Мастер класс "Технология критического мышления"
методическая разработка по теме

Быченкова Елена Васильевна

В этой работе рассказывает о технологии критического мышления у мл.школьников. Привожу конкретные примеры. Выступала с этим материалом на областном семинаре и в Академии повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon мастер класс по ТКМ1.38 МБ
Microsoft Office document icon приложение98.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_teksty.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Использование на уроках литературы и русского языка

приемов технологии компетентностного подхода

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

2013 год

Учение без мысли - напрасный труд. 

Конфуций

Мышление - это новое сотворение мира. 

Альбер Камю

Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно,

 если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.

Джек Лондон

  1. Подготовительно-организационный: 

  1. Приветствие, вступительное слово.

Рада всех приветствовать! Меня зовут Быченкова Елена Васильевна.

 Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно поработать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке.

Я начну на русском

- Здравствуйте!

- Нихао ! (Китай)

- Гомар Джоба ! (Грузия)

- Хэллоу! (Англия)

- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)

- Здоровэньки булы! (Украина)

- Норуон норгуй! (Якутия)

- Джечь буречь (Удмуртия)
- Д
обры дзень! (Белоруссия)
-
Oла! (Португалия)

Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Я уже чувствую это. А как вы? Тогда приступим к серьезной части моего выступления.

Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль, мышление – это ключевой слово в основе технология, которую я начала практиковать и некоторым опытом хочу поделиться с вами.

Методические цели:

  1. Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

 Обратимся к непререкаемой мудрости наших великих мужей:

Учение без мысли - напрасный труд. 

Конфуций

Мышление - это новое сотворение мира. 

Альбер Камю

Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно,

 если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.

Джек Лондон

Добавить нечего. Остается только обратиться к поэзии.

Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,
Но, разрешая его, они сходятся вместе.
К истине разны пути у науки с искусством,
Но озарение – разве не в их перекрестье?

И разве может ученый, открывший законы,
Менее быть очарован своею наукой,
Нежели чуткий художник, писавший иконы,
Или простой музыкант, очарованный звуком?

Мысль осязаема в каждом движении сердца,
Просит она, как и чувство, всегда вдохновенья.
Там, где наука с искусством живут по соседству,
Истина есть! И подруга ее озаренье!

Это стихи нашей коллеги из Ставропольского края Гуляевой Людмилы Ивановны, они очень точно, на мой взгляд, определяют идею, которая мне нравится в  технологии развития критического мышления через чтение и письмо – это объединение мысли, а точнее, мышления и чувства.

  1. Краткая характеристика основных идей технологии.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума «За демократическое образование». В России она появилась в 1997 году.  

Термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Жан Пиаже, Лев Семенович Выготский. Критическое мышление (в данной технологии) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении учебных проблем.

Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей не легко  мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Данная технология   с четкой структурой,  схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  1. формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  2. развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  3. формирование культуры чтения и письма;
  4. формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  5. стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  6. запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 

 Базовая модель РКМЧП

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  1. Фаза вызова
  2. Фаза реализации смысла (осмысление)

          Фаза рефлексии

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.

     На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм. 

Одним из приемов технологии развития критического мышления являются КЛАСТЕРЫ.

КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. (слайд1)

Так как же составлять и применять в работе данный прием.

2. Последовательность действий при составлении кластера

Последовательность действий проста и логична: 

Рассмотрим на примере произведения «Трусишка»

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. (слайд 2)

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (слайд3)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. (слайд4)

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Кластеры бывают разных видов.

 3. Прочтение текста и составление кластера  по произведению Н. Сладкова «Песенки подо льдом»

Перед вами текст Н. Сладкова «Песенки подо льдом», прочитайте его и попробуйте составить кластер, для этого объединитесь в группы. 

4. Проверка работ.  (выступления каждой группы)

5. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: (слайд 5)

-Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

-Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

-Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

6. Советы преподавателю. (слайд 6)

 -Записывайте все идеи учащихся.

-Не судите о качестве идей (не комментируйте) .

-Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.

-Не переставайте писать, пока  не  закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.

-Постарайтесь  построить как  можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.

-Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

Следующий прием это "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" 
   Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Заяц Беляк встретил молодого Русака.

Лиса гналась за Беляком.

Беляк выскочил, лиса погналась за ними обоими и не догнала.

Русак  больше не пришел на поляну.

(Составить "Верные и неверные утверждения" по произведению Н. Сладкова «Песенки подо льдом»)

Проверка

Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Я хочу познакомить вас с приемом ТРКМ ИНСЕРТ «Чтение с пометками «INSERT» (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения  текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы).

«v» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«-« - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

«+» - если то, что вы читаете, является для вас новым;

« ?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок, где значки станут заголовками граф таблицы. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Этот прием работает и на стадии осмысления. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
 

Практическая работа по тексту Н. Сладков «Песенки подо льдом»

«Дерево предсказаний»
(осмысление)

Предположения по поводу развития сюжетной линии. Ствол дерева –тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), «листья» - обоснования этих предположений. 

После первой или второй остановки при работе с сюжетными текстами использую

прием «Дерево предсказаний».

На стрелочках-линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они

учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными

текста.

Рассмотрим на примере  произведения С. Воронина  «Трусишка»

Я дочитала  до слов  Но Беляк не побежал , что... .

На доске – рисунок дерева с тремя веточками, на которых записаны вопросы:

 Как вы думаете, что будет дальше?

 Как будут развиваться события дальше?

 Чем все закончится?

СТВОЛ ДЕРЕВА

1. Что будет дальше?

2. Чем закончится рассказ?

3. Что может произойти в рассказе с таким названием?

Ствол – вопросы, ветви –предположение, листья- обоснование.

Ответы детей.   Практическая работа. Составьте «Дерево предсказаний» на примере рассказа «Трусишка»

На эти же вопросы дети отвечают у себя в группах. Затем они озвучивают свои

предсказания, а я их записываю на листках – получается дерево с ветками, на каждой из которых – листочки-предсказания.

После прочтения рассказа, вместе с классом выясняем, что из предсказаний

подтвердилось, а что нет.

При использовании этого приема необходимо помнить следующее:

 не стоит использовать прием на уроке больше одного раза,

 все версии должны быть аргументированы, основаны на предложенном

тексте,

 после прочтения дети возвращаются к своим предсказаниям и смотрят, какие

из них сбылись, а какие нет и почему.

Главными задачами на фазе осмысления или поиска ответов является активное

получение информации, соотнесение новых знаний с ранее изученными. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и полученными знаниями для создания нового понимания. Этот прием на уроке используется один раз. 

РОМАШКА «БЛУМА»

Выделяется шесть типов вопросов:

Простые вопросы или «тонкие» вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то

факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов:

То есть ты говоришь, что... ?;

Если я правильно понял, то... ?.

Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику возможности обратной

связи с тем, что он только что сказал.

Объясняющие вопросы или «толстые» вопросы. Обычно начинаются со слова

Почему?. Они направлены на установление причинно-следственных связей.

Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть частица бы, а в его

формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы

изменилось…, если бы... ?; Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?.

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех

или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо?, Чем один

герой отличается от другого?.

Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между

теорией и практикой. Например, Как бы вы поступили на месте героя?

Такая классификация помогает мне научить детей задавать вопросы к тексту

самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к

произведению (на любом этапе работы), работу я провожу в парах, группах и

индивидуально.

         «Тонкие и толстые» вопросы 

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

             Кто ?
   Что ?
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...?
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

Объясните, почему...?

    Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...?
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

Третья стадия рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма.

                                                     СИНКВЕЙН

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала,

излагаемого в предельно кратких выражениях. Слово ≪синквейн≫ пришло к нам из

французского языка и восходит в нем к слову ≪пять≫. Таким образом, синквейн – это

стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

 Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами

(глаголы).

 Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к

теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть

темы.

Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно.

Сначала мы учились вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могли

быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные. Практическая работа по тексту Н. Сладков «Песенки подо льдом»

На фазе рефлексии можно использовать «Прием шести шляп».

Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы.

- Красная шляпа – это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам,

к природе и т.д.

-Желтая шляпа отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять

из произведения для себя.

- Зеленая шляпа дает советы герою, читателю.

- Черная шляпа все, что в поступках героев плохого, найдет.

- Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя.

-Синий цвет – продолжение сюжета.

Практическая работа на примере рассказа «Трусишка»

Дети по желанию выбирают цвет шляпы и готовят свои высказывания.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка,

интерпретация полученных сведений. Именно на стадии рефлексии  происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Детям хочется поделиться своими впечатлениями, умозаключениями с другими. Кроме того, в процессе обмена мнениями о прочитанном или услышанном учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может быть оценен по-разному. Живой обмен мнениями на уроке дает возможность ученикам пополнить свой словарный запас.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Я вам рассказала о наиболее интересных приемах и те, которые нравятся детям.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического

мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

-Изменила отношение детей к урокам литературного чтения, русского языка,

окружающего мира.

-Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям,

возникающим в ходе учебной деятельности.

-Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной

работе.

-Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.

-Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.

-Повысились активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к познанию.

Рефлексия.

У вас на столах лежат сердечки. Возьмите их в руки. И прикрепите  туда, куда считаете нужным. Если вы  сегодня на моём мастер- классе вспомнили, что уже, знали прикрепите своё сердечко сюда,

Запомнили…

Будете применять в своей практике….

Быченкова Елена Васильевна

Учитель начальных классов

МБОУ кадетская школа

Имени Героя Российской Федерации

С.А. Солнечникова

города Волжского



Предварительный просмотр:

Николай СЛАДКОВ   «Песенки подо льдом»

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.

А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы.

Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!

И песенка их − как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.

    Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой.        Но я не ушёл...

    Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.

За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?

    А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть птица...

    Я стукнул лыжей по льду − песенка смолкла. Я постоял тихо − песенка зазвенела опять.

      Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.

− Здравствуй, подлёдная певунья!

Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.

− А я ведь знаю тебя! − сказал я. − Ты оляпка − водяной воробей!

       Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь!

А нам чего бы его не послушать.

Трусишка

Прошлую ночь Беляк провел на заснеженной лесной поляне. Светила луна, снег искрился. Беляк разгребал снежок, искал под ним траву. И вдруг рядом увидел молоденького Русака. Тут они начали носиться друг за другом. Набегавшись вдоволь, они принялись щипать траву, А потом опять играли. На рассвете разошлись по своим местам - Русак в поле, а Беляк - в перелесок.

И только улеглись, как пошел дождь. Он лил и лил, согнал весь снег, и опять показалась черная земля... Беляк плотнее припал к кучке опавших листьев. Но только он поднял свои длинные уши, как услышал неподалеку треск. И в это же время увидел своего приятеля Русака. За ним гналась лиса. Она уже догоняла его. Тут надо бы Беляку выскочить, отвлечь ее внимание на себя. Тогда лиса погналась за ними обоими и, наверное, ни одного не поймала бы. Но Беляк не побежал, только плотнее прижал уши. Он даже готов был влезть в землю, лишь бы лиса его не заметила.

Прошло немало времени, пока Беляк осмелился приподняться. Все было тихо. Дождь перестал. Успокоился ветер. Пошел снег. И к ночи земля снова побелела.

Беляк выскочил из-под елки и побежал к лесной поляне, где вчера так весело играл с Русаком- Беляк оглядывался по сторонам, не покажется ли где приятель? Но Русака не было видно. До самого рассвета он его ждал, но так и не дождался.

Не пришел Русак на поляну и на другую ночь. Не было его и на третью.

Больше его Беляк никогда не видел. (236 слов.)

(По С. Воронину.)

_________________________________________________________________

Трусишка

Прошлую ночь Беляк провел на заснеженной лесной поляне. Светила луна, снег искрился. Беляк разгребал снежок, искал под ним траву. И вдруг рядом увидел молоденького Русака. Тут они начали носиться друг за другом. Набегавшись вдоволь, они принялись щипать траву, А потом опять играли. На рассвете разошлись по своим местам - Русак в поле, а Беляк - в перелесок.

И только улеглись, как пошел дождь. Он лил и лил, согнал весь снег, и опять показалась черная земля... Беляк плотнее припал к кучке опавших листьев. Но только он поднял свои длинные уши, как услышал неподалеку треск. И в это же время увидел своего приятеля Русака. За ним гналась лиса. Она уже догоняла его. Тут надо бы Беляку выскочить, отвлечь ее внимание на себя. Тогда лиса погналась за ними обоими и, наверное, ни одного не поймала бы. Но Беляк не побежал, только плотнее прижал уши. Он даже готов был влезть в землю, лишь бы лиса его не заметила.

Прошло немало времени, пока Беляк осмелился приподняться. Все было тихо. Дождь перестал. Успокоился ветер. Пошел снег. И к ночи земля снова побелела.

Беляк выскочил из-под елки и побежал к лесной поляне, где вчера так весело играл с Русаком- Беляк оглядывался по сторонам, не покажется ли где приятель? Но Русака не было видно. До самого рассвета он его ждал, но так и не дождался.

Не пришел Русак на поляну и на другую ночь. Не было его и на третью.

Больше его Беляк никогда не видел. (236 слов.)

(По С. Воронину.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Технология развития критического мышления: компетентностный подход"

         Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким образом, есть       системы фо...

Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Материал составлен для проведения мастер-класса  для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...

Мастер-класс по теме: "Приёмы технологии критического мышления через чтение и письмо"

Думаю, что этот мастер-класс поможет сделать уроки учителей начальной школы интересными, полезными, не скучными, эффективными, а главное-результативными!...

Мастер - класс по теме "Критическое мышление"

Развитие критического мышления посредством чтения и письма...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Мастер - класс " Критическое мышление"

Использование технологии критического мышления в начальной школе.Мастер-класс  Мышление развивается в проблемной ситуации,Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.Л. ВыготскийФГОС вто...


 

Комментарии

Быченкова Елена Васильевна

Можно провести мастер класс по данной теме. Материал готов и всем понравилось мое выступление.

Ахметова Айна Мурадбековна

Очень доходчиво изложили материал. Спасибо! Я уточнила для себя многие моменты в работе по ТРКМЧЧИП.