Литературное чтение 1 класс учитель Комлева Татьяна Михаиловна Тема: Т«Твердый согласные звук [ж]. Буквы Ж, ж» Тип урока - открытие нового знания Общая цель урока: знакомство с новой буквой и особенностью звука Дидактические задачи: Образовательная: познакомить учащихся с буквой согласного звука [ж], с особенностью звука, с орфограммой «жи»,формировать умение выделять звук в речи; формировать навык чтения с новой буквой, слогов, слов, текстов; Развивающая: развивать фонематический слух, навык слогового плавного чтения, Воспитывающая: воспитывать культуру поведения на уроке, желание учиться читать. |
|
|
|
|
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия | Электронное сопровождение |
Орг. момент (мотивация, создание комфортной образовательной среды) 2мин. | Создание положительного эмоционального настроя учащихся Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей! Всех знакомых, незнакомых И серьезных, и веселых! - Вы садитесь тихо как? - Вот так! - А здороваетесь как? - Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга) - Настроение какое? - Вот какое!
Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, светофоры,тетради. - Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..) Итак, мы начинаем наш урок.
|
Учащиеся эмоционально настраиваются на урок | Личностные: - умения слушать и слышать собеседника; - настраиваться на учебную деятельность
|
|
Актуализация опорных знаний.
3 мин. | - - Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко». - Наша речь состоит ….(из предложений). - Звуки бывают … (гласные и согласные). - При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду). - Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие). - Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные). - После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э). - После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю). - Буквы е,ё, я в начале слова …(обозначают 2 звука).
| Учащиеся отвечают на поставленные вопросы | Личностные: - умения слушать и слышать собеседника; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: Регулятивные: - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей;
| Лента букв |
Постановка учебной задачи
5 мин. | Методы обучения: словесный, частично-поисковый Формы обучения: фронтальная Приёмы обучения: речь учителя Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая. | Регулятивные: - формулировать учебную задачу с помощью учителя; - планировать совместно с учителем предстоящую работу. Коммуникативные: - осознавать познавательное значение умения читать; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
|
|
| - - Откроем учебники на стр. 24 и рассмотрим картинку. - Кто узнал из какой она сказки? - А кто автор этой сказки? Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания). Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена, «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. К сожалению, башмачник Андерсен прожил недолго и умер, оставив жену, маленьких сына и дочь. Мать Андерсена происходила из бедной семьи. В своей автобиографии сказочник вспоминал рассказы матери о том, как в детстве ее выгоняли из дома, чтобы просить милостыню... После смерти мужа мать Андерсена стала работать прачкой. Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил. Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма «Дюймовочка»
Какой звук чаще других слышится? - О каком звуке мы будем сегодня говорить на уроке? - Вы узнаете тайну, связанную с этим звуком - Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока. Познакомимся с ….. Научимся ….
| Активное включение в образовательный процесс - Будем читать слоги и слова с этой буквой. (Мы познакомимся со звуком [ж] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. )
|
| Программное обеспечение «Смотрим мультфильм»
|
Открытие нового материала
3минуты
13 мин. | Методы обучения: частично-поисковые, наглядные; практические; Формы обучения: фронтальная; коллективная. Приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность. Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.
| Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить; - учиться отличать верно выполненное задание от неверног. Коммуникативные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, Познавательные: - понимать информацию, представленную в знаково-символической форме; - осуществлять поиск необходимой информации; - наблюдать, сравнивать и делать обобщение о «работе» букв «е, ё, ю, я». - делать выводы. - с опорой на модели строить связные высказывания. Обратная связь- осуществлять совместную деятельность
Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности |
Программное обеспечение
Программное обеспечение (играем вместе)
Программное обеспечение
|
|
| .Создание проблемной ситуации. Ребята, а еще нам Дюймовочка прислала телеграмму, в которой сообщает, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность. 1.Знакомство с буквой -Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? - На что похожа буква Ж? - Многие поэты заметили сходство буквы Ж, с жуком, со снежинкой и сочинили такие стихи.
Эта буква широка И похожа на жука И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук. - А теперь, вы сами попробуйте составить эту букву из счетных палочек…. Сколько счетных палочек вам для этого понадобилось? (Молодцы!)-
2. Работа с картинкой. Слого-звуковой анализ слова жук(учебник, с. 24)
– Выделите первый звук из слова жук, выполните слого-звуковой анализ этого слова с использованием схемы к этому слову. ( сколько слогов в слове жук? Почему? Какой первый звук? Ж - какой это звук (гласный или согласный)? - Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный? -Тогда давайте будем решать эту проблему. Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать? Как узнать, какой он, звонкий или глухой? Как узнать, бывает ли он твердым или мягким? А сейчас послушаем результаты исследований. - Какие проблемы возникли при исследовании нового звука? В чем особенность звука [ж]? - Придумайте слова с новым звуком. - Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?
. 3. Чтение слогов с буквой «Ж, ж». - Прочитайте слоги. - Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного. - Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? Почему? Работа с парными согласными. .Чтение слов с доски - какие гласные буквы стоят после ж? -А каких букв вы не увидели? - буквы и,о,е,а,у,ю. выходят гласные - нет букв ы, - Хотите знать, почему? - По очереди на Дне рождения танцевали гласные буквы с именинницей. Подошла очередь буквы Ы, приготовилась она, но вдруг другая буква - И опередила ее. Обиделась буква Ы на всю жизнь и теперь никогда не дружит с буквой Ш.и Ж Приходится вместо Ы всегда вставать И. Вот такая тайна есть в наше языке.
Жи,ши – пиши с буквой и!
|
- Мы ее еще не учили.
Жж
Дети дают характеристику звуку.
Обсуждают новый звук и подбирают слова в парах.
Звук ж всегда твердый
- Запомним, звук [ж] только твердый и никогда не будет мягким.
Выходят парные согласные и гласные.(инсценирование)
Выходят буквы
|
|
|
Динамическая пауза
1 мин. | Игра .Если в слове услышите новый звук, значит хлопаем в ладоши, а если нет топаем. Жук, жираф, школа, снежинка, шкаф, ужин, мешок, лужи, мыши, карандаши.
|
| Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности |
|
Применение нового материала
10 мин. | Методы обучения: словесные (беседа), частично-поисковые, практические, наглядные Формы обучения: коллективная, фронтальная Приёмы обучения: текст учебника; ИКТ. Использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные; практические. | Предметные: - характеризовать звуки; - выделять указанные звуки, обозначать их буквами; - проводить звуко-буквенный анализ слова; - Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о второй позиции «работы» букв «е, ё, ю, я»; - читать слова с буквами Е Ё Ю Я в разных позициях; - определять количество звуков в буквах Е Ё Ю Я; - объяснять лексическое значение слов. Регулятивные: - слушать и слышать собеседника. - адекватно восприни-мать оценку учителя, сверстника. Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей; - участвовать в коллективном обсуждении прочитанного. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации. - с опорой на модели строить связные высказывания. - выразительно читать предложения, Обратная связь(линии взаимодействия): активное включение учащихся в работу с учителем и одноклассниками. |
|
|
| -1.Работа с текстом (учебник, с. 25) – Прочитайте текст. Рассмотрите картинку. – Выполните задания к нему 7. Работа с пословицами (учебник, с. 24)
2. 1. Развитие связной речи. Чтение рассказа «Первые снежинки», работа с картинкой (учебник, с. 26)
– Прочитайте рассказ. – Найдите слова со слогами жи и ши. – Что вы можете сказать о правописании этих слогов? Жи,ши – пиши с буквой и! – Рассмотрите картинку, составьте рассказ про малышей Читают рассказ. – Лужи, закружились, пушистые, снежинки. – Слышим звук [ы], а пишем букву и. Составляют рассказ
|
Читают слова Отвечают на вопросы
Родственные
|
|
|
Обобщение усвоенного Рефлексия
3 мин. | Методы обучения: словесные Формы обучения: фронтальная; Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая | Регулятивные: - Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме. - учиться определять степень успешности своей работы -Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Коммуникативные:- оценивать работу одноклассников. Познавательные: - Делать выводы, обобщать знания по полученной информации. -уметь определять уровень усвоения учебного материала. Личностные: - оценивать свою деятельность |
|
|
|
- С какой буквой познакомились? - Что вы можете сказать о звуке этой буквы? - А какой секрет узнали?
- Довольны ли вы своей работой? - Я тоже довольна вами. - Что было трудно? Что было интересно? Будем еще много работать, чтобы правильно читать и писать слова с сочетанием Жи, чтобы вы все справлялись с этим заданием.
|
Учащиеся совместно с учителем обобщают итоги работы, оценивают свою деятельность.
Оценивают свою деятельность . Поднимают смайлики |
| Программное обеспечение |