Развитие творческой активности на занятиях декоративно-прикладным творчеством с опорой на экологическое воспитание. Программа внеурочных занятий «Интересный труд».
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему
Дано теоретическое обоснование предлагаемого материала. Рассмотрены различные виды практической деятельности. Материал дается с уклоном на экологическое воспитание. Предложена программа занятий "Интересный труд".
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок»
Методическая разработка. Развитие творческой активности на занятиях декоративно-прикладным творчеством с опорой на экологическое воспитание.
Программа внеурочных занятий «Интересный труд».
Воспитатель: Лебедева Л.Е.
г.Смоленск
План.
- Пояснительная записка………………………………………………..3
Актуальность проблемы. Обоснование связи повышения
творческой активности детей с трудовым обучением.
- Психологические основы развития творческой активности
детей на занятиях «Интересный труд»……………………………………..4
§1. Задачи и содержание занятий «Интересный труд»……………..4
§2. Труд как средство воспитания и развития……………………….5
§3. Формы и методы…………………………………………………...6
§4. Педагогические и психологические условия эффектив-
ности развития творческой активности воспитанников ..………………….7
- Описание некоторых видов работы…………………………………..10
- Диагностика…………………………………………………………….14
- Примерное планирование на год занятий «Интересный труд»……16
- Конспекты занятий. Общая тема: «Работа с природным материалом»…………………………………………………………………………….19
- Заключение………………………………………………………………27
- Литература………………………………………………………………28
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы. Обоснование связи повышения творческой активности детей с трудовым обучением.
Воспитательная работа в целом направлена на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей. Школьная программа очень насыщенная, поэтому времени на трудовое обучение предусмотрено мало. Следовательно, возрастает роль внеурочных занятий.
Занятия «Интересный труд» имеют не только образовательное и воспитательное значение. Уровень развития речи детей находится прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое и умственное развитие находится в пределах нормы. Если же движений пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальная и даже выше нормы. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук полезна и для подготовки руки к письму, выработки красивого, твёрдого почерка. Упражнения, направленные на формирование мелких движений кисти руки способствуют повышению внимания и работоспособности. Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически. Помимо системы специальных упражнений большое значение здесь имеют занятия «Интересный труд», на которых кроме приобретения общетрудовых умений и навыков, дети разрабатывают кисть руки, тренируются выполнять мелкие, тонкие движения. Таким образом, стимулируется развитие речи детей, развитие мыслительной деятельности, что в свою очередь способствует развитию творческого потенциала ребенка.
Проанализировав педагогическую литературу по специальному образованию, я поняла, что творческому развитию в коррекционной школе уделяется внимание в рамках внеклассной воспитательной работы и двух-трех учебных дисциплин: профессионально-трудовое обучение, СБО, математика. Тем не менее, пробуждение творческой активности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.
. В современных условиях очень важно научить ребёнка чувствовать, понимать, и творить красоту. В.А.Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его поступков, труда, жизни.
К творчеству в большей или меньшей степени способен каждый ребенок. Задача педагога создать ребенку необходимые условия для пробуждения творческой активности и дальнейшего ее повышения. Для этого как нельзя лучше подходят занятия «Интересный труд».
Психологические основы развития творческого потенциала детей на занятиях «Интересный труд».
§1. Задачи и содержание занятий «Интересный труд».
Цель: подготовка детей к самостоятельной жизни, обучение практическим навыкам, развитие творческой направленности.
Задачи:
Изучить проблему в теории и практике.
Выявить уровень готовности детей к выполнению творческих заданий.
Создать систему внеурочных видов и форм деятельности, способствующих воспитанию творческой активности школьников.
Познакомить обучающихся с элементарными видами художественного творчества.
Привить навыки грамотных действий в социуме.
Определить критерии и способы измерении результатов ее реализации.
Определить уровень эффективности проделанной работы.
Обобщить и распространить опыт работы по теме проекта.
Необходимо научить видеть красоту вокруг себя, замечать её в школе, в парке, на спортплощадке.
Вторая задача – формирование на основе этих знаний таких социально-психологических качеств личности, которые позволяют ей эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Эта задача эмоционально-чувственной сферы человека, его жизни, которая обеспечивает широту и разнообразие чувственных контактов ребёнка с внешним миром, развитие эмоций, творческих сил и способностей.
Третья задача – формирование у каждого школьника эстетических творческих способностей, развитие тех качеств личности, которые превращают ученика в активного созидателя, творца, обучение умениям и навыкам, дающим возможность вовлекать детей в активную творческую деятельность, позволяющим им преобразить мир по законам красоты.
На занятиях у учащегося проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу.
Развитие творческого потенциала, младших школьников в частности, неразрывно связано с экологическим и эстетическим воспитанием, которые являются его основой.
Занятия необходимо организовывать таким образом, чтобы максимально заинтересовать ребёнка. Цель работы должна быть значима для детей. Выполняемая детьми работа должна иметь практический выход. Необходимо связывать темы занятий с практикой и окружающей действительностью.
На занятиях «Интересный труд» ребёнок должен научиться воспроизводить с помощью пластилина некоторые природные объекты, научиться пользоваться ножницами и клеем, рационально использовать материалы, принимать самостоятельные несложные решения, предлагать версии и варианты, видеть красоту вокруг себя и учиться её изображать, украшать своими силами свой быт.
Выполняя трудовые операции, ребёнок разрабатывает кисть руки, что способствует развитию речевой деятельности, мышления, развитию творческого потенциала.
На важность использования природного материала в деятельности ребёнка обращал внимание А.С.Макаренко - он ближе к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру.
§2. Труд как средство воспитания и развития.
. Осуществление задачи полнее использовать трудовые навыки в целях эстетического воспитания и развития творческого потенциала детей требует отбора богатого в эстетическом отношении содержания труда, форм и методов занятий, которые развивали бы у детей эстетические чувства, пробуждали творческую фантазию, интерес к творчеству, потребность трудиться красиво.
В воспитательной работе важно развивать в детях чувство удовлетворения процессом и результатом труда, т.к. вне эстетических эмоций вряд ли возможно трудовое воспитание и развитие творческого потенциала в процессе труда у детей. В раннем возрасте даже самые элементарные трудовые занятия включают в себя эстетический момент: чисто вымытый стол, кораблик сделан так, что не падает, когда его спустишь на воду, вылепленная из пластилина фигурка похожа на настоящую.
Первоклассники уже могут сами делать много полезных вещей: поздравительную открытку, салфетку, закладку для книги. Это и есть осмысленный труд, труд с определённой целью, а именно такой труд воспитывает и развивает – труд, смысл которого понятен детям.
Для развития творческого потенциала могут использоваться различные виды труда: с освоением простейших материалов – клея, бумаги, пластилина, природных материалов и труд по самообслуживанию. В любом виде труда детей просматривается связь с умственной деятельностью, с интеллектом, игрой воображения, эстетической восприимчивостью.
Труд также необходим человеку, чтобы он жил в атмосфере красоты, творил и создавал то, что просто красиво – вышитая салфетка, панно, аппликация.
В воспитательной работе особый интерес представляет собой творящий ребёнок, поэтому и занятия эти должны быть непринуждёнными, не надо настаивать, чтобы все дети делали одно и то же, больше считаться с желаниями детей, проявлять внимание к их инициативе, полагаться на неё. В основе трудовой деятельности должна быть самостоятельная работа, а также воображение и фантазия.
Лепка, конструирование, аппликация, работа с природным материалом требуют от детей фантазии, импровизации, развивают творческие способности, пространственное воображение, учат детей нестандартно воспринимать окружающий мир.
Задача воспитателя – пробудить творческую активность ребёнка в процессе трудовой деятельности. Если воспитывать эстетические идеалы с самого раннего детства, то не исключено, что разбуженное воображение поможет выпускнику трудиться творчески.
§3. Формы и методы.
Воспитательная работа предполагает использование всего доступного арсенала форм и методов, способных решать основные задачи трудового воспитания детей, развития их творческого потенциала.
Чаще всего в работе с детьми применяются синтетические формы, т.е. в одном занятии сочетаются и словесные и практические, и наглядные формы трудового воспитания, а специфика внеклассной воспитательной работы и заключается в свободном выборе форм и темы, в отсутствии обязательных программ, учитывает особенности детей в группе.
Решая задачи воспитания, развивая творческий потенциал детей, педагог не может отвергать старые, давно зарекомендовавшие себя формы, хотя сейчас существуют новые, отвечающие духу времени.
Беседа – старая форма, она уместна и даже необходима в начале каждого занятия.
Возможно использование таких форм работы как экологический калейдоскоп, инсценировка, игра («Угадай по описанию»), пантомима, экологическая эстафета, экологическая викторина, бюро добрых дел, конкурс, выставка, мастерская, ролевая игра.
Основные методы в работе с детьми на занятиях «Интересный труд» - метод показа, рассказа, объяснения, решения проблемной ситуации - как лучше, рациональнее сделать что-либо, какие материалы можно использовать, чем заменить, как усовершенствовать изделие.
В ходе выполнения коллективной творческой работы идёт процесс воздействия воспитанников друг на друга, каждого на себя, т.е. процесс воспитания идёт исподволь, незаметно. Такая форма работы решает задачу сближения детей друг с другом, помогает определить общие интересы, научить их действовать вместе, проявить себя, осознать своё «Я» в связи с другими людьми. Выполнение коллективной творческой работы стимулирует каждого ребёнка внести какое-то своё предложение, стимулирует т.о. творческую активность.
Использование в работе по развитию творческого потенциала детей всего многообразия форм трудового воспитания способствует формированию творческой способности, вовлечению в активную творческую деятельность, воспитанию творца.
4. Педагогические и психологические условия эффективности развития творческого потенциала детей.
Для развития творческого потенциала школьников на занятиях «Интересный труд» необходимо воспитание эстетического вкуса. Одно неотделимо от другого.
Деятельность детей в свободное от школы время гораздо более многообразна, чем деятельность детей на уроке, но связь с учителем воспитателю необходима, т.к. очень часто занятия в группе дополняют материал уроков.
Одним из педагогических условий достижения целей развития творческого потенциала детей на занятиях является учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей. С приходом в школу у ребёнка начинается изменение всей его духовной активности. Но интересы ребёнка продолжают оставаться поверхностными, разбросанными. Внимание его неустойчиво. Но его увлекает процесс лепки, конструирования, создания своими руками чего-либо, а это играет на пользу эффективности.
Главная задача воспитателя на занятиях «Интересный труд» состоит в том, чтобы развивать, воспитывать инициативу, фантазию детей, все те их качества, которые позволят им в будущем не только любоваться окружающим миром, но и преобразовывать его по законам красоты, которые превращают ребёнка в творца.
«Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями непозволительно дирижировать,… Тем, что мы предписываем детям путь…, мы отлучаем детей от их собственного творческого опыта. Ребёнок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. И верит, что благодаря средствам, полученным в готовом виде, сможет преуспеть быстрей, чем другие, выиграть в соревновании, навязанном ему извне. Т.о. ребёнок отвергается от собственных задач. На этом пути он сперва теряет личные средства выражения, адекватные жизненному опыту, а затем и сам этот опыт. Слишком раннее усвоение готовых форм ведёт к закрепощению личности (Фрида Диккер-Брандейсова.. Детский рисунок. – Терезин,1943г.).
Знания усваиваются лучше, если ребёнок эмоционально реагирует на происходящее и привлекает свой жизненный опыт, а не интеллектуальный. Необходимо подчёркивать не только ценность знаний, но и ценность человека, которая воплощена в его уникальности.
Человеческая уникальность, неповторимость тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новый подход, новое видение, новое решение, отказ от привычных стереотипов. Творчество – привнесение в мир чего-то нового. Развитие индивидуальности человека есть главный путь развития его творческих способностей.
Интересуясь не только знаниями ребёнка, но и его чувствами, принимая и поддерживая эмоциональные проявления детей, взрослый способствует их творческому развитию.
Творчество – это способность адаптироваться к изменениям, адаптивно реагировать на потребность в новых подходах, способность осмысленно включать в жизнь что-либо новое.
В результате исследований, проведённых на детях, Е.Л.Яковлева отмечает, что творческие дети в большей мере реагируют на стимулы, более автономны, неконформны, честны, обладают склонностью к игре, спонтанностью и юмором, менее тревожны, менее ригидны, более уверены в себе, более настойчивы. Отмечается также, что в основе этого набора личностных черт лежит большая толерантность к стрессу.
При развитии творческого потенциала мы систематически чувствуем обращение человека к своим эмоциональным переживаниям, целенаправленную трансформацию в эмоциональную проблему интеллектуальной.
Первый принцип организации работы – перевод интеллектуального содержания в эмоциональное.
Второй принцип – принцип гуманистической психологии. Это предполагает взаимодействие детей ми взрослых.
Реализация принципов гуманистической психологии осуществляется посредством соблюдения следующих положений:
- Восхищаться каждой идеей ученика, как восхищаются первыми шагами ребёнка;
а) Позитивно подкреплять ответы ученика;
б) Использовать ошибку, как возможность нового взгляда на что-то привычное;
в) Максимально адаптироваться ко всем высказываниям и идеям детей;
2) Создать климат взаимного доверия;
3) Обеспечить независимость в выборе и принятии решений с возможностью контролировать собственное продвижение.
Третий принцип – принцип развивающего обучения.
Для осуществления развивающего обучения (А.М.Матюшкин) необходимы):
- Проблемные ситуации. Проблемность – принцип развивающего обучения.
Т.В.Кудрявцев приводит 3 признака проблемной ситуации в обучении:
а) Она должна быть такова, чтобы её решение можно было ориентировать на собственную познавательную активность ученика;
б) Вопросы, вызывающие проблемную ситуацию должны быть значимыми для учащихся;
в) Проблемная ситуация должна заключать в себе свойство динамичности (показать причинно-следственные отношения между изучаемыми явлениями и процессами).
2) А.М.Матюшкин указывает на динамический принцип как на ещё один важный принцип проблемного обучения. Разрешение проблемной ситуации кроется в диалоге со взрослыми.
3) Принцип индивидуализации.
Принимаются все индивидуальные эмоциональные реакции ребенка и все формы их выражения и проявления.
. Каким бы не было содержание занятия, главное, чтобы ребёнок осознавал и выражал возникающее у него чувство, а взрослый принимал и поддерживал бы это чувство. Легче всего это сделать на основе того, что интересует детей, поэтому занятия надо посвящать тому, что вызывает у детей интерес. Интересы поможет выявить «Альманах интересов» - каждый заполняет страничку или делает сообщение.
Описание некоторых видов работы.
а) Поделки из природного материала.
Сказочна и богата природа. В любое время года она прекрасна, даёт простор фантазии и творчеству, укрепляет нежные и добрые чувства в человеке. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Оживляя и создавая при помощи природного материала различных персонажей, дети познают радость творчества.
Необходимо бережно и аккуратно собирать материал – собирать упавшие плоды и листья, сухие веточки, не топтаться при этом зря по траве, обращать внимание на красоту и экологическую целесообразность.
б) Аппликация из листьев.
Безграничен творческий простор детей при оформлении аппликации из листьев. На прогулке необходимо собирать только опавшие листья. Для работы больше подходят листья мелкие и средние. Собирать под разными деревьями и кустарниками. Можно использовать листья трав. Природа щедра, но необходимо предупредить детей и следить, чтобы они не обламывали ветки, не выдёргивали растения с корнем. Сбор листьев сопровождается природоохранительной беседой, рассказом о растениях.
Собранные растения сортируются по видам и раскладываются между газетными листами для просушки. Чтобы листья не коробились, сверху нужно положить груз. Газетные листья периодически заменяются сухими. Высушенные рассортированные листья хранятся в группе.
Аппликацию из листьев можно выполнить как на белом, так и на цветном фоне. Для работы подойдет тонкий картон или плотная бумага. Природная форма, цвет, оттенки листа позволяют передать самые различные предметы, объекты – птиц, зверей, насекомых, фигурки людей, технические сооружения.
Лучше, чтобы выполняя аппликацию, дети сохранили природную форму листа. Иногда приходится вырезать отдельные детали, но при этом теряется привлекательность и оригинальность поделки, появляется налёт искусственности.
Начинать аппликацию из листьев нужно с простых форм, отдельных предметов. Перед тем, как приступить к работе, дети делают наброски карандашом на отдельном листе бумаги.
Перед тем, как приклеить листья, дети, используя рисунок, выбирают наиболее подходящий вариант их расположения. Только после этого закрепляют, смазывают их очень тонким слоем клея или отдельными каплями.
Для занятия «Печатаем цветы и травы» можно использовать свежие листья. Понадобится всего несколько листочков разных форм, по 1-2 от каждого растения, чтобы не обрывать лишние листья. Каждый листок можно отпечатать много раз. Получаются очень красивые и интересные работы. Дети развивают фантазию, творческие способности, составляя композицию, подбирая цвета. Ребята сохраняют красоту осенней природы в своих произведениях.
в) Аппликация с использованием симметрии.
Для того, чтобы аппликация получилось красивой и аккуратной, а все её элементы нужной, правильной формы, можно пользоваться правилами симметричного вырезания предметов.
Детям можно, конечно, дать шаблоны. Они вырежут, получится красиво. Но гораздо интереснее, если, используя зеркальную симметрию, дети сами рисуют, придумывают какие-то узоры, фигуры. Любая такая работа бывает интересна, ребёнок чувствует удовлетворение от результата своего труда, у него появляется уверенность в своих силах.
Из отдельных вырезанных элементов можно составить интересную коллективную композицию. Такая работа сплачивает детей, даёт возможность каждому почувствовать свою ответственность за результат общего труда. Таким образом, можно составить натюрморт «Ваза с фруктами». Эта аппликация перекликается с темой «Дары осени» по окружающему миру. Можно сделать картину «Лес», цветочную поляну с бабочками.
Переносная симметрия используется при изготовлении интересных закладок с орнаментом. Это могут быть листья, грибочки, люди.
Поворотная симметрия используется при подготовке к Новому году. Дети с удовольствием вырезают снежинки, т.к. это не сложно, а получается всегда красиво.
г). Аппликация из соломы – более сложный вид творчества. Такую работу можно выполнять с детьми, уже овладевшими элементарными навыками работы с клеем, ножницами.
Как поделочный материал солому используют давно. Изделия из соломы очень привлекательны и красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей. К тому же, детям очень нравится работать с этими золотистыми, приятными на ощупь полосками.
Глядя на готовые поделки, кажется, что это очень трудный вид работы. Это не совсем так. Аппликацию не нужно выполнять непосредственно на основе, подгоняя каждую соломинку.
Сначала дети создают эскиз аппликации – рисуют сами или переводят рисунок из книги. Можно изображать птиц, животных, цветы. Когда подготовлен эскиз, его фрагментами переносят на тонкую просвечивающуюся бумагу. Для аппликации используется клей ПВА, т.к. он создаёт эластичную плёнку. Канцелярский клей не подходит совсем, т.к. он со временем разлагается и портит изделия. Дети смазывают клеем бумагу и раскладывают полоски соломки так, чтобы не было просветов. Концы полосок должны выходить за контуры линии. Потом по изнаночной стороне обрезают лишнюю бумагу вместе с соломой.
Для основы берется тёмный фон. Очень хорошо контрастирует с соломой чёрная бархатная бумага. Подготовленные фрагменты дети кладут на основу, находят наиболее удачное композиционное решение и приклеивают. К готовому изделию с изнаночной стороны можно приклеить петельку для подвешивания.
д). Лепка.
Пластилин – искусственный пластичный материал, очень удобный для работы с младшими школьниками. Пластилин обладает большими поделочными свойствами. Он пластичен, легко обрабатывается, изделия из него долго хранятся.
Работа с этим материалом позволяет познакомить детей с различными видами искусства, такими как скульптура, графика. При лепке орнаментов дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством, народным творчеством.
Вместо пластилина можно использовать солёное тесто (2:1). Его преимущество в долговечности готовых работ. После высушивания поделку можно раскрасить гуашью и покрыть лаком. Получаются яркие, достаточно прочные лягушки, собачки, зайчики и т.д. Из теста и пластилина также делают панно. Можно изобразить цветы, ягоды, деревья.
е). Оригами.
Очень нравится детям японское искусство складывания из бумаги – оригами. В традиционном оригами используются чистые белые листы, но для большей выразительности детских изделий можно совмещать оригами и аппликацию. Такие игрушки получаются более весёлыми, нарядными.
Используя этот вид работы можно сделать коллективную работу «Аквариум». Фон – вода, грунт, водоросли (переносная симметрия), можно приклеить ракушки. Рыбки скалярии приклеиваются за один плавничок. Выполняя эту работу, дети получают знания об аквариуме и его обитателях, уходе за аквариумом.
ж). Хотелось бы предложить еще одну необычную технику под названием «водяная печать».
Подробно разработала приемы работы в технике водяной печати художница Линда Маркус.
Многие художники, нанеся краску на стекло или другой гладкий предмет, использовали затем оттиск для создания основы, фона для своих картин. Но Линда Маркус пошла дальше. Она наливает краску... на воду, а сверху кладет лист бумаги. Отсюда и название «водяная печать», так как печатание происходит прямо с водяной поверхности.
В технике водяной печати, как правило, создаются пейзажи. Иногда получаются птицы или животные в движении (портреты или жанровые сцены создать, конечно, невозможно).
Хотелось бы подчеркнуть, что работа в этой оригинальной технике делает каждого начинающего художника раскованнее, смелее, непосредственнее. Она дает полную свободу для самовыражения, ведь каждый видит в своем отпечатке то, что ему хотелось бы увидеть. Такая работа увлекает детей, позволяет проявить фантазию, творческое мышление, активизировать творческий потенциал ребёнка.
Диагностика.
Положительная динамика проявляется у каждого ребёнка, но это строго индивидуально. Можно говорить лишь о каких-то общих тенденциях.
Дети поступают очень сложные – часто обидчивые, очень остро реагирующие на любые шероховатости. У детей не развита привычка к аккуратности в трудовой деятельности, часто отсутствуют элементарные трудовые навыки, навыки безопасного обращения с инструментами. Они, как правило, не умеют рационально использовать материалы. На первых порах думают не о том, как лучше сделать, а о том, чтобы их не обделили материалом, чтобы им всего хватило. Но дети охотно и с интересом включаются в трудовую деятельность, постепенно приобретая необходимые трудовые навыки, ловкость рук. У них проявляются и развиваются творческие способности. Дети охотно клеят, лепят, мастерят, постепенно начинают вносить какие-то свои предложения, а не просто копировать образец.
Самым распространённым и естественным в работе педагога является метод наблюдения. Он используется для изучения внешних проявлений человека без вмешательства в его действия. Педагогу необходимо выработать умение точно наблюдать все аспекты внешних проявлений ребёнка: действия, движения, речь, мимику. Но самое главное – научиться правильно, истолковывать их значение.
Важно проводить наблюдение в соответствующих условиях – в общении, на занятиях, в самостоятельной трудовой деятельности. Наблюдение помогает выявить его отношение к труду (наличие трудовых навыков, умений, предпочитаемые виды труда, способность к творчеству и т.д.).
Нередко педагог прибегает к беседе. Этот метод получения и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и даёт возможность для понимания её проблем.
При диагностике детей возможно использование метода анкетирования. Интересен вариант «Фантастический выбор». Методика позволяет определить потребности детей, уровень развития фантазии (можно провести индивидуально в виде интервью). Предлагаются определённые вопросы:
- Приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила «Чего тебе надобно, отрок?»
- На 1 час ты стал волшебником, что бы ты сделал?
- Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь там жить всю оставшуюся жизнь. Какие 5 предметов ты возьмешь с собой?
Таким образом, определяется не только потребность, но и способность творчески мыслить.
Уровень развития творческого потенциала детей.
№ | Фамилия, имя, возраст | Желание создавать что-либо | Умение рационально использовать материал | Умение анализировать | Аккуратность труда | Решение проблемной ситуации | Активность на занятиях | Работа по образцу | Умение усовершенствовать изделие | Самостоятельная работа на занятия | Самостоятельная работа вне занятий | Бережное отношение к природе |
Сравнительная диагностика
№№ | Аспект | В начале периода | В конце периода | Итог |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 9 | Желание создавать что-либо Умение рационально использовать материал Умение анализировать Аккуратность труда Решение проблемной ситуации Активность на занятиях Работа по образцу Умение, используя образец, усовершенствовать изделие Самостоятельная работа на занятиях Самостоятельная работа вне занятий Бережное отношение к природе |
Примерное планирование на год занятий «Интересный труд».
I четверть.
Общая тема: «Красота в природе».
1) Работа с растительным материалом. Тема: «Стрекоза».
2) Работа с природным материалом. Тема: «Бабочка».
3) Работа с природным материалом. Тема: «Уж».
4) Работа с природным материалом. Тема: «Птица».
5-7) Самостоятельное творчество детей.
8) Аппликация из листьев. Тема: «Зайчик».
9-11) Самостоятельное творчество детей.
12) Лепка из пластилина. Тема: «Дары осени. Овощи, фрукты. (Яблоко)».
13) Лепка из пластилина. Тема: «Дары осени. Грибы. Белый гриб».
14-16) Мозаика из журнальных репродукций, тема: «Ветка клёна». Коллективная работа.
17) Аппликация из растительного материала, тема: «Букет». Коллективная работа.
18) Работа с ножницами и бумагой. Тема: «Мозаика из открыток». Игротека своими руками.
II четверть.
Общая тема: « Красота и симметрия».
Тема занятия | Симметрия |
| Осевая (зеркальная) симметрия Переносная симметрия Поворотная симметрия |
III четверть.
Общая тема: «Красота рукотворная».
Темы занятий | Разделы |
5-6. Изготовление папье-маше. Блюдце. 7. Поздравительная открытка ко Дню защитников Отечества. 8. Лепка из пластилина, тема: «Коняшка» 9. Дымковская игрушка. Работа по выбору детей. 10. Работа с бумагой. Плетёный стаканчик для карандашей. 11. Работа с бумагой. Плетёная салфетка «Земляничка». 12. Работа с бумагой. Закладка для книги. 13. Поздравительная открытка к 8 марта. 14. Работа с бумагой. Панно «Букет». Коллективная работа. 15. Работа с разным материалом, тема «Бабочка». 16. «Мои любимые игрушечные животные». Декоративный орнамент в полосе из повторяющихся любимых животных. 17. Работа с бумагой. Закладка для книги. 18. Рисование на крупяной основе. Зимний пейзаж (манка). 19. Конструирование из спичечных коробков. Машина. 20. Конструирование из спичечных коробков. Танк. 21. Оригами. Тема: «Кораблик» | «Дело мастера боится». Посуда. «Каково на дому, таково и самому». Посуда. «Дело мастера боится». «Радость из Дымково». «Каково на дому, таково и самому». «Как создаётся книга сегодня». «Каково на дому, таково и самому». «Радость из Дымково». «Бесценная кладовая». «Каково на дому, таково и самому». «История автомобиля». «Он бежит себе в волнах на раздутых парусах» |
IV четверть.
Общая тема: «Красота человека».
Тема занятия | Разделы |
3-4. Работа с тканью. Подушечка для иголок. 5-6. Работа с тканью. Вышивание салфетки. 7-8. Работа с тканью. Мягкая игрушка. Мышка. 9. Лепка из пластилина. Кошка. 10.Лепка из пластилина. Собака. 11. Лепка из пластилина. Черепаха. | «По одёжке встречают». «Дай, Джим, на счастье, лапу мне» «Красота внутренняя» |
Работа с растительным природным материалом.
Занятие 1.
Тема: «Стрекоза»
Литература: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цель: учить детей делать игрушку, используя образец, применять для соединения частей игрушки пластилин, формировать интерес к разному виду труда, учить анализировать и составлять план предстоящей работы, формировать умение оценивать результат.
Материал: семена (крылатки) ясеня, клёна, семена яблока, сухая веточка любого дерева, пластилин.
Ход работы.
На столе приготовлен необходимый природный материал.
- Сообщение темы.
Отгадайте загадку: «Это что за вертолёт отправляется в полёт? Длинные крылья, большие глаза. Кто же это?» (Стрекоза).
- Вступительная беседа
(Расширение знаний о родной природе).
- Кто из вас видел стрекозу? (Демонстрация наглядности)
- Какая она? Где живёт? Каких стрекоз можно встретить на лугу? У воды? (Внимание на внешний вид – тонкие, прозрачные (4) крылья, продолговатое брюшко, большие, выпуклые глаза).
Чтение басни Крылова. Вопросы по содержанию.
- Демонстрация образца.
- Посмотрите. Какую игрушку мы сегодня будем делать. Нравится?
4. Анализ образца, определение последовательности работы.
- Посмотрите, из чего изготовлена игрушка, какие материалы нам понадобятся. При помощи чего соединяются детали? Давайте определим, в какой последовательности мы будем выполнять работу.
1. Из пластилина вылепить продолговатое брюшко и округлую голову.
2. Из семян яблока (чёрного пластилина) сделать глаза и расположить их в верхней части головы.
3. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади.
4. Крылья стрекозы (крылатки ясеня или клёна) вставить попарно в боковые части брюшка.
5. Лапки сделать из тонкой проволоки (разломанных спичек).
5. Изготовление игрушки.
(Научить скатывать шарик и удлинять его)
В процессе труда осуществляется контроль за работой детей, показываются приёмы работы (как вылепить шарик, овал), уточняется последовательность операций. Оказывается помощь тем, у кого возникают затруднения.
- В ходе работы подумайте, как можно улучшить конструкцию игрушки.
6. Выставка работ. Анализ готовых игрушек.
(Формировать умение оценивать результат своей работы)
- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Что удалось, что нет? У кого на ваш взгляд самая удачная работа?
7. Уборка рабочих мест.
Работа с природным материалом.
Занятие 2.
Тема: «Бабочка».
Цель: формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом, при изготовлении игрушки соизмерять её части, развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой, продолжать учить анализу и составлению плана работы.
Материал: жёлудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока (ножки листьев), пластилин или клей с кисточкой, салфетка.
Литература: «Потому что они красивые» Феликс Лев
Ход работы
- Сообщение темы.
Отгадайте загадку: «Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. Встрепенулся, шевельнулся, взвился ввысь и улетел» (Бабочка)
- Вступительная беседа
(Прививать интерес к родной природе).
- Видели вы бабочек часто. Какие они? Каких бабочек вы знаете? На что они похожи? Какая бабочка кажется вам самой красивой? Почему? (Демонстрация наглядного материала). Чтение отрывка из книги «Потому что они красивые».
- Когда появляются первые бабочки? Какие бабочки самые ранние? Когда бабочки начинают исчезать? Что с ними происходит? Куда они пропадают?
- Демонстрация образца. Анализ образца.
Показать двух бабочек разных размеров и цветов. Определить, в чём их сходство (в структуре, материалах) и различие (в деталях).
- Из чего сделаны части тела бабочки?
- Чем можно их заменить?
Определить последовательность изготовления, способ соединения.
- Какие инструменты и материалы понадобятся для изготовления?
4. Составление плана работы.
1. Отделить желудь от шляпки.
2. Взять листья (2 больших и 2 маленьких). Выбирая листья обратить внимание на размер.
3. Прикрепить крылья к туловищу.
4. Прикрепить голову.
5. Сделать глаза и усики.
5. Выполнение работы.
1. Дети подбирают материал.
2. Из пластилина изготавливается шарик, прикрепляется к туловищу (если нет шиповника). Глазки – чёрные шарики, усики – из ножек листьев.
3. Соединение частей.
6. Выставка работ. Анализ готовых игрушек.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Что удалось, что нет? Как можно было исправить отдельные недостатки?
7. Уборка рабочих мест.
Работа с природным материалом
Занятие 3.
Тема: «Уж»
Цель: учить детей пользоваться рабочим инструментом – шилом, познакомить с особенностями его использования и техникой безопасности, побуждать к активному участию в анализе образца игрушки и последовательности её изготовления, учить пользоваться новым приёмом соединения деталей – проволокой, развивать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушки, использовать оценку детских работ как средство обучения.
Материалы и инструменты: плюски желудей, жёлуди, проволока, пластилин, шило, деревянная дощечка, карандаш.
Ход работы
- Сообщение темы.
Отгадайте загадку: Маршак: «Я по совести скажу, плохо, плохо мне, (ужу?). Очень гадок я на вид, а ведь я не ядовит!
- Вступительная беседа.
а) Кто из вас видел живого ужа? Где? Какой он, опишите. На кого похож? Как можно отличить ужа от гадюки? Где он живёт? Чем питается? Может ли причинить вред человеку? Что нужно делать если вы увидели ужа? (Смотреть и не беспокоить).
б) Рассказ учителя о встречах с ужами. Летом – подвижный, быстрый, осенью – вялый, почти не шевелится, почему?
Ужи – змеи, холоднокровные существа, температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Зимой ужи спят.
- Анализ игрушки и установление последовательности работы.
Показать детям игрушку.
- Рассмотрите, из какого материала изготовлены поделки.
- Подумайте, как можно их смастерить.
- Обратите внимание, как подобраны плюски (от маленьких до больших).
- Давайте уточним способ и последовательность соединения деталей поделки.
Как соединить плюски проволокой, как сделать отверстия (шилом).
Знакомство с внешним видом, способом работы, техникой безопасности. Демонстрация прокалывания отверстия вместе с каждым ребёнком.
- Выполнение работы.
Дети берут тонкую проволоку, на конце которой завязан узел, и нанизывают на неё плюски от хвоста к голове. Голова – жёлудь. Чтобы голова лучше держалась, две последние чашечки наполним пластилином, приклеим друг к другу. Глаза, жёлтые пятна по бокам головы – из пластилина.
Проколы в плюсках сделаны заранее воспитателем.
6. Выставка работ. Анализ готовых игрушек.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Что удалось, что нет? Как можно было исправить отдельные недостатки?
С какими инструментами мы познакомились сегодня?
7. Уборка рабочих мест.
Желательно покрыть поделки лаком. Это делает воспитатель.
Работа с природным материалом
Занятие 4.
Тема: «Птица».
Цель: закреплять навыки работы с разными природными материалами, формировать умение по модели игрушки создавать наглядную схему последовательности действий и пользоваться им как планом в процессе изготовления игрушки; развивать глазомер эстетический вкус.
Материалы и инструменты:
Сосновые, лиственные шишки, жёлуди, веточки деревьев, перья птиц, клей, кисточка, пластилин, ножницы.
Литература:
В.Флинт «Птицы наших полей и лугов». «Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно» (русские народные загадки). Стр. 27-28-30.
Ход работы
- Сообщение темы.
Отгадайте загадку: верст не считали, по дорогам не езжали, а за морями бывали (Птицы).
- Вступительная беседа.
- А зачем птицы летают за море?
- Кто зимует с нами? Почему?
- Каких ещё птиц знаете?
- Кто прилетает к нам весной раньше всех? Когда поют птицы? Почему летом не слышно птичьих песен (всё меньше и меньше)?
Отгадывание русских народных загадок. Чтение отрывков из книги В.Флинта.
- Анализ образца и составление плана работы.
На доске – схематический рисунок (модель) игрушки.
- Рассмотрите, выделите составные части поделки. Какой материал можно использовать? Определите последовательность работы (параллельно на доске рисуется схема).
Голова – жёлудь, туловище – шишка. Соединяется клеем или пластилином. Глаза и клюв – пластилин и веточка. Хвост и крылья – перья. прикрепляются клеем или пластилином. Подставка – плоский каштан, камешек, пластилин.
- Выполнение работы.
Дети самостоятельно выполняют работу на основе плана-схемы и обсуждения.
6. Выставка работ. Анализ готовых игрушек.
Отметить удачные решения, определить, как можно было бы исправить то, что не очень удалось.
7. Уборка рабочих мест.
Работа с природным материалом
Тема: «Изготовление игрушек по замыслу детей»
Занятие 1.
Цель: развивать у детей способность самостоятельно задумывать тему работы, закреплять умения и навыки работы с природным материалом, воспитывать инициативу, самостоятельность.
Материалы и инструменты:
Используются материалы, с которыми дети работали ранее, они расположены в доступном месте; ножницы, пластилин, клей, кисточка.
Литература: Гульянц Э.К., И.Я.Базик Что можно сделать из природного материала.; Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов».
Ход работы
- Сообщение темы.
- Создание таких условий, при которых дети смогут самостоятельно выбрать темы для работ.
- Давайте вспомним, какие игрушки мы уже делали. Какой материал использовали? В какой последовательности выполняли работу?
Все рассматривают детские поделки. Демонстрация иллюстраций из книг, чтобы дать представление о широте возможностей.
- Выбор детьми темы работы.
Каждый ребёнок решает, какую игрушку он будет делать. Уточняет последовательность изготовления задуманной игрушки. Составление детьми плана предстоящей работы.
- Самостоятельный набор материала и инструментов для осуществления замысла.
Закрепления правил поведения и техники безопасности. При подборе материала напомнить о его свойствах, о возможности комбинирования.
5. Изготовление поделок.
В ходе работы детям оказывается необходимая помощь.
6. Выставка работ. Анализ готовых поделок.
Оценка работ с учётом индивидуальных возможностей детей. Отметить каждого.
7. Уборка рабочих мест.
Работа с природным материалом
Тема: «Изготовление игрушек по замыслу детей»
Занятие 2-3.
Цель: научить самостоятельно, подбирать тему для работы, опираясь на имеющийся опыт создания поделок под руководством воспитателя, совершенствовать умение детей определять последовательность действий при изготовлении задуманной игрушки, развивать инициативу и творчество.
Материалы и инструменты:
Используется природный материал, ножницы, пластилин, клей, кисточка.
Ход работы
- Сообщение темы.
- Выбор детьми темы работы.
3. Определение детьми последовательности действий
Дети самостоятельно составляют план работы.
4. Подбор материала.
Закрепление правил поведения и техники безопасности.
5. Изготовление поделок.
Детям предоставляется самостоятельность. Руководство сведено до минимума. Важно, чтобы дети ощущали полную самостоятельность, проявляли инициативу.
6. Выставка работ. Анализ готовых поделок.
Внимание не только на качество работы, но и на то, как дети общались, оказывали ли помощи друг другу, насколько самостоятельно выполняли задуманное.
7. Уборка рабочих мест.
Работа с природным материалом.
Аппликация из листьев.
Тема: «Зайчик».
Цель: развитие творческого мышления, наблюдательности, трудолюбия, художественного вкуса, учить видеть необыкновенное вокруг себя, воспитание любви к природе, бережного к ней отношения.
Литература: «Как заяц в лесу живёт».
Материалы и инструменты:
Высушенные листья различных деревьев (круглые, длинные, овальные), клей, кисточка, лист белой бумаги, карандаш, листок для набросков.
Ход работы
- Сообщение темы.
- Отгадайте загадку: маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык (Заяц).
- Сегодня на занятии попробуем изобразить зайца, сделать аппликацию.
2. Вступительная беседа.
- Кто из вас видел зайца или кролика? Где? Расскажите.
- Что вы знаете о зайце? Где живёт? Какие загадки про зайца знаете? Сказки?
Чтение книги «Как заяц в лесу живёт»
3. Составление плана работы и анализ готовых работ
а) Демонстрация готовых аппликаций «Заяц», «Птица»
- Из чего сделаны? Листья каких деревьев использованы? Чем похожи картинки? Чем отличаются?
В аппликациях сохранена природная красота природных листьев. Кроме того, используя её, получились красивые аппликации, которыми можно украсить стену.
б) Давайте рассмотрим зайчика и определим, в какой последовательности выполнялась работа.
1. Подготовка материала.
2. Выкладывание аппликации на листе.
3. Приклеивание: земля, туловище, лапки, голова уши, хвост.
в) Вспомним правила работы с клеем: работа на клеёнке,
- излишки клея убираются тряпочкой;
- клей намазывается тонким слоем или капельками по краю листа;
- кисточка кладётся на бумажку.
г) Работа с листьями имеет свою специфику: сухие листья очень хрупкие, работать нужно очень осторожно. Лист сдвигают к краю стола, а затем на ладонь, обратную сторону промазывают каплями клея, переносят лист в нужное место (Показать).
4. Подбор материала.Работу можно выполнить на белом, чёрном, цветном листе. Выберите фон, который по-вашему наиболее подойдёт. Какие листья нужны? Выбираем осторожно.
5. Выполнение работы.
а) Выкладывание аппликации на листе.
б) Приклеивание.
Помощь воспитателя по мере необходимости. Если ребёнок хочет расположить листья как-то иначе, он может сделать набросок на листе.
6. Выставка работ. Анализ готовых поделок.
Внимание на соответствие размеров частей тела, на аккуратность с которой работа выполнена, на удачный выбор фона. Отметить авторские дополнения, изменения.
7. Уборка рабочих мест.
Работа с природным материалом.
Тема: «Аппликация из листьев по замыслу детей».
Цель: развитие творческого мышления, художественного вкуса, фантазии, умения самостоятельно организовать и спланировать свою работу воспитывать интерес к творческому труду.
Материалы и инструменты:
Высушенные листья различных деревьев, клей, кисточка, лист белой бумаги или картона, ножницы, простой карандаш, листок для набросков.
Ход работы
- Сообщение темы.
На прошлом занятии мы делали аппликацию из листьев – зайчика. Сегодня я предоставляю вам полную свободу. Вы сами выберете себе тему работы, сами придумаете, какую аппликацию из листьев сделать.
2. Вступительная беседа.
Природа прекрасна, она даёт нам бесконечное разнообразие форм и красок. Вам нужно только чуть-чуть пофантазировать. У каждого из вас есть листок для набросков. Прежде, чем собирать материал для аппликации, нарисуйте то, что вы хотите изобразить. Тогда вам будет легче.
- Подумайте, какие детали можно делать из каких листьев?
3. Составление плана работы.
а) Повторить правила работы с клеем
б) Вспомнить особенности выполнения аппликации из листьев (хрупкость)
в) Повторение последовательности выполнения работы.
4. Подбор материала.
Напомнить об аккуратности и осторожности. Сначала сделать набросок.
5. Выполнение работы.
Помощь по мере необходимости. Помочь расположить детали, подобрать размер. На втором занятии - большая самостоятельность.
6. Выставка работ. Анализ готовых поделок.
7. Уборка рабочих мест.
Заключение.
Описано большое количество форм, средств и методов, которые применяет воспитатель для решения образовательных и воспитательных задач на занятиях «Интересный труд» для развития творческого потенциала школьников.
Во всех делах, на всех занятиях дети проявляют свои способности, наклонности, индивидуальные черты. Но это не значит, что ими всё всегда воспринимается положительно, что все дети выполняют всё им предложенное одинаково охотно. Иногда воспитателю приходится слышать отказы детей от работы, видеть нежелание что-либо выполнять. Как он поступит, зависит от его педагогического такта, чутья и конкретной ситуации.
Маленького ребенка нужно научить, вызвать интерес к деятельности, окружающей жизни, используя все доступные средства. И одним из самых доступных и эффективных путей развития творческого потенциала ребёнка является работа, которая опирается на интересы и склонности ребенка.
Ведущий метод – создание ситуации успеха[7; 88]. Но только это не может решить всех задач, которые стоят в деле трудового воспитания школьников, развития их творческих способностей. Это возможно только в результате объединения усилий учителя и воспитателя. Тогда результат не замедлит сказаться.
Для того, чтобы развивать творческий потенциал личности, необходимо, прежде всего, обращаться к её эмоциональным реакциям и состояниям. Возможность выразить свои эмоции даёт ощущение выраженности, реализации собственной уникальности.
Реализация собственной индивидуальности позволяет человеку воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении возможностями, в том числе и интеллектуальными.
Когда речь идёт о развитии творческого потенциала ребёнка, то человеком, принимающим и поддерживающим его эмоциональные проявления, является взрослый. Взрослый принимает все эмоциональные состояния и реакции детей. Это необходимое условие для развития творческого потенциала.
Работа по развитию творческого потенциала, основанная на принятии и поддержке эмоциональных состояний детей, реакций, приводит к развитию их самоуважения и чувства собственного достоинства.
Список литературы.
- З.А.Богатеева. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1986.
- Гульянц Э.К., И.Я.Базик Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.
- Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
- Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1983.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1989
- Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Педагогика, 1979
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: «Вако», 2005.
- Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. – См.: 1996.
- Щуркова Н.Е. Три принципа добра и красоты – См.: 1995.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 1997.
Лебедева Л.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики и творческого потенциала у детей с ТНР на внеклассных занятиях декоративно-прикладного цикла. �
Цель моей работы – показать пластические возможности бумаги в создании декоративно – прикладных работ; познакомить учащихся с основными приемами работы с бумагой в разных техниках; развивать эстетичес...
Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...
План - конспект учебного занятия «Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды».
Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образованияучителям,ведущим уроки труда,. кружки декоративно - прикладного исеусства....
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью в кружке «Хенд мейд»
Модный термин «хэнд-мейд» включает в себя абсолютно всё, что сделано своими руками. Хэнд-мейд – это творческая реализация, глоток свежего воздуха, способ выразить свою индивидуальнос...
Доклад на МО воспитателей ГПД "Развитие художественно -творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства""
Доклад из опыта работы с детьми в группе продлённого дня....
Тема самообразования "Развитие творческих способностей детей через декоративно - прикладное творчество".
Развитие творческих способностей обучающихся - важная задача для педагогов в школе - интернате , особенно тех, кто работает в декоративно-прикладном направлении. Ведь склонность к творчеству присуща р...
«Использование разнообразных приёмов лепки из пластилина на занятиях декоративно – прикладного творчества»
Важность занятий лепкой из пластилина для развития мелкой моторики....