Исследовательская работа «Мое здоровье»
проект (4 класс) по теме
Тема: «Правильная осанка – залог здоровья ученика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МОУ Усть – Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.
(исследовательская работа)
Введение
Исследовательская работа «Мое здоровье»
Тема: «Правильная осанка – залог здоровья ученика»
1.Выбор темы.
По данным официальной статистики в республике Бурятия нарушение осанки имеет в среднем каждый третий школьник. Установлено, что распространенность нарушения осанки от начала к окончанию обучения возрастает в пять раз. Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
- Насколько опасно иметь нарушение осанки?
- Каковы причины этого отклонения?
- Что нужно сделать, чтобы сохранить правильную осанку?
2. Цель:
- Активировать познавательную деятельность учеников.
- Обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля над весом ранца, соблюдением благоприятного двигательного режима, организацией правильного питания.
3. Задачи:
- Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
- Доказать, что правильная осанка это не только красота и стройность, это свидетельство хорошего здоровья человека.
- Правильная осанка не возникает сама по себе ее необходимо формировать с самого детства.
- Предложить свои способы решения проблемы.
4. Объект исследования:
- Человек.
Предмет исследования:
- Осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования:
- Учащиеся 4а класса.
5. гипотеза исследования:
- Мы предполагаем, что неправильная осанка вредит здоровью.
6. Методы исследования:
- Анализ;
- Опрос;
- Наблюдения;
- Сбор информации из книг, журналов, газет;
- Эксперимент.
Результаты исследования
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Наиболее важный период с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние:
- Неправильная рабочая поза во время занятий.
- Использование портфелей вместо ранцев и их чрезмерный вес с учебниками.
- Низкая физическая активность школьников.
- Несбалансированное питание (недостаточное поступления кальция с продуктами питания).
- Неправильный подбор ученической мебели.
- На формирование осанки детей негативно влияют некоторые привычки, например, опора при стоянии на одну и ту же ногу, неправильная походка (голова, плечи опущены, спина согнута), привычка опираться грудной клеткой на письменной стол, сидеть, поджав под себя ноги, спать на одном боку, на очень высокой подушке или слишком мягкой кровати, сворачиваться «калачиком» и др.
Необходимо знать, все отклонения в осанке представляют опасность для растущего организма. У детей с дефектом осанки уменьшается жизненная емкость легких, появляется склонность к заболеваниям органов грудной клетки. Из – за слабости мышц брюшного пресса плохо удерживается в нужном положении желудок и кишечник, а это приводит к нарушению пищеварения. Нарушения осанки отражаются и на состоянии нервной системы. Дети эти замкнуты, напряжены, беспокойны. Все это приводит к тяжелым нарушениям здоровья, от огорчения нормальной жизнедеятельности ребенка вплоть до развития инвалидности.
Способы решения проблемы
Выбираем ранец.
Ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны, но как его правильно выбирать? Материал для изготовления ранца должен быть легким, прочным, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Вес ранцев, для учащихся 1 – 4 классов, не должен превышать 500 – 700 граммов. При выборе ранца следует так же обращать внимание на ширину лямок (не менее 4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине и равномерное распределение веса.
Контроль веса ранца с ежедневным учебным комплектом для занятий.
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданию учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
- 1-4 классов – 300г.;
- 5-6 классов – 400г.;
- 7-8 классов – 500г.;
- 10 – 11 классов – 600г.;
Физиолого-гигиенические нормативы веса комплекта школьно –письменных принадлежностей на один учебный день следующие:
- Для учащихся 1 – 2 классов – не более 1,5 кг.
- Для учащихся 3- 4 классов – не более 2 кг.
- Для средних классов – от 2,5 до 3 кг.
- Для старших классов – не более 3,5 – 4 кг.
Подавляющие большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком велика!
Контроль над позой учащихся во время занятий.
Это важная составляющая профилактики нарушений осанки. С первых дней учебы в школе нужно уделять внимание формированию правильной позы ученика.
Правильная поза учащихся во время занятий:
- При письме:
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола 30-35 см. Между краем стола и грудной клеткой ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка. Тетрадь при письме должна лежать под углом 30 градусов.
- При чтении:
Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола, кисти рук поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15 градусов.
- Стоя:
Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.
Создание благоприятного двигательного режима учащихся.
- Эффективный способ поддерживания работоспособности учащихся – проведение на уроках физкультминуток. Они должны включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Проводятся физкультминутки, как правило, в середине урока продолжительностью 1,5 – 2 минуты. На уроках письма физкультминутки необходимо проводить дважды за урок – на 15-й и 25-й минуте, причем на одной из них выполняются упражнения для снятия напряжения с кисти.
- Для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении, профилактических и оздоровительных целях, в школе предусмотрены:
- вводная гимнастика до начала занятий;
- организация подвижных игр на переменах;
- уроки физкультуры;
- подвижные игры на свежем воздухе;
- занятия в спортивных секциях.
- Для гармоничного физического развития ребенка важно, чтобы умел плавать, кататься на велосипеде, ходить на лыжах. Движения, физкультура и спорт необходимы ребенку, поскольку стимулируют развитие всех жизненно важных функций и систем организма, укрепляют здоровье.
Правильная организация питания детей.
В суточном рационе питания учащегося в период умственных нагрузок обязательно должны присутствовать овощи, фрукты, кисломолочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи, сухофрукты, мед, растительное масло. Для приготовления блюд и кулинарных изделий должна использоваться только йодированная соль, недаром ее называют солью интеллекта.
Физиологическая норма потребления кальция (а именно этот микроэлемент влияет на прочность костей) составляет: для детей 1000 мг, для подростков 1500 мг.
Признанными постановщиками кальция являются молочные продукты – сыр, творог, молоко. Также кальций содержат все виды капусты, свежей зелени, бобовые, орехи, морские водоросли. Хорошим источником кальция являются желтки и ржаной хлеб.
Особенно внимательно нужно отнестись к детям с дефицитом массы тела. Их пища должна быть более калорийной и высокобелковой, в основном за счет белков животного происхождения – мясо, птица, рыба, творог, сыр, молоко, метана, кефир и др.
Психологический режим.
Учеными установлено, что существует прямая связь между осанкой, настроением и психологическим состоянием человека. Подавленное, угнетенное состояние, плохое настроение приводит к падению тонуса мышц, появлению сутулости – первому предвестнику деформации скелета.
Положительные эмоции улучшают работоспособность и память учащихся, являются необходимым условием психического здоровья.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 21 человек.
План эксперимента:
- Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке ребят нашего класса.
- Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
- Проверить вес ранца с учебными пособиями необходимых по программе, и сравнить их гигиеническими нормами.
- В течение недели пронаблюдать за двигательным режимом учащихся (проведение физкультминуток на уроках, организация подвижных игр на переменах, подвижные игры на свежем воздухе, занятия в спортивных секциях).
- Проанализировать рацион питания детей за неделю (физиологическая норма потребления кальция).
- Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Информация о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего полученная у медицинского работника школы.
Ф.И. ученика | Год рожд. | Вес тела | Рост | Диагноз |
Будеев Влад | 1998 | 35 кг. | 136 см. | |
Быков Дима | 1998 | 34,5 кг. | 145 см. | здоров |
Бродников Витя | 1998 | 49 кг. | 147 см | Здоров |
Березовская Алена | 1998 | 31 кг. | 142 см | |
Власов Артем | 1998 | 32 кг. | 143 см | |
Гермашева Кристина | 1998 | 35 кг. | 140 см | Здоров |
Зарубин Андрей | 1998 | 30 кг. | 140 см | Здоров |
Короткова Юля | 1997 | 27 кг. | 132 см | Здоров |
Коневин Витя | 1998 | 40 кг. | 147 см | Здоров |
Кучервенов Дима | 1998 | 32 кг. | 132 см | Здоров |
Носырев Юра | 1998 | 50 кг. | 153 см | Здоров |
Прасков Никита | 1998 | 35 кг. | 144 см | |
Рыжкова Валя | 1998 | 36 кг. | 142 см | |
Рыжов Коля | 1998 | 33 кг. | 141 см | |
Ситникова Даша | 1998 | 30 кг. | 136 см | |
Спиридонов Коля | 1998 | 36 кг. | 142 см | Здоров |
Сафьянников Никита | 1998 | 35 кг. | 142,5 см | Здоров |
Скосырский Витя | 1998 | 39 кг. | 151 см | Здоров |
Чулкова Даша | 1998 | 45 кг. | 152 см | Здоров |
Чирков Паша | 1998 | 41 кг. | 152 см | |
Шушпанова Вика | 1998 | 27 кг. | 131 см | Здоров |
Шелковников Коля | 1997 | 36 кг. | 148 см | Здоров |
Башарова Галя | 1998 | 32 кг. | 142 см. | Здоров |
Позднякова Оля | 1998 | 27 кг. | 129 см |
Вес учебных пособий, необходимых по программе.
Название | Реальный вес | Выводы |
Математика | 184 | Норма |
Русский язык | 236 | Норма |
Литература | 402 | Выше нормы |
Мир вокруг нас | 539 | Выше нормы |
Родничок | 504 | Выше нормы |
Орф. справочник | 134 | Норма |
Книга для жужжащего чтения | ≈300 | Норма |
Дневник | 186 | Норма |
Тетрадь (1 шт.) | 32 | Норма |
Норма не более 300 грамм.
Вес ранца без школьных принадлежностей учеников нашего класса
Ф.И. ученика | Вес ранца (г) | Выводы |
Будеев Влад | 500 | Норма |
Быков Дима | 800 | Выше нормы |
Бродников Витя | 300 | Норма |
Березовская Алена | 300 | Норма |
Власов Артем | 500 | Норма |
Гермашева Кристина | 900 | Выше нормы |
Зарубин Андрей | 1500 | Выше нормы |
Короткова Юля | 400 | Норма |
Коневин Витя | 900 | Выше нормы |
Кучервенов Дима | 500 | Норма |
Носырев Юра | 500 | Норма |
Прасков Никита | 1000 | Выше нормы |
Рыжкова Валя | 900 | Выше нормы |
Рыжов Коля | 300 | Норма |
Ситникова Даша | 300 | Норма |
Спиридонов Коля | 300 | Норма |
Сафьянников Никита | 900 | Выше нормы |
Скосырский Витя | 500 | Норма |
Чулкова Даша | 500 | Норма |
Чирков Паша | 400 | Норма |
Шушпанова Вика | 500 | Норма |
Шелковников Коля | 300 | Норма |
Башарова Галя | 900 | Выше нормы |
Позднякова Оля | 500 | Норма |
Норма 500 – 700 грамм.
Мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика надо умножить на 10 и разделить на 100. данные записаны в таблице.
Ф.И. ученика | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) | ||||
Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. | ||
Будеев Влад | 3.500 | 2.500 | 4.100 | 3.700 | 3.500 | 2.400 |
Быков Дима | 4.900 | 2.500 | 4.300 | 4кг | 4.500 | 2.400 |
Бродников Витя | 3.500 | 2.500 | 4.100 | 4 кг. | 4 кг. | 2.400 |
Березовская Алена | 3.100 | 2.300 | 4 кг. | 3.500 | 3.500 | 2.300 |
Власов Артем | 3.300 | 2.400 | 4 кг. | 3.400 | 3.200 | 2.300 |
Гермашева Кристина | 3.500 | 1.600 | 3.800 | 2.700 | 3.000 | 2.100 |
Зарубин Андрей | 3.000 | 2.300 | 3.700 | 3.100 | 3.000 | 2.300 |
Короткова Юля | 2.700 | 2.300 | 3.200 | 2.600 | 2.600 | 2.100 |
Коневин Витя | 4.000 | 2.500 | 3.800 | 2.600 | 1.900 | 1.500 |
Кучервенов Дима | 3.200 | 2.500 | 3.457 | 2.580 | 1.562 | 2.632 |
Носырев Юра | 5.000 | 2.800 | 3.200 | 2.900 | 2.000 | 2.100 |
Прасков Никита | 3.500 | 2.500 | 3.800 | 2.900 | 2.100 | 2.100 |
Рыжкова Валя | 3.600 | 3 кг. | 3.500 | 3 кг. | 3 кг. | 2.500 |
Рыжов Коля | 3.300 | 2.400 | 3.200 | 2.900 | 2.500 | 2.100 |
Ситникова Даша | 3.000 | 2.600 | 3.800 | 3.100 | 2.700 | 2.300 |
Спиридонов Коля | 3.600 | 2.500 | 3.900 | 3.200 | 2.900 | 2.100 |
Сафьянников Никита | 3.500 | 2.500 | 3.800 | 3.400 | 3.100 | 2.400 |
Скосырский Витя | 3.900 | 2.600 | 3.400 | 3.200 | 3.100 | 2.400 |
Чулкова Даша | 4.500 | 2.800 | 4.100 | 2.600 | 2.800 | 2.300 |
Чирков Паша | 4.100 | 2.500 | 4.100 | 2.700 | 2.800 | 2.400 |
Шушпанова Вика | 2.700 | 2.100 | 3.900 | 2.700 | 2.700 | 2.500 |
Шелковников Коля | 3.200 | 2.500 | 4.100 | 2.600 | 2.800 | 2.100 |
Башарова Галя | 2.700 | 2.500 | 4.100 | 2.700 | 2.800 | 2.100 |
Позднякова Оля | 3.600 | 2.600 | 4.200 | 2.700 | 2.800 | 2.300 |
Двигательный режим учащихся за неделю.
Ф.И. | Занятие утреней гимнастикой | Проведение физкультминуток на уроке | Подвижные игры на свежем воздухе | Занятия в спортивных секциях | ||||||||||||
П. | В. | С. | Ч. | П. | П. | В. | С. | Ч. | П. | П. | В. | С. | Ч. | П. | ||
Будеев В. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Быков Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Бродников В. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Березовская А | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Власов А. | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | - |
Гермашева К. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Зарубин А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Короткова Ю. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Коневин В. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Кучервенов Д | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Носырев Ю. | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | |
Прасков Н. | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - |
Рыжкова В. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Рыжов К. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Ситникова Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Спиридонов | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Сафьянников Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Скосырский | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Чулкова Д. | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Чирков П. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Шушпанова | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Шелковников | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Башарова Г. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Позднякова О | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - |
Рацион питания учащихся за неделю.
Ф.И. ученика | Молочные продукты | Овощи, фрукты | Мясо, рыба, яйца | Орехи, сухофрукты, мед | Йодированная соль |
Будеев Влад | + | + | + | + | + |
Быков Дима | + | + | + | + | + |
Бродников Витя | + | + | + | + | + |
Березовская Алена | + | + | + | + | - |
Власов Артем | + | + | + | + | - |
Гермашева Кристина | + | + | - | + | + |
Зарубин Андрей | + | + | + | + | + |
Короткова Юля | + | + | + | + | + |
Коневин Витя | + | + | + | - | + |
Кучервенов | + | + | + | + | + |
Носырев Ю. | + | + | + | + | + |
Прасков Н. | + | + | + | - | + |
Рыжкова В. | + | + | + | + | - |
Рыжов Коля | + | + | + | + | + |
Ситникова Д. | + | + | + | + | + |
Спиридонов | + | + | + | + | + |
Сафьянников | + | + | + | - | - |
Скосырский | + | + | + | + | + |
Чулкова Д. | + | + | + | + | - |
Чирков Паша | + | + | + | + | + |
Шушпанова | + | + | + | + | + |
Шелковников | + | + | + | + | + |
Башарова Г. | + | + | + | + | + |
Позднякова | + | + | + | - | - |
Рекомендации ученикам:
- Не носите лишнего в ранцах. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить не нужные учебники.
- Каждые 15-20 минут меняй позу, потягивайся, двигай руками и ногами.
- Укрепляй мышцы спины и живота, развивай гибкость позвоночника.
- Ешь полезную для здоровья пищу.
Рекомендации родителям:
- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы –500-700 граммов.
- В суточном рационе питания учащегося обязательно должны быть: мясо, рыба, яйца, овощи, орехи, сухофрукты, мед, растительное масло.
- Для приготовления блюд и кулинарных изделий должна использоваться только йодированная поваренная соль, недаром ее называют «солью интеллекта».
- Чтобы предупредить нарушение осанки у школьников, необходимо соблюдать гигиенические требования к режиму дня, терпеливо устранять из жизни детей привычки способствующие нарушению осанки: привычка опираться грудной клеткой на письменный стол, сидеть, поджав под себя ноги, спать на одном боку, опора при состоянии на одну и ту же ногу, неправильная подходка.
- Мебель для приготовления уроков должна обязательно иметь спинку. Пусть ребенок привыкает усаживаться как можно глубже, чувствуя опору каждой точкой позвоночника. Идеально, если стол оборудован перекладиной для ног, благодаря которой разгружается спина. Если ее нет, то можно завести маленькую скамеечку (подставку) для ног.
Рекомендации учителям:
- При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
- Организовать хранение сменой обуви, спортивного инвентаря, принадлежности для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы.
- На каждом уроке проводить физкультминутке, организовывать подвижные игры на переменах, игры на свежем воздухе.
- Систематически следить за позой ученика во время учебных занятий.
- Вести разъяснительную работу с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МОЁ ЗДОРОВЬЕ» на тему "Почему я расту?"
В 21 веке человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами: загрязнение окружающей среды, выбросы вредных веществ в атмосферу, широкое распространение генномодифицированных продуктов п...
Исследовательская работа "Завтракать здорОво - это здОрово!"
Эти исследования проводили ученики моего класса, чтобы показать, какое значение имеет здоровое питание для общего развития человека....
Исследовательская работа "Мое здоровье"
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как пр...
Исследовательская работа "состояние здоровья и физического развития школьников"
1.Исследовать и обобщить результаты медосмотра, сделать выводы о состоянии здоровья детей класса. 2.Определить приоритеты направлений р...
Исследовательская работа "Мы здоровью скажем ДА!"
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения. ...
Исследовательская работа "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу"
Учащиеся проводили опрос среди учеников и их родителей, а также учителей об отношении к здоровому образу жизни и делали выводы.Разработали анкеты....
Исследовательская работа "Мое здоровье"- ( рекомендация)
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? К...