Рабочая общеобразовательная программа по модулю ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Бознякова Татьяна Владимировна

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_orkse_pravosl._kultura.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

Пояснительная записка

Рабочая общеобразовательная программа по модулю  ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), приказа Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 года № 74 "О преподавании компклесного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»» для 4-5 классов общеобразовательных учреждений, автор   Данилюк А.Я.,  основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области.

Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5) и Приказу № 1578 от 31.12. 2015 г. Министерства образования и науки РФ.

Модуль "Основы православной культуры" по авторской программе А.В. Кураева обеспечивается учебно - методическим комплектом, состоящим из:

  1. Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". - М.: Просвещение, 2012.
  2. Кураев А. В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры". Учебное пособие для учащихся  4-5 класса общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Обернихина Г. А. Методическое пособие  "Поурочные разработки к учебнику "Основы православной культуры" (автор А.В. Кураев). - М.: Просвещение, 2012.
  4. "Основы религиозных культур и  светской этики". Книга для учителя М., Просвещение, 2012..
  5. Электронное приложение  к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры 4-5 классы».- М.: Просвещение, 2012 г.

Данный предмет входит в образовательную область  "Духовно - нравственная культура народов России".

Общая характеристика учебного предмета

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

 Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

   

 Цель курса: Формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 Задачи курса: 

  • Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;  
  • Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Создание  условий для познавательной активности школьников, позитивной самостоятельной деятельности обучающихся;
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (34 часа, 1 час в неделю).

Модуль "Основы православной культуры" выбран по заявлению родителей (законных представителей) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. 

Планируемые результаты освоения  учащимися программы

по "Основам православной культуры"

Личностные результаты

 Обучающиеся научатся:

  • знанию важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имѐн в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознанию необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  •   настроенности на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  • как результат преданности и уважения к традициям своего народа -уважительному отношению к людям других верований, другой национальной культуры, умению взаимодействовать с людьми других верований и убеждений;
  • усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении еѐ духовности и культуры;
  •   приобретению устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознанию себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  •   чувству преданности и любви к Родине, еѐ истории и культуре, еѐ традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно- исторического наследия России;
  • умению следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.

Метапредметные результаты

  •   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  •    адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  •   умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  •   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  •   овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  •    готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  •    определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
  • знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
  • умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский - Ледовое побоище);
  • умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
  • умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
  •   усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Содержание учебного модуля

 «Основы православной культуры» комплексного курса ОРКСЭ

Содержание модуля «Основы православной культуры» представлено четырьмя тематическими блоками (разделами).

Блок 1. Введение (1 час). Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.

Блок 2. Основы православной культуры, часть 1 (16 часов).

Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Блок 3. Основы православной культуры, часть 2 (12 часов).

Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».

 Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

 (5 часов).

 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 Четвертый блок является практическим, обобщающим и оценочным, так как предусматривает подготовку и презентацию проектов на основе изученного материала, что позволит оценить качество знаний обучающихся по предмету. В ходе подготовки своих проектов, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными, дети получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, но уже в творческо–деятельностной форме.

Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

  •   взаимные вопросы и задания групп,

   взаимообъяснение,  

   беседа,

   интервью,

   драматизация (театрализация).

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,

  составление галереи образов,

  использование информационных технологий.

Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

Тематическое планирование модуля

"Основы православной культуры"  4 класс

№ темы

                  Наименование темы

Количество часов

Тема 1

Россия – наша Родина

1

Тема 2

Культура и религия

1

Тема 3

Человек и Бог в православии

1

Тема 4

Православная молитва

1

Тема 5

Библия и Евангелие

1

Тема 6

Проповедь Христа

1

Тема 7

Христос и Его крест

1

Тема 8

Пасха

1

Тема 9

Православное учение о человеке

1

Тема 10

Совесть и раскаяние

1

Тема 11

Заповеди

1

Тема 12

Милосердие и сострадание

1

Тема 13

Золотое правило этики

1

Тема 14

Храм

1

Тема 15

Икона

1

Тема 16

Творческие работы учащихся

1

Тема 17

Подведение итогов

1

Тема 18

Как христианство пришло на Русь

1

Тема 19

Подвиг

1

Тема 20

Заповеди блаженств

1

Тема 21

Зачем творить добро?

1

Тема 22

Чудо в жизни христианина

1

Тема 23

Православие о Божием суде

1

Тема 23

Таинство Причастия

1

Тема 24

Монастырь

1

Тема 25

Отношение христианина к природе

1

Тема 26

Христианская семья

1

Тема 28

Защита Отечества

1

Тема 29

Христианин в труде

1

Тема 30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Тема 31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

Тема 32-33

Выступление учащихся  со своими творческими работами

2

Тема  34

Презентация творческих проектов

1

                                                                                         Всего:                34 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ

« ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 4 КЛАСС

п/п

Тема

урока

Тип

урока

Педагогические средства.

Виды деятельности обучаемых

УУД

Личностные

результаты

Домашнее задание

1.

Россия – наша Родина

 Введение

Рассказ с элемен-тами беседы. Чтение текста с остановками.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Р. Применять подбор ин- формации для составления портфолио.

П. Отвечать на простые вопросы учителя.

К. Слушать и понимать речь других.

 

Формировать умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Прочитать  статью из учебника, стр. 3-4, рассказать о традици-ях своей семьи

2

Культура и религия

Урок-познание

Беседа. Чтение текста с остановками.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Р. Работать по предложен ному учителем плану.

П. Составлять рассказы на основе простейших моделей.

К. Умение донести свою позицию до других.

Формировать представление о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ

Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы с.6-7

3

Человек и Бог в православии

Урок-рассужде-ние.

Беседа. Работа с текстом учебника. Чтение текста про себя.

Изучают основы духовной традиции православия.

Р. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под ру- ководством учителя.

П. Составлять рас-сказы на основе простейших моде- лей.

К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Формировать первоначальные понятия о народе, православной вере

Ответить на вопросы с.8-11

4.

Православная молитва

Урок-исследова-ние

Беседа. Составление словаря терминов и понятий.

Изучают основы духовной тради- ции православия

Р. Работать по предложенному учителем плану. П.Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов

К. Участвовать в диалоге. высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить дока- зательства.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья»

Ответить на вопросы с.15, подгото-вить рассказ по фотогра-фии с.15

5

Библия и Евангелие

Урок-познание

Беседа. Составление словаря терминов и понятий.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Р. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под ру- ководством учителя .

П. Проводить аналогии между героями, их поведе- нием и духовными нравственными ценностями;

К. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить дока- зательства

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечелове-ческих норм.

Прочитать статью в учебнике,

ответить на вопросы

 с.16-19

6

Проповедь Христа

Урок-познание

Беседа. Составление словаря терминов и понятий.

 Дают определения основных понятий православной культуры.

Р. Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П. Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы), словесный портрет его героя.

К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Ответить   на вопро-сы с. 23.

Подгото-вить пись-менный ответ на вопрос "Что завещал Христос людям"

7

Христос и Его Крест

Урок-размыш-

ление

Рассказ с элементами беседы.

Учатся устанавливать связь между религиозной

(православной) культурой и поведением людей

Р. Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П. Устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. К.  Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях

 неправильного (безнравственного) поведения человека

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей

Ответы на вопросы

С.24-27,

выучить стихотворение с. 26

8

Пасха

Урок-познание и рассужде

ние.

Рассказ с элементами беседы.

Учатся устанавливать связь между религиозной 

(православной) культурой и поведением людей

Р. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 П. Устанавливать связь  между религиозной (право- славной) культурой и поведением людей. К.  Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письмен- ной речи

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Прочитать статью в учебнике

ответить на вопросы с.28-31. Подго-товить рассказ " Празднование Пасхи в моей семье"

9.

Православное учение о человеке

Урок-лаборатор-ное занятие

Рассказ с элементами беседы.

Учатся устанавливать связь между религиозной

 (православной) культурой и поведением людей

Р. Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали.

П.  Проводить аналогии между героями, их поведе- нием и духовно-нравственными ценностями.

К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи..

Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Осознавать ценность человеческой жизни

Прочитать статью в учебнике

с. 32-35.

Подобрать

рисунки, фотогра-фии, которые раскры-вают душу человека, наклеить их в тетрадь

10.

Совесть и раскаяние

Урок-размышле-ние

Чтение текста с остановками.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

Р. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

П. Высказывать предположения о последствиях не- правильного (безнравственного) поведения человека.

К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи. 

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Прочитать статью в учебнике

с. 36-39, ответить на вопро-сы с. 39

11.

Заповеди

Урок-рассужде-

ние

Чтение текста с остановками.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

Р. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.

К. Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственно- го) поведения человека

Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей

Ответить на вопро-сы с.41.

Переска-зать сказку с. 40-41, обсудить

с родите-

лями

12.

Милосердие и сострадание

Урок-рассужде-

ние

Чтение текста с остановками.

 Учатся объяснять, можно ли за милосерд-ную помощь брать плату, и почему.

Р. Уважительно относиться к партнеру.

П. Проводить аналогии между героями, их поведе- нием и духовно- нравственными ценностями.

К. Взаимодейство-вать со сверстни-ками в процессе парной работы.

Осознавать ценность человеческой жизни. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия.

Прочитать материал в учебнике и ответить на вопро-сы с.42-45. Подготовить рассказ о проявле-нии мило-сердия  вашими близкими, друзьями

13.

Золотое правило этики

Урок-рассужде-

ние

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры

Р. Высказывать своѐ предположе-ние.

П. Преобразовы-вать информацию из одной формы в другую, составлять рассказы на основе простейших моделей.

К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Осознавать ценность человеческой жизни

Прочитать,ответить на вопро-сы с.46-47.

Подгото-вить ма-териал для выполне-ния проекта "Храм" (фотогра-фии, иллюстра-ции)

14.

Храм

Урок-экскурсия

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры

Р. Высказывать своѐ предположе--ние.

П. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.

К.: Участвовать в диалоге, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Прочитать  материал в учебнике

с. 48-49 и подгото-вить пересказ. Индиви-дуальные задания:

Подгото-вить сооб-щение о святых Кирилле и Мефодии

15.

Икона

Урок-ознаком-ление

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы.

Знакомятся с описанием святынь православной культуры. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Р. Определение общей цели и путей ее достижения.

П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять рассказы на основе простейших моделей.

К. Выполнять различные роли в группе (лидера, ис- полнителя, критика)

Освоить основные понятия: икона. чудотворная икона, нимб, образ Божий.

Понять особенности иконы и ее отличие от картины

Прочитать материал учебника с.52-55,

Ответить на вопро-сы с. 55. Объяснить значение слов "икона", "нимб"

16.

Творческие работы учащихся

Урок презента-ция.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Р. Давать эмоциональную оценку деятельнос-ти класса.

П.  Формулировать решение задачи с помощью рисунков.

К. Строить диалог со взрослыми и сверстниками, понимать как правильно отобрать нужную информацию для выступление.

Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями.

Подгото-виться к выполне-нию "Праздничного про-екта"с. 57.

Подобрать иллюстра-ции, сти-хотворе-ния

17.

Подведение         итогов "Празднич-ного проекта"

Урок презента-ция.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Р. Высказывать своѐ редположе-ние.

П. Преобразовы-вать информацию из одной формы в другую, составлять рассказы на основе простейших моделей.

К. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Представить свою творчес-кую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения, аргументиро-вать свой ответ.

Обсудить свои "Празднич-ные проекты с ролителя-ми и при желании отредакти-ровать их

18.

Как христианство пришло на Русь

Урок-познание

Рассказ с элементами беседы.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Р. Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов.

П. Поиск и отбор необходимой информации.

К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Рассказать историю крещения Руси.

ответить на воп-росы с.58-61.

Индиви-дуальные задания: Подготовить сообще-ние  о Владимире Красное Солнышко

19

Подвиг

Урок-рассужде-

ние

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Р.  Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

П. Поиск и отбор необходимой информации.

К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое России

Прочитать материал в учебнике,

выполнить задания

с. 63

20.

Заповеди блаженств

Урок-ознаком-ление

Беседа. Чтение текста с остановками.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Р. Соотносить тему и главную мысль текста с содержа- жанием произведе-ния живописи.

П. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовно-нравственными ценностями.

К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Осознавать ценность человеческой жизни.

Уметь анализировать свои поступки

Прочитать материал в учебнике с. 64-67, ответить на вопросы

 с. 67

21.

Зачем творить добро?

Урок-рассужде-

ние

Беседа. Чтение текста с остановками.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Р.  Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями.

П. Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя.

К. Участвовать в диалоге, высказы-вать свои сужде-ния, анализировать высказывания участников беседы.

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Объяснить выражение "Даром приняли -даром давайте".

Ответить на вопро-сы с. 68-69. Подгото-вить рассказ  о литературных героях, которые бескорыстно творят добро

22.

Чудо в жизни христианина

Урок -познания

Беседа. Чтение текста с остановками.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выби-рать нравствен-ные формы поведения, сопоставляя их с нормами религи-озной культуры.

Р. Соотносить тему и главную мысль текста с содер- жанием произведе-ния живописи.

П. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями.

К. Готовность слушать со бесед-ника

Осознавать ценность человеческой жизни

Прочитать материал в учебнике,

выполнить задания

с. 71

23.

Православие о Божием суде

Урок- размышление

Рассказ с элементами беседы.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

Р. Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов.

П. Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К. Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Прочитатьстатью в учебнике,

выполнить задания

 с. 72-75

24.

Таинство Причастия

Урок -познания

Рассказ с элементами беседы.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

Р. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственны- ми ценностями.

П. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственны- ми ценностями.

К. Участвовать в диалоге,высказывать свои суждения, анализировать высказывния участников беседы, приводить доказа- тельства.

Осознавать ценность человеческой жизни. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

Прочитать материал в учебнике,

выполнить задания

с. 76-79

25.

Монастырь

Урок- познания

Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

Р. Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов.

П. Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя.

К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

Выполнить задания с. 80-83. Опережающее задание к уроку 28. выполнить рисунок на тему "Защита Отечества"

26.

Отношение христианина к природе

Урок- размышление

Чтение текста учебника с остановками.  

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Р. Соотносить

тему и главную мысль текста с содержанием произведения

живописи.

П. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями.

К. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, приводить доказа- тельства.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Выполнить задания с.84-85.

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём

27.

Христианская семья

Урок- рассуждение

Беседа.

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Р. Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов.

П. Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах.

К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

Прочитать материал учебника,

выполнить задания

с. 87

28.

Защита Отечества

Урок- рассуждение

Беседа.

 Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Р. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовно-нравственными ценностями.

П. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста.

К. Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказа- тельства.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Прочитать материал учебника,

выполнить задания

 с. 88-91

Индивиду-альные задания: подгото-вить сообщения об Алек-сандре Невском, Дмитрии Донском

29

Христианин

 в труде

Урок -размышление

Беседа.

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать и

Р. Соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения жи- вописи.

П. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями.

К. Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Объяснять выражение "Работать на совесть".

Выпол-нить задания

 с. 92-93. Подобрать фотогра-фии, иллюстра-ции для выполне-ния Проекта на следую-щем уроке

30.

Любовь и уважение к Отечеству

Урок- размышление

Рассказ с элементами беседы.

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Р. Воспроизводить полученную информацию, при- водить примеры из прочитанных текстов.

П. Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах.

К. Участвовать в диалоге, высказы-

вать предположе-ния о последствиях неправильного (безнравственного) поведения) человека.

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

Выпол-нить задания

с. 94-95. Подготов-ка к итоговым проектам

(Приложение 1)

31.

Подготовка творческих проектов учащихся

Урок-исследоване

Подготовка творческих проектов учащихся

Р. Саморегуляция. П. Осуществлять

поиск необходимой информации для выполнения задания.

К. Сотрудничать в совместном решении задачи.

  

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Контроль-ная подготовка творчес-ких проектов

32-33.

Выступление учащихся  со своими творческими работами

Урок-исследование

Конференция.

Выступление

 со своими творческими проектами

Р. Учиться работать по предложенному учителем плану.

П. Поиск и отбор необходимой информации.

К.  Умение слышать, слушать и понимать собеседника.

Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Разработка творческих проектов

34.

Презентация творческих проектов

Урок -презента-ция

Смотр знаний

Р. Саморегуляция.

П.  Поиск и отбор необходимой информации

К. Умение слышать, слушать и понимать собеседника.

Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, гра-мотной речью, уметь отвечать на вопросы.

Выступле-ние со своими творчески-ми проек-тами

Требования к уровню подготовки к концу учебного года

 

В результате изучения ОРКСЭ модуля "Православная культура" ученик 4 класса должен

Знать/понимать

  •    социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

    сущность общества как формы совместной деятельности людей;

    особенности православной культуры и особенности других культур и традиций;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
  • понимать значение нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

Уметь

 •  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни   людей и общества; 
  •    соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и   культурных традиций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

•   слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимать значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирования уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• понимания значения истинных ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие. Система оценки пятибальнвя.

для решения различных коммуникативных задач; -владению монологической и диалогической

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.    Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". - М.: Просвещение, 2012.
  2. Кураев А. В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры". Учебное пособие для учащихся  4-5 класса общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Духанин  В. Сокровенный мир Православия. - М.: Покров, 2009.

4. "Духовно - нравственное воспитание" -  научно-просветительский журнал (приложение к журналу "Воспитание школьников") -все  издания.

5.  Скоробогатько Н. А. Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны. Свидетельства очевидцев. - М.: Белый город, 2011.

6.  Шевченко Л.Л. Основы православной культуры. Методическое пособие для учителя. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

7.   Шевченко Л.Л. Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы обучения) образования.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. М., 2012.

8.  Энциклопедия маленького христианина. Сост. В.В. Грабовская, , Минск: РОССА. 2012.

9.   Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2005.

Интернет-ресурсы:

http/fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;

http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

www.gmir.ru     .- Государственный музей истории религии;

easyen.ru            -  ОРКСЭ. Учительский Портал; 

orkce.apkpro.ru -  ОРКСЭ. Главная страница;

dpo-smolensk.ruorks - ОРКСЭ и ОДНКНР. Смоленский областной институт развития образования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  • Милосердные дела и героические поступки христиан.
  • Величественные храмы.
  • Прекрасные иконы.
  • Как я понимаю золотое правило этики?
  • Возможен ли подвиг в мирное время?
  • Православные святыни.
  • Православные праздники.
  • Экскурсия в православный храм.
  • Значение православной культуры в жизни человека и общества.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ

  • С чего начинается Родина;
  • Герои России;
  • Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество) и т.л.)
  • Мой дедушка - защитник Родины
  • Мы разные, но мы - вместе,
  • Земля - наш общий дом
  • Храмы Вязьмы
  • Православные праздники
  • Уголок России - отчий дом
  • Святые Кирилл и Мефодий
  • Христианская семья и ее ценности
  • Христианское искусство (иконы, фрески, прикладное искусство)
  • Как христианство пришло на Русь
  • Русские святые - воины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по чтению 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА

Адаптированная индивидуально-ориентированнаяобщеобразовательная программа  4 классадля детей с  ОВЗ   VIII ВИДА   Пояснительная запискаРабочая программа по чтению...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по труду 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА

Адаптированная индивидуально-ориентированнаяобщеобразовательная программа по труду  4 классадля детей с  ОВЗ   VIII ВИДА  Пояснительная записка        Рабо...

Общеобразовательная программа для учащегося 4 класса (индивидуальное обучение) Литературное чтение.

Программа предназначена для учащихся 4 класса,находящихся на индивидуальном обучении. Программа рассчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования 1 дополнительного класса. Вариант 2.2. на 1 четверть

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  начального общего образования 1 дополнительного класса для слабослышащих детей. Вариант 2.2. на 1 четверть ....

Рабочая общеобразовательная программа по «Математике» для 4 класса

Рабочая общеобразовательная программа по «Математике» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), у...

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования "Спортчас" физкультурно-спортивной деятельности

Рабочая общеобразовательная программа "Спортчас" предназначена для дополнительного образования во внеурочной деятельности для обучающихся 7-12 лет с целью освоения  двигательных способн...