Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальных классов «Конфликт и ребенок»
план-конспект занятия (4 класс)
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы "Конфликт и ребенок". Это мероприятие можно проводить в рамках классного часа. Цель занятия: профилактика бесконфликтного поведения среди учащихся. На психологическом занятии, ребята отрабатывают приемы выхода из конфликтной ситуации, с помощью игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическое занятие с элементами тренинга | 302.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие с элементами тренинга
для учащихся начальных классов
«Конфликт и ребенок»
Место занятия в учебном процессе: классный час.
Форма занятия: занятие с элементами тренинга.
Тема мероприятия: «Конфликт и ребенок»
Оборудование: листочки, карандаши, мультипроектор, презентация.
Время: 40 минут.
Цель: профилактика бесконфликтного поведения среди учащихся.
Задачи:
- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;
- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;
- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;
- отработка навыков бесконфликтного поведения.
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение 1. «Снежный ком»
Все участники садятся в круг, и передавая клубок с нитками друг другу называют свое имя, и прилагательное, на первую букву своего имени, характеризующее его, как личность. Следующий, повторяет имена и прилагательные предыдущих, затем называет свое и т.д. Данное упражнение сплачивает коллектив.
Упражнение 2. «Улыбнитесь как….
Психолог предлагает детям улыбнуться как:
- солнышко;
- кот на солнышке;
- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;
- вас похвалили родители;
- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.
Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.
Упражнение 3. «Отгадай слово»
Психолог предлагает детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.
Крик, оскорбления, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание, толкание.
Психолог помогает детям, предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их. Получится слово «конфликт».
Психолог: А что такое конфликт? (высказывания)
Конфликт – это когда дерутся.
Конфликт – это непонимание.
Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.
Конфликт – это когда люди что-то не поделили.
Конфликт – это когда люди спорят.
Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.
Информационное сообщение «Конфликт»
Слово «конфликт» - означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Причины конфликтов бывают самыми разными: нежелание понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.
Упражнение 4. Разбор рассказа Н.Артюховой «Саша-дразнилка».
Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.
- О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.
- Меня Саша дразнит!
- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу к люстре за ноги подвешу.
- Ну, что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
Саша поперхнулся от удивления.
- У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.
- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
-Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.
- Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
- У меня апельсин больше, чем у тебя!
- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.
Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.
- Какой совет дал папа Ляле?
- Помог ли папин совет девочке?
- Как вышла Ляля из конфликтной ситуации? (С помощью юмора)
Упражнение 5 «Два барана на мосту»
Выбрать 2 команды, с помощью карточек: фрукты-овощи, деревья-цветы. Ребята достают из коробки карточки и распределяются по командам.На полу из листов бумаги делается мостик. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей.Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать, найти удобный друг для друга способ передвижения, то есть компромисс.
Обсуждение:
Упражнение 6. «Положительное и отрицательное»
У вас на столах лежат слова – подсказки. Выберите из них слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и поставьте «+», отрицательные поставьте « ». Затем должен прокомментировать свой выбор (даются подсказки со словами)
Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).
Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.
Упражнение 7 «Австралийский дождь»
Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.
Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:
- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);
- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);
- начинается настоящий ливень (хлопки по ногам)
- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);
- капли падают на землю (щелчок пальцами);
- тихий шелест ветра (потирание ладоней);
- солнце (руки вверх).
Упражнение 8. Рисунки осликов (у каждого ученика)
- Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?
- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?
- Как люди примиряются, приходят к согласию?
Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?
Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс - это согласие на основе взаимных уступок). Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.
Упражнение 9. Давайте выведем несколько правил, которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. (Детям раздаются карточки со словосочетаниями, они обводят зеленым цветом правила и читают правильные фразы)
Правила выхода из конфликта.
Уступать друг другу
Уважать друг друга
Уметь ставить себя на место другого
Сочувствовать
Договариваться
Драться
Ссориться
Спорить
Кричать друг на друга
Подведение итогов:
Упражнение 10. «Шляпы»
Каждый ребенок вытягивает шляпу определенного цвета: красную, желтую и зеленую из мешочка.
Те, у кого желтая шляпа отвечают на вопрос – Достигнута ли цель сегодняшнего занятия, докажите?
Красная шляпа отвечают на вопрос – Какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?
Зеленая шляпа какое упражнение запомнилось больше всего?
Раздача памяток:
Правила бесконфликтного общения.
- Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
- Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
- В споре будь сдержан и тактичен.
- Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
- Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».
Рефлексия:
Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас выберите смайлик, с каким настроением вы уходите с нашего занятия – поднимите смайлик вверх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"
Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...
Здоровьесберегающие технологии применяемые на занятиях в ГПД с учащимися начальной школы.
Статья по сдоровьесберегающим технологиям применяемым на занятиях в ГПД с учащимися начальной школы....
Психологическое занятие с педагогами «Актуальные проблемы начального общего образования в условиях перехода на стандарты второго поколения».
С сентября 2010 года в школах началась апробация ФГОС НОО, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно – деятельностный подход. ...
Психологическое занятие с элементами тренинга «Психологическая комфортность педагогов ДОУ».
Цель: создание доброжелательной атмосферы среди педагогов ДОУ, снятие напряжения, чувства тревоги, создание группового доверия и принятия, развитие наблюдательности....
Психологическое занятие с элементами тренинга «Дорогою добра»
Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»...
Психологическое занятие с элементами тренинга для детей начальной школы «Дружба-это счастье!»
Психологическое занятие с элементами тренинга для детей начальной школы «Дружба-это счастье!»...
Психологическое занятие с элементами тренинга
Психологическое занятие с элементами тренинга по профилактике агрессивного поведения среди обучающихся начальных классов...