"Семейная школа" как фактор формирования образовательного пространства школы
статья по теме

Меланченко Ольга Борисовна

Отчёт учителей начальных классов о взаимодействии семьи и школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

"Семейная школа" как фактор формирования образовательного пространства  школы

В начальных классах МБОУ СОШ №5 г. Гулькевичи  реализуется проект «Семейная школа» как фактор формирования образовательного пространства школы».  Добиться успеха в формировании нового образовательного пространства можно было только с помощью родителей. Для этого и был разработан наш проект.

Цель проекта: создать условия для формирования нового образовательного пространства в школе через объединение учащихся, учителей, родителей младших школьников в коллектив единомышленников.

Задачи:

образовательные:

- формировать личность младшего школьника с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к современной жизни;

- создать оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;

- приобщить детей к поиску информации из самых разных источников, включая Интернет;

воспитательные:

- ввести учащихся в мир общечеловеческих ценностей, формировать у них адекватное этим ценностям поведение и нравственные основы личности;

- передавать опыт старшего поколения, воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи;

- формировать  положительное  отношение, уважение  к семьям одноклассников;

- способствовать установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива;

развивающие:

- обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей учащихся в различных видах деятельности;

- формировать у учащихся эмоционально-нравственную отзывчивость;

- помочь приобрести навыки коллективного общения, умение работать в команде;

- обеспечивать совершенствование отношений в звеньях: «ученик – учитель», «ученик – ученик»,  «родитель – учитель»,  «родитель – ученик»;

 - помочь школьникам  приобрести опыт публичных выступлений, ведения дискуссий, стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.

Обоснование темы проекта:

Народная мудрость гласит: «Крепка семья – сильна Россия». Главный талант крепкой семьи – это способность любить: любить друг друга, любить окружающих, любить жизнь. Самодостаточные семьи отличаются способностью притягивать к себе людей, понимать чужую боль, сопереживать и сочувствовать.

Л.Н. Толстой писал: « Люди как реки: у каждого своё русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад, основываться которые должны на самоотдаче, любви, заботе и понимании друг друга.

Семейный мир для любимых героев Толстого – мир детства. Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек,- это, по убеждению Толстого, и есть сердцевина нравственности, суть прекрасного в человеке.

Если сравнить семейные ценности трёх последних веков с ценностями современности, то напрашивается вывод, что раньше семья воспитывала истинные, необходимые человеку нравственные ценности. Сегодня же гражданский институт разваливается, так как семья больше не воспитывает чувства патриотизма, стремления к улучшению жизни общества, а также таких важных качеств, как честность, порядочность, открытость, доброта, милосердие и многое другое, что в прошлые века было неотъемлемой частью каждого человека и всего общества в целом.

Большая часть проблем школьника родом из семьи, её климата, стиля взаимоотношений. При всей своей любви к ребёнку родители часто не знают его и не могут понять. Поэтому работа с родителями учащихся становится всё более востребованной и школой, и самими взрослыми.

Анализ исходной ситуации:

Вместе со сменой поколений меняется и отношение к окружающему миру, в том числе и к семье. Сегодня она не играет столь важной роли, то есть не воспитывает необходимые качества, такие, как благородство, честность, порядочность, достоинство, справедливость и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Это говорит об отсутствии воспитания, должного влияния родителей на формирование мировоззрения своих детей. Именно поэтому в своём проекте мы хотим привлечь внимание общественности к этой проблеме, показав значимость семьи в современном мире через призму поколений, тесную связь семьи и школы.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

- разрушение семьи как ячейки общества;

- утрата влияния семьи на формирование личности ребёнка как гражданина;

- ослабление связей семьи и школы.

Объект исследования:

 - совместная работа семьи и школы по воспитанию и развитию младших школьников.

Предмет преобразования:

  - формы и содержание деятельности начальной школы в рамках всестороннего развития младших школьников.

Условия реализации проекта:

- установление на самых ранних ступенях обучения тесных контактов с семьями младших школьников;

- оказание родителям в случае необходимости помощи со стороны учителей и психолога;

- наряду с традиционными формами обучения и воспитания широкое использование инновационных технологий, рассчитанных на выстраивание взаимоотношений через общение, культуру и любовь;

- организация творческого поиска, постоянный анализ опыта работы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания;

- совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Этапы реализации проекта:

Пропедевтический _        2012 год        

-  изучить состояние взаимоотношений ученических коллективов с родителями учащихся;

-  проанализировать воспитательную работу с семьями, ее характерные особенности;

- разработать проект совместной деятельности семьи и школы по формированию личности младшего школьника;

-  оценить потребность в использовании данной модели;

-  выявить источники сопротивления (риски);

Информационно-аналитический _        2013-2014  учебный год        

- показать, как можно организовать совместную деятельность в естественных условиях школьного процесса;

- провести диагностическое исследование состояния взаимоотношений в семьях учащихся, обработать результаты;

-  определить уровень деятельности классных родительских комитетов;

-  проанализировать полученные данные;

-  выявить и продемонстрировать неудовлетворенности текущим состоянием (проблемы);

-  принять решение о внедрении модели в работу;

Организационно-исполнительский _        2014-2015  учебный год

- разработать алгоритм деятельности педагога по формированию нового образовательного пространства в школе;

- апробировать систему совместных мероприятий

-  апробировать средства поддержания и сохранения психологического комфорта;

-  активизировать познавательную деятельность школьников;

-  систематизировать работу с детьми различного интеллектуального уровня;

Контрольно-диагностический _        2015-2016  учебный год

-  провести повторную диагностику уровня взаимоотношения семьи и школы;

-  дать полный анализ полученных результатов;

-  продумать и систематизировать коррекционную работу         

Возможные риски при реализации проекта:

- отсутствие методической базы          

- загруженность педагогического коллектива основной работой          

- психологическая неготовность к принятию идеи, отсутствие мотивации        

Формы и содержание совместной деятельности школы и родителей:

1.        Создание портфолио учащегося использованием  данных о семье.        

2.        Совместные концерты художественной самодеятельности, посвящённые  75-летию Кубани,  Дню матери,  Дню Победы, Последнему  звонку.

3.        Мероприятия «Семейные традиции и праздники», «Заглянем в семейный альбом», «Семья талантами богата», «Династии в профессии».        

4.        Создание проектов «Корни моей семьи», «Наши имена», «Что означают наши фамилии», «Кем я горжусь в моей семье».        

5.        Родительские собрания «Секреты семейной любви».        

6.        Анкетирование «Знаем ли мы друг друга?»        

7.        Праздник «Наш класс – дружная семья».        

8.        Индивидуальная работа педагогов и психолога школы с учащимися и их родителями.        

9.        «Ярмарка вопросов и ответов»- психологический практикум.        Психолог

10.        Тренинги «Мы все родом из детства», «Семейные советы».        Психолог

11.        Мозговой штурм «Дети и деньги», «Компьютер и ребёнок: за и против».        Психолог

12.        Акции милосердия «Вера, надежда, любовь»        

13.        Патронат неблагополучных семей        

14.        Школьная ярмарка

Ожидаемые результаты:

- повышение интереса родителей к обучению младших школьников, заинтересованность их происходящим в школе, привлечение к сотрудничеству;

- рост интеллектуального потенциала учащихся, расширение возможностей для творческого развития личности учащихся, реализации их интересов, укрепление веры в собственные силы;

- повышение значимости семьи в учебно-воспитательном процессе;

- укрепление внутрисемейных связей, связей семьи и школы;

- повышение навыков работы с информацией, культуры чтения, формирование умения поиска информации в сети Интернет;

- установление гуманных отношений, партнёрского сотрудничества всех участников образовательного процесса;

- активизация участия младших школьников (2 -4 классов) в международных олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру»;

- активизация участия детей в школьных олимпиадах, предметных неделях, « книжкиной неделе»;

- апробация новых форм и методов воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....

Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности.

Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности....

Организация учебного пространства в современной школе как один из факторов успешности образовательного процесса.

Статья посвящена проблеме организации учебного пространства в современной школе. Освещается опыт зарубежных стран и возможности его применения в российской школе....

Стили семейного воспитания как фактор формирования самооценки младших школьников.

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему формирования самооценки  младших школьников и  влияние на нее такого фактора как стиль  семейного воспитания.   Ключевые слова...

Проект «Визуализация образовательного процесса, как фактор формирования познавательного интереса и основа усвоения учебного материала обучающимися в начальной школе»

Материалы (пояснительная записка и презентация) на муниципальный этап конкурса "Учитель года 2018" - проект «Визуализация образовательного процесса, как  фактор формирования ...

«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач воспитательной деятельности является охрана жизни и здоровья детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)...

Современные образовательные технологии как фактор формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов

    Современная начальная школа. Что она значит для ребёнка? Это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной...