Я в мире людей . Модуль "Основы светской этики" ОРКСЭ , 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Я В МИРЕ ЛЮДЕЙ
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Авторы программы: Е.И. Николаева, Е.Н. Петрова
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
Цель курса – воспитание инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлен на развитие личностной сферы обучающихся, содержание учебника построено на межпредметных связях.
Содержание учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей», 4 класс, соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с национальным воспитательным идеалом, закрепленным в Концепции1, основная цель курса - воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлен на решение следующих задач:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- развитие нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
При разработке курса учитывались, прежде всего, возрастные особенности детей. Разговор о нравственности с ребенком 10-11 лет имеет свои особенности. В данном учебнике активно используются символические, образные и эмоциональные возможности притч, литературных произведений, художественных изображений, формирующие у обучающихся важнейшие представления о ценностях гражданского общества косвенно, опосредованно, вне менторского наказа.
Религия представлена как важнейший компонент культуры. Сведения о религиях даны таким образом, чтобы дети на основе исторических сведений могли сопоставить образы разных людей, принадлежащих к каждой религии, уметь опознавать символы и места отправлений тех или иных религиозных действий и получить некоторые знания о соответствующих праздниках.
Связующим звеном между разными религиями и атеизмом становятся моральные нормы, среди которых важнейшим выступает «золотое правило нравственности».
Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- формирует у младших школьников развитие целостных представлений об окружающем мире: его единстве, уникальности, многообразии и изменчивости, а также своем месте в этом мире;
- объединяет материал на основе принципа исторического развития, единого для всех элементов культуры (природы, человека и общества);
- выстроено на основе изучения познавательных интересов и возрастных особенностей психического развития младших школьников;
- реализует связь теоретического и практического материала; ориентировано на принятие учащимися духовно-нравственных ценностей и освоения нравственных норм поведения как основы для построения собственной жизни; на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край.
Все содержательные линии курса имеют сквозной характер: каждое из направлений реализуется в разных главах, разделах, представлено разнообразными заданиями, текстами. В целом курс объединяет следующие содержательные линии:
1) патриотизм сквозь призму представлений о малой и большой Родине;
2) культура как основа объединения разных народов, населяющих нашу страну, и база для формирования ценностных представлений личности; происхождение культуры, отличие законов культуры от законов природы;
3) многоаспектность культуры, имеющей в качестве составных частей науку, искусство, религию, этику;
4) развитие нравственных представлений во времени, понятие «поступок», или «этос», моральные законы как основа взаимодействия различных религиозных и нерелигиозных институтов;
5) ответственность каждого за исполнение нравственных законов и личностное развитие;
6) формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, здоровый образ жизни;
7) ответственное и творческое отношение к любому труду, в т.ч. учебному.
Программа предоставляет возможности в каждой теме привлекать краеведческий, этнокультурный, литературный материал, который конкретизирует общие для личности, культуры и страны закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Освоение содержания курса организуется на деятельностной основе: учебник стимулирует активную самостоятельную деятельность учащихся как индивидуальную, так и коллективную, чему способствуют, например, формулировки заданий:
- «Как ты думаешь…», «Приведи пример…», «Объясни…», «Рассмотри…», «Что ты делаешь для того, чтобы…» (индивидуальная работа);
- «Приведите примеры…», «Обсудите с одноклассниками…», «Придумайте…», «Нарисуйте…» (условное обозначение «Работа в группе»).
Большая часть заданий стимулирует учащихся
-к творческому осмыслению знаний,
-позволяет устанавливать связи с личным опытом, с действительностью.
В каждой главе учебника есть рубрика «Темы исследований и проектов», где обучающимся предлагаются для самостоятельной работы на выбор темы, расширяющие содержание курса, стимулирующие развитие у них познавательного интереса, формирующие навыки творческого труда.
Таким образом курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.
Широта содержания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» открывает для каждого учащегося возможности пополнить сферу своих интересов, создает условия для формирования универсальных учебных действий, активизирует познавательный интерес, задействует эмоционально-чувственную сферу, направляет морально-нравственное развитие в сторону общечеловеческих ценностей.
Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм работы (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
Освоение учебного содержания должно обеспечить
- понимание значения нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской этики, понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах светской этики в России;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, культура - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
Включение модуля «Я в мире людей» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34 часа)
1. Я живу в России (2 часа)
Отечество - Родина. Малая Родина.
История слова «Русь». Образование государства Российская Федерация. Значение понятия «Российская Федерация». Субъекты Российской Федерации.
Богатства России: территория, географические и культурные объекты, население. Конституция - основной закон государства.
Люди - главное богатство страны. Расовое, национальное и религиозное многообразие населения России. Национальные языки и государственный язык. Многообразие обычаев и традиций народов страны.
Национальные праздники. Граждане России - исторические лица и современники, - составляющие национальную гордость страны.
Экскурсии в краеведческий, исторический и т.п. музеи; Государственную думу или местные органы власти (по возможности).
Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).
2. Зачем человеку культура (2 часа)
Понятие культуры. Отличие культуры от природы. Человек как творец и потребитель культуры. Влияние культуры на человека. Ценность образования. Умение учиться как необходимое качество современного человека.
Понятие духовной и материальной культуры. Духовно-нравственная культура как стремление человека к самосовершенствованию.
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей искусств, Царскосельский лицей, в т.ч. виртуальные экскурсии, и т.п. (по возможности).
3. Я среди других (2 часа)
Целостность мира, взаимосвязь всех его компонентов. «Эффект бабочки».
Понятие поступка. Влияние поступка на окружающих. Ответственность за поступок. Причины поступка.
Понятия этики, нравственности и морали. Их взаимосвязь с поступком.
Взаимосвязь становления нравственности и культуры. Семья и страна как истоки нравственности.
Источники нравственности. Понятие нравственной культуры человека. Права и обязанности человека и гражданина.
Драматизации фрагментов сказок, притч, других источников народного и авторского литературного творчества морально-нравственного содержания.
Ситуационные игры.
4. История – наставница жизни (1 час)
История как часть духовной культуры.
Источники исторических знаний. Первые историки. Нравственные ценности в понимании предков.
Современная история. Изучение опыта других людей как источника формирования нравственности.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи (по возможности).
5. Как мы познаем мир (2 часа)
Стремление человека к познанию мира.
Возникновение религии как способа объяснения мира. Научный и религиозный способы познания мира. Монотеистические и политеистические религии. Мировые религии. Атеизм.
Язычество (на примере религии Древней Руси). Шаманство (на примере древней религии алтайцев).
Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (по возможности).
Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).
6. Религия - часть культуры (обзор) (4 часа)
Культура и религия. Религия и нравственность. Золотое правило нравственности. Понятие веротерпимости. Историческая поликонфессиональность России.
Понятие толерантности. Свобода совести как закон государства. Запрещение идей фашизма и национализма.
Происхождение буддизма. Основатель - Сиддхартха Гаутама, первый Будда. Содержание буддизма. Нравственные ценности буддизма: Срединный путь.
Символы буддизма: Трипитака, мандала. Буддийские храмы: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме.
Иудаизм как монотеистическая национальная религия. Тора. Ветхий Завет. История Моисея. 10 заповедей. Правило Гиллеля. Шабат. Синагога: символика, убранство, назначение. Правила поведения в синагоге.
Христианство как мировая монотеистическая религия. Происхождение христианства. Иисус Христос. Святая Троица. Историческая связь христианства и иудаизма.
Библия. Новый Завет. Сотворение мира. Первые люди. Понятие греха. Учение Христа.
Разделение церкви на католическую и православную.
Православие. Христианство в Древней Руси. Крещение Руси. Азбука Кирилла и Мефодия. Значение крещения для развития культуры.
Православный храм: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме.
Православные праздники. Пасха.
Ислам как мировая монотеистическая религия. Происхождение ислама. Коран.
Сунна. Коран о нравственности. Религиозные обязанности мусульман: намаз, ураза, закят, хадж. Мусульманские праздники.
Мечеть: символика, убранство, назначение. Правила поведения в мечети.
Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).
Посещение православного, буддийского храмов, синагоги, мечети (по возможности).
Проектная деятельность – 4 часа
Всего в первом полугодии – 17 часов
7. Искусство – часть духовной культуры (1 час)
Искусство как часть духовной культуры. Отличие искусства от науки. Отражение в произведениях искусства действительности и индивидуальности автора. Искусство как отражение прекрасного. Виды искусства. Язык искусства - образы. Автор и зритель, слушатель и читатель.
Развитие и обновление средств искусства. Новые виды искусства. Искусство как путь взаимопонимания народов.
Проектно-исследовательская деятельность (тематика на выбор).
Экскурсии в художественную галерею, музей искусств, знакомство с архитектурными памятниками региона и т.п. (по возможности).
8. Природа и мы (1 час)
Связь человека и природы: законы природы и нравственные законы. Проблема сохранения природы, бережного к ней отношения. Техногенная катастрофа.
Влияние природы на человека. Сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни.
Природа как источник науки и искусства.
Фотопроект «Насекомые (птицы, звери) моего края».
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в планетарий, в краеведческий, исторический музеи (по возможности).
9. Все начинается с семьи (3 часа)
Понятие семьи. Семья как первый учитель нравственности.
Семейные традиции. Воспитание в семье. Связь поколений. Народные промыслы. Семейные династии. Семейные реликвии. Семья как источник любви и добра.
Любовь как нравственное чувство. Любовь как источник духовной силы и добра.
Проявление любви через поступок.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).
10. Душа согревается добром (3 часа)
Добро как поступок. Добро и зло. Преодоление зла в себе. Культура против зла.
Добрые мысли как источник добрых дел.
Жизнь как наивысшая ценность. Переплетение культур разных народов как путь обогащения культуры. Взаимопомощь. Совершенствование души - нелегкий труд.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).
11. «Волшебные» слова (2 часа)
Вежливость как проявление нравственных отношений. Культура внешняя. Культура внутренняя как потребность в самосовершенствовании.
Понятие этикета. Традиции этикета у разных народов. Значение этикета в прошлом и настоящем.
Вежливость и благодарность как проявление внутренней культуры.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).
Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).
12. Я в кругу друзей (2 часа)
Понятие дружбы. Черты дружбы: бескорыстие, приятие другого, доверие, стремление к взаимопомощи, желание добра другому. Дружба и товарищество. Ценность дружбы. Дружба как самовоспитание. Дружба как источник искусства.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).
13. В мире с другими и с самим собой (2 часа)
Мир вокруг. Мир в душе. Как человек влияет на мир. Как мир влияет на человека. Ответственность за свои поступки.
Потребность совершать добро. Потребность познавать и совершенствовать мир: себя, свою семью, свою Родину.
Самопроверка (рубрика «Подведем итоги»).
14. Подведем итоги (1 час)
Проектная деятельность – 2 часа
Всего во втором полугодии – 17 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
34 часа
Я живу в России 2 ч
Зачем человеку культура 2 ч
Я среди других 3 ч
История - наставница жизни 2 ч
Как мы познаем мир 2 ч
Религия - часть культуры 6 ч
Религии и нравственность
Буддизм
Иудаизм
Христианство
Православие
Ислам
Искусство - часть духовной культуры 2 ч
Природа и мы 2 ч
Все начинается с семьи 3 ч
Душа согревается добром 3 ч
«Волшебные» слова 2 ч
Я в кругу друзей 2 ч
В мире с другими и с самим собой 3 ч
ВАРИАНТ ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА
В СООТВЕТСТВИИ С МОДУЛЕМ
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
34 часа
№ | Тема | Час. | Примечания |
1-е полугодие | |||
1 | Я живу в России | 2 | |
2 | Зачем человеку культура | 2 | |
3 | Я среди других | 2 | |
4 | История – наставница жизни | 1 | |
5 | Как мы познаем мир | 2 | |
6 | Религия – часть культуры (обзор) | 4 | |
Религии и нравственность | Проектная деятельность | Целесообразно провести один из уроков в начале изучения курса как установочный для определения тем исследова-ний и проектов, составления планов, формы представления и т.п. Наметить сроки готовно-сти проектов и исследований и включать их в планы уроков как средство актуализации пройденного. Второй и третий часы органи-зовать как знакомство с осно-вными религиями через подго-товленные проекты. Четвертый час, отведенный на проектную деятельность, мож-но использовать как итоговый обобщающий урок по рубеж-ным итогам изучения курса, например, в форме конферен-ции. | |
Буддизм | |||
Иудаизм | |||
Христианство | |||
Православие | |||
Ислам | |||
Всего | 13 | ||
Проектная деятельность | 4 | ||
Всего в полугодии | 18 | ||
2-е полугодие | |||
7 | Искусство – часть духовной куль-туры | 1 | |
8 | Природа и мы | 1 | |
9 | Все начинается с семьи | 3 | |
10 | Душа согревается добром | 3 | |
11 | «Волшебные» слова | 2 | |
12 | Я в кругу друзей | 2 | |
13 | В мире с другими и с самим собой | 2 | |
14 | Подведем итоги | 1 | |
Всего | 15 | ||
Проектная деятельность | 2 | Целесообразно провести один из уроков в начале изучения второй половины курса как установочный для определе-ния тем исследований и про-ектов, составления планов, формы представления и т.п. Наметить сроки готовности проектов и исследований и включать их в планы уроков как средство актуализации пройденного. Второй час использовать на собственно защиту проектов как общее подведение итогов курса, подготовка которого также может быть организо-вана как групповой проект. | |
Всего в полугодии | 17 | ||
Общее количество часов | 34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
- этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- принятие установки на здоровый образ жизни;
- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды для решения задачи);
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая по возможности электронные, цифровые ресурсы) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, Российская Федерация - субъект Российской Федерации - область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Освоение категориального аппарата дисциплины
Обучающийся научится:
- понимать и объяснять значение понятий «Конституция», «Российская Федерация», «субъект Федерации», «символы государства»;
- понимать и объяснять значение понятий, имеющих отношение к культуре, и ее составных частей: религиозные и нравственные представления, наука, искусство; выделять их существенные признаки;
- определять базовые национальные ценности: человеческой жизни; семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества;
- определять основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- различать законы культуры и природы и формулировать адекватные суждения относительно природных и культурных явлений;
- формулировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- рассказывать об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- определять как главные ценности добросовестное и творческое отношение к труду и учебе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.
Развитие представлений о нравственном выборе
Обучающийся научится:
- определять значение символов Российской Федерации и субъекта Федерации, где он проживает;
- узнавать символику различных религиозных конфессий, определять по внешнему виду принадлежность культового сооружения определенной религии;
- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;
- различать нравственную составляющую в поступках литературных героев и окружающих;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;
- использовать в поведении основные правила этикета: в школе, общественных местах, транспорте и т.п.;
- навыкам вежливого, внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, младшим и старшим;
- уважительно относиться к труду и творчеству старших и сверстников;
- ценностно относиться к учению как к виду творческой деятельности;
- определять условия, способствующие поддержанию здоровья и здорового образа жизни;
- отрицательно относиться к лени и небрежности в труде и учебе;
- понимать человеческую жизнь как высшую ценность;
- понимать необходимость здорового образа жизни и укрепления своего здоровья;
- видеть прекрасное в окружающем мире, природе;
- видеть прекрасное в поведении и труде людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием подручных средств;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;
- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природной среде;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся узнает:
- об истории становления Российской Федерации;
- о происхождении различных религий;
- о духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях различных групп религиозных, социальных, этнических) людей в изучаемый период;
- о нравственных законах учения, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека;
- о героических страницах истории России, о поступках и деятельности замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;
- об обязанностях и правах гражданина (на доступном для данного возраста уровне);
- об истории и культуре родного края, этнокультурных традициях, особенностях быта народов России;
- первоначальные сведения о базовых ценностях отечественной культуры, традиционные моральные нормы российских народов;
- о нравственных взаимоотношениях в семье, необходимости укрепления семейных отношений, традиций, поддержания связи и преемственности поколений;
- о взаимосвязи и взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), социального;
- об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
- о художественных ценностях культуры России, культур народов России, в т.ч. народов родного края.
Обучающийся получит возможность узнать:
- об истории Российской Федерации;
- о событиях общественной, научной и культурной жизни страны;
- об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края;
- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях народов России;
- имена выдающихся российских деятелей и связанные с ними события: Петр I, А.В. Суворов, Ю.А. Гагарин и др.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК и дополнительной литературой:
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей: учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. 7-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классах. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.
Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника / под ред. проф. Е.В. Архиповой. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.
Еремеева В.Д. Воспитание толерантности. Рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей: сборник статей / под ред. В.Д. Еремеевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с обществом, государством, историей, культурой, природой, человеком и его здоровьем.
Интернет-сайты:
- www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);
- dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);
- school.yandex.ru (Школьный Яндекс);
- 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др.
- Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации»;
- рисунки, слайды, диски.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер.
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей».
Блок «Основы светской этики»
№ | Наименование раздела, тем | Формирование предметных умений | Характеристика деятельности учащихся | Диагностика и образовательные результаты, практическая часть |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Я живу в России (2ч). Формирование личностных УУД: – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – представление о своей этнической принадлежности. Формирование регулятивных УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Формирование познавательных УУД: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – воспринимать смысл предъявляемого текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Формирование коммуникативных УУД: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | ||||
1. | Что такое Российская Федерация? Россия-самая-самая… | -знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; -формировать чувство гордости за свою Родину; -развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности. | -беседа; -комментированное чтение; -устный рассказ на тему; -самостоятельная работа с источником информации; -работа с иллюстративным материалом; -творческие задания; -участие в учебном диалоге; -устные ответы на вопросы; -словарная работа; -пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий; -поиск необходимой информации; -устные характеристики героев России; -обсуждение результатов выполнения дом.задания. | Сочинение №1 «Моя малая родина», «Россия – самая – самая…»(по выбору). |
2. | Какие мы – граждане России. НРК Республика Коми-наш родной край. | ТР №1 «Мой любимый праздник», «Обычаи моего народа», «История и современная жизнь моей малой родины» (по выбору). | ||
3 | Определение тем исследований, проектов первого полугодия, составление планов, форм представлений. | |||
Зачем человеку культура (2ч). Формирование личностных УУД: – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков. Формирование регулятивных УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Формирование познавательных УУД: – строить сообщение в устной форме; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Формирование коммуникативных УУД: – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | ||||
4. (1) | Как культура влияет на человека. | -иметь представление о культуре; | -беседа; -комментированное чтение; -работа с литературным и фольклорным текстами; -работа с иллюстративным материалом; -творческие задания; -участие в учебном диалоге; -подготовка творческой беседы с членами семьи; -обсуждение; -ответы на вопросы; -выборочный пересказ текста; -поиск информации. | |
5. (2) | Культура внутри нас и вокруг нас. Что такое духовно- нравственная культура. НРК Образцы нравственности в культуре родного края. | -готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; -понимать и сопереживать чувствам других людей; -осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; -уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. | ТР №2 Придумать и нарисовать свою бабочку – образ своей души. | |
Я среди других (2ч). Формирование личностных УУД: – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; Формирование регулятивных УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Формирование познавательных УУД: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – воспринимать смысл предъявляемого текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Формирование коммуникативных УУД: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); -строить понятные для партнера высказывания; -задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | ||||
6. (1) | В мире всё взаимосвязано. Что значит быть человеком. Наши поступки. | -уметь осознавать ценности человеческой жизни; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -знать, что значит, быть нравственным в наше время, уметь поступать согласно своей совести; | - беседа; -комментированное чтение; -устный рассказ на тему; -самостоятельная работа с источником информации; -подготовка творческой беседы с членами семьи; -составление плана; -устные ответы на вопросы; -чтение и пересказ фрагментов статьи; -обсуждение; -развёрнутые ответы; - работа с понятием этикет; -обсуждение; -выборочное чтение; -словарная работа; | |
7. (2) | Что такое этика. Как мы становимся нравственными. Почему нужно соблюдать моральные правила. Нравственная культура человека. | - иметь представление об этике и её роли в истории и современности России; - знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности; - знакомство с основами светской морали , понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; -уметь вести диалог, слушать собеседника; -развитие коммуникативной речи; | Словарный диктант №1 по материалам 1-6 уроков. ТР №3 Составить список моральных правил для себя и для своих одноклассников. | |
История -_наставница жизни (1ч). Формирование личностных УУД: – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; Формирование регулятивных УУД: – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – принимать роль в учебном сотрудничестве. Формирование познавательных УУД: – строить сообщение в устной форме; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Формирование коммуникативных УУД: – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | ||||
8. (1) | Первые историки. Современная история. НРК Наши знаменитые земляки - труженики, патриоты, воины, коллективисты. | -дать представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; | -устные ответы на вопросы; -чтение и пересказ фрагментов статьи; -словарная работа; -обсуждение; -поиск информации; | Сочинение №2 «Герои войны - мои земляки». |
Как мы познаём мир. (2 ч). Формирование личностных УУД: – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; Формирование регулятивных УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; -адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Формирование познавательных УУД: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – воспринимать смысл предъявляемого текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Формирование коммуникативных УУД: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | ||||
9. (1) | Первые шаги в изучении природы. | -иметь представление о неразрывной связи природы и человека; -дать понятие языческой культуры; -отметить языческую символику; -способствовать формированию понимания язычества как духовной первоосновы русской культуры. | -обсуждение; -ответы на вопросы; -выборочный пересказ текста; -словарная работа. | |
10. (2) | Язычество. | ТР №4 Создать свою картинную галерею «Языческие божества». | ||
Религия –часть культуры (4 ч). Проектная деятельность (3 ч) | ||||
11. (1) | Религия и нравственность. | - познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; -иметь представление об основных нормах светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества; -формировать первоначальные представления об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России; -формировать уважительное отношение к традиционным религиям и их представителям; -формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; -знать, понимать и принимать личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России; | -чтение статьи с подчёркиванием важных мест; -выборочный пересказ; -ответы детей на вопросы учителя -обсуждение результатов самостоятельной работы; -словарная работа. | ТР №5 Фотовыставка «Религия-часть культуры». |
12. (2) | Буддизм. Представление проектов. | |||
13. (3) | Иудаизм. Представление проектов. | |||
14. (4) | Христианство. Представление проектов. | |||
15. (5) | Православие. Представление проектов. | |||
16 (6) | Ислам. Представление проектов. | |||
17 (7) | Обобщающий урок по темам первого полугодия | |||
Искусство- часть духовной культуры (1ч). Проектная деятельность (1 ч). Формирование личностных УУД: – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; Формирование регулятивных УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Формирование познавательных УУД: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – воспринимать смысл предъявляемого текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Формирование коммуникативных УУД: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | ||||
18. (1) | Определение тем исследования и проектов второго полугодия, составление планов и форм представления | - показать связь искусства со всеми сторонами жизни; -знать, что искусство помогает человеку познавать мир и выражать свои чувства; -познакомить с различными видами искусств. | -чтение статьи с составлением плана; -нахождение главной мысли; -устные ответы на вопросы учителя; -обсуждение по группам; -работа с энциклопедией; | |
19. (2) | Зачем нужно искусство. Виды искусства. Язык искусства. | Экскурсия в художественный музей №1. | ||
Природа и мы (1ч) Формирование личностных УУД: – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; Формирование регулятивных УУД: – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – принимать роль в учебном сотрудничестве. Формирование познавательных УУД: – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Формирование коммуникативных УУД: – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя). | ||||
20. (1) | Что такое природа. Природа - наш учитель. НРК Природа Коми края. | -развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; -ценное отношение к природе и всем формам жизни; -элементарный опыт природоохранительной деятельности; -бережное отношение к растениям и животным; -формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей и здоровому образу жизни; | -обсуждение: как вы думаете, что означает слово природа? -творческая самостоятельная работа учащихся – подготовка к сочинению на одну из тем: «Экологическая катастрофа», «Здоровье человека», «Природа - наш учитель». | ТР №7 Фотопроект (презентация). Насекомые (птицы, звери моего края). Сочинение №2 |
Всё начинается с семьи (3 ч) Формирование личностных УУД: – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – представление о своей этнической принадлежности. Формирование регулятивных УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Формирование познавательных УУД: – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать ; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Формирование коммуникативных УУД: – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя). | ||||
21. (1) | Семья – первый воспитатель. | -понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи , как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших , ответственность за другого человека; – уметь уважительно относиться к членам семьи, понимать, сопереживать, знать, что такое родословная; -формировать чувство гордости за свою семью; -бережное отношение к жизни человека ; -забота о продолжении рода; -иметь представление о семейных, традициях, праздниках. | -беседа; -комментированное чтение; -устный рассказ на тему; -творческие задания; -участие в учебном диалоге; -самостоятельная работа с источником информации; -устные ответы на вопросы; -пересказ фрагментов текста обозначением ключевых понятий; -поиск необходимой информации; -творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему; -выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждения; -взаимооценивание. | ТР №8 Творческая работа: образец родового древа, родового герба. |
22. (2) | Семейные традиции. НРК Семейные праздники народов Республики Коми. | |||
23. (3) | Любить всей душой… | ТР №9 Презентация . Фотографии или видеоматериалы о семейных праздниках. | ||
Душа согревается добром (3 ч) Формирование личностных УУД: – этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; Формирование регулятивных УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Формирование познавательных УУД: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – воспринимать смысл предъявляемого текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Формирование коммуникативных УУД: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | ||||
24. (1) | Учиться добру. Различать добро и зло. | -ознакомление учащихся с основными этическими понятиями добра и зла; -воспитание добрых взаимоотношений; -формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле; -определение понятий - добро, зло, гуманность. | -беседа; -комментированное чтение; -самостоятельная работа с источниками информации; -творческие задания; -участие в учебном диалоге; -подготовка творческой беседы с членами семьи; -обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло; -устные ответы на вопросы; - словарная работа; -выборочный пересказ текста; -пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий; -самостоятельная работа учащихся. | ТР №10 Пословицы и поговорки о добре. |
25. (2) | Защитники добра. Преодолевать зло в себе. | |||
26. (3) | От добрых мыслей – к доброму делу. | |||
«Волшебные слова» (2 ч) Формирование личностных УУД: – этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; Формирование регулятивных УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Формирование познавательных УУД: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – воспринимать смысл предъявляемого текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать . Формирование коммуникативных УУД: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | ||||
27. (1) | Вежливость и благодарность. Культура внешняя и внутренняя. | – развитие представлений учащихся о значении понятий-вежливость, благодарность; -какое значение имеет в жизни человека вежливость и благодарность; -расширение знаний учащихся о культуре, об особенностях культуры; -знать, что такое культура; -уметь различать внешнюю культуру от внутренней; | -устный рассказ на тему; -самостоятельная работа с источником информации; -подготовка творческой беседы с членами семьи; -составление плана; -работа с иллюстративным материалом; -участие в учебном диалоге; | |
28. (2) | Этикет и национальная культура. Добрые чувства – в добрых словах. | -познакомить с правилами этикета; -развитие этических чувств и норм; | -работа с понятием этикет; -обсуждение; -выборочное чтение текста; -словарная работа; -работа с толковым словарём; | ТР №11 Составить сценарий проведения дня рождения: приглашение гостей, развлечения, поздравления, угощение, сервировка стола и т. п. |
Я в кругу друзей (2ч). Формирование личностных УУД: – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; Формирование регулятивных УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Формирование познавательных УУД: – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – воспринимать смысл предъявляемого текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать . Формирование коммуникативных УУД: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | ||||
29. (1) | Как начинается дружба. | -знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба; -развитие способности учащихся общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения; -воспитывать уважение и толерантное отношение; | -беседа; -комментированное чтение; -устный рассказ на тему; -самостоятельная работа с источником информации; -составление плана; -подготовка творческой беседы с членами семьи; -подготовка к написанию рассказа; -подготовка материалов для стенгазеты; -словарная работа; -инсценирование сказки на выбор; -составление плана творческой работы- рассказ о своём друге. | ТР №12 Пословицы и поговорки о дружбе. |
30. (2) | Друг – моё второе « я ». | ТР №13 Рассказ о своём друге. |
В мире с другими и с самим собой (2ч). Формирование личностных УУД: – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – представление о своей этнической принадлежности. Формирование регулятивных УУД: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Формирование познавательных УУД: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – воспринимать смысл предъявляемого текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать . Формирование коммуникативных УУД: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | ||||
31. (1) | Что мы носим с собой. | -умение объединяться и работать в группах; -умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; -уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение; | -устные ответы на вопросы; -обсуждение самостоятельной работы; -поиск ответа на вопрос; -работа с понятиями «мир», «окружающий мир», «жить в мире с другими людьми», «жить в мире с собой»; -работа со схемой о взаимосвязях человека и мира; -обсуждение, выбор темы, разработка плана работы над проектом, распределение обязанностей в группе по работе над проектом; -выбор тем для индивидуальных творческих работ; | Словарный диктант №3 |
32. (2) | Что влияет на меня и что я хочу изменить. | |||
33. (3) | Подведем итоги. Я познаю мир. | Творческая работа №14 Выступление учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. | ||
34 | Обобщение по курсу. Защита проектов. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новый год На новый год мы всей семьёй очень любим наряжать ёлку! Сначала мы развесим на ёлочку гирлянды, затем шарики, мишуру и конечно же звезду! Потом мы все вместе сидим за столом в ожидании нового года!
Горка Когда мы с папой приезжаем к бабушке с дедушкой на лето, то мы обязательно все вместе ходим на ежегодный праздник Усть-Цилемская горка. Мы не пропускаем этот праздник и поэтому он вошёл в нашу традицию. Праздник горка заключается в том что мужчины и женщины любого возраста одевают расписные наряды и идут водить хоровод.
Беседка Еще у нас есть традиция : Летом расстилать на веранде беседку, Утром в беседке можно было полежать, почитать в прохладе, вечером всем вместе посидеть и поболтать, ну а ночью если совсем тепло то можно было и поспать.
Каток Мы с папой очень любим кататься на коньках как зимой так и лето. По этому то у нас и появилась традиция каждые каникулы брать коньки и ехать на каток.
Кировский парк Я очень люблю гулять по кировскому парку. Мы ездим сюда каждое лето и можем гулять по кировскому парку часами. Мне кажется что лучшего места для прогулки нет.
Книжные каникулы. У моей бабушки и дедушки очень большая библиотека. Когда я приезжаю к ним на лето то мы устраиваем конкурс под названием «книжные каникулы» .Суть этого конкурса в том - кто больше прочитает книг за 3 месяца тот считается самым умным в семье.
Пиццерия Каждый месяц мы ходим в пиццерию, а если не получается сходить туда,тогда мы заказываем её на дом.
Предварительный просмотр:
Мой любимый праздник в семье - это Новый год. Я люблю его за то, что он очень веселый и яркий. В новогоднюю ночь мы всей семьей веселимся. Мы поем песни, танцуем, участвуем в конкурсах, устраиваем беспроигрышные лотереи, дарим друг другу подарки. Ко мне всегда приходит Дед Мороз и приносит подарки. У нас в семье есть традиция - 1 января встречаться с друзьями на природе и кушать шашлыки.
Летом мы с мамой и папай ходили на рыбалку, на реку Сысолу. Поймали 2 рыбки, но это мелочь, просто нам очень нравится быть вместе, а результат это неважно.
В нашей семье у всех есть любимые занятия. Мама любит читать книги, разгадывать кроссворды. Мой папа любит заниматься автомобилем. Вместе мы любим ходить в лес по грибы, да по ягоды, встречать там разных лесных жителей. В этом году я увидел, как растет клюква, её на болоте было видимо не видимо.
Во время летнего отпуска мы любим путешествовать на автомобиле. Мы часто ездим в г. Кинешму, Ивановскую область и г. Глубокое, Республика Беларусь, потому что там живут мои бабушки и дедушки.
С папой я играю в футбол, с мамой - в бадминтон, а с дедушкой я люблю играть в шашки и шахматы. Вместе с папой и мамой мы ходим в бассейн и на каток. Наша семья очень дружная! Я очень люблю свою семью!
Выполнил работу ученик 4г класса сш №25
Сухих Вадим
Учитель: Коданева Любовь Владимировна
Предварительный просмотр:
Дружба. Жила-была девочка Аня. Была солнечная погода. Аня пошла гулять, но ей было одной скучно. Видит она, что ребята играют в догонялки. Аня попросилась с ними поиграть. Ребята согласились. Началась игра. Аня побежала и толкнула Свету. Мальчики помогли Свете встать. Ребята сказали Ане: «Уходи. Ты с нами больше играть не будешь». Тут Аня расплакалась и убежала. Сидела Аня на скамеечке и горько плакала. Мимо проходила девочка. Девочка спросила: «Почему ты такая грустная?» Аня рассказала свою беду и опять расплакалась. Девочка сказала: «Не плачь, я научу тебя хорошо и правильно дружить». Аня согласилась. Аня поняла свою ошибку. Она побежала к ребятам и попросила прощение. Ребята согласились и всегда играли хорошо и дружно!!!
Работу выполнила Куйда Ксения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс
На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...
Курс ОРКСЭ модуль« Основы светской этики »(4 класс, урок 14) Автор Партыко Е.А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ №949 Разработка урока.
Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс,урок 14 "Дружба"(конспект урока+презентация к уроку)...
Статья. "В помощь родителям учащихся младших классов. Особенности изучения нового культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах."
Статья адресована в первую очередь родителям учеников младших классов, которые в 4 классе начинают изучение нового предмета ОРКСЭ - " Основы религиозных культур и светской этики" , так же в статье мож...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1. познакомит...
Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...
Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...