Урок ОПК Христианин в труде
план-конспект урока (4 класс) по теме

Бубнёнкова Людмила Николаевна

Урок познакомит детей с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека. Заставит задуматься над тем, что в христианстве труд воспринимается как дар Божий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_29.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

1. . ФИО автора

Бубнёнкова Людмила Николаевна

 2 Место работы

МКОУ «Средняя школа №3» г Сухиничи

 3. Предмет

ОПК

4 Тема урока

Христианин в труде

 5 Название учебника

А В Кураев «Основы православной культуры»

6 Цель урока

 закрепить представление о труде как основополагающем задании Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир.

7 Задачи

Обучающая: познакомиться с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека;

 Развивающая: осознать, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку: что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя

Воспитывающая: усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека

8 Оборудование

иллюстрации, рабочие тетради, раздаточный материал (карточки), проектор, компьютер, книжная выставка

Ключевые понятия урока: райский сад, мудрость, трудиться в поте лица.

Внеурочная деятельность: экскурсия в Клыково, трудовой десант, проект «Профессии наших родителей»

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, выборочное чтение, самостоятельная работа с учебником, как источником информации, творческая работа, устный рассказ на тему

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, —

Золотых, стальных, алмазных, —

Нет священней слова: «труд»!

В.Брюсов

Ход урока

1 Организационный момент.

Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья- то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.

- Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас

 2 Опрос по пройденнму материалу.

-На прошлом уроке мы говорили с вами о защитниках Отечества

Блиц-опрос

-Какая война называется справедливой? (оборонительная)

-Чьи это слова: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Иисусу Христу-цитата из Евангелия)

-В каком году французский император Наполеон привел свою армию в Россию? (1812)

-Справедливой ли была Отечественная война 1812 года для России?

-Какое событие произошло в 1380 году? (Куликовская битва)

-Какой князь возглавил русские полки и  дал отпор монголо-татарам в 1380 году? (Дмитрий Иванович Донской)

-Каких монахов благословил Сергий Радонежский на битву с врагом?

-Почему князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским? (за победу на -Куликовом поле)

-Почему воин-христианин не боится смерти? (верит в бессмертие души)

             

3 Целеполагание

Рабочая тетрадь Задание 2.

- Прочитай стихотворение поэта Николая Заболоцкого.

Не позволяй душе лениться!

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!


Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.


А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.


Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

- Как вы понимаете выражение « Душа обязана трудиться»? О каком труде идет речь?

- А какой еще бывает труд? (Физический)

-  Предположите, какова будет  тема нашего урока.

4 Работа с учебником

-Прочитайте название темы урока в учебнике. С 92

- Прочитайте вопросы из рубрики «Вы узнаете»

5 Работа над новым материалом

Работа в парах по карточкам:

1 Почитайте текст на с 92

 2 Ответьте на вопросы:

- Какие заповеди получили первые люди от Творца? Расскажите об этом товарищу по парте .

- Что такое пост? Обсудите в паре, можно ли  это слово сопоставить с военным термином, связанным с охраной какого-либо объекта? Какой «объект» в этом случае охраняется? (Пост – это ведь еще внутренняя сосредоточенность, готовность дать отпор врагу – собственным грехам и страстям).  Запишите новое слово в словарик

- В чем грех первых людей?

6 Проверка понимания прочитанного текста

- Выборочное чтение

-Могли ли первые люди  вкушать плоды с древа познания?

- Что должен был сделать человек, прежде, чем вкусить плоды?

-Какой путь он предпочел? Как вы думаете, почему? (Потому, что он предпочел более легкий путь)

- Послушайте стихотворение:

«Завтра! Завтра! Не сегодня!» -
Так ленивцы говорят. –
«Завтра всё я сделать рад.
Хоть в день праздника Господня!
А сегодня отдохну,
Завтра свой урок начну.
Завтра не хочу лениться!
Завтра – надо потрудиться!
Б.Фёдоров.
- Что вы можете сказать о герое этого стихотворения? ( Таких людей называют лентяями)

- О труде люди придумали немало пословиц. Прочитайте пословицы. На какие две группы вы бы  их поделили? Почему? Одни пословицы говорят о пользе труда, другие пословицы придумали лентяи)

Больше  дела  - меньше слов

От работы не будешь богат, а будешь горбат.

Глазам страшно, а руки делают.

Работа не волк, в лес не убежит

Торопливый, дважды одно дело делает.

Без труда нет плода.

Муравей  невелик, а горы копает.

Кто ленив с сохой, тому все год плохой.                                                              

-Разделите пословицы на группы. Пословицами какой группы вы будете пользоваться в своей жизни?

7  Физпауза Зарядка для глаз

8 Продолжение работы над новым материалом


- Итак, по рассказу Библии, самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. Такой странный замысел попробовали реализовать первые люди. И это кончилось бедой. Именно с этой поры люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.
Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в нашу жизнь необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего».
 - Совсем рядом с нашими Сухиничами есть монастырь, в котором жила и закончила свой земной путь матушка Сепфора. Она много работала днем, а ночью так мало спала, что «и лапотков порой не снимала».

- На прошлом уроке мы говорили о Сергии Радонежском. Посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте ее название. Эти люди работали «в поте лица своего».  Как вы понимаете это выражение?

 - Ваши родители тоже много трудятся. Когда мы работали над проектом «Профессии наших родителей», мы узнали, где они трудятся. Заканчивается их рабочий день, когда они приходят домой? Чем им приходится заниматься?

- Какую помощь вы можете им оказать?

Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных

9 Работа с учебником

- Может ли труд быть вреден?

- Прочитайте второй абзац на с 93

-  Определите, какой труд вреден для человека?

- Комментированное чтение  учебника стр.93 .

-  Коллективное обсуждение проблемы.

Составим два синквейна, в которых отобразим основные качества полезного и вредного людям труда. Пользуйтесь текстом учебника.

Работу выполним, разделившись на две группы.

(Примерные синквейны)

Труд

Честный, усердный

Созидает, славит Бога, закаляет

Приносит пользу людям

Лекарство от лени

Труд

Низкий, бесчестный

Обогащает, не приближает к Богу, вредит

Приносит боль и вред людям

Разрушает душу

10 Закрепление

-Какие заповеди получили первые люди от Творца?

-Что такое пост?

-В чем грех первых людей?

-Почему человек должен трудиться?
- Каким бывает труд?
--Какой труд важнее?

- Всякий ли способ зарабатывания денег хорош для христиан?

- Обязательно ли надо помогать ближним?

11 Домашнее задание. Задание 1 в тетради

Подумать, что значит выражение «работать на совесть»?

12  Рефлексия.

 Продолжите фразу:

- Теперь я знаю …

- Теперь я умею …

- Теперь я буду …

- Теперь я не буду …

Источники:

А.В. Кураев Полный текст учебника «Основы православной культуры»

А.В. Кураев Методические материалы к учебнику «Основы православной культуры»

Учебник «Основы православной культуры»

Литература:

Книга Бытия, 11 глава.

Прот. Серафим Слободской. Закон Божий.

Стихотворение поэта Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ "Христианин в труде"

Методическая разработка предназначена   для изучения темы «Христианин в труде» по предмету ОРКСЭ,  частично можно использовать  как  внеклассное мероприятие по духовно -...

Проект урока по ОРКСЭ "Христианин в труде"

На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда для человека....

Презентация и урок по ОРКСЭ "Христианин в труде"

Основные термины и понятия: пост, первые грехи, труд во благо, напрасный труд....

Работа с притчей в рамках курса ОРКСЭ. Фрагмент урока "Христианин в труде".

Работа с притчей является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ. Притча помогает раскрыть для обучающихся пространство религиозной культуры, поникнуть в смысл символического яз...

Урок №29 Христианин в труде. ОРКСЭ 4 класс. Основы православной культуры

Урок №29 Христианин в труде. ОРКСЭ 4 класс. Основы православной культуры. Учебник Кураев А. Основы православной культуры....