Рабочая программа модульного курса ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме
"Основы православной культуры" - один изшести модулей учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".
УМК входит в Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ; обеспечен учебником А.В. Кураева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass_pravosl_kultura.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
Включение в школьную программу модуля «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.
Программа адресована учащимся 4, 5 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, всего 17 часов в 4 классе, 1 час в неделю, всего 17 часов в 5 классе.
Цель курса «Основы православной культуры»:
формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи курса «Основы православной культуры»:
- Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Универсальные учебные действия.
Модуль ОРКСЭ «Православная культура» предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Виды деятельности младших школьников:
- Индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников)
- Игровая деятельность
- Творческая деятельность.
- Проектная деятельность.
- Свободное общение (дискуссия, беседа, самопрезентация)
Для реализации программного содержания используются:
-Учебник для общеобразовательных учреждений: «Основы православной культуры». 4-5 классы. / А.В. Кураев. Москва: Просвещение. 2012
-«Основы духовно-нравственной культуры » Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. / Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. Москва: Просвещение. 2012
-Электронное пособие «Основы православной культуры».
Оценивание проводить на основании «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверки тетрадей»
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым учеником особенностей развития его собственного процесса обучения, а так же для оценивания хода обучения служат:
- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини- проекты, презентации, разнообразные тексты, подборки информационных материалов, поздравительные открытки, а также разнообразные инициативные творческие работы: сочинения, поделки)
- индивидуальная и совместная деятельность учащихся
- результаты тестирования
Тематическое планирование
- Россия - наша Родина.
- Культура и религия.
- Человек и Бог в православии.
- Православная молитва.
- Библия и Евангелие.
- Проповедь Христа.
- Христос и его Крест.
- Пасха.
- Православное учение о человеке.
- Совесть и раскаяние.
- Заповеди.
- Милосердие и сострадание.
- Золотое правило этики.
- Храм.
- Икона.
- Творческие работы учащихся.
- Подведение итогов.
- Как христианство пришло на Русь
- Подвиг.
- Заповеди блаженств.
- Зачем творить добро?
- Чудо в жизни христианина.
- Православие о Божием суде.
- Таинство Причастия.
- Монастырь.
- Отношение христианина к природе.
- Христианская семья.
- Защита Отечества.
- Христианин в труде.
- Любовь и уважение к Отечеству.
- Тестирование
- Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Подробное тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата урока | Вид урока | Решаемые проблемы учеником | Личностные результаты | УУД |
1 | Россия – наша Родина | 1 | Комбинированный урок | Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Формировать умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: Отвечать на простые вопросы учителя К.: Слушать и понимать речь других | |
2 | Культура и религия | 1 | Урок изучения нового материала | Как научиться понимать, что человек создаёт культуру. Как осмыслить о чем говорит религия. | формировать представление о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ | Р.: работать по предложенному учителем плану П.: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | |
3 | Человек и бог в православии | 1 | Урок изучения нового материала | Как понять какие дары Бог дал человеку. Как осмыслить, что вера в Бога может влиять на поступки людей. | формировать первоначальные понятия о народе, православной вере | Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя П.: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | |
4 | Православная молитва | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно читать молитвы | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».. | Р.: работать по предложенному учителем плану П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | |
5 | Библия и Евангелие | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно осмыслить кто такие христиане, что такое Библия, что такое Евангелие. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм. | Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | |
6 | Проповедь Христа | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно понимать чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя; К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | |
7 | Христос и Его Крест | 1 | Урок изучения нового материала | Как осознать, как Бог стал человеком. Как понять, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека | |
8 | Пасха | 1 | Комбинированный урок | Как понять, что воскресение не только день недели, как празднуют Пасху. | понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | |
9. | Православное учение в человеке | 1 | Урок изучения нового материала | Как осмыслить, чем Бог одарил человека. Как понять, что значит - болит душа. Как узнать, что такое образ Божий в человеке. | осознавать ценность человеческой жизни | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | |
10. | Совесть и раскаяние | 1 | Комбинированный урок | Как узнать о подсказках совести, как исправить ошибки. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | |
11. | Заповеди. | 1 | Урок изучения нового материала | Как определить, какие заповеди даны людям. Как понять что общего у убийства и воровства. | понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека | |
12. | Милосердие и сострадание. | 1 | Комбинирован ный урок | Как определить, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы. | |
13. | Золотое правило. | 1 | Урок изучения нового материала | Как применять главное правило человеческих отношений. Как понять, что такое не осуждение. | осознавать ценность человеческой жизни | Р.: высказывать своё предположение П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | |
14. | Храм | 1 | Урок экскурсия | Как понять, что люди делают в храмах. Как выяснить как устроен православный храм. | понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Р.: высказывать своё предположение. П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: Участвовать в диалоге | |
15. | Икона | 1 | Урок изучения нового материала | Как узнать, почему икона так необычна. Как понять, зачем изображают невидимое. | Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками. | Р.: определение общей цели и путей ее достижения П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | |
16. | Творческие работы учащихся. | 1 | Урок повторения | Как взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности | Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. | Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками | |
17. | Подведение итогов | 1 | Урок повторения, итоговый урок | . Как взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности. | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Р.: высказывать своё предположение П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | |
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно понять, что такое Церковь, что такое крещение. | понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | |
19 | Подвиг | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно понять, что такое подвиг. | К.: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | ||
20 | Заповеди блаженств | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно понять, когда христиане бывают счастливы, как плач может обернуться радостью, когда сердце бывает чистым. | осознавать ценность человеческой жизни | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно понять, чему радуются святые. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | |
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно понять, что такое Святая Троица, христианские добродетели | осознавать ценность человеческой жизни | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: готовность слушать собеседника | |
23 | Православие о Божьем суде | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно видеть в людях Христа. Как понять, почему христиане вверят в бессмертие | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; | |
24 | Таинство причастия | 1 | Урок изучения нового материала | . Как правильно понять, как Христос передал Себя ученикам, что такое Причастие. | осознавать ценность человеческой жизни | Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | |
25 | Монастырь | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно понять, почему люди идут в монахи | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | |
26 | Отношение христианина к природе | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно понять, что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы. | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | |
27 | Христианская семья | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно понять, что такое венчание, что означает обручальное кольцо. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | |
28 | Защита Отечества | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно понять, когда война бывает справедливой. | понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | |
29 | Христианин в труде | 1 | Урок изучения нового материала | Как правильно понять, какой труд напрасен. | адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Комбинированный урок | Как правильно понять, что такое первый грех людей. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; | |
31-34 | Итоговая презентация проектов обучающихся | 4 | Итоговый урок | Как правильно понять, что есть Православие в России. | оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; |
Примерные темы творческих работ обучающихся:
1.Храмы России.
2.Православные иконы.
3.Православные праздники.
4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.
Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
- Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013.
Материально-техническое обеспечение курса
- Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.
- Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры».
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
- энциклопедическая и справочная литература;
- религиозная литература;
- Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....
ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 1 класс
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью к...
ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 2 класс
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной ц...
ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 3 класс
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной ц...
ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 4 класс
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной ц...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ 4класс
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ . Модуль "Основы светской этики"4 класс...
Программа модульного курса внеурочной деятельности "Секреты здоровья" для 2 класса
Программа модульного курса внеурочной деятельности "Секреты здоровья" для 2 класса составлена на основена авторской программы Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскиной, О.Е.Жиренко с использо...