Развитие информационной компетентности младших школьников средствами интегрированных уроков
статья по теме

Дубрасова Наталия Анатольевна

Статья из сборника к международному студенческому форуму «Реформы образования начала века: ожидания и перспективы»  май 2011г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник к международному студенческому форуму «Реформы образования начала века: ожидания и перспективы»  май 2011г.

Н.А. Дубрасова

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Развитие информационной компетентности младших школьников средствами интегрированных уроков

Научный руководитель – Е. А. Руденко, канд. пед. наук, доцент

В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше информацию ребенок получал в школе, на уроках, то сегодня Интернет и телевидение оказываются существенным фактором формирования картины мира младшего школьника, причем не всегда положительной. В связи с этим возникает необходимость развития информационной компетентности учащихся начальных классов.

Под информационной компетентностью мы понимаем способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Информационная компетентность включает в себя: способность к самостоятельному поиску и обработке информации; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий; готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий.

Одним из средств развития информационной компетентности учащихся начальных классов являются интегрированные уроки.

В научной литературе термин «интеграция» определяется как процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Придерживаясь позиции Е.Сухаревской, мы различаем три уровня интеграции содержания учебного материала:

  1. внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  2. межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  3. транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образованиях.

При этом интегрированный урок – это урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал нескольких предметов. За основу разработки интегрированных уроков в нашем исследовании был избран интегративно-тематический подход, обоснованный Г. Ф. Федорцом, в котором за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины.

Экспериментальная работа по развитию информационной компетентности средствами интегрированных уроков проводилась на базе МОУ СОШ №45 Тракторозаводсткого района города Волгограда.

На первом этапе данной работы проводился констатирующий эксперимент, цель которого – вывить уровень сформированности информационной компетентности у младших школьников. Диагностика информационной компетентности осуществлялась с помощью методики Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой, апробированной к целям нашего исследования. В процессе проведения методики учащимся начальных классов предлагалось выполнить серию диагностических заданий.

Проведенная диагностика позволила перейти к выделению уровней сформированности информационной компетентности у младших школьников. В качестве критериев для определения уровней информационной компетентности младших школьников выступает степень сформированности основных направлений информационной компетентности (работа с источником информации, обработка и представление результатов, использование компьютерных технологий). Каждый критерий находит свое проявление в определённых показателях.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что большинство младших школьников имеют средний уровень информационной компетентности (45 %), группа с уровнем выше среднего составила 30 %. У 12% опрошенных выявился высокий уровень сформированности информационной компетентности, на низком же уровне находились 13 % младших школьников.

На втором этапе экспериментальной работы проводился формирующий эксперимент. Было разработано тематическое планирование для второго класса по интегрированному курсу «Информатика и литературное чтение», комплекс уроков к данному курсу, электронное приложение в системе «Синтез».

На уроках использовались следующие виды заданий: задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными источниками; задачи с избытком и недостатком информации; задания на упорядочение информации, составление планов и подготовку вопросов к тексту; задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; задания на упорядочивание информации по заданному основанию, фиксации выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ и др.

Проведенное исследование и его результаты позволяют предложить следующие рекомендации учителям начальной школы: для проведения интегрированных уроков необходимо проанализировать календарное планирование по предметам начальной школы, выявить одинаковые темы, объединить их с позиции ведущих положений; за основу разработки интегрированных уроков брать интегративно-тематический подход, где за единицу обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины; создавать условия для взаимодеятельности учителя и учащихся на уроке, способствующей ситуации успеха; подбирать такие задания, которые направлены на самостоятельную работу с текстом, развитие умений выделять недостоверные и сомнительные элементы, а также обобщать, сравнивать и противопоставлять данные и др.

Данные, полученные в результате контрольного среза свидетельствуют о положительной динамике развития информационной компетентности у младших школьников средствами интегрированных уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"

Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников

В  работе описывается инновационный опыт работы  по данной теме...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»...

Применение сервисов веб. 2.0. на занятиях как средство развития ИКТ-компетентности младших школьников

Статья на тему "Применение сервисов веб. 2.0. на занятиях как средство развития ИКТ-компетентности младших школьников"...