Мастер - класс «Технология критического мышления на уроках в начальной школе.»
олимпиадные задания на тему

Данный мастер класс раскрывает сущность технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_tkm.docx228.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Технологии критического мышления на уроках в начальной школе.»

Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего умением учиться. У него должны быть сформированы (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и современные педагогические  технологии.                                                                                                            

Ещё  сотрудничая с НЦНО, побывав на разных семинарах и мастер – классах меня заинтересовала технология развития критического мышления, как одна  из приоритетных. Применять её можно на всех учебных предметах.

Данная технология позволяет строить учебный процесс на взаимодействии личности и информации, направлена на развитие навыков работы с информацией. Её суть очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:

  • Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
  • Осмысление  (получение новой информации)
  • Рефлексия (осмысление).

Я остановлюсь на тех приёмах, которые заинтересовали меня, которые я уже использую.

  1. Стадия  вызова. ( ребёнок ставит перед собой вопрос, Что я знаю? по данной теме.)

Задачи (функции)которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Информацию по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность ребенку проанализировать то, что он уже знает, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

Какие интересные приемы можно использовать на этом этапе?

1.Кластер.  В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации ученики логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного

конспекта по изучаемой теме. Н-р: имя сущ.

2. Приём « Корзина идей.» ( на примере урока окруж.мира по теме « Почва.»)

Это групповая  или парная работа. Каждая группа( пара) после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это….На доске фиксируются все предположения.( они все разные)

Учитель подводит детей к постановке целей урока: Как видите, у нас нет однозначного ответа, казалось бы на простой вопрос. Какова же тема урока и учебная задача?

3. Приём « Дерево предположений.»( фронтальная работа)

У каждого ученика на парте рисунок дерева с ветвями, на ветвях они пишут свои предположения. На доске рисуется такое же дерево с ветвями и заполняется учителем, после ответов детей.

4. Игра «Верите ли Вы, что…».

Правила игры: У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

- Ветер может разрушать горы?

- Опавшие осенью листья вредят почве?

- 1 см почвы образуется за 300 лет?

- Норы животных, живущих в почве, разрушают её?

- растения участвуют в образовании почвы?

-  почва и камень – родственники?

- почва – наша кормилица?            

  Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

6. Приём«Верные – неверные утверждения»

Детям предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт.

1)Назови одним словом.

А) камыш, тростник, ряска, кувшинка.______________________________

Б) лягушка, жаба__________________________________________

В) бобр, ондатра, выдра___________________________________________

Г) карась, щука, окунь_________________________________________

Д) утка, цапля_________________________________________

2) Могут ли эти растения и животные жить рядом?____Да  Нет_

3) Как ты назовёшь это место?    река, море, болото , озеро, пресный водоём

высказывание

до

после чтения

  1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.

   

   

  2. Форма глаза напоминает яблоко.

   

   

  3. Глаза в сильные морозы мерзнут.

   

   

  4. Зрачок - это отверстие в глазу.

   

   

  5. В глазу имеется прозрачная линза.

   

   

  6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

   

   

  7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

   

   

7. Таблица « Знаю, не знаю, хочу узнать.»

Вопросы

Да, знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Ты знаешь основные стороны горизонта?

  1. Знакомо ли тебе слово  ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

  1. Как ты думаешь, важно ли уметь ориентироваться? то есть находить стороны горизонта. Для чего?

  1. Как ты думаешь, можно ли ориентироваться по солнцу, звёздам, деревьям и даже муравейникам?

  1. А слышал ли ты про компас?

  1. Знаешь, для чего нужен компас?

Вопросы

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

1.Могут ли рядом жить

ели, берёзы, ландыш, подберёзовик

 лиса, ежи, зайцы, бабочки, жуки, дятел,

белка, сова?

2.Как бы ты назвал место, где они могут жить вместе?

3.Как ты думаешь, их жизнь связана друг с другом или каждый живёт сам по себе?

II. Стадия  осмысления.( ребёнок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой)

Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
  1. Приём « Инсерт.» ( чтение с пометками.)

     - уже знал

- новое

- думал иначе

- не понял

2. Приём « Работа с вопросником.»

Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они находят ответы. Причём вопросы даются не только в прямой форме, но и косвенной. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности.

Рабочий лист по теме : МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ.

1) Где возник Древний Египет? ______________________________________

2) Почему Египет называли « дар Нила?» __________________________________________________________________

3) Кто по мнению египтян управляет миром? ___________________________

4) На кого были похожи боги? ______________________________________

5) Опиши нескольких богов? ____________________________________________________________________________

6) Каких животных египтяне считали священными? __________________________________________________________________

7) Как писали египтяне? ___________________________________________

8) Какие постройки возводили египтяне? ______________________________

9) Какой древний храм есть в Греции?__________________________________

10) Родина Олимпийских игр это -_________________________________

11) Какая письменность была у древних греков, в отличии  от древних египтян? _____________________________________________________________________________

12) Перечисли древние постройки Рима ? ______________________________

Рабочий лист по теме: М.В.Ломоносов.

Вопросы

Ответы

1.Где и когда родился М.В. Ломоносов?

2.Каким был Ломоносов в детстве?

3.Кем был его отец?

4.Любил ли Ломоносов рыбные промыслы?

5. Перечисли первые книги М.В. Ломоносова?

6.Когда и зачем Ломоносов отправился в Москву?

7.Как он добрался до Москвы?

8.Куда он поступил учиться и почему именно туда?

_____________________________________________________

9.Легко ли ему было учиться?

10.Какое событие произошло в 1735 г

11.Кем был М.В.Ломоносов?

12.Перечисли его открытия?

13.В каком городе есть университет, носящий его имя?

14.Какая высокая награда присуждается учёным за выдающиеся работы?

15.Какие черты характера помогли Ломоносову стать выдающимся учёным?

3.Приём « шесть шляп.»

Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

-  Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью энциклопедий и атласа- определителя  расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на  Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: если бы на  Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

 Используйте материал учебника на стр.76-78

4 группа.  Красная  шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа.  Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша  Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

 6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»

Прием «Сводная таблица»

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни Сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Приём «Концептуальная таблица».

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес».

Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а  свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»

Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?

 а) первая линия сравнения

Для работы класс делится на три группы:

1 группа работает с информацией о тайге

2 группа работает с информацией о смешанном лесе

3 группа работает с информацией о широколиственном лесе

б) вторая  линия сравнения  

 1 группа работает с информацией о растениях тайге,

2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса,

3 группа работает с информацией о  растениях широколиственного леса.

в) третья линия сравнения

1 группа работает с информацией о животных тайги,

2 группа работает с информацией о животных смешанного леса,

3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса.

Линии сравнения

Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес

Климатические условия

Растительный мир

Животный мир

III. Стадия  рефлексии.( размышление и обобщение того, что узнал ребёнок на уроке)

 Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.

Функции этапа:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»)

1.Приём « Синквейн.»

Происходит от французского « cing» – пять.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:

1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным

2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)

Например: Почва

                    Живая. плодородная

                   Разрушается. впитывает, выращивает

                  1см образуется за 300 лет

                  Земля- матушка

  1. Приём» РАФТ»

Р- роль( любой человек нашей планеты)

А – аудитория( кому будете писать- жителям планеты Венера)

Ф – форма ( рассказ)

Т – тема ( тема урока)

Учитель: Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали на уроке. Но рассказ должен быть не о т вашего имени. а от имени любого человека нашей планеты. и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Вывод: В данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями, пишут, обсуждают. Роль учителя- координирующая.

Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. Активные формы обучения позволяют детям и педагогу развиваться, познавать себя, совершенствоваться. За такими технологиями будущее.

                                                         Выполнила: Захарова И.В. учитель начальных классов

                                                                                                      МБОУ Воротынская СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и  содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования ста...

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"

Статья "Использование  технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.

Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...

Технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью.      «Принципиальным ...

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...

Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...