Компетентность педагогов ОУ в решении специфических задач адаптации, организации образовательной деятельности, социализации детей с ОВЗ, характерных для определенных нарушений
статья на тему
Материал поможет педагогам, начинающим работать в системе инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы по теме:
«Компетентность педагогов общеобразовательных учреждений в решении специфических задач адаптации, организации образовательной деятельности, социализации детей с ОВЗ, характерных для определенных нарушений.»
Учителя начальных классов МБОУСОШ № 63
Чекрыжовой Светланы Вячеславовны
Термин «инклюзия» в мировой образовательной практике
пришел сегодня на смену термину «интеграция». Интеграция –есть объединение в одно целое, то есть включение. Так, она предполагает адаптацию ребенка к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации самой системы к потребностям ребенка.
Исходя из этого, под инклюзивным образованием понимается широкий спектр интеграции, то есть доступность образования для всех категорий учащихся и одновременно усовершенствованное общее образование в плане приспособления его к различным потребностям детей, не вписывающихся в
портретные рамки обычного ученика средней школы.
Многие дети с недостатками в физическом здоровье, с замедленным психическим развитием не только имеют право на обучение вместе с нормально развивающимися сверстниками , но и должны быть включены в активную жизнь современного общества, в общественно-полезный труд. Об этом говорит общемировой подход к обучению детей с ограниченными воз-
можностями здоровья.
Согласно суждениям В.В. Серикова, под компетентностью
следует понимать индивидуально-психологическую особенность, а под компетенций – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимой для качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. С позиции родовой и видовой сущности компетентность есть совокупность ком-
петенций; с позиции «внешневнутренняя» обусловленность:
компетенция – потенциал, компетентность – реализованная
компетенция .
Итак, компетенция – активность субъекта деятельности,
готовность и стремление к продуктивной деятельности с пол-
ным осознанием ответственности за ее результаты. Отсюда на-
личие единства мотивационных, когнитивных и поведенческих компонентов в структуре личности.
На примере инклюзивной компетентности видим, что педагог должен знать, что дети с легкой формой церебрального паралича особенно чувствительны к отношению к ним окружающих. Они реагируют на любое изменение их поведения; таких детей легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию; у некоторых детей при утомлении может возникнуть двигательное беспокойство. Поэтому
педагоги стремятся к созданию единого образовательного пространства, приспособленного к различным потребностям всех детей, как обычных, так и с отклонениями в здоровье, с учетом адаптации к существующим условиям каждого из них.
Наличие знаний об особенностях развития той и другой
категории детей позволяет вести их по разным образовательным маршрутам, но в то же время учить и организовывать творческий процесс в единой образовательной среде.
Итак, подведем итоги. В настоящее время в отечественной
педагогике сложился компетентностный подход в сфере общего
и профессионального образования. Этой проблемой занимались
многие современные ученые, психологи и педагоги .В качестве цели и результатов обучения данный подход определяет формирование ключевых компетенций различного уровня, выражающихся в дальнейшей профессиональной деятельности специалиста как компетентность.
Компетентность в области инклюзивного образования
предполагает наличие у педагога способности осуществлять
профессиональные функции, учитывая разные образователь-
ные потребности учащихся, создавая условия для их развития
и саморазвития.
Перед педагогами встает целый ряд задач:
Во-первых, изучить психолого-педагогические особенности включаемых в пространство общеобразовательной школы учащихся с особыми потребностями (расширение представлений о детях с сенсорными нарушениями, задержкой психического развития, церебральными изменениями и др.);
Во-вторых, создавать технологии, обеспечивающие равные возможности в усвоении знаний и формировании учебных навыков и умений путем варьирования условий подачи материала и способов его усвоения.
В-третьих, формировать импровизационную готовность к изменению ситуаций на уроке, вызванных особенностями взаимодействия с включенными детьми, научиться принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе».
В-четвертых, использовать разнообразные стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования.
В-пятых, переориентировать мнения некоторых родителей, не принимающих идею инклюзии в образовании.
В-шестых, расширять интеракции не только с учениками, включенными в инклюзивное образование, но и контакты с общественностью вне школы.
В-седьмых, воспитывать в детях толерантность к детям, в чем-то отличающимся от детей с нормативным развитием.
В-седьмых, научиться сотрудничать со всеми специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, чтобы противодействовать «молчаливому сидению» детей с особыми образовательными потребностями в классе.
Для осуществления инклюзивного образования в обще-
образовательной школе, необходимо внести изменения в организацию образовательного процесса на уровне среднего и высшего профессионального образования, направленные на формирование инклюзивной компетентности у будущих учителей, включить решение данной задачи на базе институтов повышения квалификации и переподготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2018-2019 учебном году»
Нормативно-правовая база и методические рекомендации в работе учителя начальных классов в Белгородской области....
Статья на тему «Организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта»
современные требования общества к развитию личности детей, имеющих глубокие нарушения интеллекта, диктуют необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодолени...
Организация образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В статье идет описание организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в первом классе,как формируются навыки работы с информационными технологиями и пр...
Организация образовательной деятельности на уровне НОО с использованием электронных образовательных ресурсов
Электронные образовательные ресурсы - это учебные материалы, для использования которых используются электронные устройства, совокупность информационного, программного, технического и организационного ...
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении поставить определённую цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей ...
Организация образовательной деятельности детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике
Организация образовательной деятельности детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике...
Конспект образовательной деятельности «Социализация» для детей старшей группы (5 – 6 лет) "Моя семья - мое счастье"
Цель:Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к близким людям, родному дому, семье, детскому саду, что является основой нравственно-патриотического и гражданского воспитан...