Тематическое планирование по курсу "Подготовка к письму для детей 5-6 лет" в "Малышкиной школе"
календарно-тематическое планирование по теме
Данный материал служит рабочей программой по учебному курсу "Подготовка к письму детей 5-6 лет". Он рассчитан на 28 недель. Занятия осуществляются по учебным пособиям "Солнечные ступеньки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temat._plan._po_malyshkinoy_shkole.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В основу данного курса положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления, личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Особенностью программы является ее компетентностная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое.
Цель программы – успешная психологическая адаптация детей к условиям школы; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования; расширение форм дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад (так называемых неорганизованных детей), которые испытывают дефицит детского общения и не всегда получают необходимую подготовку к школе.
Основные задачи программы:
1. Обеспечить возможность единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ.
2. Формировать умения готовности детей к школьному обучению.
3. Создать условия для интеллектуального развития ребенка.
4. Формировать внутреннюю учебную мотивацию, другие мотивы учения.
5. Научить ребенка активно использовать свой опыт в приобретении основных навыков речевого развития, грамоты, чтения и математического восприятия в сжатые сроки.
6. Научить ребенка слышать и видеть учителя, сознательно воспринимать информацию на уроке и выполнять его требования.
7. Помочь родителям овладеть эффективными навыками помощи ребенку в процессе обучения.
Программа базируется на следующих принципах:
- непрерывности развития ребенка;
- общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
- развития творческих способностей у детей;
- развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
- развития и укрепления здоровья личности;
- развития духовно-нравственных убеждений личности;
- развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
- преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
- ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
- создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
- организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
- подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
- обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой, соответствует возрастным особенностям детей 5-6т лет и составляет основу для использования личностно-ориентированных и развивающих технологий.
Программа рассчитана:
количество часов в год - 28
количество часов в неделю -1
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Солнечные ступеньки». Серия «Рабочие тетради дошкольника» Подготовка к письму в 2-х частях.
Письмо и развитие мелкой моторики
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:
- недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальцев);
- однообразие, монотонность организации обучения;
- маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.
Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная система ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.
Цель работы – подготовить ребенка физически и психологически к освоению письма в школе.
Для достижения данной цели в процессе обучения предстоит решать следующие задачи.
1. Образовательные:
- формирование прочных навыков самостоятельного письма печатными буквами;
- ознакомление с прописными буквами;
- освоение основных элементов русского прописного письма.
2. Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев рук путем работы с карандашом, выполнение графических заданий, пальчиковых игр, штриховки и др.;
- создание условий для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворенности от работы;
- развитие абстрактного мышления детей, формируя навыки работы со знаками – символами;
- развитие мыслительных процессов детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое мышление, творческие способности.
3. Воспитывающие:
- воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;
- вызывать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
- вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно»;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.
В результате работы дети могут:
1. Обводить по контуру фигуры, простейшие сюжетные композиции.
2. Штриховать различными способами фигуры, сюжетные картинки.
3. Воспроизводить основные элементы русского прописного письма.
4. Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами.
5. Отвечать на вопросы педагога.
6. Задавать свои вопросы.
7. Подробно пересказывать текст по зрительной опоре.
8. Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок.
9. Выделять звук в начале слова.
10. Различать буквы и звуки.
11. Узнавать и называть буквы русского алфавита.
12. Соединять звуки в слоги.
13. Знать элементарные правила поведения в городе и природе.
14. Знать правила личной безопасности.
15. Знать о службах помощи.
16. Знать свой адрес, название страны, города.
17. Знать родственные отношения.
18. Знать о сезонных изменениях в природе.
Примерное календарно – тематическое планирование по курсу «Подготовка к письму для детей 5-6 лет.
№ | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||
1. | Подготовка к письму. Правильная посадка при письме. Обводка рисунка по пунктирным линиям. | ||
2. | Штриховка. Виды штриховки. | ||
3. | Обведение рисунка по контуру. Элемент волны. | ||
4. | Штриховка. Элемент волны. | ||
5. | Понятие верхней и нижней рабочей строки. | ||
6. | Наклонная линия. | ||
7. | Обведение по контуру ряда предметов. | ||
8. | Элемент «круг». | ||
9. | Элемент «с». Различная высота элементов. | ||
10. | Элемент «о». | ||
11. | Обводка по контуру. Штриховка. | ||
12. | Наклонная палочка. | ||
13. | Наклонная палочка с петлей. | ||
14. | Элемент «крючок». | ||
15. | Штриховка под наклоном. | ||
16. | Вертикальная штриховка. | ||
17. | Узкая рабочая строка. Прописывание элементов. | ||
18. | Маленькая и большая наклонные. | ||
19. | Письмо маленького и большого крючка в узкой строке. | ||
20. | Малый и большой овал. | ||
21. | Элемент «волнистая линия». | ||
22. | Петля ниже рабочей строки. | ||
23. | Элемент «с» и «с» обратное. | ||
24. | Элемент петля. | ||
25. | Безотрывное письмо. | ||
26. | Безотрывное письмо. | ||
27. | Штриховка рисунка. | ||
28. | Штриховка. Итоговый урок. |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения | Количество | Примечание |
1. Библиографический фонд. | ||
Серия «Рабочие тетради дошкольника» Подготовка к письму в 2-х частях, г. Киров 2013 год. | К | |
2. Технические средства обучения. | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок, магнитофон, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер, сканер, принтер лазерный. | Д | |
3. Экранно-звуковые пособия. | ||
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы курса | Д | |
4. Печатные пособия. | ||
Репродукции картин, различные картинки и фото с видами штриховок. | Д | |
5. Оборудование класса. | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев, стол учительский, шкафы для хранения учебников, тетрадей, таблиц, держатели для таблиц. | К Д |
Литература
1. Серия «Рабочие тетради дошкольника» Подготовка к письму в 2-х частях, г. Киров 2013 год.
2. Интегрированный курс подготовки дошкольников. Серия «Готовимся к школе». Авторы – составители Н.Я. Завьялова, Е. В. Лукина и др. Волгоград 2004 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование на 2010 – 2011 уч.год во 2 классе. Школо России.
Календарно – тематическое планирование на 2010 – 2011 уч.год во 2 классе по предметам: Метематика - «Школа России». Литературное чтение - «Школа России». Окружающий мир - «Школа России». Технол...
Календарно- тематическое планирование по курсу "Тамбовские писатели- детям"
Развёрнутое календарно- тематическое планирование по курсу "Тамбовские писатели- детям" в 3 классе....
Тематическое планирование к программе по подготовке детей к школе
Тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование по «Окружающему миру» для детей с ОВЗ 7 вид 2 класс
Календарно - тематическое планирование по "Окружающему миру" длядетей с ОВЗ VII вид. 2 класс...
Календарно - тематическое планирование по "Окружающему миру" для детей с ОВЗ (VII вид) 2 класс
Календарно - тематическое планирование по "Окружающему миру" для детей с ОВЗ (VII вид) 2 класс...
Календарно - тематическое планирование по "Литературному чтению" для детей с ОВЗ (VII вид) 2 класс
Календарно - тематическое планирование для детей с ОВЗ...
Календарно-тематическое планирование по физической культуре для детей с РАС - вариант 8.3.
Аннотация к рабочей программе для дисциплины «Физическая культура».Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образователь...