Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема "Совесть"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема урока: "Совесть".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_orkse.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по предмету ОРКСЭ
(модуль "Основы светской этики")
4 класс
ТЕМА: «СОВЕСТЬ»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Скулкина Ирина Владимировна
с. Толька 2018 год
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для формирования ценностного мира ребенка; формирования понятий «совесть», «стыд», «раскаяние».
Задачи урока:
Обучающая: узнать значения, понятия и связь слов «добро», «зло», «совесть», «раскаяние», уметь анализировать свои поступки и делать выводы;
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть, а также развитие навыков совместной учебной деятельности;
Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», уметь анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы, понимать и уметь сопереживать чувствам других людей.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование осознанной необходимости нравственного поведения человека, обусловленного принятыми в обществе представлениями о совести;
- развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм.
Предметные результаты:
- усвоить понятия «совесть», «стыд», «раскаяние», «чувства», «воля»;
- объективно оценивать свои и чужие поступки;
- понимать значимость толерантного отношения к другим мнениям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД:
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текстах, таблицах, схемах и др.);
- должным образом перерабатывать полученную информацию: делать соответствующие выводы, устанавливая аналогии и причинно-следственные связи и принципы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других учеников: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- слушать других людей, рассматривать их точку зрения, относиться к ним уважительно, быть готовым изменить свою точку зрения;
- сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре, группе.
Ключевые понятия урока: добро, совесть, быть в ладу со своей совестью.
Оборудование:
- компьютеры с выходом в интернет, интерактивная доска, проектор, экран, цветные магниты, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация, музыкальный и видео материалы, игрушка для перехода «права слова», раздаточный материал для работы в группах (тексты, конверты с пословицами, справочный материал, цветные круги, таблички со словами, листы для групповой работы, ручки, фломастеры)
Дидактические материалы:
- Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник для 4 класса. – М.: Русское слово, 2012.
- А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Ход урока:
- Организационный момент:
Предложить детям разделиться на 4 группы по их желанию, рассадить группы на свои места, познакомить с так называемым «ведущим» урока – деревянная статуэтка китайского мудреца или любая другая статуэтка, например «Укол совести» (Статуэтка передается для предоставления слова от одной команды к другой по желанию).
Учитель: Здравствуйте. Рада видеть вас на уроке «Основы светской этики». Хочется, чтобы знания, которые вы получаете на уроках, не оставались мертвым грузом только в классе, но и помогали нам с вами в нашей дальнейшей жизни.
Чем больше знаем, тем больше умеем,
Тем больше опыта мы наберём.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас приведёт!
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми понятиями, которые составляют главные ценности нашей жизни. Давайте постараемся их вспомним, а для этого послушайте притчу или стихотворение:
Однажды предрассветною порой,
Три мудрых старика склонились надо мной,
И я спросила их, слегка поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
- Работаем в четверках. Напишите на листочках фломастерами. 1 минута на работу. Что вы считаете главное в человеке? Прочтите.
(Учащиеся перечисляют главные ценности: Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность.)
- Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким все же должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что же самое главное в человеке?
Сегодня мы постараемся найти на них ответы.
Учитель продолжает:
– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Высказывания детей.
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!
- Какие чувства испытывает человек, если у него тяжелое, подавленное состояние от осуждения окружающих за неправильное поведение, за невыполненный долг перед самим собой. Это ... (СТЫД и ВИНА)
- Какие качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, взаимных обид и упреков, даже мести. Это ... (ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО)
(На доске записаны слова на цветных карточках, дети показывают кружок нужного цвета; объясняют свой выбор)
Обобщение учителя:
Стыд и вина формируют СОВЕСТЬ человека. Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал, что "Честь есть внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь". Я думаю, что вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О СОВЕСТИ)
2.Формулирование темы, цели урока. Начало мыследеятельности.
Правильно, тема нашего урока СОВЕСТЬ.
- Ребята, а что вы хотели бы узнать на этом уроке? (Ответы детей)
(Что такое совесть? Как она формируется? Какая бывает совесть? И нужна ли совесть человеку? Что значат выражения "чистая совесть", "голос совести", "потерять совесть", "муки совести", «раскаяние» и др.)
Давайте попробуем разобраться в этих вопросах вместе.
III. Работа по теме урока.
- Углубление в тему урока.
Давайте узнаем, что такое совесть. Найдите определение совести в учебнике.
А как вы думаете, что такое совесть? Ученики дают свои варианты ответов.
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова, которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ»
(Учащиеся составляют из этих букв другие слова. Записывают на своих листочках).
СОВЕТ (совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы;
ВЕСТЬ (совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;
СЕТЬ (то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;
ЕСТЬ (совесть - это то, что есть у всех;
СВЕТ (совесть -это свет внутри нас;
ВЕС (совесть - это то, что имеет вес (значимость);
ВЕТО (то, что накладывает запрет на плохие поступки;
Обобщение учителя: Совесть - это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
А как объясняют понятие СОВЕСТЬ известные нам люди. Прочитайте цитату и попробуйте объяснить данное высказывание.
(Обсуждение в группах)
1 группа: Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце. (Пушкин А. С.)
2 группа: Совесть есть светило внутреннее, которое освещает человека, трогая нежно его душу, приводит ее в чувство. (Суворов А. В.)
3 группа: Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. (Цицерон).
4 группа: Смотреть на людей со сломанной совестью еще страшней, чем на избитых. (Ю.Фучик).
Работа над содержанием рассказа «Возмездие».
Учитель:
У совести есть одна особенность – она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить о былой неправде, что человек поступил не по совести». Я вам предлагаю прослушать рассказ Бориса Ганаго «Возмездие» и попытаться найти в нём подтверждение этим словам.
(Читает рассказ «Возмездие») Приложение №1
Понравился ли вам рассказ? А понравился ли вам главный герой? Почему?
Что хотите сказать? Достойный ли это поступок?
Дать время подумать. Выслушивается мнение детей.
Обобщение учителя: Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
- Закрепление новых знаний.
- Ребята, а как вы думаете: Переживания совести это положительные или отрицательные эмоции. Чего они больше приносят человеку пользы или вреда?
- Давайте заполним таблицу. За каждый положительный момент ставим плюс, за отрицательный – минус. (Учащиеся высказывают собственное мнение, заполняют таблицу).
(Во время работы дети приходят к выводу, что плохие поступки вызывают угрызения совести, а это очень неприятные переживания, которые могут привести к тяжелым последствиям, даже к болезни.)
Обобщение учителя:
- Что нужно сделать, чтобы совесть тебя не мучила, не приносила тебе вреда?
Каждый из нас может по ошибке или другой причине совершить нехороший поступок и единственный способ избавиться от угрызений совести – это попросить прощения, попытаться исправить последствия своего проступка. У верующих людей есть очень хороший обычай – искреннее раскаяние в своих грехах. Соблюдение этого обычая позволяет человеку жить со спокойной душой, осознанно относиться к своим поступкам.
Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – так гласит русская пословица.
Физкультминутка: (на песню М.Минкова, Ю. Энтина "Дорогою Добра).
Ребята вы отлично потрудились, давайте немного отдохнём и развеемся, чтобы нам еще более плодотворно поработать в конце урока.
А сейчас встаньте, и сделаем под музыку несколько упражнении
Самостоятельная творческая работа в группах с притчами.
А сейчас я предлагаю вам продолжить и для этого прочтите пожалуйста, предложенные каждой группе притчи. Может быть, они помогут нам разобраться в других вопросах урока.
Притча- это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл.
Работа с притчами. (В группах)
- Прочитайте притчу.
- Что вы почувствовали, что подумали, когда читали притчу? Расскажите о своих чувствах и мыслях.
1 группа. Совесть без муки.
(Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин))
Беседа по притче.
- Как поступит герой притчи? Ваше мнение.
- Почему он вернет кошелек хозяину?
- Что помогает человеку отличить добро от зла?
- Какая пословица подходит?
2 группа. Хозяин или слуга.
(Автор притчи: Александра Лопатина)
Беседа по притче.
- В каких строках мудрость? (Чтобы преодолеть препятствия, человеку нужна воля, разум)
- Какая пословица подходит?
3 группа. Совесть.
(Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин))
Беседа по притче.
- Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?
- Какая пословица подходит?
4 группа. Притча о покупки совести.
(Автор неизвестен).
Беседа по притче.
Можно ли купить совесть?
А где можно её взять?
Обобщение учителя: Голос совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. Совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных состояниях тревоги, страха, неудовлетворённости. Одним словом – болит душа. Чтобы у вас этого не было, давайте попробуем определить последовательность своих действий для решения вашей проблемы.
Проблемно-поисковая ситуация. Коллективная работа.
- Наступает мир с самим собой. (5)
- Ты размышляешь над тем, что совершил. (1)
- Эта мысль тебя преследует. (2)
- Ты исправляешь положение. (4)
- Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок. (3)
Просмотр и анализ нового материала.
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, в котором тоже говорится о совести. (Учащиеся смотрят мультфильм «Лунтик»)
Самостоятельная творческая работа в группах.
А теперь все представьте, что вы кинорежиссеры, режиссеры, сценаристы, писатели, театралы. Вам нужно создать свой мультфильм, рассказ, спектакль, о том, как совесть меняет человека. Попробуйте придумать свой сценарий событий и сюжета. Вы можете просто прочитать то, что у вас получится, а можно показать вашу историю в театрализованном виде.
(Работают в группах, сочиняют свои истории и форму их презентации.)
Презентация результатов творческой работы групп.
IV. Рефлексия. Оценка.
- Итак, вспомните цели урока. Выскажите свое мнение о том, насколько мы достигли поставленных целей. (Дети кратко анализируют достижение целей)
Обобщение учителя:
- Активно работали на уроке….
- Интересны были высказывания…
V. Итог. (Обобщение учителя):
Запомните! Бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.
Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!
Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
В мире столько всяческого зла.
Значит, надо помнить постоянно:
Никогда не поздно и не рано
Совершать хорошие дела.
И чтоб сердцу не было морозно,
Сколько бы ты бед ни натворил,
Никогда не рано и не поздно
Повиниться честно и серьезно
В том, что ты когда - то совершил. (Э. Асадов)
Учитесь слушать и слышать голос своей совести, и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки, не совершая новых. Ведь как гласит пословица: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна!»
VI. Домашнее задание.
1. Нарисуйте, как по-вашему выглядит совесть.
2. Подберите пословицы о совести.
Спасибо всем за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Борис Ганаго – известный детский белорусский писатель, автор и составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста, лауреат государственной премии в деле духовного возрождения Белоруссии, руководитель объединения литераторов – «Духовное слово». Борис Ганаго, уже более двадцати лет занимается воспитанием детей и юношей в традициях добра и нравственности. Его книги с удовольствием читают и взрослые и дети.
ВОЗМЕЗДИЕ
Данька считал, что ему всё можно. Запрещали ругаться – ругался, говорили кошек не мучить – камни в них кидал, малышей не обижать – замки их из песка растаптывал.
- Ох, и воздастся тебе, Данька! – предсказывали ему соседки-старушки. Он им в ответ рожицы строил, веря в безнаказанность.
Жил Данька рядом с кладбищем. Там многие воины, жизнь за нас отдавшие, покоятся. Их охраняют, как стражи, деревья высокие. Могилки цветами украшены. Тишина. Скамейки кое-где. Невольно мысли о предках, ушедших, о своих путях-перепутьях, о вечности приходят к тем, в ком душа пробудилась. У Даньки она ещё дремала – некрещёным был, без Ангела-хранителя обойтись пробовал. Вот и правил его мыслями некто…
Заметил Данька, что по вечерам к кладбищу стаи птиц слетаются: поспать, гнёзда свить, птенцов вывести. Утром галки разлетались.
Чем они ему помешали, кто знает? Чужая душа – потёмки. Только задумал он опять не доброе, будто кто диктовал ему, что делать. Смастерил Данька рогатку и стал галок подстреливать. Ему всегда всё сходило, а тут птицы заголосили, предупреждая, и громадной стаей над ним грозно пронеслись. Перепугался он, едва скрылся.
Галки его запомнили. Если этот охотник на улице появлялся, такой галдёж устраивали, что не только ему – прохожим жутковато становилось.
Пришло время уехать Даньке в другой город. На прощанье решил память о себе особую оставить, отомстить галдящим.
Как-то днём, когда птиц не было, добрался до одного гнезда и у маленьких галчат язычки вырвал. Надеялся, что и это ему сойдёт.
Переехал. Годы миновали. Повзрослел. Сам своё гнездо свил – женился. Прошлое, казалось, ушло в небытие. Только ребёнок у него почему-то немым родился. Почему? Долго переживал молодой папаша, но смысла в происшедшем не увидел.
Когда и второй сынок немым оказался, сна лишился. По ночам мучился, заснуть не мог. Закроет глаза, перед ним галчата безъязыкие клювиками хлопают или разъярённые галочьи стаи на него пикируют. Обращался к врачам. Но разве медики совесть лечат?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Совесть без муки.
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек.
Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин)
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
Хозяин или слуга.
Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:
— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?
— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.
— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — произнес учитель.
Автор притчи: Александра Лопатина
ПРИЛОЖЕНИЕ №4.
Совесть.
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание. Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце: - Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин)
ПРИЛОЖЕНИЕ№5
Притча о покупки совести.
(Автор неизвестен).
В далёкие, далёкие времена жили два соседа, назовем их богач и бедняк. И если посмотреть на первый взгляд, то видно, что у богача было всё: красивый дом, ухоженный сад, работники, хорошая одежда и еда. Но у него не было самого главного - СОВЕСТИ. Ему так все вокруг и говорили: « Нет у тебя совести».
А что же с бедняком?? Не дом, а лачуга; не сад, а трущобы; голодные жена и дети. Но вот совесть у него была. Окружающие его люди не могли нахвалиться: «Вот человек, у которого есть совесть».
И вот однажды богачу захотелось купить совесть. Но как? Он решил, что вся проблема в его деньгах, поэтому он решил всё продать, походить по свету и купить совесть. Много ли мало времени ходил богач, но ничего у него так и не вышло. В одной местности люди не слышали о совести ничего, в другой на его вопрос можно ли купить совесть, отвечали, что самим надо. Третьи, молча, провожали удивлённым взглядом. Поняв, что ничего у него с покупкой совести не выйдет, решил вернуться к себе на родину и узнать у бедняка, раз никто ему больше не мог помочь.
Придя к бедняку, он предложил все свои деньги, взамен на совесть. Бедняк улыбнулся, не взяв денег, ответил: "Совесть купить нельзя, её нельзя обменять, украсть, взять в аренду. Совесть можно только воспитать в себе, причём долгим усердием. Богач так и не понял, почему Бедняк, не взяв денег, открыл ему такой дорогостоящий секрет, который не открыл ему никто во всём мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Честь и достоинство"
Урок "Честь и достоинство" разработан для учащихся 4 - 5 классов. Сопровождается презентацией. На усмотрение педагога могут быть исапользованы фрагменты из художественных фильмов....
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока по теме «Что такое светская этика?» в рамках курса «ОРКСЭ» 4 класс
Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС НОО....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом
Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....
Конспект урока по предмету ОРКСЭ модуль "Светская этика"
Тема урока "Семья". Урок разработан для обучающихся 4 класса с целью расширить их представление о семье, сформировать понятие о семейной ценности и показать её значение в воспитании человека...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»
Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...