Мастер - класс «Технология критического мышления на уроках в начальной школе.»
олимпиадные задания на тему
Данный мастер класс раскрывает сущность технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_tkm.docx | 228.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Технологии критического мышления на уроках в начальной школе.»
Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего умением учиться. У него должны быть сформированы (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и современные педагогические технологии.
Ещё сотрудничая с НЦНО, побывав на разных семинарах и мастер – классах меня заинтересовала технология развития критического мышления, как одна из приоритетных. Применять её можно на всех учебных предметах.
Данная технология позволяет строить учебный процесс на взаимодействии личности и информации, направлена на развитие навыков работы с информацией. Её суть очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:
- Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
- Осмысление (получение новой информации)
- Рефлексия (осмысление).
Я остановлюсь на тех приёмах, которые заинтересовали меня, которые я уже использую.
- Стадия вызова. ( ребёнок ставит перед собой вопрос, Что я знаю? по данной теме.)
Задачи (функции)которого:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Информацию по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность ребенку проанализировать то, что он уже знает, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
Какие интересные приемы можно использовать на этом этапе?
1.Кластер. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации ученики логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного
конспекта по изучаемой теме. Н-р: имя сущ.
2. Приём « Корзина идей.» ( на примере урока окруж.мира по теме « Почва.»)
Это групповая или парная работа. Каждая группа( пара) после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это….На доске фиксируются все предположения.( они все разные)
Учитель подводит детей к постановке целей урока: Как видите, у нас нет однозначного ответа, казалось бы на простой вопрос. Какова же тема урока и учебная задача?
3. Приём « Дерево предположений.»( фронтальная работа)
У каждого ученика на парте рисунок дерева с ветвями, на ветвях они пишут свои предположения. На доске рисуется такое же дерево с ветвями и заполняется учителем, после ответов детей.
4. Игра «Верите ли Вы, что…».
Правила игры: У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».
Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
| |||
|
|
|
|
Вопросы:
- Ветер может разрушать горы?
- Опавшие осенью листья вредят почве?
- 1 см почвы образуется за 300 лет?
- Норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- растения участвуют в образовании почвы?
- почва и камень – родственники?
- почва – наша кормилица?
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
6. Приём«Верные – неверные утверждения»
Детям предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт.
1)Назови одним словом.
А) камыш, тростник, ряска, кувшинка.______________________________
Б) лягушка, жаба__________________________________________
В) бобр, ондатра, выдра___________________________________________
Г) карась, щука, окунь_________________________________________
Д) утка, цапля_________________________________________
2) Могут ли эти растения и животные жить рядом?____Да Нет_
3) Как ты назовёшь это место? река, море, болото , озеро, пресный водоём
высказывание | до | после чтения |
1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. |
|
|
2. Форма глаза напоминает яблоко. |
|
|
3. Глаза в сильные морозы мерзнут. |
|
|
4. Зрачок - это отверстие в глазу. |
|
|
5. В глазу имеется прозрачная линза. |
|
|
6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. |
|
|
7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков. |
|
|
7. Таблица « Знаю, не знаю, хочу узнать.»
Вопросы | Да, знаю | Хочу узнать | Узнал |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Вопросы | Знаю | Не знаю | Хочу узнать |
1.Могут ли рядом жить ели, берёзы, ландыш, подберёзовик лиса, ежи, зайцы, бабочки, жуки, дятел, белка, сова? | |||
2.Как бы ты назвал место, где они могут жить вместе? | |||
3.Как ты думаешь, их жизнь связана друг с другом или каждый живёт сам по себе? |
II. Стадия осмысления.( ребёнок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой)
Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
- Приём « Инсерт.» ( чтение с пометками.)
- уже знал
- новое
- думал иначе
- не понял
2. Приём « Работа с вопросником.»
Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они находят ответы. Причём вопросы даются не только в прямой форме, но и косвенной. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности.
Рабочий лист по теме : МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ.
1) Где возник Древний Египет? ______________________________________
2) Почему Египет называли « дар Нила?» __________________________________________________________________
3) Кто по мнению египтян управляет миром? ___________________________
4) На кого были похожи боги? ______________________________________
5) Опиши нескольких богов? ____________________________________________________________________________
6) Каких животных египтяне считали священными? __________________________________________________________________
7) Как писали египтяне? ___________________________________________
8) Какие постройки возводили египтяне? ______________________________
9) Какой древний храм есть в Греции?__________________________________
10) Родина Олимпийских игр это -_________________________________
11) Какая письменность была у древних греков, в отличии от древних египтян? _____________________________________________________________________________
12) Перечисли древние постройки Рима ? ______________________________
Рабочий лист по теме: М.В.Ломоносов.
Вопросы | Ответы |
1.Где и когда родился М.В. Ломоносов? | |
2.Каким был Ломоносов в детстве? | |
3.Кем был его отец? | |
4.Любил ли Ломоносов рыбные промыслы? | |
5. Перечисли первые книги М.В. Ломоносова? | |
6.Когда и зачем Ломоносов отправился в Москву? | |
7.Как он добрался до Москвы? | |
8.Куда он поступил учиться и почему именно туда? | _____________________________________________________ |
9.Легко ли ему было учиться? | |
10.Какое событие произошло в 1735 г | |
11.Кем был М.В.Ломоносов? | |
12.Перечисли его открытия? | |
13.В каком городе есть университет, носящий его имя? | |
14.Какая высокая награда присуждается учёным за выдающиеся работы? | |
15.Какие черты характера помогли Ломоносову стать выдающимся учёным? |
3.Приём « шесть шляп.»
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника на стр.76-78
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»
Прием «Сводная таблица»
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.
Заполни Сводную таблицу.
Практическая работа в группах.
Название | Основные свойства | Использование |
Известняк | Белого, серого или желтого цвета; | Строительство, мел, мрамор. |
Гранит | Зернистый. Твердый и прочный | Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро. |
Глина | Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой. | Кирпич, посуда |
Песок | В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый. | Дороги, стекло |
Железная руда | Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы. | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др. |
Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.
Приём «Концептуальная таблица».
Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес».
Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»
Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?
а) первая линия сравнения
Для работы класс делится на три группы:
1 группа работает с информацией о тайге
2 группа работает с информацией о смешанном лесе
3 группа работает с информацией о широколиственном лесе
б) вторая линия сравнения
1 группа работает с информацией о растениях тайге,
2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса,
3 группа работает с информацией о растениях широколиственного леса.
в) третья линия сравнения
1 группа работает с информацией о животных тайги,
2 группа работает с информацией о животных смешанного леса,
3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса.
Линии сравнения | Тайга | Смешанный лес | Широколиственный лес |
Климатические условия | |||
Растительный мир | |||
Животный мир |
III. Стадия рефлексии.( размышление и обобщение того, что узнал ребёнок на уроке)
Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя.
Функции этапа:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»)
1.Приём « Синквейн.»
Происходит от французского « cing» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)
Например: Почва
Живая. плодородная
Разрушается. впитывает, выращивает
1см образуется за 300 лет
Земля- матушка
- Приём» РАФТ»
Р- роль( любой человек нашей планеты)
А – аудитория( кому будете писать- жителям планеты Венера)
Ф – форма ( рассказ)
Т – тема ( тема урока)
Учитель: Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали на уроке. Но рассказ должен быть не о т вашего имени. а от имени любого человека нашей планеты. и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
Вывод: В данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями, пишут, обсуждают. Роль учителя- координирующая.
Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. Активные формы обучения позволяют детям и педагогу развиваться, познавать себя, совершенствоваться. За такими технологиями будущее.
Выполнила: Захарова И.В. учитель начальных классов
МБОУ Воротынская СОШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования ста...
Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"
Статья "Использование технологи критического мышления на уроках в начальной школе"...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.
Учащиеся 4 класса начальной школы должны овладевать ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоогранизационными. Научить пользоваться приемами ТРКМ при работе с различными текс...
Технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. «Принципиальным ...
Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы
Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...
Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самос...