Урок по ОРКСЭ "Моя Родина - Россия"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок по ОРКСЭ "Моя Родина - Россия". Урок №1. Может использоваться для всех модулей предмета ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_rossiya_soloveva_sa.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Россия – Родина моя.
Слушатель курсов повышения квалификации НО-55
Соловьева Светлана Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №883
СЗОУО ДО г. Москвы
Москва 2013
Урок курса ОРКСЭ , модуль «Основы мировых религиозных культур»
в 4-м классе по теме
«Россия – наша Родина»
с элементами технологии поискового обучения
Учитель Соловьева Светлана Александровна
ГБОУ СОШ №883 г.Москвы
Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений (А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов). – Москва, Просвещение, 2010.
Цель: создать у учащихся образ России как великой страны с богатым культурным наследием.
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о величии и богатых культурных традициях России
- Показать большие достижения России в области культуры, науки и техники
- Подчеркнуть многонациональный состав России
- Показать необходимость сплочения, единения всех народов, населяющих Россию
- Создать у учащихся ощущение причастности каждого к судьбе великой Родины.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный подготовленный рассказ на тему, поисковая работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д., изображение герба, флаг Российской Федерации,
Ход урока:
- Организационный момент.
- Запись в тетрадь темы урока. «Россия – наша Родина» Как вы понимаете тему урока?
- Беседа с учащимися. План беседы:
- Можете ли вы объяснить, что мы называем родиной? Подберите однокоренныеслова к слову «Родина» (Ответы учащихся: родиться, родители, родные, родственники, род…) А дальше попробуйте порассуждать самостоятельно (Родина, или Отечество, - это место, где родились мои родные, родственники, весь мой род, где родился, вырос и живу я, а также мои соотечественники)
Давайте подумаем, что же нас всех объединяет?
- Страна, в которой мы живем (Россия,Российская Федерация).
- Язык, на котором м говорим (Русский язык)
- События, которые происходили в прошлом и которые влияют на нашу жизнь – наша история.
- Обычаи, привычки – наши традиции и уважительное и бережное к ним отношение.
Покажите на карте Россию, ее столицу.
Поисково-практическая работа. Ориентирование по карте. Учащиеся прикрепляют карточки с географическими названиями на большую карту с помощью магнитов. На карте появляются названия городов, морей, озер, рек, гор.
- Города: Владивосток, Екатеринбург, Калининград, Москва, Санкт-Петербург
- Горы: Кавказ, Саяны, Уральские горы
- Моря: Азовское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Черное море.
- Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро.
- Реки: Волга, Енисей, Иртыш, Кама, Лена.
Слово учителя: Вы уже знаете, что Москва – главный город России. Здесь работают Президент нашей страны, Правительство и Государственная дума. Рассмотрите фотографии Большого Кремлевского дворца, Дома Правительства и здания Государственной думы. Это величественные здания, на крышах которых развевается российский флаг. Рассмотрите изображение российского флага.
Чтение стихотворения учащимся или учителем:
Стихи о российском флаге. Людмила Максимчук
Салют, Россия! В будни или в праздник,
Над нами гордо реет полотно;
Всего – три цвета: белый, синий, красный,
А сколько в тех цветах заключено!
На крыльях бело-сине-красной птицы
Летит свобода, вера, чистота.
И к ней мы обращаем наши лица,
И с нею воплощается мечта!
Российский флаг с семнадцатого века
Державу нашу олицетворял
И в ореоле славы и успеха
На мировой арене представлял.
Военные и мирные победы
Переплетались, спорили порой.
Под этим самым флагом наши деды
Стояли за Отечество горой.
Не посрамим цвета родной России
И будем флагу родины верны –
Направим все способности и силы
На благо нашей доблестной страны!
Мы вслед идем за нашими отцами,
Россию славим мы во всех краях.
Российский флаг колышется над нами,
Российский флаг – наш лоцман и маяк
Слово учителя: Не только флаг, но и гимн и герб являются символами государства. Рассмотрите герб России. Что изображено на нем?
Двуглавый орел испокон веку считался в России символом государственной власти. Его изображение глубоко символично: скипетр (жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой) и держава (золотой шар с короной и крестом), которые орел держит в своих лапах, олицетворяли власть монарха и единство государства, красный щит с фигурой всадника, поражающего копьем дракона, — борьбу добра со злом, а две головы орла, обратившие взгляд на запад и восток, — саму Россию, оказавшуюся на перепутье между Европой и Азией.
А теперь давайте послушаем Гимн России.
Гимн” – слово греческого происхождения, оно означает “торжественная, хвалебная песнь”.
Кто знает, что такое гимн? (Это главная,торжественная песня страны.)
– Где он звучит? (На торжественных приёмах,спортивных соревнованиях.)
Чтение учащимся стихотворения
Что такое гимн вообще? Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова: «Россия –любимая наша страна!»
Россией гордимся, России верны, и нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков, понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил, работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда: его нам включают в момент торжества!
–Давайте вспомним,как слушают гимн страны? (Ответы учащихся)
Прослушивание гимна России.
Слово учителя: Долгие годы в нашей стране был другой гимн. Музыка у него была эта же, а вот слова другие. Нынешний гимн был утвержден в нашей стране почти 13 лет назад, 27 декабря 2000 года, и впервые исполнен в Большом Кремлевском дворце на торжественном приеме 30 декабря 2000 года.
4) Почему нашу Родину называют многонациональной? (В России живут народы разных национальностей) Назовите, не повторяясь (Ответы учащихся)
5) Кто составляет большую часть нашей страны? (Русские)
6) Какой язык в нашей стране является государственным? (Русский язык)
Чтение учащимися высказываний о русском языке
Русский язык
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С.Тургенев
***
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С.Тургенев
***
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.И.Куприн
***
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.Куприн
***
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.
Н.В.Гоголь
***
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.Гоголь
Авторы этих высказываний – великие русские писатели. А кто, кроме писателей, может прославить свою Родину и свой народ? (Ответы учащихся: военачальники, писатели, композиторы, художники) Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству?
( Патриот).
А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость).
Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?
- А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах.
Самостоятельная творческая работа учащихся. Работа в группах. Каждая группа получает набор портретов и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, соотнести название с портретом.
1 группа – военачальники Георгий Константинович Жуков, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов и космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.
2 группа – композиторы и певцы - Петр Ильич Чайковский, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский и художники Василий Иванович Суриков, Андрей Рублев, Иван Константинович Айвазовский.
3 группа – писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев и спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко.
Все эти люди обладают важными качествами: смелостью, благородством, отвагой, благородством, талантом, широтой души. Эти качества являются важными составляющими духовного мира человека. Давайте прочитаем об этом в учебнике (Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся и выборочный пересказ текста).
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:
Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?
О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
Какие культурные традиции нашей страны тебе известны и какие традиции есть в твоей семье. Подготовь небольшой рассказ о них.
Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
Или: Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.
Или: Какие культурные традиции нашей страны тебе известны и какие традиции есть в твоей семье. Подготовь небольшой рассказ о них.
Список литературы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
- Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
- Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
- Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
- Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
- Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
- Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.
- Родина моя – Россия: праздник для учащихся начальных классов / С. Чернышова // Ж. Воспитание школьников.– № 10-2006.
Список интернет – сайтов:
http://www.uznay-prezidenta.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Формирование у детей стремления больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....
Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"
Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края; формировать нравственно-эстетиче...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия» УМК «Школа России»
Тема: Наша Родина – Россия.Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)...
Урок окружающего мира 1 класс . УМК Н.Ф. Виноградова Тип урока: ОНЗ. Тема: «Наша Родина РОССИЯ».
Урок окружающего мира . УМК Н Ф Виноградова. 1 класс. 2 урок по теме "Наша Родина - Россия....
Конспект + презентация урока окр. мира по теме "Наша родина – Россия. Россия – многонациональная страна" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся о России как о многонациональной стране.Планируемые результаты:Предметные:- знать что в России живет более 100 народностей;- знать об...
Технологическая карта урока «Наша Родина – Россия», 1класс, Школа России
Технологическая карта урока «Наша Родина – Россия», 1класс, Школа России...