Технологическая карта урока ОРКСЭ, «Мой класс – мои друзья», УМК «Просвещение», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс,
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Кудашева Софья Дмитриевна

Технологическая карта урока ОРКСЭ,  «Мой класс – мои друзья», УМК «Просвещение», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс,

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 26.01.2024

Школа: «Академический лицей №95»

Класс: 4-5

Урок: 3

Время:09:45-10:25          Кабинет: 317

Студент: Дударева Кристина Олеговна,  Кудашева Софья Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Хайбулина Гульямал Зайнетдиновна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Мой класс – мои друзья»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в дружеских отношениях и их отличие от других отношений.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) дать представление о том, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «дружба» и «друг»;

2) проанализировать степень усвоения полученного материала.

Предметные:

1) знать способы создания сплочённого классного коллектива; основные правила дружбы;

2) уметь следовать нормам поведения в классе и в школе; анализировать поступки людей, различать различные чувства.

Развивающие:

1) развивать познавательный интерес, внимание;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  воспитывать навыки сотрудничества.

УМК: «Просвещение», учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»: 4 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2014.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята, нас зовут Кристина Олеговна и Софья Дмитриевна. Сегодня мы проведём у вас урок Основы Светской Этики.

2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

- Повернитесь к соседу по парте и пожелайте хорошей работы.

- Пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

  1. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Учебная презентация

1 слайд

Актуализация знаний и  мотивации

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

1. Актуализирует знания по пройденным темам.

- Ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом занятии?  Закончите фразу: «группа лиц, объединенных общей работой, учебой или интересами - …»

- А наш класс можно назвать коллективом? Почему?

2. Подводит детей к выводу о степени сформированности дружеских отношений в классе. 

- Ребята, узнать тему нашего сегодняшнего урока вам нужно будет разгадать кроссворд. На основе ранее изученных тем, вы должны разгадать кроссворд.

  1. Школьный товарищ по классу, учащийся или учившийся в одном классе(одноклассник).
  2. Внимание, любопытство, проявляемое к кому-либо, чему-либо(интерес).
  3. Близкий приятель, человек, с которым можно проводить свободное время(друг).
  4. Позиция одного человека по отношению к другому, выражающаяся в признании его достоинств(уважение).
  5. Стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности(доброта).
  6. Группа учеников примерно одного возраста, посещающая все занятия вместе(класс).

- Ребята, какое слово у нас получилось?

- Отлично, молоды!

1. Отвечают на вопросы учителя.

- Коллектив.

- Наш класс можно назвать коллективом, потому что у нас есть совместная деятельность, мы решаем общие задачи и т.д.

2. Выполняют задание.

- Дружба.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Ребята, прочитайте стихотворение на экране:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

- Исходя из нашей беседы, подумайте и скажите, о чем же мы будем сегодня говорить?

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «мой класс – мои друзья».

- Давайте поставим цели урока:

Узнать…

Изучить…

- А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока, но только вот беда: все пункты плана перепутаны, давайте попробуем составить их в нужной последовательности:

1)Сделаем вывод о проделанной работе.

2) Познакомимся со способами налаживания дружеских отношений.

3)Будем читать рассказ «Ни за это ни за то».

- В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Читают стихотворение.

- О дружбе.

- Узнать о том, как появляется дружба в нашем классе.

  Изучить какую роль в коллективе играет каждый из нас.

1) Познакомимся со способами налаживания дружеских отношений.

2)Будем читать рассказ «Ни за это ни за то».

3)Сделаем вывод о проделанной работе.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

6 слайд

7 слайд

8 слайд

«Открытие детьми нового знания»

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Вспомните, что же обозначает слово «дружба»?

- Хорошо. В словаре Ожегова дано определение дружбе. Обратите внимание на экран, давайте прочитаем его.

- Давайте попробуем подобрать синоним к слову «друг».

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам всем побыть экспертами и обсудить стихотворение о дружбе О. Высотской «Ёжик». Давайте послушаем его.

(чтение делится на 3 части)

- Какое впечатление у вас сложилось о ежике – Сереже? (вопрос после первой части - Нет, мама будет волноваться!)

- Как бы вы поступили, узнав о жизни Сережи-ежика? (вопрос после второй части – Приходится Серёже)

- Хорошо, что ребята, пусть и не сразу, но узнали о трудной жизни Сережи и пришли ему на помощь. Что заставило колючего Ежика спрятать иголки?    

- А как изменился Ежик? 

- Ребята, как бы вы поддержали Серёжу? (вопросы после третьей части – Должны вы знать об этом!)

- Запомните, первое впечатление о человеке иногда может быть ошибочным, чтобы узнать человека, нужно с ним пообщаться.

- Внимательное, душевное отношение к другому человеку может подсказать, когда и как поступить. Главное, заметить неблагополучие во внутреннем состоянии человека. Это возможно лишь тогда, когда мы внимательны и отзывчивы к своим одноклассникам, т.е. умеем быть чуткими, т.е. умеем чувствовать другого человека. Это очень тонкое чувство. Оно бескорыстно, так как идет от души.

1. Выполняют задания, отвечают на вопросы.

- Дружба – это близкие отношения, основанные на доверии.

- Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

 - приятель, товарищ, одноклассник и т.д.

Слушают стихотворение.

- Серёжа закрытый, необщительный, ворчливый…

- Помогли бы ему.

- Он понял, что не все люди вокруг него злые.

- Стал открытым, доброжелательным.

- Мы бы предложили ему помощь по дому/ учёбе и т.д.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

9 слайд

10 слайд

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Организует первичное закрепление.

 - Сейчас вы поработаете в парах. Но для начала давайте повторим правила работы в парах:

Работа с рассказом «Ни за то и ни за это». С.71-72.

- Откройте учебник на страницах 71 – 72. В парах прочитайте рассказ «Ни за то и ни за это» и ответьте на вопросы: «Как Костя поступил в конце рассказа? Почему?». На это задание у вас есть 3 минуты.

- Пусть именно такое отношение станет девизом вашего класса. Пусть оно крепнет и дарит радость взаимного тепла.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

1. При разговоре смотри на собеседника.

2. Называй товарища по имени.

3. Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

4. Работать должны оба.

5. Один говорит, другой слушает.

6. Своё несогласие высказывай вежливо.

7. При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.

Читают и анализируют рассказ.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

11 слайд

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения.

Показ видеофрагмента с динамической паузой.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения из видеофрагмента

12 слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Взаимопроверка

1.Организует самостоятельную работу.  

 -Сейчас  вы  поработаете  самостоятельно.

У вас на партах лежат карточки.   Положите их перед собой.

- Соотнесите поговорки и пословицы с их значением. На это задание у вас есть 3 минуты.

Поговорки, пословицы: дружба дороже денег; один за всех, все за одного; старый друг лучше новых двух; не имей сто рублей, а имей сто друзей; без друга в жизни туго; человек без друзей - что дерево без корней.

Значения: дружба бесценна, настоящую дружбу нельзя купить за деньги; каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу; старые проверенные друзья никогда не предадут, а насколько будут верными новые друзья, еще не известно; дружба дороже богатства, денег. Деньги быстро потратятся, а друзья останутся навсегда. Хорошо иметь много надежных друзей; человеку сложно жить, если у него нет настоящего друга, который мог бы поддержать его в трудные моменты и разделить с ним радости жизни; друзья — это необходимый элемент жизни каждого человека, так же как корни необходимы дереву, чтобы расти, развиваться и крепко стоять на земле.

- Время подходит к концу, кто сколько успел сделать, заканчиваем.

- Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде.

- Если всё верно, то нарисуйте довольный смайлик, если одна-две ошибки – нейтральный смайлик, если больше двух ошибок, то грустный смайлик.

1.Выполняют самостоятельную работу.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

13 слайд

Включение в систему знаний, повторение

(5-6 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Организует работу класса на повторение теоретического материала.

2. Обобщает материал урока.

- Сейчас, я предлагаю вам в группах разгадать ребусы по сегодняшнему материалу. Выберите человека, который будет записывать ответы к ребусам. Группа, которая выполнит задание быстрее всех, поднимает руки и показывает свою готовность к ответу. Не забудьте, что работая в группах, мы придерживаемся определенных правил, давайте вспомним их:

После выполнения задания, выберите отвечающего человека, а остальные будут сверять свои ответы с группой, выполнившей задание раньше всех.

Слова, зашифрованные в ребусы: коллектив, друзья, дружба, доброта, доверие, помощь, поддержка, уважение, выручка.

C:\Users\Envy\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\kollektiv.jpeg

C:\Users\Envy\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\друзья.jpeg

C:\Users\Envy\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\druzba.jpeg

C:\Users\Envy\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\dobrota.jpeg

C:\Users\Envy\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\помощь_.jpeg

C:\Users\Envy\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\доверие.jpeg

C:\Users\Envy\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\поддержка_.jpeg

C:\Users\Envy\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\уважение_.jpeg

C:\Users\Envy\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\vyrucka.jpeg

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

  1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.

Вспоминают правила работы в группе.

1. Работай в группе дружно, помни  - вы одна команда.

 2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3.Не бойся высказывать своё мнение.

4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

5.Думай сам, а не рассчитывай на других.

6.Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

Разгадывают ребусы.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

22 слайд

Рефлексия деятельности

 ( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Что нового мы узнали?

-  Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы:

Я узнал, что…

Интересным для меня было…

Мне было сложно…

- Отлично. Спасибо за урок. Досвидания!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Тема урока: «Мой класс – мои друзья»

Цели:

-Мы узнали о том, как появляется дружба в нашем классе и какую роль в коллективе играет каждый из нас.

УУРД:

Оценивать свою работу

23 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)

Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...

Технологическая карта ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» 4 класс ( УМК: "Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры»")

Тема урока «Как христианство пришло на Русь» Тип урока:  урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о крещении Руси. Зада...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1.   познакомит...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Каждый интересен» (4 класс, УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под ред. А.И. Шемшуриной)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности.  Дидактические:1) дать представление о п...