Стили семейного воспитания как фактор формирования самооценки младших школьников.
статья на тему
Аннотация. В статье автор рассматривает проблему формирования самооценки младших школьников и влияние на нее такого фактора как стиль семейного воспитания.
Ключевые слова: самооценка, адекватная самооценка, семья, семейное воспитание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК
Юферова Е.С.
Стили семейного воспитания как фактор формирования самооценки младших школьников.
ГУ СО ЦПППН «Доверие», г. Чита, Россия.
Аннотация. В статье автор рассматривает проблему формирования самооценки младших школьников и влияние на нее такого фактора как стиль семейного воспитания.
Ключевые слова: самооценка, адекватная самооценка, семья, семейное воспитание.
Формирование высокой самооценки в младшем школьном возрасте является важнейшей составляющей для дальнейшего гармоничного развития личности. Семья активно воздействует на становление личности ребенка, и мы предполагаем, что одним из важнейших факторов выстраивания самооценки детей младшего школьного возраста является стиль семейного воспитания.
В психологической литературе, как в отечественной, так и в зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждается в работах
Л.И. Боржович, И.И.Чеснокова, Р.Бернс, С.Л.Рубинштейн, Л.И. Выготского, К. Аспер.
Теоретической основой для данного исследования стали работы следующих авторов, занимающихся проблемой воспитания в семье: Н.В. Клюева, Т.А. Куликова, В.В. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер, М.В. Минияров и др. В трудах данных авторов отмечены незаменимость семейного воспитания в становлении личности ребенка, его особенности и характерные черты, описаны характеристики различных стилей воспитания.
Т.С. Татарская изучая стили семейного воспитания и влияния их на формирование адекватной самооценки личности ребенка, обратила внимание на разнообразные воздействия семьи, которые обуславливают то или иное поведение ребенка в детском коллективе.
Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрируетопыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. В младшем школьном возрасте самооценка детей начинает тяготеть к адекватности или уже становится таковой.
Согласно выделенным моментам, самооценка, независимо от того, что лежит в ее основе, собственные ли суждения или интерпретация суждения других людей, индивидуальные идеалы или социокультурные стандарты, всегда носит субъективный характер, поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей и взаимозависимостей с эффективностью воспитательного процесса.
Известно, что на характер семейного воспитания существенное влияние оказывает то, каким воспитательным потенциалом обладает семья.
А.В. Мудрик выделяет следующие факторы:
- социально-культурный – зависит от образования и образованности родителей; их желание воспитывать детей и ответственности за результат воспитания.
- социально–экономический- определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе.
- технико-гигиенический фактор означает, что воспитание ребенка зависит от места и условий проживания, оборудованности жилья, особенности образа жизни семьи.
- демографический фактор показывает, что структура и состав семьи диктуют свои особенности воспитания детей.
Е.И. Зритнева к данному списку добавляет еще один фактор:
5) Социально - психологический фактор определяет микроклимат семьи эмоциональное самочувствие всех его членов; учет характерологических и возрастных особенностей и типа темперамента ребенка при воспитательных воздействиях на него.
Выделяют основные параметры семейного воспитания:
1) внимание к детям – степень контроля над ними, руководство их поведением;
2) эмоциональное отношение к ребенку – степень душевного контакта с сыном или дочерью, нежность, ласковость в обращении с ними.
Г. Крайг выделил 4 стиля родительского воспитания:
Авторитетный стиль предполагает высокий уровень контроля, признание и поощрение своих детей, теплые отношения. В результате дети социально адаптированы, уверенны в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль характеризуется высоким уровнем контроля, холодными, отстраненными отношениями. Дети при этом замкнуты, угрюмы, непритязательны и раздражительны, боязливы. Девочки в большинстве - пассивны и зависимы. Мальчики – неуправляемы и агрессивны.
Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля, теплые отношения. Родители слабо или совсем не реагируют на поведение ребенка, доминирующее направление коммуникаций - от ребенка к родителям. Результат – дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе.
Индифферентный стиль - низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают никаких ограничений, полное безразличие к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
Существует множество подобных классификаций, но в реальной жизни, все более сложно. Как часто бывает, в семье представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку. Мать, отец, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль отношения к ребенку. В своем анализе мы, в первую очередь, остановимся на особенностях взаимоотношений типа «родитель - ребенок», имеющих решающее значение в становлении личности ребенка младшего школьного возраста.
Нами было проведено исследование, целью которого – выявить влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки детей младшего школьно возраста. Выборку составляли учащиеся в возрасте 9-10 лет. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №30 г. Читы. Для изучения самооценки нами использовалась методика исследования самооценки Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн. Проективная методика исследования проблемы в семье «Рисунок семьи»; методика диагностики родительского отношения (ОРО); опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Согласно тесту Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи», при анализе были получены следующие результаты:
Из 60 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 18 семей (30 %).
К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 30 семей (50%).
К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 12семей (20 %).
Методика исследования самооценки Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.
По итогам тестирования были получены следующие результаты:
25% (15 обследуемых) присудили себе максимально высокие баллы (помещали себя в вершину шкалы) по всем предложенным характеристикам. 55% (33 человека) оценивая себя, использовали промежуточные точки шкал, хотя в большинстве случаев лишь из верхней половины отрезка (самооценка весьма высока). 15% (9 человек) показали низкий уровень самооценки и 5% (3 человека) показали неадекватно низкую самооценку.
По результатам методики АСВ оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 21 семьях (35 %) К нейтральному уровню можно отнести 36семей (60%).Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в трех семьях (5 %).
Вывод: В шкалах « Принятие – отвержение», «кооперация», « симбиоз»,
«авторитарная гиперсоциализация», «инфантилизация» у отцов, подтверждается гипотеза о взаимосвязи стиля семейного воспитания с самооценкой детей младшего школьного возраста.
В шкалах « кооперация» и «симбиоз» у матерей в полных семьях подтверждается гипотеза о взаимосвязи стиля семейного воспитания и формирования самооценки детей младшего школьного возраста.
Сравнивая самооценку детей младшего школьного возраста по тесту Т. Дембо – С. Я Рубинштейн и стили внутрисемейных отношений по тесту Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи» можно сделать вывод о том, что у 20% детей высокая самооценка совпадает с высоким уровнем детско-родительских отношений, у 50% обследуемых средний уровень внутрисемейных взаимоотношений совпадает со средней самооценкой и у 15% детей низкий уровень детско-родительских отношений совпадает с низкой самооценкой.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что существует прямая зависимость между стилем семейного воспитания и уровнем самооценки детей младшего школьного возраста, наиболее благоприятным стилем семейного воспитания для формирования высокой самооценки у детей младшего школьного возраста является авторитетный стиль воспитания.
Список литературы
1. Выготский Л.С.Собр. Соч.: В 6т. Т.4. М.: Педагогика, 1984
2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.:1986
3. Лисина, М. И. Формирование личности ребёнка в общении. – СПб.: Питер, 2009.
4. Зритнева Е.И. Социология семьи, - М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -150с.
5. Слизкова Е. В., Еганова Е. С. Формирование адекватной самооценки младшего школьника средствами семейного воспитания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 2(2). – С. 184–186
6. Симатова О.Б. Психология зависимости [текст]: учебное пособие/ Забайкал. гос. гумм. - Пед. ун-т. – Чита, 2006. -301с.
7. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования – М.: Изд. Центр « Академия»,2004.- 300с
8. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е.Н. Каменская – М.: Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)
В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Что влияет на формирование самооценки младших школьников
Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....
Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника
Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника
Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....
Факторы формирования самооценки младшего школьника.
Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет.Поступив в шко...

Чтение как фактор формирования личности младшего школьника
В настоящее время проблема развития интереса к чтению у младших школьников становится проблемой поколений. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени, приводит к оскудению интересов обучающихся...