картона, пластилина, крупы, ниток, бросового материала;
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Участники образовательной программы : учащиеся 1 а, 1 б
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Особенности организации занятий.
- практические работы;
- беседы;
- рассказы, расширяющие политехнический кругозор детей.
Планируемые результаты:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Учащиеся узнают:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла.
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
Учащиеся научатся или получат возможность научиться:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, Склеивать мелкие предметы ( семечки, крупа).
Форма подведения итогов реализации программы: выставки детских работ, поделки-сувениры в качестве подарков для родителей.
Методические рекомендации по проведению занятия.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступи тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос тоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Воспитателю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
Содержание программы:
. 1. Вводная часть. Правила техники безопасности. (1 ч.)
2. Аппликация (5 ч.)
3. Вырезание и наклеивание ажурных форм (3 ч.)
4. Оригами (4 ч.)
5. Конструирование из бумаги ребристых фигур (4 ч.)
6. Конструирование из разных видов бумаги объёмных фигур (6 ч.)
7. Лепка из теста (1 ч.)
8. Лепка из пластилина (4 ч.)
9. Мозаика из круп и семян (2 ч.)
10. Объёмное моделирование из готовых геометрических форм (1 ч)
11.Моделирование на плоскости (2 ч.)
Итого: 33 часа
Тематическое планирование занятий
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводная беседа. Правила техники безопасности. | 1 |
2 | Знакомство с бумагой. Поделки из гафрированной полоски. | 1 |
3 | Поделки из серпантина. | 1 |
4 | Поделки из скрученных полос. | 1 |
5 | Лепим из фольги. | 1 |
6 | Ажурные цветы. | 1 |
7 | Ажурные цветы. | 1 |
8 | Закладка с ажурным узором. | 1 |
9 | Оригами. «Журавли». | 1 |
10 | Оригами. «Кораблик». | 1 |
11 | Оригами. «Тюльпан». | 1 |
12 | Оригами. «Собачка». | 1 |
13 | Что такое аппликация. | 1 |
14 | Аппликация по шаблону «Снеговик» | 1 |
15 | Ёлочная игрушка. | 1 |
16 | Аппликация из кусочков бумаги «Салют». | 1 |
17 | Аппликация из геометрических фигур «Собачка». | 1 |
18 | Аппликация нитками. | 1 |
19 | Складывание из бумаги. «Колоски». | 1 |
20 | Коллективное составление букета из «Колосков». | 1 |
21 | Открытка к Дню Защитника Отечества. | 1 |
22 | Открытка к 8 Марта. | 1 |
23 | Ребристая подвеска. | 1 |
24 | Лепка. Жгутики. Пластилин. | 1 |
25 | Лепка. Рисунки на пластилиновой основе. | 1 |
26 | Лепка букв и цифр из солёного теста. | 1 |
27 | Лепка. Пластилин. Панно из жгутиков. | 1 |
28 | Лепим своё имя. | 1 |
29 | Что такое мозаика?. Мозаика из семян. | 1 |
30 | Мозаика из риса и пшена. | 1 |
31 | Работа с копировальной бумагой. «Вьюнок». | 1 |
32 | Конструирование игрушек из коробок. | 1 |
33 | Мягкая игрушка из бумаги. | 1 |
Итого: 33 часа
Список литературы
- Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова Технология «Умные руки». ( Изд-во «Учебная литература»), 2009
- Н.М. Конышева Технология «Умелые руки». Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009
- Ю.И.Дорогов, Е.Ю.Дорогова, Н.В.Ермолаева, А.Н.Малышева, З.М.Поварченкова « Оригами, аппликации, поделки из бумаги.Мастерская кота Матроскина.». Ярославль: Академия развития, 2011
- Л. Чурина «Украшения и подарки из солёного теста.Полиграфиздат «Сова», Москва- Санкт-Петербург, 2010
- А.А.Анистратова, Н.И.Гришина «Поделки из полосок бумаги», ООО «Издательство Оникс», 2011-08-24
- Г.И.Перевертень «Мозаика из круп и семян» ( Серия «Поделки своими руками»), 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Общественно-полезный труд» 1 – е класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Общественно-полезный труд» 1 – е класс...
Программа внеурочной деятельности "Культура труда"
Программа внеурочной деятельности "Культура труда" разработана для учеников начальной школы 7-11 лет. Программа имеет социальное направление. Основными видами деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественный труд"
Программа «Художественный труд» была разработана для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Художественный труд. 1-4 классы
Освоение детьми программы «Художественный труд» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта....