Мотивация учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте
статья на тему
Проблема мотивации относится к числу фундаментальных проблем педагогики и психологии.Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка.В этот период на смену старым интересам и мотивам приходят новые. Мотивы,относящиеся к учебной деятельности становятся более значимыми,чем игровые мотивы.Кроме того,следует отметить,что иерархическая структура мотивов постоянно изменяется от класса к классу. Поэтому, важно знать какие факторы влияют на формирование тех или иных мотивов учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте
Особенно важную роль в процессе обучения играет учебная мотивация, которая является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии[3].
Поступление в школу — это переломный момент в жизни ребенка. Ведущей деятельностью школьника становится учение, появляются новые системы отношений, новые обязанности и права [7]. Учебная деятельность,как и любая другая, всегда характеризуется мотивами. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. [3].
Все мотивы учебной деятельности могут быть разделены на две большие группы. Одна из них порождается самой учебной деятельностью: мотивы возникают в процессе учебной работы и непосредственно зависят от содержания и форм обучения. К ним относятся учебные и познавательные интересы, удовольствие получаемое от умственного напряжения и т.п.Другая категория включает мотивы, лежащие как бы за пределами учебного процесса. Такие мотивы могут быть как широко социальными(стремление школьника хорошо окончить школу) так и узколичными: мотивы связанные со стремлением к личному благополучию(например, желание получить хорошую оценку)[6].
Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
- познавательные мотивы
- социальные мотивы
Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
- широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.
- учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.
- мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний
Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:
- широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу.
- узкие социальные, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими.
- социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться анализировать способы, формы своего сотрудничества [4].
В системе мотивов,—пишет Л. И. Божович,—побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают одно из важнейших мест. Для сознания ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Следовательно, ребенок осознает общественную значимость учения [2].
Рассмотрим особенности мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Если в первом классе больше половины детей к учебной работе относятся положительно, то в третьем классе их количество сокращается до 40%. А наряду с неопределенным отношением появляется чисто отрицательное [7]. У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых. На вопросы о причинах, побуждающих к учению, преобладают следующие ответы: «учусь потому что нравиться учитель», «учусь потому, что хочу порадовать родителей». Первое время такая мотивация определяет добросовестное, ответственное отношение к обучению. В 1 и 2 классах оно не только продолжает сохраняться, но и усиливается, развивается. Постепенно отношение детей может измениться, многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя значительно падает. У школьников появляется интерес к мнению товарищей. Формируются коллективные отношения, и эмоциональное благополучие школьника начинает определяться тем, какое место он занимает в классном коллективе. Если в классе здоровое отношение к учебе, то слабоуспевающие ученики подтягиваются, начинают заниматься лучше. И наоборот[8].В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Интересы возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается [3].
Кроме этого, недостаточно только знать какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте, необходимо рассмотреть, как формируются те или иные мотивы учения. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в данном возрасте. В ходе осуществления учебной деятельности и социальных контактов у школьника должны возникать новые качества психического развития — психические новообразования. Здесь закладывается основа для становления школьника как субъекта своей мотивационной сферы [4].
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя[3].
Наметим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации: Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» [1] — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Второй путь — «снизу вверх» — состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы [4].
Таким образом, мы выяснили что у младших школьников большое количество различных мотивов, которые не могут поддерживать в течению длительного времени его учебную работу и постепенно теряют свое значение. Поэтому для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, учителю важно выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует развивать[5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев -М.:Просвещение,1976. - 157с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин - СПб.:Питер,2006. - 507с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1983. - 96с.
- Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик К.Т. Патрина - М.:Просвещение, 1976 . - 206с.
- Посысова Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Н.Н.Посысоева - М.: владос-пресс 2004. - 328с.
- Фридман Л.М. Психология детей и подростков / Л.М.Фридман - М.: Издательство института психиатрии,2004. - 478с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 855с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/04/picture-54956-1728040124.jpg)
Тема проекта: Коррекция мышления трудовой и экологической деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Вид осуществления распространения опыта: мастер-класс на республиканском семинаре от 22 октября 2010 года. Предлагает: учитель первой категории МОУ «АСОШ № 50» Кошляк Жанна Ивановна. (2 слай...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/11/picture-109638-1633958605.jpg)
Особенности внеурочной деятельности по физике с учащимися младшего школьного возраста
Каждый учитель физики сталкивается с проблемами умения читать графики, строить их, проводить несложные измерения когда к нему приходят семиклассники. Чтобы таких проблем возникало меньше мы решили про...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-303598-1412526866.jpg)
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/01/picture-1284694-1604232185.jpg)
Мотивация учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте.
Особенно важную роль в процессе обучения играет учебная мотивация, которая является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии.Поступление в школу — это переломный мом...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/30/picture-1509480-1706640140.jpg)
Исследовательская работа. Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня»
Исследовательская работа Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня» ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493761-1412703162.jpg)
Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте
Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности. Мотив...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493761-1412703162.jpg)
«Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте»
Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности. Мотивы развития речи в 1 и 2 классах не только продолжают сохраняться, но и усиливаются, развиваются. Поэтому это время самое...