УМК «Учусь учиться» в рамках инновационного проекта «Экология. Здоровье. Школа».
статья (3 класс) по теме
За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка учащихся, недостаточный уровень читаемости.
Причин появления данной проблемы много: увеличение количества неблагополучных семей, где присутствует попустительский стиль воспитания, функциональные отклонения, в частности, логопедические проблемы, низкая мотивация познавательной деятельности у некоторых учащихся, низкий уровень развития психических процессов и др.
Одним из путей решения данной проблемы мы видим в адаптации методик Е. Н.Дзятковской, внедрение в образовательный процесс проекта «Экология. Здоровье. Школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchus_uchitsya_v_ramkakh_innovatsionnogo_proekta_ekologiya._zdorove._shkola.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.П Истомина
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №33»
УМК «Учусь учиться» в рамках инновационного проекта «Экология. Здоровье. Школа».
За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка учащихся, недостаточный уровень читаемости.
Причин появления данной проблемы много: увеличение количества неблагополучных семей, где присутствует попустительский стиль воспитания, функциональные отклонения, в частности, логопедические проблемы, низкая мотивация познавательной деятельности у некоторых учащихся, низкий уровень развития психических процессов и др.
Одним из путей решения данной проблемы мы видим в адаптации методик Е. Н.Дзятковской, внедрение в образовательный процесс проекта «Экология. Здоровье. Школа».
Автор проекта заставляет нас по-другому посмотреть на существующие проблемы.
Например, чтобы получить от ученика качественные предметные знания, умения, навыки, мы должны его научить учиться: уметь планировать свою деятельность, развивать свои способности, возможности обдуманно, целенаправленно и системно. Речь идет о формировании универсальных учебных действий, которые необходимы, в первую очередь, детям из неблагополучных семей. Им приходится в любых ситуациях рассчитывать только на себя.
Считаем, что работы Е. Н.Дзятковской актуальны в настоящее время. Они отвечают требованиям стандартов нового поколения, где приоритетным является развитие универсальных учебных действий учащихся.
В процессе изучения ФГОС нового поколения, работ Е. Н.Дзятковской, мы пришли к выводу: авторы одинаково выстраивают основную задачу образования: развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Еще несколько лет назад Е. Н.Дзятковская, автор проекта «Экология. Здоровье. Школа», заявила о необходимости научить ребенка способам регуляции и саморегуляции, чтобы он сам управлял своим настроением, поведением, развивал память, внимание, корректировал свое здоровье.
Она отмечает, что образовательный процесс должен носить деятельностный, здоровьеориентированный, здоровьесберегающий характер.
Для работы с ребенком, направленной на качество обучения, необходима его разносторонняя диагностика.
УМК «Учусь учиться» представляет интегрированный курс, цель которого - научить ребенка регулировать и управлять своим организмом, психо-эмоциональной сферой, действовать экологически безопасно в стереотипных жизненных ситуациях, давать оценку своей деятельности. Построение УМК трехступенчатое, согласно возрастным, психологическим особенностям: для учащихся первой ступени, второй и третьей. Все они тесно связаны между собой, выстроены преемственно. Их объединяет три сквозных раздела:
- Учусь экологическому мышлению
- Учусь управлять собой, или моя экологическая культура
- Учусь действовать, или мои экологические проекты.
В начальной школе – «Экология учебной деятельности». Рабочая тетрадь – «Учусь учиться»:
Тетрадь «Учусь учиться – 0-1» направлена на повышение школьной готовности детей к усвоению общеучебных умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий мир». Закладываются основы экологической безопасности ребенка в окружающей его информационной среде, здоровьесберегающего индивидуального стиля поведения.
Тетрадь «Учусь учиться - 2» направлена на повышение школьной готовности к усвоению общеучебных умений и их применению для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий мир». Закладываются основы экологической безопасности работы ребенка с информацией, здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения.
Тетрадь «Учусь учиться – 3» направлена на формирование у учащихся навыков применения общеучебных умений для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий меня мир». Закладываются основы экологически безопасной работы ребенка с информацией, здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения.
Тетрадь «Учусь учиться – 4» направлена на формирование у учащихся навыков применения общеучебных умений для анализа простейших экологических связей «Я – мое поведение – окружающий меня мир». Закладываются основы экологически безопасной работы ребенка с информацией, здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения.
Опытно-экспериментальная работа по организации внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников (2-й класс) проводилась в период с сентября 2012 года по май 2013 года на базе МБОУ СОШ №33.
В нашей школе проблема экологического образования и воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей младшего школьного возраста. Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время.
На начальном пороге обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика, это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.
Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей в экологических турнирах и олимпиадах. Вся деятельность по экологическому воспитанию поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на других уроках - литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики, окружающего мира. Главной и неотъемлемой составляющей экологического образования и воспитания младшего школьника является определенная выработанная система внеклассных занятий.
Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим. Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию.
В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, такие как создание экологических троп в ближайшем парке, исследовательская деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, фотографирование, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных, выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в "Красную книгу" и многие другие виды деятельности.
Также считаем, что большую роль в экологическом воспитании младших школьников играет усиление роли занятий, которые проводятся вне класса (на пришкольном участке, в парке, учреждениях культуры и т.п.).
Роль занятий по экологическому воспитанию на классных часах в условиях школы также меняется: из формы организации вербального накопления знаний они становятся средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.
Структура занятия представляет собой несколько частей, то есть включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей, что является важным условием. Например, беседа, игра, конструирование или изобразительная деятельность, рассказывание, или просмотр отрывка фильма на экологическую тему, игра, или рассматривание иллюстраций, рассказ учителя, и т.д.
Как видно из приведенного примера, обязательной структурной единицей занятия по экологии является игра (преимущественно ролевая) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, проведение опытов). Необходимость проведения ролевой игры определяется тем, что эта деятельность остается для младшего школьника актуальной и связывает ведущую деятельность предыдущего периода развития - игровую с ведущей деятельностью периода обучения в начальных классах - учебную. Кроме того, в процессе ролевой игры осуществляется развитие психического процесса, особенно важного для начального этапа обучения, - воображения.
Для младшего школьника, как показывает практика, особенно актуальны два способа передачи своего отношения к полученной информации - рисунок и слово. Эта возможность и предоставляется учащимся на занятиях по экологическому воспитанию и образованию.
В образовательном пространстве МБОУ СОШ №33 экологическое воспитание и образование выстраивается, прежде всего, в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, в последующем постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенных областей, края, страны, далее - выход за рамки своей родины. Так постепенно происходит знакомство учащихся с проблемами экологии других стран, а в общем, единого для всего человечества дома - планеты Земля.
Каждый учитель начальных классов определяет по собственному усмотрению последовательность изучаемых на экологических занятиях тем. Так, например, прежде всего детям предлагается серия занятий по выяснению, что такое экология. В данном разделе учащимся даются знания об организме и окружающей среде, о связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Когда дети станут хорошо ориентироваться в полученных знаниях, можно начинать работу по знакомству с живыми существами, которым угрожает исчезновение, после чего детям предлагаются занятия по изучению способов охраны природы: знакомство с существованием охраняемых природных территорий - заповедниками, заказниками, национальными парками; знакомство с памятниками природы, ботаническими садами, зоопарком, как местами сохранения и размножения редких видов животных и растений.
Так постепенно занятия по экологическому образованию и воспитанию расширяются - это выяснение роли неживой природы в жизни человека; пополнение знаний о разнообразии живой природы; изучение почвы; изучение экологических связей в живой природе; открытие мастерских (изготовление кормушек, домиков для птиц); выявление связей между состоянием природы и здоровьем человека; обсуждение примеров экологических катастроф и т.д. Системная работа по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста решает свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений.
Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях - экологических правилах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»
В Программе развития универсальных учебных действий определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности личностных универсальных учебны...
Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"
Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь учиться". Петерсон Л.Г. 1 - 4 класс. Школа 2000...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» основана на авторской программе Петерсон Л.Г. «Программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов», ориентирована на формирование общ...
Тематическое и поурочное планирование курса математики начальной школы «Учусь учиться» 1 класс
тематическое и поурочное планирование курса математики начальной школы "Учусь учиться" 1 класс...
Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...
Мониторинг метапредметных результатов учащихся начальной школы на основе диагностических комплектов «Школьный старт» и «Учусь учиться и действовать»
Текстовое сопровождение к презентации ...
Урок по функциональной грамотности по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану"
Урок по функциональной грамотности по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану" на примере работы над повторением о...