ТЕМА: «Предупреждение конфликтов с ребенком за счет компетентного общения как средство решения разногласий и противоречий» Воспитатель Нужных Л.Ф. КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11Слайд 2
Школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты вовлечены участники различного статуса и возраста. Даже не являясь участниками конфликта, учащиеся могут ощутить его негативные последствия и усвоить отрицательные стереотипы поведения.
Слайд 3
Перед современным педагогом встает задача конструктивной работы по предупреждению и разрешению конфликтов, представляющих опасность для нормального функционирования учебно-воспитательного процесса. Возникает необходимость комплексного использования средств по их разрешению, одним из которых является ведение переговоров и входящая в нее посредническая деятельность.
Слайд 4
Конфликт (от латинского – столкновение) – столкновение противоположено направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт рассматривают как психологическое и социальное явление, характеризующееся наличием внутри организации взаимно противоречивых с точки зрения экономической и социальной эффективности интересов и соответственно наличием не стыкуемых тенденций поведения.
Слайд 5
Среди причин агрессивности у детей первое место занимает негативная обстановка в семье: это и невнимательность взрослых, недостаток любви и понимания, воспитание, при котором шкала ценностных ориентиров трансформируется до неузнаваемости (ребенок иногда не может различить, «что такое хорошо, а что такое плохо»), а также агрессия со стороны самих взрослых.
Слайд 6
Агрессия (от лат. Aggressio – нападение, приступ) – это разрушительное поведение, противоречащее нормам м правилам сосуществования в обществе, наносящее людям физический и психический (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.) вред.
Слайд 7
На втором месте стоит влияние СМИ, на третьем – общество, окружающая ребенка среда общения (пагубное влияние улицы, негативное воздействие со стороны сверстников и старших). Среди прочих причин отметим: неблагоприятные условия жизни ребенка плюс недостаточное количество досуговых центров, в которых школьник мог бы заняться интересным и полезным для себя делом, рост насилия в стране и в мире, комплексы, появляющиеся из-за некоторых недостатков, например физических, некоторые соматические заболевания головного мозга.
Слайд 8
Детская и подростковая агрессия нередко провоцируется взрослыми, их неумением или нежеланием изучить внутренний мир ребенка, понять причины его поступков.
Слайд 9
Исследования показали, что игнорирование подростковой агрессии может привести к ее дальнейшей эскалации, в результате подобные поступки становятся нормой поведения. Отсутствие реакции взрослых само по себе является подкреплением агрессии.
Слайд 10
По мнению психиатров, агрессивные поступки надо либо игнорировать, либо подвергать наказанию. В случаях, когда взрослые игнорируют агрессию подростка и активно поощряют его положительное поведение, агрессия постепенно угасает. Правда, такой способ эффективен лишь с маленькими детьми и совершенно не годится для подростков.
Слайд 11
Конечно, как способ коррекции плохого поведения может быть использовано наказание, но, как показывают исследования, между его строгостью и уровнем агрессии подростков существует положительная зависимость. Психологи отмечают, что если подростка карать за любое проявление агрессивности, он научится скрывать свой гнев в присутствии взрослых, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации.
Слайд 12
ПРИМЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, У КОТОРЫХ НАБЛЮДАЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМАТИЧНЫЕ ВИДЫ АГРЕССИИ.
Слайд 13
1. Подростки, склонные к проявлению физической агрессии Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, их отличает решительность, склонность к риску, бесцеремонность и авантюризм. Они обладают хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские наклонности.
Слайд 14
2. Подростки, склонные к проявлению вербальной агрессии Этих ребят отличает психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.
Слайд 15
Малейшие неприятности выбивают таких детей из колеи, даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. При этом они не скрывают свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.
Слайд 16
3. Подростки, склонные к проявлению косвенной агрессии. Таких подростков отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений.
Слайд 17
4. Подростки, склонные к проявлению негативизма. Ребята этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера: эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и начинают активно выражать свое негативное отношение.
Слайд 18
В то же время эти подростки рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний.
Слайд 19
Наименее агрессивны те подростки, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция – осуждать агрессию и говорить об этом ребенку, но обходиться без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных подростков вели себя так, будто любое поведение ребят прилично, не акцентируя свое отношение к агрессии. Однако когда подросток совершал проступок, его строго наказывали.
Слайд 20
Строгость взрослого, если она достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению негативных импульсов в их присутствии, но вне дома подросток будет вести себя еще более агрессивно. Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хоть и ненамеренно, подает подростку пример агрессивного поведения.
Слайд 21
Подросток делает вывод , что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия – средство воздействия на людей и контроль над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.
Слайд 22
Первым шагом на пути борьбы с агрессивностью подростка является попытка сдерживать его порывы непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить подростка окриком, отвлечь каким-то занятием.
Слайд 23
В случае разрушительной агрессии взрослый обязательно должен кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего подросток отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне убрать».
Слайд 24
Уборка как наказание за содеянное неэффективна; мотивом доводов взрослого должна быть уверенность в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если подросток все же поможет убраться, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».
Слайд 25
Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как обидные слова подростком уже сказаны. Если эти слова он адресовал взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка за ним стоят. Может быть, он хочет испытать приятное чувство превосходства над взрослым, а может быть, в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств.
Слайд 26
Иногда взрослые могут превратить оскорбление подростка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если ребенок оскорбляет других ребят, то взрослые должны посоветовать тем, как правильно и достойно ответить.
Слайд 27
Агрессия присуща практически всем подросткам как оборонительная реакция, и подросток, не способный к ее проявлению, вряд ли сможет пользоваться уважением среди сверстников. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные оборонительные реакции подростка, важно лишь научить проявлять их в адекватной и социально приемлемой форме.
Слайд 28
Психологи предлагают некоторые способы выплескивания агрессивных эмоций. Если порвать на мелкие кусочки или скомкать простой лист бумаги – это существенно снизит уровень негативных эмоций. Драчуну, который так и норовит кого-то стукнуть, можно предложить «выбить» коврик или подушки. Полезно также громко покричать – глубокое дыхание и громкий звук помогут освободиться даже от сильного стресса.
Слайд 29
Любая значительная физическая нагрузка нормализует гормональный баланс в крови, что также способствует снижению агрессии.
Слайд 30
Один из способов снижения агрессии – установить с ребенком обратную связь, используя при этом определенные приемы. Например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравиться, когда на меня кричат» или «Мне неприятно, когда со мной так разговаривают»). Вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?»). Напомнить о правилах («Мы же с тобой договорились…»). Дать определение происходящему («Ты ведешь себя грубо»).
Слайд 31
Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у подростка протест и раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить конструктивные способы разрешения ситуации.
Слайд 32
В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако и откладывать надолго решение вопроса – не следует. Подросток очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избежать. Плохая репутация и полученная негативная оценка в коллективе могут быть стимулом к проявлению дальнейшей агрессии. Чтобы не испортить ребенку репутацию в коллективе, можно «на людях» свести к минимуму вину подростка, но в личной беседе дать объективную оценку случившегося.
Слайд 33
С помощью некоторых приемов можно показать подростку пример конструктивного поведения. А именно – внимательно выслушивать подростка, предоставить ему возможность высказаться. Обеспечить спокойную обстановку невербальными способами (спокойная мимика и жестикуляция взрослого), признанием чувств ребенка («я понимаю, тебе обидно…»). Поможет пауза, позволяющая ребенку успокоиться, и, конечно, чувство юмора.
Слайд 34
Если наказание слишком расстраивает детей, или им больно, они могут забыть его причину, и это мешает усвоению правил приемлемого поведения. И, наконец, подростки, изменившие свое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделают своими внутренними ценностями те нормы, которые им пытаются привить. Они будут повиноваться лишь до тех пор, пока за их поведением наблюдают.
Слайд 35
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Профилактика детской агрессивности Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии. Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т.к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии. Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.
Слайд 36
Объясняйте подростку, что есть множество способов разрешения любых конфликтов (рассказы подкрепляйте собственным поведением). Старайтесь сохранять в группе атмосферу открытости и доверия. Не давайте подростку нереальных обещаний. Не ставьте подростку каких бы то ни было условий. Будьте тактичны, применяя меры воздействия к подростку. Не изменяйте своих требований по отношению к подростку в угоду чему-либо.
Слайд 37
БОРОТЬСЯ С АГРЕССИВНОСТЬЮ НУЖНО… Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей. Объяснением. Объясните подростку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким. Отвлечением. Постарайтесь предложить подростку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать. Неторопливостью. Не спешите наказать подростка – сделайте это только если поступок повториться. Наградами. Если вы похвалили подростка за хорошее поведение – это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.
Слайд 38
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Если подросток агрессивен… Принимайте подростка таким, каков он есть. Помните, что подросток всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни родные и близкие подростка не должны проявлять агрессию. Предъявляя подростку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло. Учите подростка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
Слайд 39
Расширяйте кругозор подростка. Включайте подростка в самостоятельную деятельность, подчеркивая его значимость. Игнорируйте легкие проявления агрессивности подростка, не фиксируйте на этом внимание окружающих. Не унижайте и не оскорбляйте подростка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности. Будьте внимательны к его чувствам и желаниям. Адекватно оценивайте возможности подростка. Умейте идти на компромисс.
Слайд 40
ВЫВОД: ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА ВАЖНО ИМЕТЬ В СВОЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ, УМЕТЬ ГИБКО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ, ВЫХОДИТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРИВЫЧНЫХ СХЕМ И ЧУТКО РЕАГИРОВАТЬ НА ВОЗМОЖНОСТИ И ПОСТУПАТЬ И МЫСЛИТЬ ПО-НОВОМУ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОНФЛИКТ КАК ИСТОЧНИК ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА, САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБУЧЕНИЯ.
Слайд 41
ЛИТЕРАТУРА: «Справочник классного руководителя» 2011 год. (Редакционный совет: эксперты информационного центра «МЦФЭР Ресурсы образования»; профессора кафедры психологии Международного университета)