Послушайте притчу. «Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и украли всех его овец. Когда на утро хозяин пришёл в загон, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа узнала какая беда приключилась с хозяином овец. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облако пыли. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья хотят ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье. Какая главная мысль этой притчи? Какую подходящую пословицу можно вспомнить к ней. (Не имей сто рублей, а име сто друзей) Я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Легенда. К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им: - Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает? Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года. - Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой. А у того, у кого были друзья по - настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Прочитаем по ролям рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три товарища» Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. - Почему ты не ешь? - спросил его Коля. - Завтрак потерял... - Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко еще! - А ты где его потерял? - спросил Миша. - Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся. - Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: - Бери, ешь! Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о дружбе) - Какое настроение вы испытали, слушая произведение? - В каких эпизодах при чтении вы испытали тревогу и почему? - А когда настроение стало солнечным, светлым? - Назовите героев рассказа. - Кто из героев вам понравился? Почему? - Кто не понравился? Почему? Подберите пословицу, которую можно соотнести с содержанием рассказа. ( Друзья познаются в беде. - Как бы вы поступили в подобной ситуации? Давайте ещё вспомним пословицы о дружбе. Задание для групп. 1-2 группа * Нет друга – ищи … … /а нашёл – береги /. * Крепкую дружбу … … /и водой не разольёшь/. * Один за всех … … /и все за одного/. * Человек без друзей … …/что дерево без корней/. * Дружба - как стекло … … /разобьёшь - не сложишь/. * Недруг поддакивает, … … /а друг спорит/. * Дружбой дорожи, забывать … … /её не спеши/. 3-4 группа * Дерево живёт корнями, … … /а человек друзьями/. * Друга – ищи, … … /а найдёшь – береги/. * Друг за друга стой, … … /выиграешь бой/. * Доброе братство … … /лучшее богатство/. * Друг лучше старого, … … /а платье новое/. * Старый друг … … / лучше новых двух/. * Дружба не гриб, … … /в лесу не найдёшь/. Физминутка. Работа над произведениями Н. Чабаевского «Дружба», « Одинаковые»
«Дружба» Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Вася Сережа - Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных. - Давай, - согласился Вася Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину. -Пожар! Пожар! – кричит Подбежали другие ребята -Мы тоже пожарные! Сережа заслонил машину от ребят. -Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли. На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа. -Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов. -Давай, - согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришел Вася. - И меня примите. - Не примем, - сказал Сережа. -Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил. -То – вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагончиками. Сегодня я с ним дружу! -Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю? -Можно ли назвать Сережу настоящим другом? «Одинаковые» Жили две неразлучные подружки – Соня и Вера. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятёрки. - Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно: - Да ты стала хуже… - Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила Вера, а не я! - Тройку получила Вера, но она получила её потому, что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!» -За что мама обиделась на Соню? -Что бы вы сказали Соне? -Как ей надо было поступить? (ответы детей) Правильно. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
Вспомните слова с корнем друж- (дружить, дружок, дружелюбие,…)
Продолжите предложения (Для меня…: «Дружба – это…..» «Друг – это тот….» Формулируется вывод, к которому приходят дети. А по толковому словарю Ожегова: Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Попробуем назвать черты дружбы. Чтение текста учебника страница 32- 33 - Назвать черты дружбы? Запишем на доске и в тетради ( бескорыстность, взаимная симпатия и общность интересов, избирательность) – Избирательность – человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты». - Бескорыстность – ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть. - Взаимная симпатия и общность интересов – это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.
7 Работа иллюстрациями в учебнике на с. 33. С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья? - Кого видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать? - Можно ли сказать о детях ,что они друзья? Почему? Игра “Кто с кем дружит”. Забавные бурундучки Чип и …(Дейл) Добрая Белоснежка и …(семь гномов) Забавный Винни Пух и …(Пятачок) Добрый Малыш и ….(Карлсон) Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро) Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка)
|