Школьная адаптация и дезаптация (выступление на окружном семинаре).
материал (1 класс) по теме
Раскрываются понятия адаптации, дезадаптация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» №384
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОКРУЖНОМ СЕМИНАРЕ 18.10.2012
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: КУДРЯВЦЕВА Е.В.
ТЕМА: Школьная адаптация и дезадаптация. Школьные трудности.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В своем выступлении я постараюсь раскрыть понятия «адаптация», «дезадаптация» и « трудности обучения».
На первом слайде вы видите определение понятия «адаптация»
Адаптация – процесс взаимодействия личности с социальной средой, включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Для того, чтобы это процесс прошел успешно необходима хорошая готовность ребенка к систематическому обучению в школе. А что это значит? Слайд 2
Готовность ребенка к систематическому обучению в школе – это тот уровень его морфологического, функционального и психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья.
Единых критериев для определения готовности нет. Это и
- определенный уровень социальных умений (умение общаться со сверстниками, взрослыми, регулировать свое поведение, оценивать ситуацию и т.п.)
- определенный уровень развития функций, необходимых для обучения в школе (организация внимания, деятельности, зрительного восприятия)
- определенный уровень личностного развития (самосознание, самооценка, мотивация)
- состояние здоровья
Очень много говорилось и говорится сейчас о трудности первого года обучения в школе. Процесс адаптации к школе довольно длительный. Психологическая и физиологическая адаптация длится от 4 до 8 недель. Длительные наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация проходит быстрее, чем физиологическая.
Наиболее часто, как причину школьных трудностей учителя определяют «непослушание» (48%). Это непослушность связана со сложностью процесса психологической адаптации, с тем, что начало обучения меняет вид деятельности, новый вид деятельности – учебная – возникает не сразу.
Вопросами школьной дезадаптации занимались многие ученые Александр Дмитриевич Гонеев, Татьяна Андреевна Филиппова, Марьям Михайловна Безруких. Дезадаптация – совокупность признаков и свойств, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в отдельных случаях невозможным.
М.М. Безруких выделяет два типа школьных трудностей: слайд 3
- специфические (имеют в основе нарушения и несформированность школьно-значимых познавательных функций (моторики, речевого развития и т.п.). коррекция этих трудностей невозможно без помощи специалистов.
- неспецифические (вызваны общей ослабленностью организма, низкой работоспособностью, эмоциональной напряженностью. Коррекция этих трудностей требует изменения системы обучения, тактики общения с учителем и родителями, индивидуального подхода к ребенку. Раздаточный материал!
Выделим школьные факторы риска, которые могут вызвать трудности обучения даже у детей, готовых к обучению: Слайд 5
- стрессовая педагогическая тактика (70% первоклассников говорят, что главная трудность для них – не успеваю. Ограничение времени – один из ведущих стрессовых факторов)
- интенсификация учебного процесса (увеличение количества учебных уроков, второй вариант – уменьшение количества часов и сохранение при этом объема учебного материала.
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников (например письмо без отрыва)
- нерациональная организация учебной деятельности (учебная нагрузка, дополнительные занятия в школе, занятия активно-двигательного характера)
Наиболее типичные проявления дезадаптации: слайд 4
- неврозоподобные расстройства (нарушения сна, аппетита, неадекватные реакции, жалобы на усталость, головную боль, тошноту, страхи, навязчивые движения – подергивания, покашливание, обкусывание ногтей, нарушения темпа речи – запинки)
- неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание)
- астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая или низкая работоспособность, повышеннная утомляемость)
- снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость)
- снижение учебной мотивации
- снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение
Итак, как же организовать коррекционно-педагогическую работу с такими детьми?
Марьям Михайловна Безруких предлагает несколько вариантов организации, выбор которого зависит от возраста ребенка, этапа обучения, характера трудностей и причин их возникновения. Слайд 5
Вариант 1. Индивидуальная программа адаптивного развития.
Этот вариант предполагает проведение консультативного обследования. На основании результатов разрабатывается индивидуальный план работы с ребенком по осуществлению мер специфической коррекции. Возможно проведение занятий 2-3 раза в неделю с несколькими детьми, имеющими однотипные проблемы (по 4-6 чел в группе). Но один раз в неделю занятия должны быть строго индивидуальными. Эти занятия не исключают занятий в общем классе, а наоборот, дополняет их.
Вариант 2. Динамические (временные) группы в начальных классах.
Эти группы работают по принципу «скорой помощи», а ребенок начинает занятия в такой группе в том случае, если имеет те или иные трудности в обучении. Особенно эффективны временные группы для детей, которые пропустили занятия по болезни. Если проблема решена, то не стоит затягивать пребывание ребенка в группе, лучше организовать индивидуальную работу в классе.
Вариант 3. Работа учителя в группах на уроках в классе.
Дифференцированная, с учетом индивидуальных особенностей развития детей, работа может проводиться в классе на обычных уроках. Для такой работы необходимо специальным образом организовать пространство класса (зона учителя, зона отдыха, зона занятий). 45-ти минутный урок разделен на четыре 10-ти минутные этапы. Каждая 10-ти минутная часть урока – это работа учителя с 5-7 учениками, остальные в это время выполняют работу самостоятельно. За один урок учитель может проработать сложный материал в нескольких группах, причем в одной группе, возможно, потребуется особое объяснение, в другой – более медленный или более быстрый темп. Дети очень быстро привыкают к такому режиму занятий, ценят время работы с учителем, учатся заниматься самостоятельно.
Вариант 4. Специальная работа.
Ведут специалисты (психолог, логопед, социальный работник, врач) индивидуально или в малых группах с детьми, имеющими школьные проблемы. Необходимо, чтобы эта работа проводилась совместно с учителем и родителями.
Вариант 5. Работа по организации помощи при трудностях в обучении, которую проводят родители.
Этот вариант предусматривает предварительное обучение родителей.
При работе с детьми, имеющими трудности в обучении, следует придерживаться следующих принципов:
- Любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.
- Коррекция трудностей, это комплексная задача, поэтому для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.
- Помощь детям со школьными проблемами – это выявление причин, вызывающих трудности в обучении. Так, при нарушении почерка необходимо выявить истинные причины, а не по принципу «больше писать».
- Детям с трудностями в обучении должна оказываться системная помощь, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций) и специфической (компенсация дефицитов функционального развития) помощи.
В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая следующую последовательность действий: слайд 6
- наблюдение и анализ возникающих проблем
- консультация специалистов
- четкое определение цели и конкретных задач помощи
- составление индивидуального плана работы
- опора при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций
- постепенность в усвоении учебного материала
- переход к новому учебному материалу лишь после полного освоения предыдущего
- регулярное повторение пройденного материала
- независимая оценка результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в год.
Итог: в процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы. Жесткое обращение может дать кратковременный эффект, но у большинства детей вызывает тревогу, обиду и рождает новые неудачи. Для преодоления трудностей необходимо, чтобы ребенок поверил в себя и возможность преодоления проблемы, а для этого в успех должны поверить взрослые – учителя и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру на окружном семинаре на тему «Информационно-образовательная среда как условие реализации ФГОС»
Урок по окружающему миру: Насекомые, птицы, рыбы, звери....
Выступление на окружном педсовете "Использование новых педагогических технологий в начальной школе"
Использование новых педагогических технологий в начальной школе....
Выступление на районном семинаре - 2014 год "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"
Музей долже быть живым!...
Окружной семинар "Пути и способы формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"
Введение. 1.1. Запрос современного общества.Основная часть....
Выступление на окружном семинаре "Воспитание гражданственности через изучение истории родного края"
Воспитание гражданственности, патриотизма - одно из основных направлений воспитательной работы" Материал может быть использован учителями при изучении родного края во внеурочной деятельности, на ...
Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»
Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»...
Программа выступления на окружном августовском совещании для учителей начальных классов
В сентябре 2023 г. я принимала участие в окружном августовском совещании для учителей начальных классов с выступлением "Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста&qu...