Исследовательская работа "Мое здоровье"- ( рекомендация)
презентация к уроку по теме
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_18.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МОЁ ЗДОРОВЬЕ»
Тема «Сколько весит здоровье ученика?»
- Выбор темы.
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
- Цель.
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
- Задачи.
- Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
- Описать, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
- Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
- Предложить свои способы решения проблемы.
- Объект, предмет и база исследования.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся … класса
- Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
- Методы исследования.
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
- Результаты исследования.
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная одежда и обувь. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно ещё такое качество как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На всё есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведённые в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
- 1-4-х классов – 300г;
- 5-6-х классов – 400г;
- 7-8-х классов – 500г;
- 10-11-х классов – 600г.
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Учёные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт.ст., а на правое – 110 мм рт.ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушению осанки.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало человек.
План эксперимента
- Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
- Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
- Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
- В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
- Подвести итоги по позициям:
- Самый правильный ранец (до 0,5 кг);
- Самый лёгкий портфель;
- Самый тяжёлый ранец;
- Самый тяжёлый ранец с принадлежностями;
- Самый лёгкий ранец с принадлежностями;
- Самый тяжёлый учебник;
- Самый «тяжёлый» учебный день;
- Самый «лёгкий» учебный день.
- Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:
…человек с нарушением осанки;
…человек со сколиозом;
…человек здоровых.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в табл. 1.
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжёл и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в табл. 2.
Выводы
Мы увидели, что у учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего 0,2 кг. Однако у человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся и взвесили их: «Чтение»-200г; «Математика»-230г; «Русский язык»-300г; «Окружающий мир»-300г; дневник-100г; «Немецкий язык»-230г.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в среду и пятницу: 4,45кг или 4,34кг (без сменной обуви). А в данные дни он должен быть менее загруженным. Самым лёгким ранец оказался в понедельник и четверг. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3,42кг (без сменной обуви). Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Рекомендации ученикам
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям
- Просим вас не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300г.
- У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации учителям и работникам школ
- Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
- Найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (1-в школе и 1-дома).
- При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
- Организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, ИЗО и т.п. в помещении школы.
- Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Таблица 1
Ф.И.ученика | Год рождения | Вес тела | Диагноз | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) |
Таблица2
Ф.И.ученика | |||
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская работа "Здоровое питание"
Проектная работа является формой пропаганды правильного питания, которая позволит приобщить детей к позитивному решению этой проблемы, поможет детям и взрослым сделать выбор в пользу старинных кулинар...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий.Здоровые дети-в здоровой семье.
Материалы для уроков и кл.часов по здоровому образу жизни....
Проектно-исследовательская деятельность "Здоровье за спиной"
Проектно-исследовательская деятельнось учеников 3 класса о влиянии веса школьного ранца на здоровье школьников....
Методические рекомендации по реализации программы "Здоровое питание" Разработка сценария " Знатоки здоровой пищи"
Планирование по теиам раздела, разработка занятия....
Исследовательский проект "Здоровье не в таблетках, а в ягодках на ветках"
Знакомство с полезными и лечебными свойствами ягод....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...