Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют следующие вопросы организации системы оценки: Как планируется проводить итоговую оценку? Из чего она складывается? Как принимается решение об успешном завершении начального этапа обучения и переводе выпускника на следующую ступень?
Общий подход к системе оценки позволяет выделить основные группы проблем, от которых зависят ответы на поставленные выше вопросы, а именно: соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования; способы и формы внутренней оценки , текущая оценочная деятельность учителя; способы и процедуры внешней оценки; итоговая аттестация выпускника и её использование в системе образования.
Внутренняя оценка - это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога, администрации и др.). Она выражается: в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговых оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Внешняя оценка – это оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Внешняя оценка в принципе может проводиться в рамках следующих регламентирующих процедур: государственная итоговая аттестация выпускников; аттестация работников образования; аккредитация образовательных учреждений; мониторинговые исследования качества образования.
В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается . Поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это означает, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно , через аттестацию кадров, аккредитацию образовательных учреждений, мониторинговые исследования.
Это выдвигает определённые требования к структуре итоговой оценки. С одной стороны, она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребёнка, т.е. вести оценку ребёнка по отношению к самому себе. С другой стороны, итоговая оценка должна позволять получить объективные и надёжные данные об образовательных достижениях каждого ребёнка и всех учащихся.
В итоговой оценке выпускника необходимо выделить две составляющие : накопленные оценки , характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в соответствии планируемых результатов; оценки за стандартизированные итоговые работы , характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.
Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ – область компетенции педагогов и школы. Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании» является внутренней оценкой школы.
Итоговая оценка выпускника и её использование в системе образования. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ ( по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования УУД делаются следующие выводы: Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
2. Выпускник овладел опорной системой знаний , необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы. При этом не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы , в которой: отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника; определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка; даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения;
все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.
Оценка результатов деятельности образовательных учреждений начального образования осуществляется в ходе аккредитации работников образования. Предметом оценки в ходе данных процедур является также внутренняя оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов , и в частности отслеживание динамики достижений выпускников начальной школы данного образовательного учреждения.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.
Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников....
Нормы оценки знаний, умений и навыков в начальной школе.
Данный материал будет полезен учителям начальных классов....
Шкала школьных оценок. Ознакомительный материал для родителей учащихся начальной школы.
В данной статье предлагаются родителям для ознакомления примеры и виды оценивания школьной успеваемости по русскому языку и чтению в соответствии с ФГОС....
Оценка достижений и результатов УУД в начальной школе. Авторская диагностическая работа во 2 классе (с сертификатом от ФНМЦ имени Л.В.Занкова), 2014г.
В работе - 2 варианта....
Критерии для оценки работы над проектом (для учащихся начальной школы)
Основной подход, заявленный в новых стандартах – системно-деятельностный, который включает в себя, в том числе, и метод проектов. Я работаю с использованием данной технологии второй год. В процессе св...
Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "
Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...
Контроль и оценка результатов обучения по математике в начальной школе.
Методическая разработка "Контроль и оценка результатов обучения по математике в начальной школе" содержит рекомендации по оцениванию основных видов контрольных и проверочных работ на о...