Мастер - класс по теме "Критическое мышление"
консультация на тему
Развитие критического мышления посредством чтения и письма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_moy.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
на тему: «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»
1 слайд. Девиз. Те, кто по- настоящему умеют думать, знают зачем им это нужно…( Дайна Халперт)кластер
- Как вы думаете, какова тема моего мастер- класса? 2 слайд
- Совершенно верно.
Приветствую всех тех, кто знает о технологии «Развития критического мышления»,
-Тех, кто не слышал об этой технологии,
-Тех, кто хотел бы узнать о технологии «Развитие критического мышления »
-Развитие критического мышления это одна из технологий , соответствующих требованиям стандартов второго поколения.
3 слайд
- Как вы думаете, а что такое критика? (Критика – изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И. Ожегов)
- А что такое мышление?
Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщенно и
опосредствованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.
Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
- Сами авторы (американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер )технологии считают так::
Думать критически означает проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не
Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений.
- И, наверное, будем считать достигнутой цель мастер-класса, если наряду с ответами, у вас возникнут новые вопросы.
- Для разминки давайте обсудим одно утверждение из книги «Развитие критического мышления на уроке» и я вас попрошу просигналить поднятой рукой, если вы будете согласны с данными утверждениями.
1. Ученик не должен делать ошибок.
2. Учитель знает, как и что должен отвечать ученик.
3. Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на уроке.
4. На вопрос, поставленный преподавателем всегда должен быть ответ.
-Я вижу, присутствуют профессионалы своего дела. Никто не согласился с утверждениями. И теория развития критического мышления (КМ) также подтверждает эти стереотипы.
- Итак, постараемся систематизировать наши имеющиеся знания и ответить на вопрос , что же такое критическое мышление (КМ)?
Первая стадия данной технологии – это стадия вызова. Она призывает вызвать интерес к изучаемой теме и замотивировать учащихся на изучение материала.
Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? (Запись слов на доске)
( Творчество, нестандартное мышление, любознательность, сознательность, умение самостоятельно думать, мыслить, новая точка зрения)
Далее, интересно утвердится в своём мнении или узнать, что же такое критическое мышление (КМ) и мы плавно переходим к стадии осмысления.
На данной стадии мы используем приём ИНСЕРТ – маркировка текста, т.е. чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста.
Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как этим приёмом заставляем учеников вдумываться, внимательно читать текст, тем самым превращая текст в увлекательное путешествие, а также развивать систематичность мышления и умения выделять новое
- Предлагаю прочитать вам текст и во время чтения использовать систему маркировки, включая следующие значки
V - если это уже знали;
+ - если информация новая;
- - если думали иначе и не согласны;
? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.
- Вы можете работать в парах, группах, а можете индивидуально, как пожелаете.
(Выполняется работа – чтение текста с пометками)
После чтения текста
- Вы только что прочитали текст, посмотрим, что получилось.
- Что стало новым, что узнали? Против каких предложений вы поставили знак «+»?
- Что отметили знаком «-», т.е. о чём вы думали иначе?
- Возникли ли у вас новые вопросы. Что-то захотелось новое ещё узнать?
- Поздравляю, раз у вас появились вопросы после прочитанного, значит вы уже начали мыслить критически.
Следующим этапом может стать заполнение таблицы – инсерт, когда ученики вписывают утверждения в определённые графы, соответствующие значкам.
V | + | — | ? |
я это знал(а) | новое для меня | думал(а) иначе | непонятно, нужно разобраться |
В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально. Данный приём позволяет зрительно увидеть столкновение старых знаний с новыми.
- И теперь, мы плавно переходим в следующую стадию – стадию рефлексии. Один из приёмов данной технологии, позволяющий систематизировать новые полученные знания- это кластер- рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово( идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи ( слова, рисунки), как- то с ним связанные.
- А теперь, предлагаю вернуться к выбранным табличкам и критически отнестись к тем ассоциациям, которые возникли вначале, когда вы услышали словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
- Что-то добавим?
- А может быть, что- то и уберём?
- Если сейчас данные понятия соединим в одно единое целое , то получится несложный по структуре кластер. ( попробуйте собрать на месте ).
Следующий прием, который тоже можно использовать на данной стадии – это синквейн.
Цель данного приёма – систематизировать имеющиеся знания,
- научить излагать сложные понятия в краткой форме.
- Что такое синквейн? В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. Познакомимся с правилами.
Приведу пример детского синквейна .
1 строка – Учитель
2 строка- добрый, хороший.
3 строка – учит, играет, показывает
4 строка – учитель мастер на все руки
5 строка –Друг..
- А я вам предлагаю составить синквейн, посвящённый форме нашего конкурсного испытания. Итак, тема «Мастер-класс»
Проверка снквейнов, составленных учителями
- А вот, то что получилось у меня
1 строка – Мастер-класс
2строка – Востребованный, познавательный
3 строка – Учит, мотивирует, задаёт вопросы
4 строка- Мастер-класс не показывают, а проводят
5 строка – Мастерство
- Итак, мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы технологии критического мышления.
- Благодарю за участие. Надеюсь , что я кого-то заинтересовала этой технологией КМ, т.к. она применима на всех ступенях обучения .
– Занятие окончено. Желаю вам творческих успехов.
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр
Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...
Мастер класс "Технология критического мышления"
В этой работе рассказывает о технологии критического мышления у мл.школьников. Привожу конкретные примеры. Выступала с этим материалом на областном семинаре и в Академии повышения квалификации....
Мастер - класс "Технологии критического мышления в начальной школе"
Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющег...
Мастер - класс "Технология критического мышления средство формирования смыслового чтения"
Обучение смысловому чтению в условиях внедрения ФГОС представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного, анализ материала, сравнение его отдель...
Мастер класс "Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр"
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, ...
Мастер - класс «Технология критического мышления на уроках в начальной школе.»
Данный мастер класс раскрывает сущность технологии критического мышления....
Мастер-класс "Формирование самостоятельности мышления на уроках чтения в 1 классе"
Данная презентация поможет учителям проводить работу по развитию самостоятельности мышления у первоклассников....