Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальных классов «Конфликт и ребенок»
план-конспект занятия (4 класс)

Маркина Галина Викторовна

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы "Конфликт и ребенок". Это мероприятие можно проводить в рамках классного часа. Цель занятия: профилактика бесконфликтного поведения среди учащихся. На психологическом занятии, ребята отрабатывают приемы выхода из конфликтной ситуации, с помощью игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое занятие с элементами тренинга

для учащихся начальных классов

«Конфликт и ребенок»

Место занятия в учебном процессе: классный час.

Форма занятия: занятие с элементами тренинга.

Тема мероприятия: «Конфликт и ребенок»

Оборудование: листочки, карандаши, мультипроектор, презентация.

Время: 40 минут.

Цель: профилактика бесконфликтного поведения среди учащихся.

Задачи:

- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

Ход занятия

Вводная часть

Упражнение 1. «Снежный ком»

Все участники садятся в круг, и передавая клубок с нитками друг другу называют свое имя, и прилагательное, на первую букву своего имени, характеризующее его, как личность. Следующий, повторяет имена и прилагательные предыдущих, затем называет свое и т.д. Данное упражнение сплачивает коллектив.

Упражнение 2. «Улыбнитесь как….

Психолог предлагает детям улыбнуться как:

- солнышко;

- кот на солнышке;

- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;

- вас похвалили родители;

- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.

Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Упражнение 3. «Отгадай слово» 

Психолог предлагает детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.

Крик, оскорбления, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание, толкание.

Психолог помогает детям, предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их. Получится слово «конфликт».

Психолог: А что такое конфликт? (высказывания)

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

Информационное сообщение «Конфликт»

Слово «конфликт» - означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Причины конфликтов бывают самыми разными: нежелание понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.

Упражнение 4. Разбор рассказа Н.Артюховой «Саша-дразнилка».

Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.

- О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.

- Меня Саша дразнит!

- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.

Ребята сидели за столом и завтракали.

- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу к люстре за ноги подвешу.

- Ну, что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!

Саша поперхнулся от удивления.

- У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.

- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

-Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.

- Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

- У меня апельсин больше, чем у тебя!

- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.

Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.

- Какой совет дал папа Ляле?

- Помог ли папин совет девочке?

- Как вышла Ляля из конфликтной ситуации? (С помощью юмора)

Упражнение 5 «Два барана на мосту»

Выбрать 2 команды, с помощью карточек: фрукты-овощи, деревья-цветы. Ребята достают из коробки карточки и распределяются по командам.На полу из листов бумаги делается мостик. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей.Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать, найти удобный друг для друга способ передвижения, то есть компромисс.

Обсуждение:

Упражнение 6.  «Положительное и отрицательное»

У вас на столах лежат слова – подсказки. Выберите из них слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и поставьте «+», отрицательные поставьте « ». Затем должен прокомментировать свой выбор (даются подсказки со словами)

Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

Упражнение 7 «Австралийский дождь»

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:

- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по ногам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Упражнение 8. Рисунки осликов (у каждого ученика)

Image3775

- Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию?

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс - это согласие на основе взаимных уступок). Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Упражнение 9. Давайте выведем несколько правил, которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. (Детям раздаются карточки со словосочетаниями, они обводят зеленым цветом правила и читают правильные фразы)

Правила выхода из конфликта. 

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Сочувствовать

Договариваться

Драться

Ссориться

Спорить

Кричать друг на друга

Подведение итогов:

Упражнение 10. «Шляпы»

Каждый ребенок вытягивает шляпу определенного цвета: красную, желтую и зеленую из мешочка.

Те, у кого желтая шляпа http://www.clipartkid.com/images/644/yellow-hat-clip-art-at-clker-com-vector-clip-art-online-royalty-rtySRq-clipart.pngотвечают на вопрос – Достигнута ли цель сегодняшнего занятия, докажите?

Красная шляпаhttp://www.pd4pic.com/images/-red-people-cartoon-clothing-hat-hats-fedora.png отвечают на вопрос – Какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?

Зеленая шляпа  http://images.easyfreeclipart.com/165/green-hat-clip-art-at-clkercom-vector-online-royalty-free-165221.pngкакое упражнение запомнилось больше всего?

Раздача памяток:

Правила бесконфликтного общения.

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  3. В споре будь сдержан и тактичен.
  4. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  5. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».

Рефлексия:

Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас выберите смайлик, с каким настроением вы уходите с нашего занятия – поднимите смайлик вверх.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/105/184/105184324_smaylik.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d56/0000d0a5-877c321e/hello_html_22b6f3ce.png https://traditio.wiki/files/thumb/3/37/Frowny.svg/1600px-Frowny.svg.pnghttps://kbrobots.ru/wp-content/uploads/2015/12/smale.jpg http://expres.ua/gfx/news/smaylyky.gif 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"

Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...

Здоровьесберегающие технологии применяемые на занятиях в ГПД с учащимися начальной школы.

Статья по сдоровьесберегающим технологиям применяемым на занятиях в ГПД с учащимися начальной школы....

Психологическое занятие с педагогами «Актуальные проблемы начального общего образования в условиях перехода на стандарты второго поколения».

С сентября 2010 года в школах началась апробация ФГОС НОО, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно – деятельностный подход. ...

Психологическое занятие с элементами тренинга «Психологическая комфортность педагогов ДОУ».

Цель: создание доброжелательной атмосферы среди педагогов ДОУ, снятие напряжения, чувства тревоги, создание группового доверия и принятия, развитие наблюдательности....

Психологическое занятие с элементами тренинга «Дорогою добра»

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»...

Психологическое занятие с элементами тренинга для детей начальной школы «Дружба-это счастье!»

Психологическое занятие с элементами тренинга  для детей начальной школы «Дружба-это счастье!»...

Психологическое занятие с элементами тренинга

Психологическое занятие с элементами тренинга по  профилактике агрессивного поведения среди обучающихся начальных классов...