"Семейная школа" как фактор формирования образовательного пространства школы
статья по теме
Отчёт учителей начальных классов о взаимодействии семьи и школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
"Семейная школа" как фактор формирования образовательного пространства школы
В начальных классах МБОУ СОШ №5 г. Гулькевичи реализуется проект «Семейная школа» как фактор формирования образовательного пространства школы». Добиться успеха в формировании нового образовательного пространства можно было только с помощью родителей. Для этого и был разработан наш проект.
Цель проекта: создать условия для формирования нового образовательного пространства в школе через объединение учащихся, учителей, родителей младших школьников в коллектив единомышленников.
Задачи:
образовательные:
- формировать личность младшего школьника с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к современной жизни;
- создать оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;
- приобщить детей к поиску информации из самых разных источников, включая Интернет;
воспитательные:
- ввести учащихся в мир общечеловеческих ценностей, формировать у них адекватное этим ценностям поведение и нравственные основы личности;
- передавать опыт старшего поколения, воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи;
- формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
- способствовать установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива;
развивающие:
- обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей учащихся в различных видах деятельности;
- формировать у учащихся эмоционально-нравственную отзывчивость;
- помочь приобрести навыки коллективного общения, умение работать в команде;
- обеспечивать совершенствование отношений в звеньях: «ученик – учитель», «ученик – ученик», «родитель – учитель», «родитель – ученик»;
- помочь школьникам приобрести опыт публичных выступлений, ведения дискуссий, стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.
Обоснование темы проекта:
Народная мудрость гласит: «Крепка семья – сильна Россия». Главный талант крепкой семьи – это способность любить: любить друг друга, любить окружающих, любить жизнь. Самодостаточные семьи отличаются способностью притягивать к себе людей, понимать чужую боль, сопереживать и сочувствовать.
Л.Н. Толстой писал: « Люди как реки: у каждого своё русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад, основываться которые должны на самоотдаче, любви, заботе и понимании друг друга.
Семейный мир для любимых героев Толстого – мир детства. Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек,- это, по убеждению Толстого, и есть сердцевина нравственности, суть прекрасного в человеке.
Если сравнить семейные ценности трёх последних веков с ценностями современности, то напрашивается вывод, что раньше семья воспитывала истинные, необходимые человеку нравственные ценности. Сегодня же гражданский институт разваливается, так как семья больше не воспитывает чувства патриотизма, стремления к улучшению жизни общества, а также таких важных качеств, как честность, порядочность, открытость, доброта, милосердие и многое другое, что в прошлые века было неотъемлемой частью каждого человека и всего общества в целом.
Большая часть проблем школьника родом из семьи, её климата, стиля взаимоотношений. При всей своей любви к ребёнку родители часто не знают его и не могут понять. Поэтому работа с родителями учащихся становится всё более востребованной и школой, и самими взрослыми.
Анализ исходной ситуации:
Вместе со сменой поколений меняется и отношение к окружающему миру, в том числе и к семье. Сегодня она не играет столь важной роли, то есть не воспитывает необходимые качества, такие, как благородство, честность, порядочность, достоинство, справедливость и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Это говорит об отсутствии воспитания, должного влияния родителей на формирование мировоззрения своих детей. Именно поэтому в своём проекте мы хотим привлечь внимание общественности к этой проблеме, показав значимость семьи в современном мире через призму поколений, тесную связь семьи и школы.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- разрушение семьи как ячейки общества;
- утрата влияния семьи на формирование личности ребёнка как гражданина;
- ослабление связей семьи и школы.
Объект исследования:
- совместная работа семьи и школы по воспитанию и развитию младших школьников.
Предмет преобразования:
- формы и содержание деятельности начальной школы в рамках всестороннего развития младших школьников.
Условия реализации проекта:
- установление на самых ранних ступенях обучения тесных контактов с семьями младших школьников;
- оказание родителям в случае необходимости помощи со стороны учителей и психолога;
- наряду с традиционными формами обучения и воспитания широкое использование инновационных технологий, рассчитанных на выстраивание взаимоотношений через общение, культуру и любовь;
- организация творческого поиска, постоянный анализ опыта работы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания;
- совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Этапы реализации проекта:
Пропедевтический _ 2012 год
- изучить состояние взаимоотношений ученических коллективов с родителями учащихся;
- проанализировать воспитательную работу с семьями, ее характерные особенности;
- разработать проект совместной деятельности семьи и школы по формированию личности младшего школьника;
- оценить потребность в использовании данной модели;
- выявить источники сопротивления (риски);
Информационно-аналитический _ 2013-2014 учебный год
- показать, как можно организовать совместную деятельность в естественных условиях школьного процесса;
- провести диагностическое исследование состояния взаимоотношений в семьях учащихся, обработать результаты;
- определить уровень деятельности классных родительских комитетов;
- проанализировать полученные данные;
- выявить и продемонстрировать неудовлетворенности текущим состоянием (проблемы);
- принять решение о внедрении модели в работу;
Организационно-исполнительский _ 2014-2015 учебный год
- разработать алгоритм деятельности педагога по формированию нового образовательного пространства в школе;
- апробировать систему совместных мероприятий
- апробировать средства поддержания и сохранения психологического комфорта;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- систематизировать работу с детьми различного интеллектуального уровня;
Контрольно-диагностический _ 2015-2016 учебный год
- провести повторную диагностику уровня взаимоотношения семьи и школы;
- дать полный анализ полученных результатов;
- продумать и систематизировать коррекционную работу
Возможные риски при реализации проекта:
- отсутствие методической базы
- загруженность педагогического коллектива основной работой
- психологическая неготовность к принятию идеи, отсутствие мотивации
Формы и содержание совместной деятельности школы и родителей:
1. Создание портфолио учащегося использованием данных о семье.
2. Совместные концерты художественной самодеятельности, посвящённые 75-летию Кубани, Дню матери, Дню Победы, Последнему звонку.
3. Мероприятия «Семейные традиции и праздники», «Заглянем в семейный альбом», «Семья талантами богата», «Династии в профессии».
4. Создание проектов «Корни моей семьи», «Наши имена», «Что означают наши фамилии», «Кем я горжусь в моей семье».
5. Родительские собрания «Секреты семейной любви».
6. Анкетирование «Знаем ли мы друг друга?»
7. Праздник «Наш класс – дружная семья».
8. Индивидуальная работа педагогов и психолога школы с учащимися и их родителями.
9. «Ярмарка вопросов и ответов»- психологический практикум. Психолог
10. Тренинги «Мы все родом из детства», «Семейные советы». Психолог
11. Мозговой штурм «Дети и деньги», «Компьютер и ребёнок: за и против». Психолог
12. Акции милосердия «Вера, надежда, любовь»
13. Патронат неблагополучных семей
14. Школьная ярмарка
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса родителей к обучению младших школьников, заинтересованность их происходящим в школе, привлечение к сотрудничеству;
- рост интеллектуального потенциала учащихся, расширение возможностей для творческого развития личности учащихся, реализации их интересов, укрепление веры в собственные силы;
- повышение значимости семьи в учебно-воспитательном процессе;
- укрепление внутрисемейных связей, связей семьи и школы;
- повышение навыков работы с информацией, культуры чтения, формирование умения поиска информации в сети Интернет;
- установление гуманных отношений, партнёрского сотрудничества всех участников образовательного процесса;
- активизация участия младших школьников (2 -4 классов) в международных олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру»;
- активизация участия детей в школьных олимпиадах, предметных неделях, « книжкиной неделе»;
- апробация новых форм и методов воспитательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.
Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....
Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности.
Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности....
Организация учебного пространства в современной школе как один из факторов успешности образовательного процесса.
Статья посвящена проблеме организации учебного пространства в современной школе. Освещается опыт зарубежных стран и возможности его применения в российской школе....
Стили семейного воспитания как фактор формирования самооценки младших школьников.
Аннотация. В статье автор рассматривает проблему формирования самооценки младших школьников и влияние на нее такого фактора как стиль семейного воспитания. Ключевые слова...
Проект «Визуализация образовательного процесса, как фактор формирования познавательного интереса и основа усвоения учебного материала обучающимися в начальной школе»
Материалы (пояснительная записка и презентация) на муниципальный этап конкурса "Учитель года 2018" - проект «Визуализация образовательного процесса, как фактор формирования ...
«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Одной из приоритетных задач воспитательной деятельности является охрана жизни и здоровья детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)...
Современные образовательные технологии как фактор формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов
Современная начальная школа. Что она значит для ребёнка? Это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной...