Авторская программа дополнительного образования "Я познаю мир"
рабочая программа (3 класс) по теме
Кружок является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Он разработан как дополнение к курсу природоведения начальной школы и вводит воспитанников в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Самарской области
Авторская программа дополнительного образования
Я познаю мир
Разработала: Широких Т. Н.
Учитель начальных классов
ОУ СОШ № 33
Сызрань 2009
Пояснительная записка
Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всем. Вселенный мир, природа, народы и их культура, история, искусство, наука и техника – все вызывает множество вопросов «почему?»
Кружок является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Он разработан как дополнение к курсу природоведения начальной школы и вводит воспитанников в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящий радость познания, счастье открытий. В целом кружок «Я познаю мир» позволит более раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создаст благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в следующих классах.
Программа кружка «Я познаю мир» изучается в 3 классе с продолжением в 4. К числу основных задач кружка (относится дальнейшее обогащение) является развитие личности ребенка, расширение представлений младших школьников яркими иллюстрированными примерами, запоминающимися фактами.
Программа охватывает различные области природоведческого знания, предоставляет большие возможности, сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ любознательности и экологической ответственности. В рамках программы кружка создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей, как в учебной, так и во вне учебной деятельности, что позволяет удовлетворить образовательные и культурные потребности воспитанников, предоставив им право на творческое применение.
Особенно актуально в условиях школы является деятельность кружка, так как учебная нагрузка 2 часа в неделю по природоведению недостаточна для того, чтобы удовлетворить потребность ребенка в общении с окружающим миром. Поэтому кружок организован по принципу добровольности, не регламентированной необходимостью выставления оценок. Всего в год 68 часов, 2 часа в неделю, во внеурочное время.
Формы: экскурсии в ботанический сад, на природу, в зоопарк, в музей (краеведческий, геологический), игра, викторина, путешествие, КВН, конкурс «Я - исследователь»
Цель: создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков исследовательской деятельности.
Задачи:
Расширение кругозора по естествознанию. Раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создать благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующем
Последовательное приобщение воспитанников к самостоятельной работы с различными источниками информации
развивать коммуникативную компетентность, умение презентовать работу
обучить использованию различных методов организации и планирования деятельности
Результативность:
владение понятийным аппаратом дисциплин естественнонаучного цикла.
отражение в работе методологии научного поиска
навыки работы в группе, презентационные навыки
навыки планирования деятельности (необитаемый остров)
Содержание
Дом, где мы живем – 5 часов
Основные понятия:
Объекты неживой природы-2 часа
Подземные богатства земли, их свойства и применение-3 часа
Воспитанник должен знать:
названия и расположение материков;
подземные богатства;
полезные ископаемые (названия, свойства, распространение, применение)
Воспитанник должен уметь:
показывать материки на глобусе;
приводить примеры полезных ископаемых;
В солнечном царстве – космическом государстве- 10 часов
Основные понятия:
Притяжение-1час
Солнце – источник света и тепла на Земле-2 часа
Планеты солнечной системы, их движение вокруг Солнца (Марс, Юпитер)-2 часа
Луна-1 час
Звезды-2 часа
Небесные тела-1 час
Глобус - модель земного шара-1 час
Воспитанник должен знать:
планеты Солнечной системы,
звезды,
небесные тела,
функции Солнца
Воспитанник должен уметь:
демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси и вращение Земли вокруг Солнца
Реки, речки и моря на Земле текут не зря – 10 часов
Основные понятия:
Вода, водоём-2 часа
Река (движущаяся вода), озеро (стоячая вода)-2 часа
Острова (небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков)-2 часа
Водное электричество-2 часа
Моря (соленая вода), пруд (несоленая вода)- 1 час
Водные живые организмы-1час
Воспитанник должен знать:
функции и значение воды;
виды водоемов в природе;
движение и стояние воды;
названия крупных морей мира по цветовому признаку;
океанов (Индийский, Тихий, Атлантический);
озер (Байкал, Иссык-Куль, Ладожское и т.д.)
показывать на глобусе океаны;
водные живые организмы (кальмар, целакант, скаты, серый кит, акулы, дельфины и т.д.)
Воспитанник должен уметь:
определять местонахождение морей на карте;
ставить опыты, эксперименты с водой (определение её свойств и т.д.)
Про зеленые леса и лесные чудеса – 5 часов
Основные понятия:
Лес-1 час
Березняк-1 час
Дубрава-1 час
Эвкалипт-1 час
Бамбук-1 час
Воспитанник должен знать:
О природе: неживая и живая природа;
растения дикорастущие и культурные: деревья, кустарники, травы.
Воспитанник должен уметь:
Различать объекты природы и предметы, созданные человеком
Различать и распознавать изученные растения;
Вести наблюдения в природе под руководством учителя;
Выполнять правила поведения в природе;
Жизнь насекомых – 10 часов
Основные понятия:
Стрекоза-2 часа
Долгоносик-2 часа
Бабочка-парусник-2 часа
Мотылёк-2 часа
Паук-птицеед-2 часа
Воспитанник должен знать:
Разновидности насекомых;
Признаки насекомых (из каких частей состоят);
О роли насекомых в природе и жизни человека;
Воспитанник должен уметь:
Различать насекомых по их отличительным признакам;
Рассматривать насекомых в коллекции;
Жизнь птиц – 10 часов
Основные понятия:
Фрегат-2 часа
Гриф-2 часа
Дятел-2 часа
Японские журавли-2 часа
Попугаи-2 часа
Воспитанник должен знать:
Разновидности птиц;
О жизни птиц;
Отличительные признаки птиц;
Воспитанник должен уметь:
Выделять существенные признаки птиц;
Подготовить рассказ природоведческого содержания из дополнительных источников;
Путешествие в мир млекопитающих – 10 часов
Основные понятия:
Панда- 2 часа
Кенгуру-2 часа
Коала- 2 часа
Леопард 2 часа
Лось-2 часа
Воспитанник должен знать:
Разновидности млекопитающих;
О разнообразии жизни млекопитающих;
Воспитанник должен уметь:
Различать изученные группы животных;
Распознавать изученных животных;
Устно описывать животных.
Мир растений – 8часов
Основные понятия:
Фикус-2 часа
Омела (растение-вампир)-2 часа
Папоротники-2 часа
Мхи- 2 часа
Воспитанник должен знать:
Группы растений (папоротники, хвойные, цветковые, мхи);
Отличительные признаки растений;
Органы растений;
Воспитанник должен уметь:
Различать наиболее распространенные растения;
Литература для педагога:
Энциклопедия «Тайны живой природы»
Энциклопедия «Что? Зачем? Почему?»
Энциклопедия «Познаем мир»
Энциклопедия «Почемучка»
Пособие «И учеба, и игра: природоведение»
А.А. Плешаков «Зеленые страницы»
Литература для воспитанников:
Дидактические материалы:
Игра «Угадай по описанию»
Игра «А кто внимательный»
Игра «Бывает или нет»
Игра «Эрудит»
Игра «Лесные заморочки»
“Внеурочная и досуговая деятельность ”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей по информатике, 3 класс
В нашей школе при внедрении стандартов «Нового поколения» одним из направлений во внеурочной деятельности была выбрана проектная деятельность на уроках информатики. Была разработана прогр...
Авторская программа дополнительного образования (кружка) "Художественное слово" (3 года обучения)
Пояснительная записка Обучение чтению, формирование выразительности речи, умение понять,прочувствовать произведение – задачи, которые являются актуальнымина протяж...
Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Я познаю мир"
Программа направлена на развитие у младших школьников умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать.Программа учитывает возрастные и психо...
Авторская программа дополнительного образования для учащихся 1-4 классов «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Татар халкының борын-борыннан формалашып килгән рухи культурасы, бай хәзинәсе бар. Шуңа күрә дә укучыларны татар халкының гореф-гадәтләре, ел фассыллары, табигать күренешләре, үсемлек һәм җәнлекләр дө...
авторская программа дополнительного образования "Час творческой деятельности", 2 класс
Авторская программа по внеурочной деятельности, отличительными особенностями которой является системно-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребёнка средствами проектно-исследовательской, аним...
Квест-игра как эффективная форма организации учебной деятельности при реализации общеразвивающей программы дополнительного образования «Я познаю мир» (из опыта работы)
Одна из универсальных игровых технологий — квест-технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных заданий, активизирующая соревновательные механизмы в пс...