Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности.
материал на тему

Горячева Елена Юрьевна

 

Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_24.03.14.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний.

Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением, поэтому особое внимание следует уделять организации учебной деятельности и социализации детей (развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе).

Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Далеко не у всех будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У многих наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем.

Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера». Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Часто на уроках основными методами при ознакомлении с материалом являются рассказ учителя, беседа с учащимися и работа с учебниками. На мой взгляд, в таком ракурсе ученики выполняют неинтересную, монотонную работу. Я считаю, что отсюда и возникает проблема: ребята пассивны на уроках, быстро переутомляются, не внимательны, не воспринимают речь своих товарищей, с трудом выполняют коллективные действия, не умеют сотрудничать, часто возникают конфликты из-за соперничества друг с другом. Поэтому в своей работе я стала применять такие методы и приемы, которые способствуют развитию коммуникативных умений и познавательных интересов у учащихся.

У каждого учителя соий метод и способы достижения образовательных результатов. Я считаю, что в современных условиях использование групповой деятельности – достаточно оптимальное решение, где можно получить положительную динамику не в ущерб интересам личности ученика и учебному процессу.

Для повышения уровня мотивации к учёбе необходимо условия для активного и творческого поведения учащихся. Такую задачу успешно решает групповая деятельность. Исследования в группе помогают ребенку проявить его личностные качества и умение отстаивать свои позиции в решении разнообразных заданий, быть инициативным, решительным, учит находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

ФГОС второго поколения выдвигает требования сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, сотрудничать со сверстниками и взрослыми; иметь стойкую мотивацию к учению и познавательной деятельности, иметь систему значимых социальных и межличностных отношений.

Поэтому для создания условий, способствующих развитию коммуникативных умений, я использую на уроках работу в парах  и в группах.

Работу в парах начинаю вводить с первых дней пребывания ребенка в школе.

В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной формы работы. Задания для индивидуальной работы на карточках надо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать аргументированно. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать. Отводить на эту работу нужно всего лишь 10% всего времени.

Например, на уроке русского языка можно предложить задание.

Задание на доске: Рука, ручка, приручить.    

                               Крикун, крик, кричать.

- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, а какие - на вопросы что делать?или что сделать?.

Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.

Но учитель должен продумать рассадку детей в парах, чтобы не допустить двойное лидерство в паре.

Алгоритм работы в паре.

  1. Только 2 партнера.(Р 1 и Р 2)
  2. У каждого есть свой фрагмент, которым часто бывает карточка. (К 1 и К 2) .

Р1  « Коммуникация»  Р 2

заданный алгоритм работы

партнеров

  пара изначально

Имеются другие участники, с которыми можно меняться в паре

Рассадка ( посадка ) при работе в парах

Классная доска

Два варианта использования работы в парах.

  1. Дополнительный компонет учебных занятий — это вариант позволяет повторить или закрепить материал, который был преподнесен учителем всему классу.
  2.  Ведущий компонент учебных занятий — этот вариант используется главным образом для изучения нового материала.

Например, на уроке окружающего мира при знакомстве с темой «Свойства воды»  дети, работая в парах, проводят опыты с водой и делают выводы. Детям очень интересна такая работа. Каждая пара старается первой сделать выводы.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет.

Возможности групповой деятельности в формировании коммуникативных умений.

Работа в группах гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет добиваться необходимых результатов образования в более комфортных для этого условиях.

Основные отличия групповой деятельности от других видов деятельности – это

– направленность на достижение конкретных целей;

– координированное выполнение взаимосвязанных действий;

– ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;

Нацеленность групп на конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия, прежде всего для достижения образовательных результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Совместная деятельность учащихся в группе и необходимый завершающий этап работы (представление результата своего труда) способствуют формированию коммуникативных умений:

  • организовывать взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.;

В 1-2 классе группа состоит из 2-3человек, а в 3-4 из 4 и не более.

чтец-читает в слух

секретарь-записывает что-то от лица группы

докладчик-у доски рассказывает, что решила группа

хронометрист-следит за временем.

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Такая работа способствует развитию коммуникативных компетенций, сотрудничеству с педагогами, сверстниками, родителями. Основным методом развития коммуникативных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, задач с помощью поисковой, исследовательской деятельности.

Организация групповой деятельности осуществляется с помощью этапов, на которых решаются разные коммуникативные задачи:

№ этапа

Этапы работы над проектом

Формируемые компоненты коммуникативной компетенции

1.

Подготовка к выполнению группового задания.

  • умение слушать других;
  • умение высказывать свою мысль, точку зрения, формулировать идею;
  • умение вести диалог в конструктивной, уважительной манере, спокойным тоном;
  • умение идти на компромисс;
  • умение контролировать свои эмоции.

2.

Организация работы в группе.

  • распределение работы между членами группы;
  • умение выполнять отведенную в группе роль, ответственно к ней относится;
  • умение выполнять общие решения;
  • согласованно действовать, работать на общий результат;
  • быть готовым к взаимопомощи, поддержке, взаимозаменяемости.

3.

Представление результатов.

  • умение выполнять отведенную в группе роль, ответственно к ней относится;
  • быть готовым к взаимопомощи, поддержке, взаимозаменяемости.
  • Устная коммуникация:
  • умение выступить перед публикой, грамотно и красиво излагать свои мысли, расставлять смысловые акценты;
  • умение использовать вербальные и невербальные средства коммуникации;

5.

Самооценка.

  • умение определить долю своей активности, продуктивности в общей работе.

Таким образом, каждый этап работы способствует развитию коммуникативной компетенции школьника.

Методы работы в группе.

1.Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединённых для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения:положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.

  1. Групповая дискуссия — способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи. Этот метод позволяет дать возможность увидеть проблему с разных сторон, выработать общее решение класса.
  2. Мозговой штурм — приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма не обсуждают, какая идея плохая, какая хорошая. Записывают все предложенные идеи, стараясь чтобы их было как можно больше. Оценка всему после мозгового шурма.

На начальном этапе работы всегда повторяют правила работы в группах.

Правила работы в группе.

  1. Убедиться, что в разговоре учавствует каждый.
  2. Говорить вполголоса
  3. Один говорит- остальные слушают
  4. Не перебивай выступающего
  5. С уважением относись друг к другу.
  6. Разговор должен идти только о предмете задания.
  7. Обращаться друг к другу только по имени.

Во время групповой работы учитель(я)контролирует, регулирует ход работы, в случае необходимости оказывает помощь отдельнм ученикам или группе в целом.

При обучении работе в группах акцентрируем внимание на общение между участниками группы. (Ты согласен с мои мнением? Не возражаешь? Почему ты считаешь, что так будет правильно? ).

Для срабатывания группы нужно 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не нужно, но и закреплять один состав группы не рекомендуется, дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.

Противопоказания при организации групповой работы.

  1. Недопустима пара их 2-х слабых учеников.
  2. Детей, которых по каким то причинам отказываются работать вместе, нельзя принуждать к общей работе.
  3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешаем ему отсесть.
  4. Нельзя заниматься совместной работой детей 10-15 минут.
  5. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы.

Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе.

  1. Снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей пестрят ошибками.
  2. Удовольствие партнёров от совместной работы. На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут «застрять» на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь хвалим группу за безошибочную и дружную работу. В течение двух — трех месяцев работа группы поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.

Обучать рефлексии групповой работы необходимо уже в 1 классе. Т.к. рефлексия- это свойство направленное на осмысление собственной деятельности, критического анализа.

Вывод: При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).         Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

Объективно урок – это всегда форма сотрудничества, более или менее сильно выраженного, но все равно сотрудничества всех учащихся вместе с учителем и под его руководством. Считаю, что учебное сотрудничество – это процесс духовного взаимодействия, одна из важнейших особенностей которого может быть охарактеризована словами пословицы "Ум – хорошо, а два – лучше". Понимание – активный процесс, поэтому недостаточно лишь одного восприятия, объяснения учителя.

Следовательно, на отдельных этапах учебной деятельности школьникам должна быть предоставлена возможность советоваться друг с другом, обмениваться мнениями, взаимно оценивать качество своей работы и работы коллектива в целом.

Конечно, организацию групповой работы на уроках нельзя считать единственно правильной и идеальной. Однако, грамотная организация учебного сотрудничества приводит к положительным результатам, к эффективности образовательного процесса, а коммуникативные умения являются необходимым условием для успешной социализации личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевальный опыт как фактор, способствующий развитию адаптивных свойств личности

Данная статья предназначена для педагогов общеобразовательных школ с целью пояснения значимости дополнительного образования (в частности занятия танцами) для педагогического процесса в целом. Та...

Развитие коммуникативных свойств личности средствами современных педагогических технологий.

Развитие коммуникативных свойств личности средствами современных педагогических технологий....

Городской круглый стол "Конструирование и моделирование как фактор достижения метапредметных результатов ФГОС в начальной школе"

В данном разделе опубликована программа круглого стола "Конструирование и моделирование как фактор достижения метапредметных результатов ФГОС в начальной школе"...

Работа с текстом - одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии универсальных учебных действий

Читательская компетентность, или грамотность чтения, которая предполагает способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собствен...

Работа с родителями и общественностью, как один из главных факторов достижения высоких результатов в воспитании и обучении современного школьника.

Текст выступления на педагогическом совете на тему "Работа с родителями и общественностью, как один из главных факторов достижения высоких результатов в воспитании и обучении современного школьни...