Рабочая общеобразовательная программа по модулю ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_orkse_pravosl._kultura.doc | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА
Пояснительная записка
Рабочая общеобразовательная программа по модулю ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), приказа Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 года № 74 "О преподавании компклесного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»» для 4-5 классов общеобразовательных учреждений, автор Данилюк А.Я., основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области.
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5) и Приказу № 1578 от 31.12. 2015 г. Министерства образования и науки РФ.
Модуль "Основы православной культуры" по авторской программе А.В. Кураева обеспечивается учебно - методическим комплектом, состоящим из:
- Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". - М.: Просвещение, 2012.
- Кураев А. В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры". Учебное пособие для учащихся 4-5 класса общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2012.
- Обернихина Г. А. Методическое пособие "Поурочные разработки к учебнику "Основы православной культуры" (автор А.В. Кураев). - М.: Просвещение, 2012.
- "Основы религиозных культур и светской этики". Книга для учителя М., Просвещение, 2012..
- Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры 4-5 классы».- М.: Просвещение, 2012 г.
Данный предмет входит в образовательную область "Духовно - нравственная культура народов России".
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Цель курса: Формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
- Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
- Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Создание условий для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (34 часа, 1 час в неделю).
Модуль "Основы православной культуры" выбран по заявлению родителей (законных представителей) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Планируемые результаты освоения учащимися программы
по "Основам православной культуры"
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- знанию важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имѐн в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознанию необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- настроенности на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа -уважительному отношению к людям других верований, другой национальной культуры, умению взаимодействовать с людьми других верований и убеждений;
- усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении еѐ духовности и культуры;
- приобретению устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознанию себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
- чувству преданности и любви к Родине, еѐ истории и культуре, еѐ традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно- исторического наследия России;
- умению следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский - Ледовое побоище);
- умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
- умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Содержание учебного модуля
«Основы православной культуры» комплексного курса ОРКСЭ
Содержание модуля «Основы православной культуры» представлено четырьмя тематическими блоками (разделами).
Блок 1. Введение (1 час). Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.
Блок 2. Основы православной культуры, часть 1 (16 часов).
Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Блок 3. Основы православной культуры, часть 2 (12 часов).
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России
(5 часов).
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Четвертый блок является практическим, обобщающим и оценочным, так как предусматривает подготовку и презентацию проектов на основе изученного материала, что позволит оценить качество знаний обучающихся по предмету. В ходе подготовки своих проектов, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными, дети получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, но уже в творческо–деятельностной форме.
Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:
- взаимные вопросы и задания групп,
∙ взаимообъяснение,
∙ беседа,
∙ интервью,
∙ драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
- составление словаря терминов и понятий,
∙ составление галереи образов,
∙ использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.
Тематическое планирование модуля
"Основы православной культуры" 4 класс
№ темы | Наименование темы | Количество часов |
Тема 1 | Россия – наша Родина | 1 |
Тема 2 | Культура и религия | 1 |
Тема 3 | Человек и Бог в православии | 1 |
Тема 4 | Православная молитва | 1 |
Тема 5 | Библия и Евангелие | 1 |
Тема 6 | Проповедь Христа | 1 |
Тема 7 | Христос и Его крест | 1 |
Тема 8 | Пасха | 1 |
Тема 9 | Православное учение о человеке | 1 |
Тема 10 | Совесть и раскаяние | 1 |
Тема 11 | Заповеди | 1 |
Тема 12 | Милосердие и сострадание | 1 |
Тема 13 | Золотое правило этики | 1 |
Тема 14 | Храм | 1 |
Тема 15 | Икона | 1 |
Тема 16 | Творческие работы учащихся | 1 |
Тема 17 | Подведение итогов | 1 |
Тема 18 | Как христианство пришло на Русь | 1 |
Тема 19 | Подвиг | 1 |
Тема 20 | Заповеди блаженств | 1 |
Тема 21 | Зачем творить добро? | 1 |
Тема 22 | Чудо в жизни христианина | 1 |
Тема 23 | Православие о Божием суде | 1 |
Тема 23 | Таинство Причастия | 1 |
Тема 24 | Монастырь | 1 |
Тема 25 | Отношение христианина к природе | 1 |
Тема 26 | Христианская семья | 1 |
Тема 28 | Защита Отечества | 1 |
Тема 29 | Христианин в труде | 1 |
Тема 30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
Тема 31 | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 |
Тема 32-33 | Выступление учащихся со своими творческими работами | 2 |
Тема 34 | Презентация творческих проектов | 1 |
Всего: 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ
« ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Педагогические средства. Виды деятельности обучаемых | УУД | Личностные результаты | Домашнее задание |
1. | Россия – наша Родина | Введение | Рассказ с элемен-тами беседы. Чтение текста с остановками. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | Р. Применять подбор ин- формации для составления портфолио. П. Отвечать на простые вопросы учителя. К. Слушать и понимать речь других.
| Формировать умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. | Прочитать статью из учебника, стр. 3-4, рассказать о традици-ях своей семьи |
2 | Культура и религия | Урок-познание | Беседа. Чтение текста с остановками. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | Р. Работать по предложен ному учителем плану. П. Составлять рассказы на основе простейших моделей. К. Умение донести свою позицию до других. | Формировать представление о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ | Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы с.6-7 |
3 | Человек и Бог в православии | Урок-рассужде-ние. | Беседа. Работа с текстом учебника. Чтение текста про себя. Изучают основы духовной традиции православия. | Р. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под ру- ководством учителя. П. Составлять рас-сказы на основе простейших моде- лей. К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Формировать первоначальные понятия о народе, православной вере | Ответить на вопросы с.8-11 |
4. | Православная молитва | Урок-исследова-ние | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Изучают основы духовной тради- ции православия | Р. Работать по предложенному учителем плану. П.Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов К. Участвовать в диалоге. высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить дока- зательства. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья» | Ответить на вопросы с.15, подгото-вить рассказ по фотогра-фии с.15 |
5 | Библия и Евангелие | Урок-познание | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. | Р. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под ру- ководством учителя . П. Проводить аналогии между героями, их поведе- нием и духовными нравственными ценностями; К. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить дока- зательства | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечелове-ческих норм. | Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы с.16-19 |
6 | Проповедь Христа | Урок-познание | Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения основных понятий православной культуры. | Р. Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П. Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы), словесный портрет его героя. К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Ответить на вопро-сы с. 23. Подгото-вить пись-менный ответ на вопрос "Что завещал Христос людям" |
7 | Христос и Его Крест | Урок-размыш- ление | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | Р. Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П. Устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. К. Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Ответы на вопросы С.24-27, выучить стихотворение с. 26 |
8 | Пасха | Урок-познание и рассужде ние. | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | Р. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. П. Устанавливать связь между религиозной (право- славной) культурой и поведением людей. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письмен- ной речи | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Прочитать статью в учебнике ответить на вопросы с.28-31. Подго-товить рассказ " Празднование Пасхи в моей семье" |
9. | Православное учение о человеке | Урок-лаборатор-ное занятие | Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | Р. Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали. П. Проводить аналогии между героями, их поведе- нием и духовно-нравственными ценностями. К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.. | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Осознавать ценность человеческой жизни | Прочитать статью в учебнике с. 32-35. Подобрать рисунки, фотогра-фии, которые раскры-вают душу человека, наклеить их в тетрадь |
10. | Совесть и раскаяние | Урок-размышле-ние | Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | Р. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. П. Высказывать предположения о последствиях не- правильного (безнравственного) поведения человека. К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Прочитать статью в учебнике с. 36-39, ответить на вопро-сы с. 39 |
11. | Заповеди | Урок-рассужде- ние | Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | Р. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. К. Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственно- го) поведения человека | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Ответить на вопро-сы с.41. Переска-зать сказку с. 40-41, обсудить с родите- лями |
12. | Милосердие и сострадание | Урок-рассужде- ние | Чтение текста с остановками. Учатся объяснять, можно ли за милосерд-ную помощь брать плату, и почему. | Р. Уважительно относиться к партнеру. П. Проводить аналогии между героями, их поведе- нием и духовно- нравственными ценностями. К. Взаимодейство-вать со сверстни-ками в процессе парной работы. | Осознавать ценность человеческой жизни. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия. | Прочитать материал в учебнике и ответить на вопро-сы с.42-45. Подготовить рассказ о проявле-нии мило-сердия вашими близкими, друзьями |
13. | Золотое правило этики | Урок-рассужде- ние | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры | Р. Высказывать своѐ предположе-ние. П. Преобразовы-вать информацию из одной формы в другую, составлять рассказы на основе простейших моделей. К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Осознавать ценность человеческой жизни | Прочитать,ответить на вопро-сы с.46-47. Подгото-вить ма-териал для выполне-ния проекта "Храм" (фотогра-фии, иллюстра-ции) |
14. | Храм | Урок-экскурсия | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры | Р. Высказывать своѐ предположе--ние. П. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. К.: Участвовать в диалоге, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Прочитать материал в учебнике с. 48-49 и подгото-вить пересказ. Индиви-дуальные задания: Подгото-вить сооб-щение о святых Кирилле и Мефодии |
15. | Икона | Урок-ознаком-ление | Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Знакомятся с описанием святынь православной культуры. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Р. Определение общей цели и путей ее достижения. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять рассказы на основе простейших моделей. К. Выполнять различные роли в группе (лидера, ис- полнителя, критика) | Освоить основные понятия: икона. чудотворная икона, нимб, образ Божий. Понять особенности иконы и ее отличие от картины | Прочитать материал учебника с.52-55, Ответить на вопро-сы с. 55. Объяснить значение слов "икона", "нимб" |
16. | Творческие работы учащихся | Урок презента-ция. | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества | Р. Давать эмоциональную оценку деятельнос-ти класса. П. Формулировать решение задачи с помощью рисунков. К. Строить диалог со взрослыми и сверстниками, понимать как правильно отобрать нужную информацию для выступление. | Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. | Подгото-виться к выполне-нию "Праздничного про-екта"с. 57. Подобрать иллюстра-ции, сти-хотворе-ния |
17. | Подведение итогов "Празднич-ного проекта" | Урок презента-ция. | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества | Р. Высказывать своѐ редположе-ние. П. Преобразовы-вать информацию из одной формы в другую, составлять рассказы на основе простейших моделей. К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Представить свою творчес-кую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения, аргументиро-вать свой ответ. | Обсудить свои "Празднич-ные проекты с ролителя-ми и при желании отредакти-ровать их |
18. | Как христианство пришло на Русь | Урок-познание | Рассказ с элементами беседы. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. | Р. Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов. П. Поиск и отбор необходимой информации. К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Рассказать историю крещения Руси. | ответить на воп-росы с.58-61. Индиви-дуальные задания: Подготовить сообще-ние о Владимире Красное Солнышко |
19 | Подвиг | Урок-рассужде- ние | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. | Р. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий П. Поиск и отбор необходимой информации. К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое России | Прочитать материал в учебнике, выполнить задания с. 63 |
20. | Заповеди блаженств | Урок-ознаком-ление | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. | Р. Соотносить тему и главную мысль текста с содержа- жанием произведе-ния живописи. П. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовно-нравственными ценностями. К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Осознавать ценность человеческой жизни. Уметь анализировать свои поступки | Прочитать материал в учебнике с. 64-67, ответить на вопросы с. 67 |
21. | Зачем творить добро? | Урок-рассужде- ние | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. | Р. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. П. Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя. К. Участвовать в диалоге, высказы-вать свои сужде-ния, анализировать высказывания участников беседы. | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Объяснить выражение "Даром приняли -даром давайте". | Ответить на вопро-сы с. 68-69. Подгото-вить рассказ о литературных героях, которые бескорыстно творят добро |
22. | Чудо в жизни христианина | Урок -познания | Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выби-рать нравствен-ные формы поведения, сопоставляя их с нормами религи-озной культуры. | Р. Соотносить тему и главную мысль текста с содер- жанием произведе-ния живописи. П. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. К. Готовность слушать со бесед-ника | Осознавать ценность человеческой жизни | Прочитать материал в учебнике, выполнить задания с. 71 |
23. | Православие о Божием суде | Урок- размышление | Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | Р. Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов. П. Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К. Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Прочитатьстатью в учебнике, выполнить задания с. 72-75 |
24. | Таинство Причастия | Урок -познания | Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | Р. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственны- ми ценностями. П. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственны- ми ценностями. К. Участвовать в диалоге,высказывать свои суждения, анализировать высказывния участников беседы, приводить доказа- тельства. | Осознавать ценность человеческой жизни. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Прочитать материал в учебнике, выполнить задания с. 76-79 |
25. | Монастырь | Урок- познания | Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | Р. Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов. П. Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя. К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. | Выполнить задания с. 80-83. Опережающее задание к уроку 28. выполнить рисунок на тему "Защита Отечества" |
26. | Отношение христианина к природе | Урок- размышление | Чтение текста учебника с остановками. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | Р. Соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи. П. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. К. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, приводить доказа- тельства. | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Выполнить задания с.84-85. Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём |
27. | Христианская семья | Урок- рассуждение | Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | Р. Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов. П. Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. | Прочитать материал учебника, выполнить задания с. 87 |
28. | Защита Отечества | Урок- рассуждение | Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | Р. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовно-нравственными ценностями. П. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста. К. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказа- тельства. | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Прочитать материал учебника, выполнить задания с. 88-91 Индивиду-альные задания: подгото-вить сообщения об Алек-сандре Невском, Дмитрии Донском |
29 | Христианин в труде | Урок -размышление | Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать и | Р. Соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения жи- вописи. П. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Объяснять выражение "Работать на совесть". | Выпол-нить задания с. 92-93. Подобрать фотогра-фии, иллюстра-ции для выполне-ния Проекта на следую-щем уроке |
30. | Любовь и уважение к Отечеству | Урок- размышление | Рассказ с элементами беседы. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | Р. Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов. П. Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. К. Участвовать в диалоге, высказы- вать предположе-ния о последствиях неправильного (безнравственного) поведения) человека. | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. | Выпол-нить задания с. 94-95. Подготов-ка к итоговым проектам (Приложение 1) |
31. | Подготовка творческих проектов учащихся | Урок-исследоване | Подготовка творческих проектов учащихся | Р. Саморегуляция. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания. К. Сотрудничать в совместном решении задачи.
| Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Контроль-ная подготовка творчес-ких проектов |
32-33. | Выступление учащихся со своими творческими работами | Урок-исследование | Конференция. Выступление со своими творческими проектами | Р. Учиться работать по предложенному учителем плану. П. Поиск и отбор необходимой информации. К. Умение слышать, слушать и понимать собеседника. | Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Разработка творческих проектов |
34. | Презентация творческих проектов | Урок -презента-ция | Смотр знаний | Р. Саморегуляция. П. Поиск и отбор необходимой информации К. Умение слышать, слушать и понимать собеседника. | Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, гра-мотной речью, уметь отвечать на вопросы. | Выступле-ние со своими творчески-ми проек-тами |
Требования к уровню подготовки к концу учебного года
В результате изучения ОРКСЭ модуля "Православная культура" ученик 4 класса должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
∙ сущность общества как формы совместной деятельности людей;
∙ особенности православной культуры и особенности других культур и традиций;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
- понимать значение нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
Уметь
• принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
• слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимать значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирования уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• понимания значения истинных ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие. Система оценки пятибальнвя.
для решения различных коммуникативных задач; -владению монологической и диалогической
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". - М.: Просвещение, 2012.
- Кураев А. В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры". Учебное пособие для учащихся 4-5 класса общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2012.
- Духанин В. Сокровенный мир Православия. - М.: Покров, 2009.
4. "Духовно - нравственное воспитание" - научно-просветительский журнал (приложение к журналу "Воспитание школьников") -все издания.
5. Скоробогатько Н. А. Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны. Свидетельства очевидцев. - М.: Белый город, 2011.
6. Шевченко Л.Л. Основы православной культуры. Методическое пособие для учителя. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
7. Шевченко Л.Л. Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы обучения) образования.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. М., 2012.
8. Энциклопедия маленького христианина. Сост. В.В. Грабовская, , Минск: РОССА. 2012.
9. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2005.
Интернет-ресурсы:
http/fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
www.gmir.ru .- Государственный музей истории религии;
easyen.ru - ОРКСЭ. Учительский Портал;
orkce.apkpro.ru - ОРКСЭ. Главная страница;
dpo-smolensk.ru›orks - ОРКСЭ и ОДНКНР. Смоленский областной институт развития образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
- Милосердные дела и героические поступки христиан.
- Величественные храмы.
- Прекрасные иконы.
- Как я понимаю золотое правило этики?
- Возможен ли подвиг в мирное время?
- Православные святыни.
- Православные праздники.
- Экскурсия в православный храм.
- Значение православной культуры в жизни человека и общества.
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ
- С чего начинается Родина;
- Герои России;
- Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество) и т.л.)
- Мой дедушка - защитник Родины
- Мы разные, но мы - вместе,
- Земля - наш общий дом
- Храмы Вязьмы
- Православные праздники
- Уголок России - отчий дом
- Святые Кирилл и Мефодий
- Христианская семья и ее ценности
- Христианское искусство (иконы, фрески, прикладное искусство)
- Как христианство пришло на Русь
- Русские святые - воины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по чтению 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА
Адаптированная индивидуально-ориентированнаяобщеобразовательная программа 4 классадля детей с ОВЗ VIII ВИДА Пояснительная запискаРабочая программа по чтению...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по труду 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА
Адаптированная индивидуально-ориентированнаяобщеобразовательная программа по труду 4 классадля детей с ОВЗ VIII ВИДА Пояснительная записка Рабо...
Общеобразовательная программа для учащегося 4 класса (индивидуальное обучение) Литературное чтение.
Программа предназначена для учащихся 4 класса,находящихся на индивидуальном обучении. Программа рассчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования 1 дополнительного класса. Вариант 2.2. на 1 четверть
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования 1 дополнительного класса для слабослышащих детей. Вариант 2.2. на 1 четверть ....
Рабочая общеобразовательная программа по «Математике» для 4 класса
Рабочая общеобразовательная программа по «Математике» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), у...
Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования "Спортчас" физкультурно-спортивной деятельности
Рабочая общеобразовательная программа "Спортчас" предназначена для дополнительного образования во внеурочной деятельности для обучающихся 7-12 лет с целью освоения двигательных способн...