Мастер - класс "Технологии критического мышления в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Представлены презентация и выступление по теме из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

          Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей.

         Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.

        2 слайд

        Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы ,чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

        Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.

        В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем .  которые надо решить.

        В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.

        В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.

Таким образом критическое мышление-это:

*Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.

*Отправная точка для развития творческого мышления.

3 слайд

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

Технологические этапы        

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
 
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

        4 слайд

        Приемы критического мышления, которые используются в начальной школе вы можете увидеть на слайде

        Первая стадия называется вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым учеником, СТРАТЕГИЯ "ИНТЕРВЬЮ", иногда парами или с участием всей группы. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их мнения.        

        Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»

         5слайд

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  1. … ветер может разрушить горы?
  2. … опавшие осенью листья вредят почве?
  3. … 1см почвы образуется за 300 лет?
  4. … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  5. … растения участвуют в образовании почвы?
  6. … почва и камень родственники?
  7. … почва – наша кормилица?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- Мы говорим почва. А что же такое почва? 

        6 слайд

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это … !!!!!(РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ)

1… земля

2… растительная земля

3… вещество

4… суша, а не вода

5… место обитания, дом животных

На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

        На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

        7 слайд

        Приём «Инсерт»

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:        

«Инсерт», «Чтение с остановками», таблица «ЗХУ», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», "Кластер, "Тонкие и толстые вопросы" и другие приёмы. 

8 слайд

       Приём «Концептуальная таблица»

      Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.

Приём  применён мной на уроках окружающего мира по учебнику «Мир вокруг нас.2класс». Например, по теме «Дикие и домашние животные»

Линии сравнения

Дикие животные

Домашние животные

Сами добывают пищу

             +

                  _

Сами устраивают себе жильё

           

              +

                   _

Выводят потомство и ухаживают за ним

               

               +

                  +

Защищаются от врагов

               +

                    _

                   Тема: Поверхность нашего края. ( Стадия осмысления)

Линии сравнения

Равнины

Возвышенности

Плоскогорья

Цвет на карте

зелёный

жёлтый

Светло – коричневый

Высота

0 – 200м

 200 – 500м

500 – 800м

Концептуальная таблица

Линии сравнения

      Холм

Гора

подошва

         +

      +

склон

          +

      +

вершина

          +

      +

высота

           невысокий

       +

9 слайд

КЛАСТЕР  Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.

Тема урока: «Растения». 3 класс.

Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.

http://oo4f.mail.yandex.net/static/19f757ade0be488a96bfc8b66d70864e/tmpqWjYRX_html_6786fda0.gif

10 слайд

Пример 2.

Тема урока: «Задача». 1 класс.

Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

11 слайд

Пример 3.

Тема урока: «Пустыня». 4 класс

Знаю

З        

Хочу знать

Х

Узнал

У

пески

животные

Заполняется в

течение урока

жарко

растения

мало воды

климат

нет растений

люди

верблюды

12 слайд

Прием «Толстые и тонкие» вопросы

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на всех стадиях урока:

на стадии вызова—это вопросы, которые ставятся до изучения темы;

на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления;

на стадии рефлексии — для демонстрации понимания пройденного.

По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке — вопросы, требующие развернутого ответа.

На стадии вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «толстых» и «тонких» вопросов.

Например, тема: «Земля в космическом пространстве. Смена дня и ночи».

?

?

Что представляет собой Земля? Что удерживает Землю около Солнца? Как называются планеты? Верно ли, что планет 9?        

Почему Луна излучает свет? Почему день и ночь сменяются?

После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа и найти подтверждение своим предположениям.

13 слайд

Пример 4. ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ

Тема урока: «Здоровье человека». 4 класс.

Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).

14 слайд

!!!!!(РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ)

15 слайд

Пример 5. ВЕРНЫЕ НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Тема урока: «Глаз – орган зрения». 4 класс.

Высказывание

До чтения

После чтения

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным

2. Форма глаза напоминает яблоко

3. Глаза в сильные морозы мерзнут

4. Зрачок – это отверстие в глазу

5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым

6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков

16 слайд

Рассмотрим тему "Воздух и его свойства" 2 класс, окружающий  мир

На стадии вызова я использовала  прием "Верите ли вы?"

17 слайд

На стадии  осмысления приём "Инсерт", когда дети работали с учебниками.

18 слайд

На стадии рефлексии использовала приём  "кластер" и

 19 слайд

"Синквейн"

Принято на уроках использовать синквейн на стадии рефлексии, но его можно использовать на разных стадиях урока и соответственно это  имеет разные задачи:

•  На стадии вызова — сжатое обобщение актуальных заданий.

•  На стадии осмысления — вдумчивая работа над новыми понятиями.

•  На стадии рефлексии — интеграция новых и предыдущих знаний.

         20 слайд

Вот, например, один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова: ученикам предлагается отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока.

? (Воздух.)        

Бесцветный, прозрачный.

Сжимается, перемещается, проводит (тепло).

Невидимая одежда нашей планеты.

Жизнь.        

        21 слайд

При внешней простоте формы синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности.

        22 слайд

Здесь вы можете увидеть, как составляется синквейн.  И так как это стало традиционно модным сейчас приёмом на уроках, приведу примеры, которые составляют дети на уроках

        23 слайд

русского языка

        24 слайд

в работе над словарными словами

        25 слайд

на уроках развития речи и внеклассного чтения

        26 слайд

на уроках литературного чтения

        27слайд

на уроках окружающего мира

Давайте и мы с вами попробуем составит синквейн к лову учитель

        28 слайд

каким должен и каким не должен быть учитель

!!!!!(РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ)

29 слайд

А вот что получилось у меня

30 слайд

На стадии "Рефлексия" на уроках чтения и не обязательно на них использую Прием «Письмо другу».

31слайд

Прием «Архивариус» как итог урока.

32 слайд

А сейчас я предлагаю коллегам  разбиться на творческие группы и применить вместе со мной приём "Шести шляп" теории развития критического мышления на уроке литературного чтения   по теме: Обобщение. А.П.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче, о прекрасной Царевне Лебеди».

Но для начала сама притча: В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Выбравший чёрную шляпу начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, взявший зелёную шляпу,  раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

        

        Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп.

При решении задачи 
Мы, бывает, чуть не плачем. 
Чтобы чувства не задеть, 
Нужно шляпы нам надеть. 
С шляпы спросу никакого. 
Но проблемы суть глаголя, 
Каждый выскажет свое, 
Не обидев никого. 
А венцом такой беседы 
Станет виденье проблемы, 
Всех этапов обсужденье 
И задачи всей решенье. 

        Участники   в белой шляпе будут искать в этом методе  только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

         В красной шляпе – проанализируют метод с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при изучении.

        Участники в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

        Участники в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание метода с позиции оптимиста.

        Участники в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи. 

        Фиолетовая  шляпа- контроль над мыслительным процессом. Определение следующего мыслительного шага.

        (4 мин) Подведение итогов  работы групп. Результат проекта.

        Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

 Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.

 Меняйте шляпы, коллеги!

33 слайд

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе»

Введение  Все: учителя, школьники, родители выстраивают свой идеал школы. Конечно, этот идеал у нас неодинаков. Но мы уверены, что если собрать все мнения, наверняка получится, что школа, с од...

Использование технологии развития критического мышления в начальной школе

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. А значит одно из главных требований к условиям...

Использование технологии критического мышления в начальной школе

Использование технологии критического мышления в начальной школе...

"Некоторые приемы технологии развития критического мышления в начальной школе". Из опыта работы.

В данной работе поделилась опытом работы по использованию на уроках русского языка, литературного чтения некоторых приемов технологии развития критического мышления, а именно, бортовой журнал, кластер...

Использование технологии критического мышления в начальной школе.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась  найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Мастер-класс по теме: «Применение технологии развития критического мышления в начальной школе».

Технология «Развитие критического мышления». Технология известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама идея, заложенная в философию технологии: «нельзя нау...