Технологическая карта урока ОРКСЭ, «Мой класс – мои друзья», УМК «Просвещение», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс,
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Технологическая карта урока ОРКСЭ, «Мой класс – мои друзья», УМК «Просвещение», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс,
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 26.01.2024 Школа: «Академический лицей №95» Класс: 4-5 Урок: 3 Время:09:45-10:25 Кабинет: 317 | Студент: Дударева Кристина Олеговна, Кудашева Софья Дмитриевна Группа: 31 Учитель: Хайбулина Гульямал Зайнетдиновна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока: «Мой класс – мои друзья»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в дружеских отношениях и их отличие от других отношений.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) дать представление о том, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «дружба» и «друг»; 2) проанализировать степень усвоения полученного материала. | Предметные: 1) знать способы создания сплочённого классного коллектива; основные правила дружбы; 2) уметь следовать нормам поведения в классе и в школе; анализировать поступки людей, различать различные чувства. |
Развивающие: 1) развивать познавательный интерес, внимание; 2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) проявлять активность в совместной учебной деятельности. |
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям; 2) воспитывать навыки сотрудничества. |
УМК: «Просвещение», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»: 4 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2014.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя | 1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята, нас зовут Кристина Олеговна и Софья Дмитриевна. Сегодня мы проведём у вас урок Основы Светской Этики. 2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся. - Повернитесь к соседу по парте и пожелайте хорошей работы. - Пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. |
| УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Учебная презентация 1 слайд |
Актуализация знаний и мотивации (2 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа | 1. Актуализирует знания по пройденным темам. - Ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом занятии? Закончите фразу: «группа лиц, объединенных общей работой, учебой или интересами - …» - А наш класс можно назвать коллективом? Почему? 2. Подводит детей к выводу о степени сформированности дружеских отношений в классе. - Ребята, узнать тему нашего сегодняшнего урока вам нужно будет разгадать кроссворд. На основе ранее изученных тем, вы должны разгадать кроссворд.
- Ребята, какое слово у нас получилось? - Отлично, молоды! | 1. Отвечают на вопросы учителя. - Коллектив. - Наш класс можно назвать коллективом, потому что у нас есть совместная деятельность, мы решаем общие задачи и т.д. 2. Выполняют задание. - Дружба. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока. - Ребята, прочитайте стихотворение на экране: Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет. А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг, Всегда ему надежный друг В беде протянет руку. - Исходя из нашей беседы, подумайте и скажите, о чем же мы будем сегодня говорить? - Верно, тема нашего сегодняшнего урока «мой класс – мои друзья». - Давайте поставим цели урока: Узнать… Изучить… - А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока, но только вот беда: все пункты плана перепутаны, давайте попробуем составить их в нужной последовательности: 1)Сделаем вывод о проделанной работе. 2) Познакомимся со способами налаживания дружеских отношений. 3)Будем читать рассказ «Ни за это ни за то». - В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили. | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. Читают стихотворение. - О дружбе. - Узнать о том, как появляется дружба в нашем классе. Изучить какую роль в коллективе играет каждый из нас. 1) Познакомимся со способами налаживания дружеских отношений. 2)Будем читать рассказ «Ни за это ни за то». 3)Сделаем вывод о проделанной работе. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 6 слайд 7 слайд 8 слайд |
«Открытие детьми нового знания» (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Вспомните, что же обозначает слово «дружба»? - Хорошо. В словаре Ожегова дано определение дружбе. Обратите внимание на экран, давайте прочитаем его. - Давайте попробуем подобрать синоним к слову «друг». - А сейчас, ребята, я предлагаю вам всем побыть экспертами и обсудить стихотворение о дружбе О. Высотской «Ёжик». Давайте послушаем его. (чтение делится на 3 части) - Какое впечатление у вас сложилось о ежике – Сереже? (вопрос после первой части - Нет, мама будет волноваться!) - Как бы вы поступили, узнав о жизни Сережи-ежика? (вопрос после второй части – Приходится Серёже) - Хорошо, что ребята, пусть и не сразу, но узнали о трудной жизни Сережи и пришли ему на помощь. Что заставило колючего Ежика спрятать иголки? - А как изменился Ежик? - Ребята, как бы вы поддержали Серёжу? (вопросы после третьей части – Должны вы знать об этом!) - Запомните, первое впечатление о человеке иногда может быть ошибочным, чтобы узнать человека, нужно с ним пообщаться. - Внимательное, душевное отношение к другому человеку может подсказать, когда и как поступить. Главное, заметить неблагополучие во внутреннем состоянии человека. Это возможно лишь тогда, когда мы внимательны и отзывчивы к своим одноклассникам, т.е. умеем быть чуткими, т.е. умеем чувствовать другого человека. Это очень тонкое чувство. Оно бескорыстно, так как идет от души. | 1. Выполняют задания, отвечают на вопросы. - Дружба – это близкие отношения, основанные на доверии. - Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. - приятель, товарищ, одноклассник и т.д. Слушают стихотворение. - Серёжа закрытый, необщительный, ворчливый… - Помогли бы ему. - Он понял, что не все люди вокруг него злые. - Стал открытым, доброжелательным. - Мы бы предложили ему помощь по дому/ учёбе и т.д. | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи | 9 слайд 10 слайд |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Организует первичное закрепление. - Сейчас вы поработаете в парах. Но для начала давайте повторим правила работы в парах: Работа с рассказом «Ни за то и ни за это». С.71-72. - Откройте учебник на страницах 71 – 72. В парах прочитайте рассказ «Ни за то и ни за это» и ответьте на вопросы: «Как Костя поступил в конце рассказа? Почему?». На это задание у вас есть 3 минуты. - Пусть именно такое отношение станет девизом вашего класса. Пусть оно крепнет и дарит радость взаимного тепла. | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор 1. При разговоре смотри на собеседника. 2. Называй товарища по имени. 3. Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар. 4. Работать должны оба. 5. Один говорит, другой слушает. 6. Своё несогласие высказывай вежливо. 7. При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом. Читают и анализируют рассказ. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | 11 слайд |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения. Показ видеофрагмента с динамической паузой. | 1.Выполняют динамическую паузу. Повторяют движения из видеофрагмента | 12 слайд | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал Взаимопроверка | 1.Организует самостоятельную работу. -Сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас на партах лежат карточки. Положите их перед собой. - Соотнесите поговорки и пословицы с их значением. На это задание у вас есть 3 минуты. Поговорки, пословицы: дружба дороже денег; один за всех, все за одного; старый друг лучше новых двух; не имей сто рублей, а имей сто друзей; без друга в жизни туго; человек без друзей - что дерево без корней. Значения: дружба бесценна, настоящую дружбу нельзя купить за деньги; каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу; старые проверенные друзья никогда не предадут, а насколько будут верными новые друзья, еще не известно; дружба дороже богатства, денег. Деньги быстро потратятся, а друзья останутся навсегда. Хорошо иметь много надежных друзей; человеку сложно жить, если у него нет настоящего друга, который мог бы поддержать его в трудные моменты и разделить с ним радости жизни; друзья — это необходимый элемент жизни каждого человека, так же как корни необходимы дереву, чтобы расти, развиваться и крепко стоять на земле. - Время подходит к концу, кто сколько успел сделать, заканчиваем. - Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде. - Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик. | 1.Выполняют самостоятельную работу. | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | 13 слайд |
Включение в систему знаний, повторение (5-6 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Организует работу класса на повторение теоретического материала. 2. Обобщает материал урока. - Сейчас, я предлагаю вам в группах разгадать ребусы по сегодняшнему материалу. Выберите человека, который будет записывать ответы к ребусам. Группа, которая выполнит задание быстрее всех, поднимает руки и показывает свою готовность к ответу. Не забудьте, что работая в группах, мы придерживаемся определенных правил, давайте вспомним их: После выполнения задания, выберите отвечающего человека, а остальные будут сверять свои ответы с группой, выполнившей задание раньше всех. Слова, зашифрованные в ребусы: коллектив, друзья, дружба, доброта, доверие, помощь, поддержка, уважение, выручка. - Молодцы! Вы отлично справились с заданием. |
Вспоминают правила работы в группе. 1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3.Не бойся высказывать своё мнение. 4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. 5.Думай сам, а не рассчитывай на других. 6.Отвечай у доски громко, чётко, кратко. Разгадывают ребусы. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | 16 слайд 17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд 22 слайд |
Рефлексия деятельности ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | 1.Организует анализ работы по критериям. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Что нового мы узнали? - Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы: Я узнал, что… Интересным для меня было… Мне было сложно… - Отлично. Спасибо за урок. Досвидания! | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Тема урока: «Мой класс – мои друзья» Цели: -Мы узнали о том, как появляется дружба в нашем классе и какую роль в коллективе играет каждый из нас. | УУРД: Оценивать свою работу | 23 слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)
Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...
Технологическая карта ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» 4 класс ( УМК: "Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры»")
Тема урока «Как христианство пришло на Русь» Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о крещении Руси. Зада...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1. познакомит...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Каждый интересен» (4 класс, УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под ред. А.И. Шемшуриной)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности. Дидактические:1) дать представление о п...