Внедрение системно-деятельностного метода обучкения на уроках в начальных классах
статья по теме
Необходимость испльзования на уроках в начальной школе системно-деятельностного иетода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно – деятельностный подход
как средство достижения нового качества образования.
Задача:
ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования
Основной целью обновления системы образования и целью внедрения стандартов как инструмента осуществления обновлений является достижение нового качества образовательных результатов, адекватного современным запросам личности, общества и государства.
Для обеспечения качественного обновления образования необходимо чётко определить сущность и основные составляющие современных результатов образования. Это является методологической основой, смысловым ориентиром его обновления и совершенствования.
В настоящее время во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы делятся на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные (освоенные универсальные способы деятельности) и когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).
Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные, предметные.
Достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходит автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход. Приоритетом школьного образования в условиях реализации ФГОС становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).
Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они приобретают деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности. Между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность.
В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров
«Развитие личности осуществляется в процессе её деятельности, а именно: деятельность имеет одним из продуктов, результатов развитие самого субъекта».
Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: - от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формирование умения учиться, как компетентности, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; - от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; - от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; - от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- Системно – деятельностный подход как средство достижения нового качества образования российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Механизмом реализации системно-деятельностного подхода являются технология деятельностного метода, разработанная в ЦСДП «Школа 2000…», а также интеграция следующих базовых педагогических технологий:
• технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения;
• технологий, основанных на создании учебных ситуаций;
• технологий, основанных на реализации проектной деятельности;
• информационных и коммуникационных технологий обучения.
Resource id #4806
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/05/picture-45296.jpg)
Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: • формирование положительной учебной мотивации; • повышение познавательной активност...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/05/picture-45296.jpg)
Применение активных методов релаксации на уроках в начальных классах.
Активные методы используются для релаксации на уроках в начальных классах. Что же такое релаксация?Релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/09/picture-162335-1462786410.jpg)
Обобщение опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах условиях перехода на ФГОС ».
Целью обобщения опыта является формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/07/picture-44953-1528375220.jpg)
Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-713668-1448179821.jpg)
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/17/picture-1049868-1534484696.jpg)
Обобщение педагогического опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах»
Цель моего обобщения применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе, формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающег...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-407313-1392732216.jpg)
Мастер-класс "Методические приёмы реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальных классах"
*В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе ...