Программа занятий внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа занятий внеурочной деятельности
«В мире книг»
Пояснительная записка
Общая характеристика занятий внеурочной деятельности.
Занятия внеурочной деятельности «В мире книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Занятия внеурочной деятельности помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели занятий внеурочной деятельности:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность занятий внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий внеурочной деятельности создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане. С 1 по 2 класс факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33 занятия.
Ценностные ориентиры содержания занятий внеурочной деятельности. Содержание программы занятий внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа занятий внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы занятий внеурочной деятельности.
В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы
1 класс (33 ч)
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева(3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро
«Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (3 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Универсальные учебные действия:
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Календарно - тематический план
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||||
1. | Здравствуй, книга | 3 | |||
1.1 | 3.09 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 1 | Знакомство с элементами структуры учебной книги, аппаратом ориентировки, правилами пользования книги | |
1.2 | 10.09 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 1 | Классификация книг по темам и жанрам | |
1.3 | 7.09 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 | Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека Правила поведения в библиотеке | |
2. | Книги о Родине и родной природы | 2 | |||
2.1 | 24.09 | Книги о Родине и природе. | 1 | Презентация книг детских писателей о Родине | |
2.2 | 1.10 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 1 | Художники- иллюстраторы детских книг. Различие книги- сборника и книги- произведения | |
3. | Писатели детям | 3 | |||
3.1 | 8.10 15.10 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 2 | Структура книги- сборника | |
3.2 | 22.10 | Книги современных писателей о детях. | 1 | Подготовка библиографической справки об авторе | |
4. | Народная мудрость. Книги сборники | 2 | |||
4.1 | 5.11 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 1 | Особенности детских книг с фольклорным содержанием | |
4.2 | 12.11 | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 1 | Игры « Посчитайся», «Отгадай загадку» | |
5 | По страницам книг В.Сутеева | 3 | |||
5.1 | 19.11 | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). | 1 | Структура книги- сборника | |
5.2 | 26.11 | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 1 | Правила чтения по ролям |
|
5.3 | 3.12 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 1 |
| Чтение по ролям |
6 | Сказки народов мира | 3 | |||
6.1 | 10.12 | Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | 1 |
| Чтение сказок |
6.2 | 17.12 24.12 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 2 | Знакомство с большеформатными книгами | |
7 | Книги русских писателей | 3 | |||
7.1. | 14.01 | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 1 | Посещение библиотеки, Книжный формуляр | |
7.2 | 21.01 | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 1 | Биографическая справка | |
7.3 | 28.01 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. | 1 | Слушание и чтение различных историй | |
8 | Детские писатели | 3 | |||
8.1 | 4.02 | Книги С. Маршака. Выставка книг. | 1 | Поиск нужного произведения в книге – сборнике по содержанию |
|
8.2 | 18.02 | Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 1 | Книги-произведения, книги-сборники | |
8.3 | 25.02 | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 1 | Парад героев книг | |
9 | Сказки зарубежных писателей | 3 | |||
9.1 | 4.03 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 | Знакомство с биографией писателя | |
9.2 | 11.03 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | Инсценирование сказок | |
9.3 | 18.03 | В гостях у сказки. | 1 | Проект «Моя любимая сказка» | |
10 | Книги сборники стихотворений для детей | 2 | |||
10.1 | 1.04 | Стихотворения для детей. | 1 | Рифма и ритм стихотворения | |
10.2 | 8.04 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 1 | Кто быстрее найдет произведение в книге? | |
11 | Дети герои книг | 3 | |||
11.1 | 15.04 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1 | Литературная игра «Послушай и назови» | |
11.2 | 22.04 | Дети — герои книг детских писателей. | 1 | Знакомство с героями-ровесниками | |
11.3 | 29.04 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | 1 | Игра «Поиск ответов на вопросы» | |
12 | Книги о животных | 3 | |||
12.1 | 6.05 | Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | 1 | Знакомство с творчеством писателей | |
12.2 | 13.05 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | Слушание и рассматривание | |
12.3 | 20.05 | Книги В. Чаплиной о животных. | 1 | Сочинение «Мой маленький друг» Презентация любимой книги | |
Всего | 33ч. | 17ч. | 16ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий внеурочной деятельности «В мире книг». 1 класс
Занятия внеурочной деятельности «В мире книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспит...
Программа занятий внеурочной деятельности «В мире книг». 2 класс
Занятия внеурочной деятельности «В мире книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспит...
Программа занятий внеурочной деятельности "Самара-край родной"
Данная программа является составной частью духовно-нравственного направления внеурочной деятельности младших школьников....
Программа занятий внеурочной деятельности "Рисунок на песке"
Современное искусство не стоит на месте, оно развивается и дает очень много возможностей выразить свои чувства, мысли различными средствами выражения....
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности социального направления "В школу с улыбкой".
Рабочая программа социального направления "В школу с улыбкой" может быть использована учителями в 1 классе общеобразовательной школы....
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Уроки здоровья".
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Уроки здоровья" может быть использована учителями во 2 классе общеобразовательной школы и предназнач...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов...