Мастер - класс "Технологии критического мышления в начальной школе"
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolologiya_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_v_nachalnoy_shkole_.rar | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей.
Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.
2 слайд
Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы ,чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем . которые надо решить.
В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.
Таким образом критическое мышление-это:
*Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.
*Отправная точка для развития творческого мышления.
3 слайд
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока
Технологические этапы
I фаза | II фаза | III фаза |
4 слайд
Приемы критического мышления, которые используются в начальной школе вы можете увидеть на слайде
Первая стадия называется вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым учеником, СТРАТЕГИЯ "ИНТЕРВЬЮ", иногда парами или с участием всей группы. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их мнения.
Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:
Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
5слайд
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
- Мы говорим почва. А что же такое почва?
6 слайд
Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это … !!!!!(РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ)
1… земля
2… растительная земля
3… вещество
4… суша, а не вода
5… место обитания, дом животных
На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.
На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?
Самостоятельно читают статью в учебнике.
7 слайд
Приём «Инсерт»
- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», таблица «ЗХУ», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», "Кластер, "Тонкие и толстые вопросы" и другие приёмы.
8 слайд
Приём «Концептуальная таблица»
Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.
Приём применён мной на уроках окружающего мира по учебнику «Мир вокруг нас.2класс». Например, по теме «Дикие и домашние животные»
Линии сравнения | Дикие животные | Домашние животные |
Сами добывают пищу | + | _ |
Сами устраивают себе жильё |
+ | _ |
Выводят потомство и ухаживают за ним |
+ | + |
Защищаются от врагов | + | _ |
Тема: Поверхность нашего края. ( Стадия осмысления)
Линии сравнения | Равнины | Возвышенности | Плоскогорья |
Цвет на карте | зелёный | жёлтый | Светло – коричневый |
Высота | 0 – 200м | 200 – 500м | 500 – 800м |
Концептуальная таблица
Линии сравнения | Холм | Гора |
подошва | + | + |
склон | + | + |
вершина | + | + |
высота | невысокий | + |
9 слайд
КЛАСТЕР Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.
Тема урока: «Растения». 3 класс.
Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.
10 слайд
Пример 2.
Тема урока: «Задача». 1 класс.
Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».
11 слайд
Пример 3.
Тема урока: «Пустыня». 4 класс
Знаю З | Хочу знать Х | Узнал У |
пески | животные | Заполняется в течение урока |
жарко | растения | |
мало воды | климат | |
нет растений | люди | |
верблюды |
12 слайд
Прием «Толстые и тонкие» вопросы
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на всех стадиях урока:
на стадии вызова—это вопросы, которые ставятся до изучения темы;
на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления;
на стадии рефлексии — для демонстрации понимания пройденного.
По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке — вопросы, требующие развернутого ответа.
На стадии вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «толстых» и «тонких» вопросов.
Например, тема: «Земля в космическом пространстве. Смена дня и ночи».
? | ? |
Что представляет собой Земля? Что удерживает Землю около Солнца? Как называются планеты? Верно ли, что планет 9? | Почему Луна излучает свет? Почему день и ночь сменяются? |
После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа и найти подтверждение своим предположениям.
13 слайд
Пример 4. ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
Тема урока: «Здоровье человека». 4 класс.
Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).
14 слайд
!!!!!(РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ)
15 слайд
Пример 5. ВЕРНЫЕ НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Тема урока: «Глаз – орган зрения». 4 класс.
Высказывание | До чтения | После чтения |
1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным | ||
2. Форма глаза напоминает яблоко | ||
3. Глаза в сильные морозы мерзнут | ||
4. Зрачок – это отверстие в глазу | ||
5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым | ||
6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков |
16 слайд
Рассмотрим тему "Воздух и его свойства" 2 класс, окружающий мир
На стадии вызова я использовала прием "Верите ли вы?"
17 слайд
На стадии осмысления приём "Инсерт", когда дети работали с учебниками.
18 слайд
На стадии рефлексии использовала приём "кластер" и
19 слайд
"Синквейн"
Принято на уроках использовать синквейн на стадии рефлексии, но его можно использовать на разных стадиях урока и соответственно это имеет разные задачи:
• На стадии вызова — сжатое обобщение актуальных заданий.
• На стадии осмысления — вдумчивая работа над новыми понятиями.
• На стадии рефлексии — интеграция новых и предыдущих знаний.
20 слайд
Вот, например, один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова: ученикам предлагается отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока.
? (Воздух.)
Бесцветный, прозрачный.
Сжимается, перемещается, проводит (тепло).
Невидимая одежда нашей планеты.
Жизнь.
21 слайд
При внешней простоте формы синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности.
22 слайд
Здесь вы можете увидеть, как составляется синквейн. И так как это стало традиционно модным сейчас приёмом на уроках, приведу примеры, которые составляют дети на уроках
23 слайд
русского языка
24 слайд
в работе над словарными словами
25 слайд
на уроках развития речи и внеклассного чтения
26 слайд
на уроках литературного чтения
27слайд
на уроках окружающего мира
Давайте и мы с вами попробуем составит синквейн к лову учитель
28 слайд
каким должен и каким не должен быть учитель
!!!!!(РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ)
29 слайд
А вот что получилось у меня
30 слайд
На стадии "Рефлексия" на уроках чтения и не обязательно на них использую Прием «Письмо другу».
31слайд
Прием «Архивариус» как итог урока.
32 слайд
А сейчас я предлагаю коллегам разбиться на творческие группы и применить вместе со мной приём "Шести шляп" теории развития критического мышления на уроке литературного чтения по теме: Обобщение. А.П.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче, о прекрасной Царевне Лебеди».
Но для начала сама притча: В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Выбравший чёрную шляпу начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, взявший зелёную шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп.
При решении задачи
Мы, бывает, чуть не плачем.
Чтобы чувства не задеть,
Нужно шляпы нам надеть.
С шляпы спросу никакого.
Но проблемы суть глаголя,
Каждый выскажет свое,
Не обидев никого.
А венцом такой беседы
Станет виденье проблемы,
Всех этапов обсужденье
И задачи всей решенье.
Участники в белой шляпе будут искать в этом методе только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.
В красной шляпе – проанализируют метод с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при изучении.
Участники в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.
Участники в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание метода с позиции оптимиста.
Участники в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.
Фиолетовая шляпа- контроль над мыслительным процессом. Определение следующего мыслительного шага.
(4 мин) Подведение итогов работы групп. Результат проекта.
Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…
-Как вы думаете, что решили сделать братья?
Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.
Меняйте шляпы, коллеги!
33 слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе»
Введение Все: учителя, школьники, родители выстраивают свой идеал школы. Конечно, этот идеал у нас неодинаков. Но мы уверены, что если собрать все мнения, наверняка получится, что школа, с од...
Использование технологии развития критического мышления в начальной школе
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. А значит одно из главных требований к условиям...
Использование технологии критического мышления в начальной школе
Использование технологии критического мышления в начальной школе...
"Некоторые приемы технологии развития критического мышления в начальной школе". Из опыта работы.
В данной работе поделилась опытом работы по использованию на уроках русского языка, литературного чтения некоторых приемов технологии развития критического мышления, а именно, бортовой журнал, кластер...
Использование технологии критического мышления в начальной школе.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и...
Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.
Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Мастер-класс по теме: «Применение технологии развития критического мышления в начальной школе».
Технология «Развитие критического мышления». Технология известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама идея, заложенная в философию технологии: «нельзя нау...