Методическая разработка урока "Дружба" курса "ОРКиСЭ". Модуль «Основы светской этики»
методическая разработка (4 класс) по теме
Материал содеожит разрабртку урока по курсу ОРК и СЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока "Дружба" курса "ОРКиСЭ". Модуль «Основы светской этики»
Чекрыжова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Модуль: «Основы светской этики».
Урок 14.
Тема: «Дружба».
Цель:
формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи:
- Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
- формировать умение аргументировать свою точку зрения;
- развивать умение обучающихся вести рассуждения;
- воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
Планируемый результат:
обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Ресурсы:
словарь Ожегова, ноутбук с экраном, сочинение «Мой друг», видео фильм-презентация «Моим друзьям!, цветные полоски, учебник А. Я. Данилюк «Основы светской этики».
Ход урока
I. Организационный момент.
– Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
II. Подготовка к восприятию нового материала.
– Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
III. Сообщение темы урока.
– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».
– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).
– Сегодня мы с вами мы выясним:
- Что такое дружба?
- Настоящий друг – кто он?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
- Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
IV. Работа над понятием «дружба».
а) беседа
– Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, названия фонтанов, есть даже орден Дружбы народов.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
(отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»)
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
б) работа с интерактивной доской
– Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.
Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.
– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)
в) работа с толковым словарем
– Дайте определение понятию дружба.
– Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)
– Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
– Собери пословицу из слов.
г) работа в группах
– О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
- Старый друг лучше …
- Друзья познаются в…
- Кто друга в беде покидает, тот сам в беду …
- Дерево живет корнями, а человек – …
- Друга – ищи , а нашел –…
- Человек без … ,что дерево без корня.
- Друг за друга держаться – ничего не…
- Кто друга в беде покидает, тот сам в беду …
д) работа с учебником
– Что дружеские отношения отличает от других отношений?
– Прочитайте ответ учебника на с 32-33 и сравните со своим ответом.
V. Работа над понятием «друг».
а) беседа
– В ходе подготовки к уроку вы писали сочинение на тему «Мой друг» (зачитываются отрывки из сочинений)
– Что свойственно дружеским отношениям? Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
– Для чего нужны друзья?
– Каждый ли человек может быть другом?
– А может ли дружба распасться? По каким причинам?
б) проблемная ситуация
– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (читает ученик)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
– Каким не должен быть настоящий друг?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
б) работа в группах
– Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
(Правила записываются на цветных клейких полосках и прикрепляются на доске на «дерево Дружбы»)
– Посмотрите, какое необыкновенное и красивое у нас дерево Дружбы. Посмотрите внимательно, что вы видите на стволе дерева? Это волшебная кнопка. Вы можете загадать желание, оно исполнится, но одно важное условие: вы должны сами выполнять правила, которые написаны на «листочках». Если что-то в отношениях с друзьями у вас не так, то следует над собой поработать. А потом вы можете подойти к дереву, чтобы ваше желание исполнилось.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
– Каких друзей нам хотелось бы иметь?
– А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
– Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
– Кого вам хочется поблагодарить за работу?
VII. Домашнее задание.
Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»
(Урок заканчивается просмотром фильма «Моим друзьям!»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").
Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Методическая разработка урока по теме «Совесть»(технологическая карта) по предмету ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики».
Методическая разработка урока "Совесть" (технологическая карта) предназначена учителям, преподающим курс ОРКиСЭ (модуль "Основы светской этики")...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест...

Методическая разработка урока по теме «Совесть». «Долг» (модуль «Основы светской этики»)
Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...