Урок в 4-ом классе учебного модуля "Основы светской этики" по теме "Дружба"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Ерофеева Наталья Станиславовна

Технологическая карта урока учебного модуля "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse_druzhba.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики

Автор: Ерофеева Наталья Станиславовна, учитель высшей категории

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Дружба.

Применяемые технологии: Информационно-компьютерные технологии. Игровые технологии. Групповые технологии.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание ценности дружбы и дружеских отношений;

отличие дружеских отношений от других.

П. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их.

Р. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Способность понимать и проявлять свои чувства словами.

К. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение с точки зрения норм морали и логики, используя аргументы. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Цель урока

Формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Друг, дружба, избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Песня песни  «Настоящий друг» ( музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского), песня В.Шаинского “ Дружба крепкая не сломается”, рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три товарища»,  рассказы Н. Чабаевского «Дружба», « Одинаковые», пословицы, толковый словарь.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

3мин.

Прослушивание песни  «Настоящий друг» ( музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

Вот что значит настоящий, верный друг!

Мы поссоримся — и помиримся,

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придёт на помощь –

Вот что значит настоящий, верный друг!

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту —

Вот что значит настоящий, верный друг!

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о дружбе)

Давайте поставим вопросы, на которые нам надо ответить во время урока.

  1. Что такое дружба?
  2. Каким должен быть настоящий друг?

Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

24 мин.

Послушайте притчу.

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и украли всех его овец. Когда на утро хозяин пришёл в загон, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа узнала какая беда приключилась с хозяином овец. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облако пыли. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья хотят ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье.

Какая главная мысль этой притчи?

Какую подходящую пословицу можно вспомнить к ней. (Не имей сто рублей, а име сто друзей)

Я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.

Легенда.

 К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:

- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?

Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.

- Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить?

   Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.

  А у того, у кого были друзья по - настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай.  Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Прочитаем по ролям рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

- До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о дружбе)

- Какое настроение вы испытали, слушая произведение?

- В каких эпизодах при чтении вы испытали тревогу и почему?

- А когда настроение стало солнечным, светлым?

- Назовите героев рассказа.

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Кто не понравился? Почему?

Подберите пословицу, которую можно соотнести с содержанием рассказа. ( Друзья познаются в беде.

-  Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Давайте ещё вспомним пословицы о дружбе.

Задание для групп.

1-2 группа

* Нет друга – ищи … …  /а нашёл – береги /.

* Крепкую дружбу … … /и водой не разольёшь/.

* Один за всех … … /и все за одного/.

* Человек без друзей … …/что дерево без корней/.

* Дружба -  как стекло … … /разобьёшь  - не сложишь/.

* Недруг поддакивает, … … /а друг спорит/.

* Дружбой дорожи, забывать … … /её не спеши/.

3-4 группа

* Дерево живёт корнями, … … /а человек друзьями/.

* Друга – ищи, … … /а найдёшь – береги/.

* Друг за друга стой, … … /выиграешь бой/.

* Доброе братство … … /лучшее богатство/.

* Друг лучше старого,  …  … /а платье новое/.

* Старый друг … … / лучше новых двух/.

* Дружба не гриб, … … /в лесу не найдёшь/.

Физминутка.

Работа над произведениями Н. Чабаевского «Дружба», « Одинаковые»

«Дружба»

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Вася Сережа

      - Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.        

      - Давай, - согласился Вася

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

       -Пожар! Пожар! – кричит

Подбежали другие ребята

      -Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

    -Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Сережа.

   -Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

    -Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

    - И меня примите.

    - Не примем, - сказал Сережа.

    -Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

   -То – вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагончиками. Сегодня я с ним дружу!

-Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?

-Можно ли назвать Сережу настоящим другом? «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки – Соня и Вера. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятёрки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила Вера, а не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её потому, что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!»

-За что мама обиделась на  Соню?

-Что бы вы сказали Соне?

-Как ей надо было поступить? (ответы детей)

Правильно. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

Вспомните слова с корнем  друж-  (дружить, дружок, дружелюбие,…)

Продолжите предложения (Для меня…:

«Дружба – это…..»

«Друг – это тот….»

Формулируется вывод, к которому приходят дети.

А по толковому словарю Ожегова:

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Попробуем назвать черты дружбы.

Чтение текста учебника страница 32- 33

- Назвать черты дружбы? Запишем на доске и в тетради ( бескорыстность, взаимная симпатия и общность интересов, избирательность) –

 Избирательность – человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты».
- Бескорыстность – ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.  

- Взаимная симпатия и общность интересов – это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.

7  Работа иллюстрациями  в учебнике на с. 33.

С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья?

- Кого  видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать?

- Можно ли сказать о детях ,что они друзья? Почему?

Игра “Кто с кем дружит”.

Забавные бурундучки Чип и …(Дейл)

Добрая Белоснежка и …(семь гномов)

Забавный Винни Пух и …(Пятачок)

Добрый Малыш и ….(Карлсон)

Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро)

Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка)

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.

Личностные УУД:

«Вижу, слышу, чувствую».

УУД: «Войти в образ героя».

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.

Личностные УУД:

«Вижу, слышу, чувствую».

Умение делать выводы.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Сбор информации, работа с разными печатными источниками.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10мин.

-Что же может разрушить дружбу?

Конечно, дружбу может разрушить предательство. Дружбу могут разрушить обиды, ссоры, грубые, злые слова, взаимные оскорбления. Если находить друг в друге только недостатки, всё время критиковать друга, вспоминать все ошибки и промахи, которые были им когда-либо совершены – то это разрушит вашу дружбу.

«Словом можно убить, словом можно спасти»

Так считает поэт. Были ли у вас случаи, когда вы были ранены словом?

Вспомните, как вам было больно, тяжело и холодно от злого, колючего слова. Тоска и печаль охватывали вашу грудь и камнем ложились на сердце грубые чёрствые слова.

А можно ли спасти словом? Какие это слова? Расскажите, когда вас спасали или утешали словами? Скажите друг другу такие слова, которые поднимут настроение, развеют грусть и печаль и поселят в душе радость.

-Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?  

Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?

- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

Игра « Цветик – семицветик».

-  У меня в руках ромашка. Все, наверное, помнят сказку про волшебный цветок. Каждый возьмет по одному лепестку и напишет пожелание своему другу. И пусть как в доброй сказке исполнятся ваши пожелания. (Прочитаем некоторые пожелания)

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их.

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций»

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам других людей;

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5мин.

Тест «Настоящий друг»

-Ребята, а вы хотите узнать, являетесь ли вы настоящим другом. Тогда я предлагаю вам ответить на вопросы теста «Настоящий друг»(

Я считаю, что настоящий друг:

В бланке ответов нужно записать «да», если полностью согласен с утверждением, «нет», если не согласен, «не знаю», если не имеешь чёткого ответа.

1. Делится новостями о своих успехах.        

2. Оказывает эмоциональную поддержку

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Вовремя возвращает долги.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15.Не стремится переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22.  Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга (с днем рождения…)

24. Помнит о друге, когда его нет рядом.

25. Ни в чем и никогда не завидует другу.

За каждый ответ «да» - 2 балла, за ответ «не знаю» 1 балл и за ответ «нет» - 0 баллов. Затем нужно сложить полученные балы.

        Если набрали до 14 баллов - еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

        От 15 до 35 баллов - есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

        От 36 до 50 баллов - вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. 

развитие самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3мин.

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Скажите, пожалуйста, свои ощущения. -Что вам понравилось, что не понравилось на уроке. Закончите мои фразы.

Сегодня на уроке…. было интересно

                                   было трудно..

                    больше всего понравилось….

В заключение, встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ!

Урок заканчивается исполнением песни В.Шаинского “ Дружба крепкая не сломается”

рефлексия полученной информации

Домашнее задание

Его вы будете делать по выбору. (Задание списывается со слайда)

1. Сформулировать законы дружбы.

2. Написать небольшой рассказ о своём друге.

3.Нарисовать портрет друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет"

Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет".Цель урока: раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок ОРКСЭ в 4 классе, Модуль "Основы светской этики"

Урок формирования представления о "Золотом правиле нравственности"...

Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....

Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...

Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия-наша Родина"

Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия - наша Родина"Цель урока: формирование у обучающихся образа родной страны, как Родины, как мн...