Критерии для оценки работы над проектом (для учащихся начальной школы)
методическая разработка на тему

Осинцева Елена Евгеньевна

Основной подход, заявленный в новых стандартах – системно-деятельностный, который включает в себя, в том числе, и метод проектов. Я работаю с использованием данной технологии второй год. В процессе своей деятельности, столкнулась с проблемой объективной оценки проектов обучающихся.  Очевидно, что нужна четкая система критериев оценки проектов учащихся, понятная и учителю, и детям. В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более осознанным и эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriterii_dlya_otsenki_raboty_nad_proektom.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

средняя общеобразовательная школа № 44

Критерии для оценки работы над проектом

(для учащихся начальной школы)

Выполнила: Осинцева Е.Е.,  

учитель  начальных  классов

г. Сургут, 2017

Принятый ФГОС начального общего образования внес изменения во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду, соответственно должна измениться и система оценивания.

Основной подход, заявленный в новых стандартах – системно-деятельностный, который включает в себя, в том числе, и метод проектов. Я работаю с использованием данной технологии второй год. В процессе своей деятельности, столкнулась с проблемой объективной оценки проектов обучающихся.  Очевидно, что нужна четкая система критериев оценки проектов учащихся, понятная и учителю, и детям. В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более осознанным и эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат. 

Критерии оценивания – четкие эталоны, положения, с помощью которых, собственно, и осуществляется оценивание. Четко сформулированные критерии оценивания являются своего рода соглашением о «правилах игры», то есть содержат перечень признаков, по которым на защите будут оцениваться результаты ученических проектов.

Несмотря на то, что у каждого проекта свои цели, я попыталась определить те общие параметры, с помощью которых можно оценивать финальную работу учеников:

  • глубина понимания вопроса;
  • полнота освящения;
  • логичность изложения;
  • оригинальность изложения;
  • интересные художественные решения;
  • оформление текстовой информации;
  • культура речи.

         Я использую в своей работе вот такие критерии для оценки работы над проектом (для учащихся начальной школы)

Этап работы

Оценка

1 балл

2 балла

Критерии для оценки сформированность компетентности решения проблем

Постановка  проблемы

Ученик подтвердил понимание проблемы,

сформированной учителем.

Ученик объяснил причины, по которым он

приступил к решению проблемы,

сформулированной учителем.

Целеполагание и планирование

Ученик подтвердил понимание цели и

задач проекта, сформулированных

 учителем.

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи,

соответствующие цели проекта.

После завершения проекта ученик

рассказал, что было сделано в ходе

работы над проектом.

После завершения проекта ученик описал

последовательность и взаимосвязь предпринятых

действий.

После завершения проекта ученик описал

полученный продукт.

На этапе планирования ученик описал продукт,

который предполагал получить.

Оценка  результата

Ученик высказал оценочное отношение к

полученному продукту.

Ученик привёл аргумент, подтверждающий

справедливость высказанного оценочного

отношения.

Ученик высказал своё впечатление от

работы над проектом.

Ученик назвал трудности, с которыми столкнулся

при работе над проектом.

Общее кол-во баллов от 6 – 12 баллов

Критерии для оценки информационной компетентности

Поиск 

информации

Ученик задал вопросы, указывающие на

отсутствие информации, во время

выполнения того действия, для которого эта

информация необходима.

Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие

конкретной информации, во время обсуждения с

руководителем общего плана деятельности в рамках

проекта.

Ученик продемонстрировал владение

информацией из указанного учителем

источника.

Ученик зафиксировал исчерпывающую вопрос

информацию из указанного учителем источника.

Обработка

информации

Ученик изложил полученную информацию.

Ученик изложил те фрагменты полученной информации,

которые оказались новыми для него, или задал вопросы

на понимание.

Ученик воспроизвёл аргументацию и вывод,

содержащиеся в изученном источнике

информации.

Ученик привёл пример, подтверждающий вывод,

заимствованный из источника информации.

Общее кол-во баллов от 4 – 8 баллов

Критерии оценки коммуникативной компетентности

Письменная

коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм

оформления текста, заданных образцом.

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм

 оформления текста и вспомогательной

графики, заданных образцом.

Устная

презентация

Ученик выстроил свою речь в соответствии с

нормами русского языка, обращаясь к тексту,

составленному с помощью учителя или

самостоятельно.

Ученик выстроил свою речь в соответствии с

 нормами русского языка, обращаясь к

плану, составленному с помощью учителя

или самостоятельно.

Ученик повторил нужный фрагмент своего

выступления в ответ на уточняющий вопрос.

Ученик привёл дополнительную

информацию в ответ на уточняющий вопрос.

Продуктивная

Коммуникация

(работа в

группе)

Ученики высказывались, следуя теме и

процедуре обсуждения, если учитель выступал

 в роли координатора дискуссии.

Ученики в основном самостоятельно

следовали процедуре обсуждения,

установленной учителем

Ученики высказывали идеи, возникшие

непосредственно в ходе обсуждения, или, своё

отношение к идеям других членов группы,

если их к этому стимулировал учитель.

Ученики высказывали идеи, подготовленные

заранее.

Общее кол-во баллов от 5 – 10 баллов

Общее кол-во баллов от 15 – 30 баллов

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично,  2- в полном объёме.

Проанализировав умение детей моего класса работать над проектами на начало года и наконец, 3 четверти, сделан вывод, что общее количество баллов на данный момент  составляет от 15-20 баллов, что на 5 баллов выше, чем на начало учебного года.  Хотя класс довольно слабый  и находится на среднем уровне, тем не менее, прирост очевиден.

Какие выводы можно сделать, анализируя особенности оценивания ученических проектов?

Процедура оценивания должна быть организована так, чтобы

  • ученик мог самостоятельно развиваться и вести исследования окружающего мира и себя, имея четкое представление, с какой целью он это делает;
  • ученик имел четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней;
  • ученик получал обратную связь, помогающую корректировать свои действия, направленные на достижение цели.

С критериями оценивания учащиеся были ознакомлены заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценки. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

Проекты могут оценивать не только учитель и сам ученик, но и  все одноклассники. Например, возьмем окружающий мир проект «Профессии». Оценка проекта идет таким образам.  У  каждого ученика свой оценочный лист. В течение урока ученик должен каждому ученику поставить от 2 – 5 баллов.

        Методика работы с оценочным листом

Напротив каждого из критериев в графах ставится оценочный балл.

От 2-5 баллов.  20-25 баллов оценивается как «отличная работа»

10 – 20 баллов оценивается как  «хорошая работа»

В своей работе я использую шкалу успешности. Например, возьмем урок математики 2 кл.

 Тема урока - письменные приемы вычисления для случаев вида 57 – 26. Проектом является составление алгоритма «на вычитание».

         Каждому ученику предлагается свой лист успешности, которой позволит на каждом  этапе оценить свою работу на уроке.  Выполнение каждого задания оценивается на отдельной шкале в течение всего урока. Если задание выполнено без ошибок, то ставят крестик на верхнем делении шкалы. Если допустили 1-2 ошибки – второе деление сверху. Середина шкалы – 3 ошибки. Более 3-х ошибок второе деление снизу. Не справился – нижние деление шкалы.

В конце урока ученики смотрят на результаты своей работы и отмечают произошли ли изменения в листе успешности.

И ученики сами себе ставят отметку за урок.

                  Без ошиб.

 

                        1-2 ош.

   

                         3 ош.

                          Б. 3 ошиб.

 

                          Не справ.

Таким образом, подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиции обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Данная система воспитательной работы позволит классному руководителю комплексно подойти к построению всей воспитательной работы в классе....

Описание проекта для учащихся начальной школы на тему "Создаём журнал сами"

Описание проекта для учащихся начальной школы "Создаём журнал сами"...

Проект для учащихся начальной школы " Исследование понятия "звук" для развития звуковой культуры речи"

Проектная исследовательская работа позволяет учащимся начальной школы наглядно "увидеть" как образуются звуки, как мы их слышим, на какие группы их можно разделить и использовать полученные знания в с...

Творческий проект для учащихся начальной школы "Повсюду слышен шелест мудрых книг", посвященный году литературы.

Данный проект позволяет формировать интерес к чтению, исследовательские умения,  развивает творческие способности учащихся....

Шкала школьных оценок. Ознакомительный материал для родителей учащихся начальной школы.

В данной статье предлагаются родителям  для ознакомления   примеры и виды оценивания школьной успеваемости по русскому языку и чтению  в соответствии с ФГОС....

Система проектов, объединённых общей темой «Буквы» как пример системы краткосрочных проектов для учащихся начальной школы.

В систему проектов, объединённых общей темой "Буквы",  входят  три проекта- обучающий проект "Моя любимая буква", исследовательский проект "Алфавит" и информационный проект "С красной строки...

Проект для учащихся начальной школы "В мире профессий"

Формирование положительных отношений к профессиональному миру – людям труда, их занятости, первоначальным трудовым умениям в доступных ему видах деятельностиФормирование положительных отношений ...